Статья Проблема считываемости невербального кода в изображении персонажа художественного произведения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Данная статья опубликована: «Проблема считываемости невербального кода в изображении персонажа художественного произведения (по данным психолингвистического эксперимента)// Актуальные проблемы филологии: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых. Вып. 13. Екатеринбург, 28 апреля 2016 / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. С. 186-191.


С.В. Махнева

Проблема считываемости невербального кода в изображении персонажа художественного произведения (по данным психолингвистического эксперимента)


Аннотация: В данной статье описан проведенный нами психолингвистический эксперимент, для которого была выбрана методика заполнения текстовых лакун. Нами подробно описана выбранная экспериментальная методика: учащимся 9 класса было предложено прочитать отрывки из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», вставляя в пропуски слова, обозначающие невербальные сигналы в поведении героев. В статье представлены этапы проведения самого эксперимента, который предполагал определить степень считываемости невербальных сигналов, приведены примеры отрывков с интерпретацией результатов. Данный эксперимент показал низкую степень считываемости невербальных сигналов в поведении героя художественного произведения учащимися в опоре на контекст. Большинство ответов продемонстрировали абсолютную несчитываемость этих сигналов. Экспериментальная гипотеза частично подтвердилась.

Ключевые слова: психолингвистический эксперимент, методика заполнения тестовых лакун, невербальный код, деформация сообщения.

Аbstract: This article describes psycholinguistic experiment that we made, we chose the method of filling the gaps of the text. We have described the selected methodology: 9th grade students were asked to read passages from the works of MJ Lermontov "Hero of Our Time", inserting missing words for non-verbal cues in the behavior of the characters. We described stages of the experiment, which is intended to determine the degree of readability of non-verbal signals, we gave examples of passages to the interpretation of results. This experiment showed a low degree of readability of nonverbal signals hero of art students in reliance on the context. Most of the answers are absolutely unreadable. The hypothesis is partially confirmed.

Keywords: psycholinguistic experiment, test method of filling gaps, nonverbal code, deformation message.


Составляющим элементом любой речевой коммуникации наряду с собственно речевым знаком является невербальный сигнал.

Невербальное общение- это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств,
невербальные и кинетические средства общения (от греч.
kinesis- «движение»): выражение лица, мимика, жесты, позы - сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях заменяют слова и выступают как средство передачи информации [Леонтьев 1997; Зимняя 2001].

Мы прибегаем к невербальной коммуникации в повседневной жизни, когда нам фактически не хватает слов для выражения наших мыслей и чувств. В художественных произведениях невербальные средства используются авторами для более полной характеристики своих героев [Белянин 1999; Фрумкина 2001].

В данной статье описан проведенный нами психолингвистический эксперимент, для которого был выбран метод вероятностного прогнозирования, а именно одна из его методик - методика заполнения текстовых лакун. Сущность методики заключается в следующем: речевое сообщение деформируется перед предъявлением испытуемым. Деформация сообщения заключается в пропуске некоторых слов в предложении. Для проведения эксперимента нами использованы текстовые фрагменты из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в которых представлено вербальное описание различных невербальных сигналов.

Сущность данной методики состоит в деформации речевого сообщения и последующем его предъявлении испытуемым для восстановления. Условием, обеспечивающим возможность восстановления разрушенного сообщения, служит принцип избыточности речевого сообщения, обеспечивающий даже при наличии помех более или менее адекватное понимание как устной, так и письменной речи. Данные экспериментов по методике заполнения текстовых лакун позволяют не только сделать выводы в отношении текстов и механизма их восприятия, но и быть диагностическим средством речевого и неречевого поведения испытуемых [Гридина 2012: 13].

Целью нашего эксперимента было определение степени считываемости невербальных сигналов героя художественного произведения учащимися в опоре на контекст.

Испытуемым предлагалось прочитать отрывки из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», вставляя в пропуски слова, обозначающие невербальные сигналы в поведении героев. Время было ограничено, на выполнение задания отводилось 10-15 минут. Всего нами были опрошен 21 человек. Все испытуемые — учащиеся 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №4 г. Богданович.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: степень считываемости невербального кода в изображении героя художественного (реалистического) произведения будет зависеть от ряда факторов, влияющих на его восприятие (опыт литературоведческого анализа художественных произведений, эстетический вкус, личный опыт невербального общения между людьми и даже словарный запас). Всего было взято 11 отрывков, в каждом из которых было пропущено 1-2 слова, репрезентирующих невербальное поведение героев (невербальные сигналы относятся к оптической и аудиальной сенсорным системам).

Рассмотрим некоторые фрагменты, предложенные учащимся (выделенные слова были пропущены в анкетах испытуемых).

  1. Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… [Лермонтов 1989: 148].

  2. Старик нахмурил брови… Он был печален и сердит, хотя старался скрыть это [Лермонтов 1989: 75].

  3. Лицо её было покрыто бледностью, изобличавшей волнение душевное… [Лермонтов 1989: 87].

  4. но только что завидела меня, она стала хохотать (очень некстати), показывая, будто меня не примечает [Лермонтов 1989: 118].

  5. Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать - и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться в истине [Лермонтов 1989: 120].

В первом фрагменте все испытуемые дали правильный вариант выражения эмоционального состояния «стыд» для героя романа Грушницкого, написав «покраснел», что говорит о наличие связи между эмоциональным состоянием и невербальным проявлением героя.

Во втором отрывке при расшифровке невербального сигнала выявлена абсолютная степень считываемости у 7 респондентов, неполная считываемость у 9 респондентов, которые дали следующие ответы: нахмурился. Это указывает на связь между невербальным проявлением героя и его эмоциональным состоянием. Абсолютное несчитываемость невербального сигнала наблюдается в 5 ответах: был печален (1), опустил глаза (1), был угрюм (1), был зол (1), видел что (1).

В третьем отрывке все ответы респондентов демонстрируют абсолютную несчитываемость при расшифровке невербального сигнала, не имеют никакого отношения к исходному тексту. Испытуемыми были даны следующие ответы: несчастно (1), напряженное (1), грустным/грустное (4), нервное (1), в лёгком недоумении (1), красное (3), печальное (1), задумчивое (2), светло (1), смущенное (1), прекрасно (2), беспокойно (1), понятное (1), расслабленное (1).

В четвертом отрывке 5 респондентов дали относительно верный ответ: весела (4), улыбаться (1); а остальные ответы абсолютно несчитываемые: грустна (3), отворачиваться (4), грубой (1), холодна (1), опускать глаза (2), опечалена (1), кричать (1), грустить (1), игнорировать (1), мрачная (1).

В пятом отрывке 5 респондентов дали относительно правильный в расшифровке авторского невербального сигнала ответ: покраснел (5); а 16 ответов показывают абсолютную несчитываемость при восстановлении исходного невербального сигнала: опечалился (1), застыл (1), улыбнулся (1), замолчал (1), ответил (1), повернулся (1), опустил глаза (1), сказал (2), присел (1), загрустил (1), нахмурился (1), поник/ сильно поник (2), опечалился (1), испугался (1).

Так, данный эксперимент показал низкую степень считываемости отдельных невербальных сигналов в поведении героя художественного произведения учащимися в опоре на контекст. Большинство ответов демонстрируют абсолютную несчитываемость при определении смысла невербальных сигналов.

Интерпретация экспериментальных данных показывает основные причины абсолютной несчитываемости невербальных сигналов, представленной в ответах учащихся:

  • недостаточный опыт литературоведческого анализа литературных произведений;

  • отсутствие эстетического вкуса;

  • ограниченный объем словарного запаса;

  • недостаточность личного опыта учащихся в невербальном общении с другими людьми.

Таким образом, методика заполнения текстовых лакун как экспериментального метода для выявления значения невербального кода в изображении персонажей художественных произведений оказывается продуктивной в процессе литературного образования современных школьников.

Системное обращение к рассмотрению невербальных средств общения героев других произведений на уроках литературы повышает мотивацию учащихся к осмысленному прочтению этих произведений [Куцая 2009]. На наш взгляд, понимание внутреннего мира героев художественного произведения, их чувств, переживаний способно привести учащихся к собственным размышлениям, а также установлению диалога и полилога на уроках литературы.

Литература

  1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

  2. Гридина Т.А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопораждения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – Вып. 10.

  3. Гридина Т.А. Языковая игра в художественном тексте: [Текст] Монография / Т.А. Гридина. – 3-е изд., испр. и доп.; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013.

  4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001

  5. Куцая Ж.Н. «Витальные» жесты толстовских героев (по роману «Война и мир») // [link]