Муниципальное казенное учреждение
«Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодежи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № _____
от «____» _________ 20___г.
Согласована
методическим советом
_______________/Н.К. Дудина
Протокол № ______
от «____» _________ 20___ г.
Утверждаю: Директор МБОУ «Первомайская средняя
общеобразовательная школа»
____________ М.Ю. Беляева
Приказ № ______
от « ___ » ____________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 класс
2015-2016 учебный год
Составитель:
Дудина Надежда Константиновна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
С. Первомайское 2015
Содержание рабочей программы
1. 2.
Паспорт рабочей программы……………………………………………………..
Пояснительная записка…………………………………………………………….
- обоснование выбора УМК……………………………………………………………………..
- цель и задачи обучения предмету …………………………………………………………….
- формы и методы, технологии обучения………………………………………………………
- формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения…………………….
- содержание курса………………………………………………………………………………
3
4
5
7
8
9
3.
Учебно-тематический план………………………………………………………..
13
4.
Критерии оценки…………………………………………………………………...
14
5.
Требования к уровню подготовки выпускников…………………………………
18
6.
Календарно-тематическое планирование ………………………………………..
22
7.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы……………………………………………………….………………….
20
8.
Лист корректировки рабочей программы...............................................................
33
1. Паспорт рабочей программы учебного предмета
(литература)
Тип программы: рабочая программа основного общего образования
Статус программы: по литературе для учащихся 8 класса
Назначение программы:
-для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников МБОУ «Первомайская СОШ» рабочая программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-для администрации МБОУ «Первомайская СОШ» рабочая программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 8 класса МБОУ «Первомайская СОШ»
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, (итоговая контрольная работа)
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Основной образовательной программы МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РФ».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 в редакции от 28.05.2014
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования, реализующих программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 1312 в редакции ред. от 01.02.2012 г. № 74.
Учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Примерной и авторской программы основного общего образования по литературе: Литература, 8 класс: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной - М.: «Просвещение», 2008.
Обоснование выбора УМК: Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы: учебник В.Я. Коровиной Литература 8 класс в 2-х частях: М.: Просвещение, 2015. соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год. Программа по Литературе, авторов: В.Я Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина соответствует выбранному учебнику. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Сохраняет преемственность с программой начальной школы, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Программа под редакцией В.Я. Коровиной направлена на формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра – три возрастные группы (5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс).
Учебный предмет «Литература» занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач «Федеральной программы развития образования» является «усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе».
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Цель и задачи обучения предмету:
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, культуроведческая, общекультурная компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.
Культуроведческая компетенция – осознание литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики дисциплины, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
Формы и методы, технологии обучения:
нетрадиционные формы уроков, деловые и ролевые игры, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки, беседы, лекции, семинары, выступления учащихся с сообщениями, докладами, рефератами, выразительное чтение прозы и стихов, художественный пересказ, сжатое и подробное изложение прочитанного, составление библиографии к теме, инсценирование эпизодов, иллюстрирование эпизодов, самостоятельное написание стихотворений на различные темы, мультимедийные уроки и др.
Общая характеристика организации учебного процесса: для достижения цели и задач по предмету использую инфомационно-коммуникативные технологии, технологии ЛОО, системно-деятельностный подход.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
методы: визуальный (наглядно-иллюстративный), вербальный (информирование, объяснение, обсуждение), практический, грамматико-переводной, проектный, интерактивный, метод контроля/самоконтроля;
формы: групповая, индивидуальная, коллективный способ обучения, в парах;
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля знаний: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль выполнения задач обучения фактически проводится на каждом занятии (проверка понимания прочитанного, прослушивание устных сообщений и т.п.). Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), так и лексические, грамматические навыки школьников.
Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер и проводиться в форме заданий со свободно конструированным ответом.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Проверке главным образом подвергаются умения во всех видах учебной деятельности.
Инструментарий для оценивания результатов:
Устные ответы (фронтальный и индивидуальный опрос);
Самостоятельная работа;
Словарный диктант;
Тестирование с вариантами ответов;
Опрос при помощи системы карточек;
Выполнение учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела с помощью тестовых заданий;
Подготовка творческих работ и их презентация учащимися;
Рефлексия и самоконтроль.
При проверке рецептивных коммуникативных умений (чтение и аудирование) предпочтение отдается тестовому контролю. Продуктивные коммуникативные умения (говорение и письмо) могут проверяться с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном или с помощью обычных коммуникативных заданий, снабженных указанием на возможное число баллов в качестве инструментов оценивания.
Уровень государственного стандарта можно считать достигнутым при выполнении учащимися не менее 60 % тестов и зданий.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Пересказ текста (выборочный, подробный, сжатый, художественный).
Творческая работа (развитие речи: отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку, словесное рисование).
Тест.
Устное монологическое высказывание на заданную тему.
Выразительное чтение текста (диктором, наизусть).
Письменный анализ лирического произведения.
Письменный анализ эпизода.
Характеристика героя произведения (портретная, сравнительная).
Написание творческих работ – стилизаций под литературные произведения жанров загадки, сказки, повести, рассказа, стихотворения.
Мультимедийная презентация.
Основные виды устных и письменных работ
(5—9 классы)
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображае-
мых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до-
кладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
П и с ь м е н н о : развернутый ответ на вопрос в связи
с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением
и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев
или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме
курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
Оборудование – ноутбук, Интернет, диски, экран, репродукции картин, портреты писателей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме.
Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз».
Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (начальные представления), Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов.
Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики.
Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя.
Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и
образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России»
(Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и
«миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежд, а согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий.
Противоречие между сословиями и внутри сословий.
Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория л и т е р а т у р ы . Художественная деталь.
Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.
Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.
Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.
Изображение негромкого героизма тружеников тыла.
Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих
свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»;
Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская
атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»-, Н. Заболоцкий. «Вечер на
Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок);
3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть») Дон-Аминадо. «Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница
лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер
изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства
героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
3. Учебно-тематический план
Дата (по плану)
1
Введение.
1
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2
Устное народное творчество
2
3
Древнерусская литература. Из «Жития Александра Невского».
2
Из русской литературы
18 века. Денис Иванович Фонвизин.
3
урок Р/Р
4
Из русской литературы
19 века.
33
Иван Андреевич Крылов
Кондратий Федорович Рылеев.
Александр Сергеевич Пушкин.
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Николай Васильевич Гоголь.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя
Николай Семенович Лесков.
Лев Николаевич Толстой.
Антон Павлович Чехов
2
1
10
4
7
3
1
3
2
урок Р/Р
урок контроля
урок Р/Р
урок Р/Р
урок Р/Р
урок контроля
6
Из русской литературы 20 века.
20
Иван Алексеевич Бунин. Александр Иванович Куприн.
Александр Александрович Блок.
Сергей Александрович Есенин.
Иван Сергеевич Шмелев.
М. Зощенко. Тэффи.
Михаил Андреевич Осоргин.
Контрольная работа
Журнал «Сатирикон»
Александр Трифонович Твардовский.
Андрей Платонович Платонов.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Виктор Петрович Астафьев.
Р/Р Классное сочинение
Русские поэты о Родине, родной природе
1
2
2
2
1
1
1
1
3
2
1
1
1
1
урок Р/Р
урок Р/Р
урок контроля
урок Р/Р
урок Р/Р
7
Из зарубежной литературы.
5
8
Итоговый тест.
2
Урок-зачет Тестирование
9
Резерв Прочитайте летом.
1
Всего часов:
70
4. Критерии оценки:
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 50 – 77 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата. В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.
Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.
Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.
Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.
Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
Критерии оценки презентаций, выполненных учащимися к уроку
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)
I. Дизайн и
мультимедиа-
эффекты
1. Цвет фона плохо
соответствует цвету
текста
2. Использовано более
4 цветов шрифта
3. Некоторые
страницы имеют
свой стиль
оформления
4. Гиперссылки
выделены
5. Анимация
дозирована
6. Звуковой фон не
соответствует
единой концепции,
но не носит
отвлекающий
характер
7. Размер шрифта
средний
(соответственно,
объём информации
слишком большой
— кадр несколько
перегружен)
информацией
8. Ссылки работают
1. Цвет фона хорошо
соответствует цвету
текста, всё можно
прочесть
2. Использовано 3 цвета
шрифта
3. 1-2 страницы имеют
свой стиль оформления,
отличный от общего
4. Гиперссылки выделены
и имеют разное
оформление до и после
посещения кадра
5. Анимация присутствует
только в тех местах, где
она уместна
6. Звуковой фон
соответствует единой
концепции и привлекает
внимание зрителей в
нужных местах именно
к информации
7. Размер шрифта
оптимальный
8. Все ссылки работают
1. Цвет фона гармонирует
с цветом текста, всё
отлично читается
2. Использовано 3 цвета
шрифта
3. Все страницы
выдержаны в едином
стиле
4. Гиперссылки выделены
и имеют разное
оформление до и после
посещения кадра
5. Анимация присутствует
только в тех местах, где
она уместна и усиливает
эффект восприятия
текстовой части
информации
6. Звуковой фон
соответствует единой
концепции и усиливает
эффект восприятия
текстовой части
информации
7. Размер шрифта
оптимальный
8. Все ссылки работают
Содержание
1. Содержание
включает в себя
элементы научности
2. Иллюстрации
(графические,
музыкальные,
видео) в
определенных
случаях
соответствуют
тексту
3. Есть
орфографические,
пунктуационные,
стилистические
ошибки
4. Наборы числовых
данных чаще всего
проиллюстрированы
графиками и
диаграммами
5. Информация
является актуальной
и современной
6. Ключевые слова в
тексте чаще всего выделены
1. Содержание в целом
является научным
2. Иллюстрации
(графические,
музыкальные, видео)
соответствуют тексту
3. Орфографические,
пунктуационные,
стилистические ошибки
практически
отсутствуют
4. Наборы числовых
данных
проиллюстрированы
графиками и
диаграммами
5. Информация является
актуальной и
современной
6. Ключевые слова в
тексте выделены
1. Содержание является
строго научным
2. Иллюстрации
(графические,
музыкальные, видео)
усиливают эффект
восприятия текстовой
части информации
3. Орфографические,
пунктуационные,
стилистические ошибки
отсутствуют
4. Наборы числовых
данных
проиллюстрированы
графиками и
диаграммами, причем в
наиболее адекватной
форме
5. Информация является
актуальной и
современной
6. Ключевые слова в
тексте выделены
5. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия; базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
- видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной.- М: Просвещение, 2012
Мультимедийные пособия
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература
для учащихся:
З.Я. Рез. Лермонтов в школе.
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. М.: 2000
А.А. Крундешев. Как работать над сочинением. С-Пб., 1992.
Русское народное поэтическое творчество под ред. А.М. Новикова, М.: 1978.
На подступах к риторике: 8-10 кл./ Сост. В.Я.Коровина.- М.,1996.
Хрестоматии: Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл./ Сост. О.В.Творогов.-М.: Просвещение,2002.
Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл./Сост. В.И.Коровин, В.Я.Коровина. - М.:
Русская литература XIX века: Первая половина. В 2 ч./Сост. Л.Г.Ленюшкина, Д.Г.Терентьева. – М.: Просвещение, 2001.
Русская литература XIX века. Первая половина: Хрестоматия историко–литературных материалов / Сост. И.Е.Каплан, П.Г.Пустовойт. – М.: Просвещение,1998.
Русская литература XIX века: Вторая половина. Хрестоматия. В 2 ч. /Сост. В.П.Журавлев. – М.: Просвещение, 2002.
Русская литература XIX века. Вторая половина: Хрестоматия историко–литературных материалов /Сост. И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев.–М.: Просвещение, 2001.
Наш XIX век /Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин. – М., 1996.
Cловари:
Русские писатели XIX- начала XX века: Библиографический словарь/ под ред. Н.Н.Скатова.- М.: Просвещение,1995.
Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2ч./ Под ред. П.А.Николаева.- М.: Просвещение, 1996.
А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь/ под ред. В.И.Коровина.- М.: Просвещение,1999.
Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение,2002.
Для учителя:
С.М. Анихина, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 8 класс М.: «Вако», 2003, 304с.
Ж.Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 8 класс: Пособие для учителя – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001-192с.
Литература 5-9 кл.: развернутое тематическое планирование/ сост. О.А. Арисова и др. – Волгоград: учитель, 2008-205с.
- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.- 496 с.: ил. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).
Использование интернет –ресурсов :
http:/www.1september.ru
http:/www.internet-scool.ru
[email protected]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
п/п
№
урока
по теме
По плану (неделя)
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Оборудование
формы и методы
1
1
1 четверть
с 01.09. по 05.09.2015
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
1
Мультимедийная презентация «Волшебство русской литературы»
наглядно-иллюстративный коллективный способ обучения
Устное народное творчество (2 час.)
2
1
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в лирических песнях.
Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.
Особенности художественной формы фольклорных произведений
1
Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;
Исполнение песни «Моей семьи».
Урок-концерт
Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы.
3
2
с 07.09. по 11.09.2015
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».
Особенности содержания и художественной формы народных преданий
1
Мультимедийная презентация
информирование, объяснение коллективный способ обучения
диалог, практические, групповая работа
5
2
с 14.09. по 19.09.2015
Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести
1
Мультимедийная презентация «Подвиг любви бескорыстной»
объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения, эвристическая беседа, работа с текстом
Из русской литературы XVIII века (3 час.)
с 28.09. по 03.10.2015
урок-практикум
8
3
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений)
1
Иллюстрации
Урок развития речи
1 портрет писателя, иллюстрации по произведению
практический работа в парах, рассказ учителя, практикум
12
4
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения « Туча», « К***» (Я помню чудное мгновенье… ), « 19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы
1
Мультимедийная презентация «Анализ лирического (лиро-эпического) произведения»
информирование, объяснение коллективный способ обучения
13
5
с 12.10. по 17.10.2015
А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)
1
иллюстрации по произведению
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос
14
6
А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.
1
иллюстрации по произведению
Рассказ учителя, беседа, практикум
15
7
с 19.10. по 24.10.2015
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
1
Учебный фильм
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки)
16
8
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
1
иллюстрации, карточки
практикум
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана)
17
9
с 26.10. по 30.10.2015
Семья капитана Миронова. Маша Миронова -нравственный идеал Пушкина
1
презентация
практикум
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки
18
10
Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
1
Тесты
по литературе к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 8 класс»
объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения, эвристическая беседа, работа с текстом тест
19
11
2 четверть
с 09.11. по 14.11.2015
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.
Р/Р Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Фонохрестоматия и фрагменты художественного фильма
диалог, практические, групповая работа
урок развития речи
20
12
К/р Контрольная работа (тест, викторина) по творчеству А.С.Пушкина.
1
Фонохрестоматия
Урок контроля.
21
13
с 16.11. по 21.11.2015
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
1
Фонохрестоматия и фрагменты художественного фильма
исследовательский, создание ситуации выбора и успеха, объяснительно-иллюстративные
22
14
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 – 7 классах)
1
Фонохрестоматия
частично-поисковый метод, анализ произведения, составление характеристики героя
23
15
с 23.11. по 28.11.2015
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы
1
Фонохрестоматия
Фильм
исследовательский, создание ситуации выбора и успеха, объяснительно-иллюстративные
24
16
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы
1
Фонохрестоматия
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение
групповая, практикум
25
17
с 30.11. по 05.12.2015
Р/Р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося), «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».
1
Фонохрестоматия
26
18
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах)
1
выставка книг, портрет, иллюстрации, презентация
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение
групповая и
индивидуальная работа
27
19
с 07.12. по 12.12.2015
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
интерактивный
и практический методы, коллективный способ обучения,
работа в парах
28
20
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе
1
Мультимедийная презентация
Беседа, практикум обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
29
21
с 14.12. по 19.12.2015
Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.
1
Мультимедийная презентация
обобщающая беседа по изученному материалу
30
22
Р/Р Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.
РР Подготовка к домашнему сочинению
«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя « Ревизор»
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
урок развития речи
31
23
с 21.12. по 26.12.2015
Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия
виды работ, связанные с анализом текста с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана)
32
24
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг.
обобщающая беседа по изученному материалу
33
25
с 28.12. 2015
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
виды работ, связанные с анализом текста с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана)
34
26
3 четверть
с 11.01. по 16.01. 2016
Р/Р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия
урок развития речи обобщающая беседа по изученному материалу
35
27
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина
1
урок контроля (тест)
36
28
с 18.01. по 23.01. 2016
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение
групповая
37
29
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия
частично-поисковый метод, анализ произведения, составление характеристики героя
38
30
с 26.01. по 30.01. 2016
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
1
фильм
практикум, анализ лирического произведения
39
31
Вн. чтение Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия
частично-поисковый метод, анализ произведения, составление характеристики героя
40
32
с 01.02. по 06.02.2016
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение
групповая
41
33
Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.
1
Мультимедийная презентация
частично-поисковый метод, анализ произведения, составление характеристики героя
Из русской литературы XX века (20час.)
42
1
с 08.02. по 13.02.2016
И.А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина – прозаика
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
обобщающая беседа по изученному материалу
43
2
А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
44
3
с 15.02. по 20.02.2016
Р/Р урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна
1
иллюстрации
Урок развития речи
виды работ, связанные с анализом текста с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана)
45
4
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
частично-поисковый метод, анализ произведения, составление характеристики героя
46
5
с 22.02. по 27.02.2016
Вн. Чтение Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
обобщающая беседа по изученному материалу
47
6
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
48,
49
7,
8
с 29.02. по 05.03.2016
Р/Р Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.
РР Подготовка к домашнему сочинению
2
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
диалог, рассуждение. Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы
50
9
с 07.03. по 12.03.2016
М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
51
10
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, выставка книг.
виды работ, связанные с анализом текста с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана)
52
11
с 14.03. по 19.03.2016
Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.
1
урок контроля
частично-поисковый метод, анализ произведения, составление характеристики героя
53
12
Вн. чтение Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник. М.М. Зощенко. «История болезни»
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение
групповая
54
13
с 21.03. по 26.03.2016
А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портреты поэтов, выставка книг
диалог, рассуждение. Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы
55
14
Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
Обучение устному рассказу
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
56
15
4 четверть
с 04.04. по 09.04.2016
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
виды работ, связанные с анализом текста с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана)
57
16
А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
диалог, рассуждение. Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы
58
17
с 11.04. по 16.04.2016
Р/Р Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др.
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портреты поэтов, выставка книг
урок развития речи
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
59
18
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портреты поэтов, выставка книг
виды работ, связанные с анализом текста с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана)
60
19
с 18.04. по 23.04.2016
Р/Р Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»
1
урок развития речи
61
20
Вн. чтение Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портреты поэтов, выставка книг
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
с 02.05. по 07.05.2016 У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта».
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет поэта, выставка книг
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение
групповая
Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портреты поэтов, выставка книг
практикум обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос
64, 65
2, 3
с 09.05. по 14.05.2016
Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии
2
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет поэта, выставка книг
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение
групповая работа, практикум
66
4
с 16.05. по 21.05.2016
Вн. чтение Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет поэта, выставка книг
практикум
диалог, рассуждение. Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы
67
5
Вн. чтение Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
1
Мультимедийная презентация, фонохрестоматия, портрет писателя, выставка книг
наглядно-иллюстративный,
информирование, объяснение, обсуждение.
групповая работа
68,69
6,7
с 23.05. по 28.05.2016
Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
2
контрольный тест
70
1
с 30.05. по 31.05.2016
Итоги года и задание на лето
1
Лист корректировки
____________________________________________
Класс, предмет
п/п
Тема урока
Дата не выдачи
Дата выдачи
Причина