Доклад Развитие творческих способностей учащихся. И пробуждается поэзия во мне...

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


И пробуждается поэзия во мне…

Развитие творческих способностей учащихся

Если ученик в школе не научится

ничего творить , то в жизни он всегда

будет только подражать….

Л. Н. Толстой

Задумывались ли вы когда – нибудь над тем, почему люди становятся художниками , поэтами, скульпторами? Зависит ли это от умственных способностей ? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких- либо образах.

Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться. Поэтесса Л. Кудрявская сказала об этом так:


Собирайте счастье по крупицам,

Ведь оно рассыпано во всем:

В синем блеске звезд, в полете птицы

И в волне, дрожащей под веслом.

Отсюда следует вывод: надо научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.


Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Н. Рыленков.

Как же «наполнить» сердца детей? Ведь наши методы и приемы в основном направлены на умственное развитие детей. Дети художественного типа с довольно развитым воображением, эмоциональные, импульсивные часто остаются за чертой нашего внимания.

Осознавая это, в своей работе на уроках русского языка, литературы я стараюсь уделять внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребенка. Для меня важно все: интонация, мимика, жесты, выражения глаз. Ведь по эмоциональным откликам на события, факты мы можем судить о потребностях, интересах, пристрастиях наших детей.

Начинаю работу по развитию творческих способностей учащихся с 5 класса, используя чистоговорки или скороговорки.

Например.

Сегодня свистели семь свиристелей.

Задания:

  1. Прочитай эту скороговорку с повествовательной, восклицательной, вопросительной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на другое слово;

  2. Вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, иронию, грусть, обиду, насмешку, возмущение;

  3. Придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по- разному.


Уникальное средство воспитания духовности- детские творческие работы. Многие видные педагоги рассматривали сочинения как форму самовыражения, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями.

Каковы этапы этой работы?

  1. Создание особой творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время .

  2. Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей.

  3. Формирование у учащихся чувства любви, сострадания и т.д. большое значение здесь имеет работа над устными сочинениями – миниатюрами на темы «Я – бабочка, порхающая над лугом», «Я – раненый лосенок», «Я – тающая сосулька».

  4. Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать. Начать можно с игры «Что на что похоже?»

Ход игры: ученик выходит за дверь, класс загадывает слово; вошедший пробует отгадать слово по нашим ассоциациям:

-То, что мы задумали, похоже на….


  1. Обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за природой; выражение чувств словами, рисунками, эпитетами, сравнениями, составление словаря настроений, подбор слов, фраз, образов.

  2. Чтение высокохудожественных произведений о природе дает возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с тематическими или ассоциативными связями. Дети выписывают эти слова и фразы в специальную тетрадь.

  3. Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения, развивает творческое , образное видение предмета и учит составлять собственные загадки. Вот что получилось у моих ребят 5 класса:

Лежит квадратная зверушка,

Подставив брюшко мне под ушко.

Ни ест, ни пьет и не болеет,

Хотя два живота имеет. (Подушка)


Блестящая морковка

С крыши свисала.

Солнце пригрело-

Морковка упала.

(Сосулька)

Он на столе стоит молчком

И ждет гостей желанных в дом.

Когда кипит, из носа пар валит,

Гостей в беседе веселит.

(Чайник)


  1. Знакомство с построением стиха. На этом этапе также стоит задача научит чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в стихах свое настроение, свои представления об окружающем мире.

Сначала мы сочиняем чистоговорки, проговариваем их, вслушиваемся, изменяем, дополняем до стихотворения.


Проводим игры.

Игра «Кто больше подберет рифм?»

Косы- росы – торосы – покосы


Игра «Буриме», в которую играли еще наши бабушки и дедушки. Она увлекает всех детей. Сначала дети придумывают рифмы (2,4,6). Из них сочиняют стихи со смыслом и желательно веселые.


Линейка-копейка


Я пошел купить линейку

И с собою взял копейку.

Сквозь толпу я прохожу

И на ценник я гляжу.

Продавцу даю копейку:

- Продавайте мне линейку!

Крокодил – проглотил


Жил на свете крокодил,

Он гориллу проглотил,

И теперь у крокодила

В животе живет горилла.

  1. Коллективное и индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок. Например, предлагается сочинить смешную историю про крокодила, подражая К.И. Чуковскому. Вот что у нас получилось:

Жил на свете крокодил,

Крокодил везде бродил,

Раз пришел он на болото,

Повстречал там бегемота.

Бегемот лежал, дремал,

Что-то там во сне жевал.

- Кто-о-о нарушил мой покой?-

Вдруг раздался страшный вой.

Крокодил наш испугался

И к себе домой умчался.

И с тех пор тот крокодил

На болото не ходил.



Необходимо формировать у детей умения передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках, звуках, размышлять над причинами, вызывающими у человека разное отношение к одному объекту. Это возможно делать, предлагая учащимся сочинения о временах года.



Зима.

В зимний день замерзли речки,

Вьюга снежная кружит,

С неба сыплются снежинки,

Солнце грустное висит.

Воробьи глядят уныло,

Ждут весеннего тепла.

Все в природе им не мило,

Коль гостит у нас зима.

Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, если тема сформулирована широко и оригинально, что позволяет каждому раскрыть свои представления о мире, найти более близкий и знакомый образ, т.е. детям представляется свобода в отборе содержания.



В заключение хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства и переживания. Но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую он несет и учителю, и ученику.