АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЧАСТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «АЗЪ БУКИ ВЕДИ»
«Рассмотрено»
_Председатель МО_
_________Грунская Е.И.
протокол №_________
от «___»_______________2016г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
_____ Безнищенко Е.Н.
«___»_______2016 г.
«Утверждаю"
директор
_________________ Чаркина Е.Г.
приказ №_______
от
«_____»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9 класс
на 2016-2017 учебный год
(Уровень изучения предмета – базовый)
Составитель программы:
учитель литературы
Грунская Е.И.
педагогический стаж 35 лет,
высшая квалификационная категория,
«учитель-методист»
Симферополь, 2016
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Личностные результаты:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.
Учебно-тематический план
В том числе
Развитие речи
Внеклассное чтение
Контроль
ные работы
Введение.
1
Литература Древней Руси
6
2
1
Русская литература ХVIII века
7
Из русской литературы I половины ХIХ века
10
1
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
6
1
Творчество А.С.Пушкина
13
1
1
Творчество М.Ю.Лермонтова
11
1
1
Творчество Н.В.Гоголя
8
4
1
Русская литература второй половины ХIХ века
10
1
1
Русская литература ХХ века. Проза
9
1
1
Русская литература ХХ века. Поэзия
15
1
Из зарубежной литературы
7
2
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
1
Резервные уроки
1
Итого
102
12
6
5
Содержание тем учебного курса
Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1. / / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др.,– М.:– «Просвещение» учебник», 2014. – 399 с.: ил.; Ч. 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др.,– М.:– «Просвещение» учебник», 2014. – 383с с.: ил. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
урока
Тема и содержание
Планируемый результат
По плану
По факту
Введение – 1 час
02.09
1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
Из древнерусской литературы – 6 часов
06.09
2
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
07.09
3
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
У м е т ь: делать выводы, сравнивать произведения
09.09
4
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Герои и события в «Слове о полку Игореве». Идейный центр поэмы — «Золотое слово» Святослава.0
Знать:жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
13.09
5
Значение «Слова о полку Игореве». Образы «Слова…» в живописи. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины. Образ автора «Слова о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Образ русской земли в «Слове…»
НаизустьСлово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.
14.09
6
Р.р. №1 Анализ эпизода в «Слове..» «Плач Ярославны»
Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.
Уметь комментировать и анализировать эпизод.
16.09
7
Р. Р. № 2 Подготовка к домашнему сочинению по теме «Слово о полку Игореве»
Контрольная работа № 1
Контрольное домашнее сочинение № 1
Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "
Знать текст произведения, его художественные особенности.
Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая
и превращая в связный текст.
Из русской литературы XVIII века – 8 часов
20.09
8
Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.
Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
21.09
9
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
Наизусть
Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..
23.09
10
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
27.09
11
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
Наизусть
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
28.09
12
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.
30.09
13
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
Наизусть
Н.М. Карамзин. Осень.
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем
04.10
14
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.
Из русской литературы XIХ века – 33 часа
05.10
15
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
07.10
16
Внеклассное чтение № 1
Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
11.10
17
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение
12.10
18
А. С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
14.10
19
«Век нынешний и век минувший». 2 действие комедии. Обучение анализу монолога.3 действие комедии. Анализ сцены бала.
Выучить наизусть монолог Чацкого(по выбору)
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую
18.10
20
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
19.10
21
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей .Фамусовская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Знатьосновные положения статьи.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.
21.10
22
Р.р. № 3
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
Знатьосновные положения статьи.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.
25.10
23
Контрольная работа № 2
Классное сочинение- 1 по комедии "Горе от ума".
1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
2) «Молчалин и Скалозуб»;
3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Уметь сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
26.10
24
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.
28.10
25
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
Наизусть
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар.(на выбор)
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.
2 четверть
08.11
26
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
Наизусть
«Я вас любил…»
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.
09.11
27
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».
Наизусть
Мадонна или Пророк Внеклассное чтение № 2
А.СПушкин «Мадонна»
Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.
11.11
28
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.
15.11
29
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
16.11
30
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном
18.11
31
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою.
22.11
32
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения
23.11
33
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
Наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);
Знать текст художественного произведения.
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения
25.11
34
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества
Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.
29.11
35
Р.р. № 4
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Евгений Онегин» В.Г.Белинским,Д.И. Писаревым
Уметь выявлять элементы реализма в романе.
30.11
36
Контрольная работа № 3
Классное сочинение № 2 по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..
02.12
37
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте
06.12
38
М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Наизусть «И скучно и грустно…».
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
07.12
39
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
Наизусть
Смерть поэта или Пророк.
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
09.12
40
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
Знать адресатов любовной лирики.
Уметьанализировать текст на.лексическом уровне
13.12
41
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
Наизусть «Родина»
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
14.12
42
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции
16.12
43
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
Знать текст повести «Бэла», «Максим Максимыч».
Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
20.12
44
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Знать содержание «Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
21.12
45
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Контрольная работа № 4
Домашнее сочинение №2 по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Знать содержание романа
Уметь представлять психологический портрет Вернера,Грушницкого
23.12
46
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Знать содержание романа
Уметь представлять психологический портрет Веры,Бэллы
47
Р. Р. № 5 Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским
Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.
48
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников.
Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное.
49
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.
Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.
50
Р.Р.№ 6 Система образов поэмы «Мертвые души»: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
Знатьсодержание поэмы, представителей помещичьей Руси (Манилов, Коробочка)
Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.
51
Р.Р. № 7 Система образов поэмы «Мертвые души»: образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин).
Знатьсодержание поэмы, представителей помещичьей Руси Собакевич ,Ноздрёв, Плюшкин.
Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.
52
Образ города в поэме «Мертвые души». Образы чиновников губернского города NN.
Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций
53
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятииечичиковщина
Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведа.
54
Р.Р. № 8 «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души»
Знать: единство комического и лирического начал
55
Поэма в оценках В.Г.Белинского.
Р.Р. № 9 Подготовка к написанию домашнему сочинению.
Контрольное домашнее сочинение № 3
Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским
56
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета.
Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.
57
Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.
58
Ф.М. Достоевский.: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи» .Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.
Знать: творческую биографию писателя, содержание произведения.
59
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
Знать: проблемы повести; психологизм повести
60
Вн. Чт. № 3 Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
61
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..
62
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ
63
Р.Р. № 10Подготовка к классному сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.
Уметь создавать письменное сочинение
64
Контрольное классное сочинение № 4.«В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
Уметь составлять связное высказывание на тему
65
Внеклассное чтение. № 4 Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений
Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Уметь анализировать поэтические произведения
66
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
Знать особенности русской литературы ХХ века.
Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.
67
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».Уметьанализировать произведение
68
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
Знать: композиция рассказа
69
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров
Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести
70
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести
Знать: проблематика повести
71
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».
Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ главного героя
72
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя
74
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе
Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
75
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы
Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы
76
Русская поэзия «серебряного века».
Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Уметь конспектировать лекцию
77
А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Знать основные факты биографии поэта.
Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока
78
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»Наизусть (по выбору)
Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
79
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.
Знать: сквозные образы в лирике поэта
80
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии. Наизусть отрывок
Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.
Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.
81
Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.
Маяковский о труде поэта
Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии
82
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на
меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»
Особенности поэтики Цветаевой. Наизусть ( по выбору)
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения
83
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период
Знать: особенности поэзии Цветаевой
84
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Наизусть (по выбору). Философский характер лирики Заболоцкого
Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
85
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
86
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
Наизусть (по выбору)
Знать: судьбу поэта и стихи
87
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака
Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
88
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»
Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.
89
«Я убит подо Ржевом…».
Проблемы интонации стихов о войне. Наизусть (по выбору)
Знать: основные мотивы творчества
90
Контрольная работа№ 5 (тестирование). «Русская лирика XX века»
Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.
91
Р.р. № 11 «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков
Знать: отличительные признаки жанра романс
92
Р.р. № 12 Стихотворения о войне
У м е т ь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихов
93
Внеклассное чтение.№ 5 Авторская песня. Песенное творчество Б. Ш. Окуджавы,В. С. Высоцкого.
У м е т ь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихов
94
Внеклассное чтение.№ 6 Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
У м е т ь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихов
95
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
Знать: тематика и особенности произведений; тема поэта и поэзии в русской литературе
96
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.
97
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения
98
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни
Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев
99
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература
мотивы поступков героев
100
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы
Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литературамотивы поступков героев
101
Литературный КВН.
Уметь работать по тестам.
102
Обобщение курса литературы 9 класса
Уметь работать по тестам.
22