Разработка урока по литературе в 5 кл. А.А. ФЕТ. «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ». ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СТИХОТВОРЕНИИ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся: Ценностно-смысловые; Общекультурные; Учебно-познавательные; Информационные; Коммуникативные компетенции; Компетенции личностного самосове�...


ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА:

А.А. ФЕТ. «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ». ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СТИХОТВОРЕНИИ


УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ:  основное общее образование

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:  учащиеся

КЛАСС (Ы):  5 класс

ПРЕДМЕТ (Ы):  Литература

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: творческая мастерская

ЦЕЛЬ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ: групповая работа над чтением и анализом стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» через погружение в искусство живописи, литературы, кино.

ТИП УРОКА:  Урок «открытия» нового знания

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

педагогические задачи: способствовать формированию представления об А.А. Фете как великом русском поэте; развитию интереса учащихся к поэтическому творчеству Фета; помочь проникнуть в лабораторию поэта

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные:

  • Познавательная сфера: иметь знания о жизни и творчестве А.А. Фета как замечательного русского поэта; владеть навыками анализа поэтического произведения; уметь «видеть» в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка;

  • Ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении; формировать собственное отношение к произведениям А.А. Фета; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; открыть свой путь к природе;

  • Коммуникативная сфера: строить устный ответ с цитированием; владеть навыками выразительного чтения;

  • Эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведений литературы; определять роль изобразительно-выразительных средств учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к самореализации.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

  • Познавательные: ориентирование в справочной литературе; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы;

  • Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке;

  • Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: беседа; работа в группах, индивидуальная работа; ролевая игра; исследовательская работа с выходом на проектную деятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация; рабочие листы группы.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: тема, идея (основная мысль) стихотворения, художественные образы (средства): эпитеты, метафоры, сравнения, звукопись и т.д.; рифмование.


ТАБЛИЦА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

Организационный (мотивационный) этап


Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне – условия для работы в творческой мастерской

Само- и взаимодиагностика с целью определения проблемных зон в изучаемой теме; коллективная деятельность в организации творческой мастерской.

Создание ситуации мотивации к обучению: организация творческой мастерской

Регулятивные (Р): готовность к самообразованию;

Познавательные (П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные (К): формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества.

Личностные (Л): выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке; осознание самого себя как движущей силы своего научения;

Предметные и метапредметные (П и М): на основе имеющихся знаний, жизненного опыта выражение сомнения достоверности информации.


Целеполагание

Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

Индивидуальная и коллективная проектная деятельность

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.

Основываясь на прочитанную дома статью «А. А. Фет» и приведенные ниже высказывания, ответьте на вопрос: Почему Фета называют певцом красоты, умевшим выразить её в слове?

Р: самостоятельное или с помощью учителя определение цели учебной деятельности; формирование учебной задачи;

П: формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по предмету;

К: представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной формах.

Л: освоение культурного наследия России и общемирового культурного наследия;

П и М: использование практических умений ознакомительного, изучающего и просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использование приемов работы с учебной книгой.


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; первичная рефлексия.

Самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности. Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации.

Ассоциативные зарисовки.

Знакомство со стихотворением Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…» и ответы на вопросы.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера; умение убеждать;

П: умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и оценивание их при помощи соответствующих критериев;

К: аргументация своей точки зрения .

Л: адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности и различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

П и М: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.


Освоение нового материала

Первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового

Проектная деятельность, поэтапное формирование умственных действий

Создание условий для индивидуальной и коллективной работы. Работа в группах Практическая работа.

Р: определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности и различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

П: формулирование вопросов; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации;

К: построение монологического контекстного высказывания.

Л: самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий;

П и М: реализация практических навыков в коллективной исследовательской деятельности; работа по алгоритму; определение в произведении художественных средств, понимание их роли в произведении; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.


Закрепление знаний

Включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении заданий.

Поэтапное формирование умственных действий; диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов

Диагностика ведущих способов аналитической и мыслетворческой деятельности

Р: рефлексия своей деятельности и своего поведения в процессе урока и коррекция их результатов;

П: установление правил продуктивной самостоятельной учебной деятельности;

К: оценка суждения и своей точки зрения; установление рабочих отношений с другими.

Л: использование полученного опыта, информации для обогащения предметных знаний;

П и М: умение редактировать ответы.


Диагностика (самодиагностика) и рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов

оценить результаты собственной деятельности


Само- и взаимодиагностика предметных, метапредметных и личностных результатов

Проектирование способов деятельности на основе выявленных и обозначенных индивидуальных затруднений и достижений

Р: адекватная оценка своих возможностей достижения цели в различных сферах деятельности;

П: заполнение индивидуальной карты с целью выработки индивидуального маршрута преодоления проблемных зон;

К: оценка суждения и своей точки зрения.

Л: формирование программы личных достижений, преодоления проблемных зон в знаниях и способах деятельности;

П и М: создание и преобразование рекомендаций для решения предметной задачи.


Домашнее задание

Составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося

Индивидуальная и коллективная деятельность; дифференцированное обучение

Ориентирование учащихся на выполнение дифференцированного домашнего задания

Р: находить пробелы в информации, пути восполнения пробелов;

П: использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности;

П и М: составление лингвистического портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних и самостоятельных работ.




СЦЕНАРИЙ УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (МОТИВАЦИОННЫЙ) ЭТАП

Сегодня тему урока вы сформулируете сами, а для этого посмотрите на экран. Здесь вы видите репродукции картин русских художников. Что объединяет эти картины? (Это картины родной природы)

Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях. Многие поэты и в XIX, и в XX веке в своих стихах создавали картины природы. Сегодня в центре нашего внимания стихотворения только одного поэта XIX века. Его портрет перед вами на экране. Вы узнали, кто это?

Итак, сформулируйте тему урока.

Запишите ее в тетрадях (на экране): «Природа и человек в стихотворениях А.А. Фета».

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Индивидуальное задание в составе группы для создания диалоговой ситуации:

Опираясь на изученную дома статью «Афанасий Афанасьевич Фет» и приведенные ниже высказывания, ответьте на вопрос:

  • Почему А. Фета называют певцом красоты, умевшим выразить её в слове?

  • «Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы».

  • «Когда Фету было тесно в рамках поэзии, тогда он обращался за помощью к звуку, музыке. Поэт считал, что слово не может передать глубину чувств человека, и когда слово «немеет», тогда приходит музыка».

  • «А. Фет настойчиво подчеркивал, что в его стихах не надо искать «так называемого содержания», что в них «тон» и «музыка» важнее, чем мысль, важнее – чувство».

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Ассоциативные зарисовки.

А. Фет является мастером пейзажной лирики. Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Рассмотрите иллюстрации о зиме. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Коротко опишите картину, которую вы представляете себе (с помощью 3-4 предложений).

  1. Знакомство со стихотворением А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…»

А теперь предлагаю вам увидеть зиму, ночь и полнолуние глазами Фета. (прослушивание стихотворения «Скрип шагов вдоль улиц белых…»).

Опираясь на стихотворение А. Фета, ответьте на вопросы:

  • Какие художественные средства использует автор, описывая зиму, ночь и полнолуние?

  • Каково отношение поэта к родной природе?

  • Какие мысли и чувства возникают у читателя после чтения стихотворения?

  1. ОСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Анализ стихотворения «Весенний дождь»

Но зима заканчивается. И наступает долгожданная весна с ярким солнцем, звоном капели, песнями птиц. А. Фет очень любил весну. Много стихотворений посвящал именно этой поре года. Кто не знает таких строк:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…


  1. Работа в группах.

Сейчас мы будем анализировать стихотворение «Весенний дождь». Но работать мы будем в группах.

  • Объединение на 3 группы методом распределения по изображениям на карточках (перо, кисточка, кинолента);

  • Ознакомление с задачами каждой группы:

Первая группа «Литературоведы» будут анализировать стихотворение с точки зрения литературы. (По плану анализа стихотворения).

Вторая группа «Искусствоведы» будут сравнивать стихотворение с иллюстрациями с художественной точки зрения.

Третья группа «Кинорежиссеры» будут снимать фильм (словесное описание) по стихотворению (по кадрам).

  • Ознакомление с алгоритмом работы в группах

  • Работа в малых группах


  1. Презентация своих работ.

«Литературоведы»: 1 человек определяет тему, идею и настроение стихотворения; 2 человек называет художественные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры; 3 человек анализирует форму стихотворения.


«Искусствоведы»: 1 человек описывает иллюстрации; 2 человек называет общее в иллюстрациях и стихотворении; 3 человек называет различное между иллюстрациями и стихотворением.

«Кинорежиссеры»: 1 человек «постановщик» распределяет текст по кадрам (7 кадров), указывая на общий план и крупный план; 2 человек «осветитель» уточняет освещение в стихотворении; 3 человек «звукорежиссер» говорит о звуковом сопровождении фильма.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Обобщающая беседа:

  • Почему для поэта изображение красок, звуков, запахов природы и настроений, которые они вызывают, является воплощением красоты жизни?

  • Может ли общение с природой и высокой поэзией спасти человека от душевной черствости? Обоснуйте свой ответ.

  1. ДИАГНОСТИКА (САМОДИАГНОСТИКА) И РЕФЛЕКСИЯ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Продолжите предложение:

  • Сегодня я повторил(а), (что?)

  • Сегодня я научился(лась)….

  • Я не совсем понял(а)…

  • Как я оцениваю свою работу на уроке?

  • Что дало это занятие каждому?

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • Нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворению «Весенний дождь». 

  • Создать коллаж на тему «Весенний дождь. Летний дождь. Осенний дождь».

  • Презентация одного слова. Темы: «Капля», «Дождь».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АЛГОРИТМ

Как работать в малых группах

Работа в малых группах позволяет приобрести навыки управления и сотрудничества.

После того как учитель объединил учащихся в малые группы и они получили задание, группа за короткое время (3-5 мин) должна выполнить эту задачу и представить результаты работы своей группы.

Правила работы в малых группах, помогают организовать свою работу.

  1. Распределите роли в группе. Определитесь, кто будет председателем, посредником, секретарем, докладчиком. Постарайтесь выполнять разные роли.

Председательствующий (спикер):

зачитывает задание группы;

организует порядок выполнения;

предлагает участникам группы высказаться поочередно;

поощряет группу к работе;

подводит итоги работы;

с согласия группы определяет докладчика.

Секретарь:

ведет коротко и разборчиво записи результатов работы своей группы;

как член группы должен быть готов высказать мнение группы при подведении итогов или помочь докладчику.

Посредник:

следит за временем;

поощряет группу к работе.

Докладчик:

четко выражает мнение, к которому пришла группа;

докладывает о результатах работы группы.

  1. Начинайте высказываться сначала по желанию, затем по очереди.

  2. Соблюдайте правила активного слушания, главное не перебивайте друг друга.

  3. Обсуждайте идеи, а не личности учеников, которые выразили идею. Воздержаться от оценок и оскорблений участников Групп.


  1. Старайтесь прийти к общему мнению, хотя в некоторых случаях в группе может быть особое мнение и она имеет право на существование.





ПРИЛОЖЕНИЕ 4


РАБОТА В ГРУППЕ

«Искусствоведы».


Сравнение иллюстраций со стихотворением «Весенний дождь»

Презентация:

1 человек описывает иллюстрации; 2 человек называет общее в иллюстрациях и стихотворении; 3 человек называет различное между иллюстрациями и стихотворением.


Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.


А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.


Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.


что изображено, какие краски использует художник, какое настроение передает



Общее в иллюстрациях и стихотворении


изображаемое, цвет, настроение



Различное между иллюстрациями и стихотворением




сюжет





ПРИЛОЖЕНИЕ 3


РАБОТА В ГРУППЕ

«Кинорежиссеры».


Съемки фильма по стихотворению.

Презентация:

1 человек «постановщик» распределяет текст по кадрам (7 кадров), указывая на общий план и крупный план; 2 человек «осветитель» уточняет освещение в стихотворении; 3 человек «звукорежиссер» говорит о звуковом сопровождении фильма.


Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.


А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.


Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.


Примеры из стихотворения

«Постановщик»

Распределяет кадры в стихотворении, указывая, что изображается на общем и крупном планах




«Осветитель»





Уточняет об источнике света в стихотворении, его освещении



«Звукорежиссер»






Обращает внимание на звуковое сопровождение фильма.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1





РАБОТА В ГРУППЕ

«Литературоведы».



Анализ стихотворения по плану.

Презентация:

1 человекопределяет тему, идею и настроение стихотворения; 2 человек называет художественные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры; 3 человек анализирует форму стихотворения.



Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.


А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.


Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.


Тема

То, о чем говорится в произведении


Идея

То, к чему автор призывает, чему учит, ради чего написано произведение


Настроение стихотворения



Художественные средства:




Эпитеты

Золотая пыль; от лип душистых…




Олицетворения

Стоит опушка леса…




Метафоры

В разрывах облак солнце блещет;…





Звукопись:

Ассонанс

Аллитерация

Частое использование шипящих, что придает стихотворению звучность, шум дождя.

Например: уж, качаяся, трепещет, …


С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия



Форма стихотвоения


Стихотворение состоит из 3 строф - четверостиший

Жанр

Пейзажная лирика;

Вольнолюбивая (гражданская) лирика;

Любовная лирика;

Философская лирика


Рифмовка

Перекрестная;

Кольцевая (опоясывающая);

Параллельная

Перекрестная рифмовка придает плавность звучания и радостное настроение

Синтаксис

сколько предложений, какие они по сложности, составу