«МНЕ ИМЯ - МАРИНА»
В русской поэзии 20 века
не звучало более страстного голоса…
Иосиф Бродский
Звучит музыка.
Учитель.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ученик. Спустя много лет исполнилось пророчество Цветаевой – ее стихам настал свой черед. И сейчас они занимают достойное место в истории поэзии. И все же путь к этому успеху был долог… Давайте вернемся к началу этого пути.
Встает Цветаева (Ученица): «Имя мое - Марина означает «морская». А раз морская волна – значит – изменчивая, гордая, своевольная. Такой я и была с самого раннего детства..».
Видеоролик № 1 : «Мне имя Марина»
Чтение: «Красною кистью…» (Ученица)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Учитель. Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Она родилась 10 октября (по новому стилю) 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и известной пианистки Марии Александровны Мейн, которая была любимой ученицей композитора А. Рубинштейна. Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (теперь это Музей им. А.С.Пушкина). У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности.
Ученик. Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.
Чтение. «Не смейтесь вы над юным поколеньем…» (Ученик)
Не смейтесь вы над юным поколеньем!
Вы не поймете никогда,
Как можно жить одним стремленьем,
Лишь жаждой воли и добра...
Вы не поймете, как пылает
Отвагой бранной грудь бойца,
Как свято отрок умирает,
Девизу верный до конца!
Так не зовите их домой
И не мешайте их стремленьям, -
Ведь каждый из бойцов - герой!
Гордитесь юным поколеньем!
Учитель. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки) , печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.
От лица Цветаевой: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускаю довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
Чтение: «В классе» (Ученица)
Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг - единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница...
Разве учитель узнает, какая
Боль - единица?
1 Критик: Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность", "непосредственные черты жизни", предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в "домашность" и разменять свои темы на "милые пустяки": "Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки".
2 Критик: В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два... А некоторые стихи уже предвещали будущего великого поэта. В первую очередь - безудержная и страстная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года.
От лица Цветаевой:
Христос и Бог!
Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
"Терпи еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу всех дорог!
................................
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
1 Критик: Нет она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они - лишь поэтический прием.
2 Критик : Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней! ") . Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.
Учитель. Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивноотроческих стихов, была другою. За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки - все эти "примерки" оставили в ее творчестве прекрасные и яркие стихи. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В одном из ее стихотворений - "Генералам 1812 года" - речь идет о братьях Тучковых, участник Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою.
Чтение: «Генералам 1812 года» (Ученица)
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Учитель. В этот период Цветаева часто посвящает стихи своему мужу Сергею Яковлевичу ЭфрОну. Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами.
От лица Цветаевой:
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, - чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Ученик. А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: "... всю жизнь напролет пролюбила не тех...'. Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований.
Чтение: (Ученица)
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе...
Вы — в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе —
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны...
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
Видеоролик № 2 : «Под лаской плюшевого пледа…»
Учитель. Но несмотря на это Цветаева продолжала искать любовь и свой идеал. На протяжении всей жизни в ней неугасимо горел душевный и творческий костер к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам. Она очень рано ощутила в себе этот некий «тайный жар», который нашел отражение в ее поэзии.
Чтение: «Легкомыслие…» (Ученица)
Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научив не хранить кольца,-
с кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем...
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
Е.В. А сейчас нам хочется остановиться на еще одном стихотворении Марины Цветаевой, пожалуй, одном из самых известных и проникновенных. Это так называемая песнь к любимому. Обратите внимание, как свежо и современно звучат эти стихи.
Видеоролик № 3 : «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Учитель. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк.
3 Критик: В лучших стихотворениях Цветаевой, угадывались интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между "землей" и "небом", между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным, быта и бытия.
Учитель : «Бессонница»
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
Ученик. К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту
(она записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо"), но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.
Учитель. А вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло по истине роковое происшествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была по меньшей
мере ощутить ее как могучую и безграничную стихию. Но этого не произошло...
Ученик. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина Ивановна по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода. Цветаева тяжело переживала потерю младшей дочери... Но всегда считала,что ценой жизни младшей она спасла старшую.
Учитель. Сергей ЭфрОн уезжает за границу и не может вернуться в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее 17-летняя Одиссея за рубежом – сначала недолго – Германия, потом – Чехия. В Чехии они прожили более трех лет. Здесь в феврале 1925 года у них родился сын Георгий.
3 Критик: В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: "Разлука", "Психея", "Ремесло" - это был своего рода пик, после которого наступил резкий спад - не в смысле творчества, а в отношении изданий. Судьба, давшая передышку, снова замкнула ее выход к читателю.
Ученик. И, наконец, Франция... Здесь Цветаева прожила тринадцать с половиной лет. Вскоре после приезда, в феврале 1926 года, в одном из парижских клубов состоялся ее литературный вечер, который принес ей триумф, известность, но и одновременно нелюбовь и зависть очень влиятельных людей.
Учитель. Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. Найти же постоянную работу невозможно - Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.
От лица Цветаевой:
Тоска по родине!
Давно Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой…
Ученик. Стихи, преодолевая все преграды, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали и запоминали. Правда, приходилось читать стихи с опозданием, редко, и оседали они в столах у любителей поэзии в ожидании... когда же "моим стихам настанет свой черед...".
Учитель. Черед настал, и очень скоро - в тридцать девятом, когда Цветаева появилась в Москве. Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном 18 июня 1939 года. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами. Позже муж Цветаевой был расстрелян, а дочь Ариадна провела 15 лет в лагерях и освободилась только в 1955 году. Много лет провела в лагерях и сестра Цветаевой Анастасия.
Ученик. А тогда, в страшном 39 –ом , Марина Ивановна осталась одна с сыном без квартиры, без средств к существованию. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.
1 Критик: В 40-ых годах началась круговерть ее стихов по Москве. Конечно, это опять же был узкий круг, стихи ее не печатались, публичных выступлений не было... "Здесь я не нужна, там я невозможна", - говорила Марина Ивановна.
2 Критик: В начале войны Цветаева вместе с сыном эвакуировалась в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге она не могла найти работу и постепенно душевные силы оставляли ее, Марина Ивановна во всем видела только безысходность.
От лица Цветаевой:
"... Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - все меньше и меньше... Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами - крюк... Я год
примеряю смерть. Все уродливо и страшно... Я не хочу умереть. Я хочу не быть..."
Видеоролик № 4 : «Я стол накрыл на шестерых…»
Учитель. Марина Ивановна Цветаева, не вынеся тягот и лишений, свела счеты с жизнью 31 августа 1941 года в Елабуге. В предсмертных записках, которые она оставила друзьям и близким она беспокоилась о судьбе сына, и просила родных не оставлять его. Но судьба любимого сына Георгия была трагична – в 1944 году он был призван в армию и в этом же году умер от ранений.
Ученик. Поэт умирает – его поэзия остается. Каждое стихотворение Цветаевой по праву может называться учебником жизни, ведь ее жизнь была полна противоречий. У Цветаевой были собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдания, любовь, отчаяние, счастье. Сейчас Цветаева признана одним из главных поэтов России 20 века. Ее стихами зачитываются, их заучивают наизусть. Настал их черед!!!
Учитель. «Каждый год на исходе лета…» (автор - Елена Гончарова)
Каждый год на исходе лета
Ставлю свечку за упокой.
Ты прости ей, Господи, это –
Не владела она собой.
В поднебесье душа рванулась,
И осталась внизу Земля…
До Елабуги затянулась
Роковая ее петля.
Выпал век сумасшедший, бурный…
И людской не пугает суд.
Муж и дочь, и сестра – по тюрьмам,
И стихи уже не спасут.
Уходила скорбя и веря –
Мол, не будет сынок забыт…
Убивает поэтов время.
Убивает поэтов быт.
Ад ли, рай – было все едино,
И открылась в бессмертие дверь…
Если знала бы ты, Марина,
Как мы любим тебя теперь.
Без вины и корюсь и маюсь –
Если б кто-нибудь был с тобой!
Горький август, Маринин август.
Ставлю свечку за упокой!
Видеоролик № 5 : «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Заключительные слова:
Ученик. Конечно же, на нашем литературном вечере мы не затронули и четверти творческого наследия великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Мы хотели познакомить вас с творчеством Цветаевой, а для тех, кто знаком — напомнить ее жизненные вехи, вспомнить ее произведения. (потом сказать о книжной выставке и о библиотеке).
Учитель. Спасибо всем присутствующим за внимание. А отдельное спасибо ребятам,которые участвовали в нашем вечере. Это учащиеся 10 Б, 10 В, 12 А, 12 Б и 12 В классов, участники творческого объединения «Созвездие».
И на прощание хочется всем вам пожелать всего самого хорошего и ЛЮБИТЕ, ЧИТАЙТЕ И ПОНИМАЙТЕ ПОЭЗИЮ.