№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Примечание |
|
|
| Введение (1час) |
|
1 |
| 1 | Художественное произведение, автор, герои |
|
|
|
| Устное народное творчество (4часа) |
|
2 |
| 1 | Обрядовый фольклор. |
|
3 |
| 1 | Пословицы и поговорки. |
|
4 |
| 1 | Загадки. |
|
5 |
| 1 | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество». |
|
|
|
| Из древнерусской лит-ры (2часа) |
|
6 |
| 1 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. |
|
7 |
| 1 | Развитие представлений о русских летописях |
|
|
|
| Из русской лит-ры 18 века(1час) |
|
8 |
| 1 | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья |
|
|
|
| Из русской лит-ры 19 века(50часов) |
|
9 |
| 1 | Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик |
|
10 |
| 1 | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект
|
|
11 |
| 1 | «И. И. Пущину».Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. «Чувства добрые» в стихотворении. Жанр стихотворного послания, его художественные
|
|
12 |
| 1 | А.С.Пушкин. «Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. |
|
13 |
| 1 | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. |
|
14 |
| 1 | А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина (урок внеклассного чтения). Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть в стихотворении «Зимняя дорога». Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути в стихотворениях о дороге. Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции как средствах создания художественных образов |
|
15 |
| 1 | А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха (урок развития речи ). Двусложные размеры стиха. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос |
|
16 |
| 1 | А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров. История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков. Фрагменты романа в актёрском исполнении |
|
17 |
| 1 | «Дубровский»: бунт крестьян.Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе |
|
18 |
| 1 | «Дубровский»: история любви. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям |
|
19 |
| 1 | «Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ Владимира Дубровского. Его протест против беззакония и несправедливости |
|
20 |
| 1 | «Дубровский»: композиция романа. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции |
|
21 |
| 1 | Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Дубровский». Моё понимание романа А.Пушкина |
|
22 |
| 1 | Сочинение |
|
23 |
| 1 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. Понятие о книге (цикле) по-вестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. Особенности сюжета и система героев повести. Фрагменты повести в актёрском исполнении (1 ч) |
|
24 |
| 1 | «Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Приём антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. «Лицо» и «маска» героев. Роль случая в композиции повести |
|
25 |
| 1 | «Повести Белкина»: проблемы и герои (урок внеклассного чтения ). |
|
26 |
| 1 | Сюжеты и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик. «Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильмы на сюжеты повестей |
|
27 |
| 1 | М. Ю. Лермонтов. «Тучи».Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
28 |
| 1 | Урок 28. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
29 |
| 1 | М. Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
30 |
| 1 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…».Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
31 |
| 1 | М. Ю. Лермонтов. Лирика (урок развития речи ). Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха |
|
32 |
| 1 | Сочинение по анализу одного стихотворения М. Ю. Лер монтова |
|
33 |
| 1 | И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика |
|
34 |
| 1 | «Бежин луг»: образы крестьянских детей.Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристики |
|
35 |
| 1 | . «Бежин луг»: картины природы.Роль картин природы в рассказе. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении |
|
36 |
| 1 | Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» |
|
37 |
| 1 | Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
38 |
| 1 | Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…» Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. Роль антитезы в стихотворении. Романсы на стихи Ф. И. Тютчева. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
39 |
| 1 | Ф. И. Тютчев. «Листья». Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
40 |
| 1 | А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
41 |
| 1 | А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Развитие понятия о пейзажной лирике. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
42 |
| 1 | А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике. Развитие понятия о звукописи. Стихотворение в актёрском |
|
43 |
| 1 | Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика (урок развития речи ). Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета |
|
44 |
| 1 | Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя материальных и духовных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
45 |
| 1 | Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. |
|
46 |
| 1 | Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических вопросов. Начальные представления о строфе |
|
47 |
| 1 | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть. Развитие понятия о сказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм |
|
48 |
| 1 | Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям |
|
49 |
| 1 | Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией |
|
50 |
| 1 | «Левша» (урок развития речи). Письменный ответ на проблемный вопрос |
|
51 |
| 1 | Н. С. Лесков. «Человек на часах» (урок внеклассного чтения ). Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения |
|
52 |
| 1 | А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе |
|
53 |
| 1 | Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Роль художественной детали. |
|
54 |
| 1 | А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения ).Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лоша-диная фамилия» и др. Сюжеты и герои. Способы выражения комического |
|
55 |
| 1 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX ве ка. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…».Краткий рассказ о поэте. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Лирика как род литературы. Стихотворение в актёрском исполнении
|
|
56 |
| 1 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».Пейзажная лирика как жанр. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
57 |
| 1 | Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…». Подготовка к сочинению. Воплощение настроения стихотворений в музыке. Романсы в актёрском исполнении. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников . Проект |
|
58 |
| 1 | Сочинение по стих-ям поэтов 19 века. |
|
|
|
| Из русской лит-ры 20 века (29ч.)
|
|
59 |
| 1 | А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». |
|
60 |
| 1 | Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». |
|
61 |
| 1 | Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» |
|
62 |
| 1 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. |
|
63 |
| 1 | «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас. |
|
64 |
| 1 | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова |
|
65 |
| 1 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». |
|
66 |
| 1 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». |
|
67 |
| 1 | Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса». |
|
68 |
| 1 | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне |
|
69 |
| 1 | Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. |
|
70 |
| 1 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». |
|
71 |
| 1 | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. |
|
72 |
| 1 | Письменный ответ на проблемный вопрос (по рассказу «Конь с розовой гривой») |
|
73 |
| 1 | Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». |
|
74 |
| 1 | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». |
|
75 |
| 1 | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект |
|
76 |
| 1 | Подготовка и написание классного сочинения по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». |
|
77 |
| 1 | Написание сочинения |
|
78 |
| 1 | Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». |
|
79 |
| 1 | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина |
|
80 |
| 1 | Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». |
|
81 |
| 1 | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». |
|
82 |
| 1 | А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. |
|
83 |
| 1 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.
|
|
84 |
| 1 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» |
|
85 |
| 1 | Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная.Краткий рассказ о поэте. Образы и картины сти-хотворения. Тема родины в сти-хотворении. Ритмика и мелоди-ка стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении |
|
86 |
| 1 | Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова. |
|
87 |
| 1 | Урок-праздник (урок развития речи ). Родная природа в лирике русских поэтов XX века |
|
|
|
| Из литературы народов России (2 ч). |
|
88 |
| 1 | Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. |
|
89 |
| 1 | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. |
|
|
|
| Из зарубежной лит-ры(14) |
|
90 |
| 1 | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». Понятие о мифе |
|
91 |
| 1 | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя.«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки |
|
92 |
| 1 | Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения ) |
|
93 |
| 1 | Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион» |
|
94 |
| 1 | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Краткий рассказ о Гомере. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Понятие о героическом эпосе
|
|
95 |
| 1 | Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая по-эма.Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. На острове циклопов. Полифем. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея |
|
96 |
| 1 | М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Сражение с ветряными мельницам |
|
97 |
| 1 | М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».«Дон Кихот»»: нравственный смысл романа |
|
98 |
| 1 | Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот». |
|
99 |
| 1 | Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». |
|
100 |
| 1 | Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе». |
|
101 |
| 1 | «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. |
|
102 |
| 1 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. |
|
103 |
| 1 | Вечные истины в сказке А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» |
|
|
|
| Итоговые уроки (2ч.) |
|
104 |
| 1 | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». |
|
105 |
| 1 | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». |
|