Литературный вечер по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: “Любовь в творчестве И. А. Бунина”.

Цель: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме.

2. Совершенствовать умение учеников свободно владеть

монологической и диалогической речью перед аудиторией, используя все

необходимые ресурсы: тембр голоса, мимику, жесты, позицию

рассказчика, расположение предметов.

3. Воспитывать нравственные качества личности, способной к высоким,

целостным чувствам.

Форма: литературно-музыкальная композиция.


Оборудование: а) романсы: “Любовь - волшебная страна”, “Еще он не шит,

твой наряд подвенечный”, “Мне нравится, что вы больны не мной”, “В моей душе покоя нет”, “Со мною вот что происходит”, “Никого не будет дома”, “Облетают последние листья”, “Дай Бог!”.

б) музыка: И.С. Бах “Лунная соната”. Основные, наиболее яркие части монологов, читаются под легкой мелодии.

в) отрывки из рассказов И. А. Бунина: “Поздний час”, “Чистый понедельник”. Отрывки из “Снов Чанга”: …есть, брат, женские души…; я, братец, так люблю её, что даже боюсь…; …главная штука ведь в чем?…, “Грамматики любви”, “Заря всю ночь”, “Темные аллеи”, “Солнечный удар”, “Легкое дыхание”.

г) стихи И. А. Бунина: “Беру твою руку и долго смотрю…”, “Листья падают в саду”, “Неуловимый свет разлился над землею”, “Ночь”, “Портрет”, “Эпитафия”.

д) сочинения- миниатюры на тему: “Любовь-общее понятие”. “Любовь- счастье”. “Любовь- мука”. “Любовь- страсть". “Любовь - великое чувство, но объяснимо ли?”. “Все проходит, все проходит… и любовь?” и отрывок из сочинения по произведению И. А. Бунина “Что для меня легкое дыхание?”.


ХОД ВЕЧЕРА.


Звучит романс “Любовь - волшебная страна”.

Музыка смолкает, и на сцену выходят двое ведущих.


Ведущий 1:


Любовь…странное слово, когда его произносишь, все сжимается в груди, и душу переполняют приятные воспоминания. Любовь… Нет ни одного человека, который бы не испытал этого сладостного чувства. И пусть оно приносит боль и страдания, но ради этого чувства стоит жить, потому что приятные минуты, связанные с ним, незабываемы. Они всегда хранятся в тайных уголках наших сердец и, когда нам бывает грустно, приходят на помощь, увлекая за собой в прошлое, позволяя пережить заново эти щемящие сердце счастливые минуты нашей жизни.


! Р. (на сцене появляется участник и произносит монолог из рассказа

Поздний час”. – Он, не спеша, усаживается на край сцены. В это

время ведущие уходят со сцены.)


Монолог заканчивается, и ведущий продолжает:

Мы говорим... люблю… и нам отвечают тем же или... раздается молчание в ответ, и тогда мы всячески стараемся добиться ответа, потому что наше чувство так сильно, что не позволяет просто, без борьбы, отказаться от своей любви. И, если она или он не отвечают, мы начинаем все заново.

Любовь ... любовь ... как здорово, как красиво, как… и все же, что такое любовь?


! С. (за сценой читается сочинение- миниатюра “Любовь”.

Можно выдержки из нескольких сочинений )

Ведущий 2:


Любовь многолика: она бывает счастьем, и тогда весь мир как бы в радужном цвете; страстью, и тогда никакие преграды вам не страшны; мукой и отчаянием, и тогда весь мир меркнет перед вашими глазами; трагедией, и тогда изменить ничего нельзя; и, наконец, только МОЕЙ! любовью, когда вы любите и требуете именно такой любви к себе и никакой другой не принимаете. Чтобы разобраться во всей этой многоликости, нужно знать не только себя, но и того, кого вы любите, не забывая о том, что у него тоже есть сердце, живое, полное сил, что оно тоже бьется и так же, как и ваше, ищет любви, чтобы потом сказать себе, пытаясь защититься…



! Р. (Голос за кадром. Читается отрывок из рассказа “Сны Чанга”:

Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-

то печальной жаждой любви, и которые от этого от самого

никогда и никого не любят.…Есть такие и как судить их за

это и кто их разберет?…)

Сегодня мы попытаемся проникнуть в эту загадочную и волшебную страну под названием Любовь, а путеводной звездой нам будет Иван Алексеевич Бунин. С героями его произведений мы попробуем понять природу этого волшебного чувства, разобраться в нем, чтобы помочь себе.


Ведущий 1:


И.А. Бунина больше всего волновали жизненные проблемы, проблемы человеческой души, взаимоотношение людей, их чувства: радость, горе, любовь.…Но искал ответ не только среди окружающих людей, но и в себе самом.

Писатель осторожно приоткрывает нам души героев, обращаясь к их личной жизни как бы мимолетно, вскользь, чтобы не причинить боль, страдания. А между тем (так это было во “Снах Чанга”), именно эти маленькие эпизоды из жизни капитана, эта личная жизнь: привязанность капитана к семейному очагу, его неистовая любовь к дочери и страстная любовь к жене, имели для него особое, первостепенное значение. Именно в этом был сосредоточен для него весь мир, весь смысл его земного существования. Но этот мир изменился и в его душе страстная любовь, и уважение уступают место ненависти и презрению, вера и надежда сменяются отчаянием и цинизмом.

Почему? Пытаясь разобраться в этом, герой говорит:


! Р. (прожектор освещает угол сцены, где сидит капитан и на стуле рядом с ним

Чанг. Капитан говорит Чангу:

Я братец, так люблю её, что даже боюсь своей любви…”)


Ведущий 2:


Итак, все дело в слишком сильной любви? Нет, в чрезмерном эгоизме и даже эгоцентризме, когда человек возносит свою мечту превыше небес, когда он объят желанием “повернуть не только, скажем, душу любимой женщины, но и весь мир по-своему”.

Капитан понимает, что его чувством движет эгоизм, но нисколько этого не порицает. Почему? Наверное, потому, что такова природа его любви, и он не сомневается, что другой любви и быть не может.

Печальный финал такой любви приводит героя к выводу: он был ослеплен своей страстью, а потому он не знал и не хочет знать о том, что происходит в душе любимой женщины.




! Р. (капитан берёт Чанга на руки и, уходя со сцены, останавливается и,

как бы задумавшись, поднимает глаза в зал и говорит:

“… Главная штука ведь в чем? Когда кого любишь,

никакими силами никто не заставит себя верить, что

может не любить себя тот, кого ты любишь.

/ обращается уже к Чангу/

И вот тут-то, Чанг, и зарыта собака…”-

уходит со сцены).


Ведущий 1:


Но бывает ли другая любовь, та, что пролагает путь к единению с

миром, самоотверженная, исключающая эгоизм?


! С. (за кадром читается отрывок из сочинений- миниатюр на темы

Любовь- счастье”, “Любовь –мука”, “Нераздельная любовь”.)

По И.А. Бунину всякая любовь - великое счастье, даже если она нераздельна. Он вновь и вновь приводит мысль, что любовь, как талант, величайшая редкость, невиданное счастье гармонического бытия. Он рассматривает любовь в ряде явлений едва ли не самых значительных и загадочных, как нечто “поистине неизъяснимое, божественное и дьявольское”.

Свой цикл рассказов о любви “Темные аллеи” писатель посвятил выяснению истоков и природы любви во всех ее неожиданных и прихотливых поворотах и оттенках. Название дается неслучайно: “темные аллеи”- это не только место, где любят бродить влюбленные, это еще и “темные” закоулки подсознания, во власти которого или ведении находится любовь (во всяком случае, “разумная” любовь не интересует И.А. Бунина).

Состояние любви и разлуки пережил и сам писатель, когда страстно полюбил Варвару Владимировну Пащенко – дочь Елецкого врача (местечка, где служил Бунин).


! П. (ведущий умолкает, звучит романс в исполнении А. Малинина

Еще он не шит твой наряд подвенечный…”. После слов:

“…две верных подруги, любовь и разлука, не ходят

одна без другой…” –

! Сл. романс звучит тише и на его фоне голос за кадром:

Их отношения длились с конца 1889 до конца 1894 года и осложнялись разными препятствиями. Сначала отец девушки препятствовал её сближению с безвестным и лишенным средств юношей. (Бунин служил тогда в Орле). Да и сама Варя, видимо отнюдь не была уверена в необходимости своего замужества. Однако пылкое и нежное чувство Бунина разрушило многие преграды. Ненадолго молодые люди соединились гражданским браком в Полтаве. Совместная жизнь принесла новые огорчения: обозначилось несходство их характеров, вкусов, запросов. И Варя оставила Бунина.

- речь прекращается, звуки романса усиливаются. Романс звучит до конца.)


Любовь великое чувство. Пусть приносит иногда боль, он что эта боль, если мы богаты, молоды и красивы…


! Р. ( звучит музыкальная заставка и чтец выходит на край сцены,

освещенный прожектором, усаживаясь на ступеньку, начинает

монолог из рассказа “Чистый понедельник” со слов:

“ … Похоже было на то, что ей ничего не нужно…

и до слов “…громада Христа Спасителя…”


после того, как первая часть монолога прозвучала, за кадром

! С. звучи первая часть стихотворения “Листья падают в саду”-

стихотворение читается без музыки. Стихотворение заканчивается.

Раздаются звуки музыки и, после непродолжительной паузы,

чтец начинает свой монолог до слов: “Я приехал и она уже

встретила меня одетая…” – здесь музыка прекращается, и он

читает свой текст без неё.


После слов: “… я открыл дверь своим ключом…”звучит

! Ак. “живой” аккомпанемент – И.С. Бах “Лунная соната”. До слов

Я захлопнул дверь прихожей, - звуки оборвались”, дальше он

читает без музыки. Заканчивает свой монолог. Остается на сцене.

!. С. За сценой звучит вторая часть стихотворения:

Листья падают в саду,

пара кружится за парой

Прослушав несколько строк стихотворения, он уходит со сцены.)

Ведущий 2:


По И.А. Бунину, человек многое в состоянии предусмотреть и предвидеть в своей жизни, он только не начало и финал любви, которая всегда неожиданно “сваливается” на человека (разумеется, не на каждого, а лишь на того, кто имеет на то призвание) и столь же неожиданно подчас и покидает его. Иначе говоря, она не длиться во времени, он всегда успевает выбить человека из колеи серых будней. Как личность он становится масштабнее: он зорче видит, глубже мыслит, острее чувствует эгоист в нем вытесняется альтруистом. Он как бы заново открывает для себя мир, который поражает его своей красотой и сложностью. Человек становится деликатнее, благороднее, духовно богаче, он именно здесь и таится трагедия. Он не может жить долгое время с таки зрением, на таком пределе своих сил, явно превышающем обыкновенные человеческие возможности. Но и к прежней жизни, к себе самому прежнему нет возврата: доже подумать страшно о возвращении к однообразному, убогому прозябанию.



Ведущий 1:

Загадочна и легендарна любовь помещика Хвощенского к горничной Лушке (“Грамматика любви”)-


! Р. (Ведущий замолкает и на сцене , как бы проходя мимо,

останавливается чтец и говорит монолог из рассказа:

Он когда-то слыл…”- закончив говорить, уходит.)


Герой-рассказчик пытается проникнуть в тайну этой необыкновенной любви, пытается понят: что за человек был Хвощенский, чем примечательна бала Лушка, пристально всматривается в их сына в интерьер усадьбы, предметы обихода. Он ответ не находит: все очень просто и обыденно. Да и возможно разве понять влюбленных, если ты не любишь её так, как он?


! С. (за кадром читаются отрывки из сочинений-миниатюр на

тему: “Любовь - великое чувство, он объяснимо ли оно?”)

Очевидно одно, никакой “грамматики любви”, какого-то общего и обязательного для всех свода правил никогда не было и быть не может, каждый, кого посещает это великое чувство, пишет в сердце свою “грамматику”, которая никому в целом свете не может пригодиться…



Ведущий 2:

Довольно часто любовь зарождается внутри, и нет конкретного предмета этой пылкой страсти. Вы любите, но кого? Перед вами человек, который с самого раннего детства должен быть с вами (так решили ваши родители), и вы, поначалу, свыкаетесь с этой мыслью, но есть что-то сильнее вас, и это что-то помогает вам избежать ошибки. Выбрать не того, кто постоянно рядом, а того (пусть его пока с вами нет), кого вы любите сильно и кого не хотите потерять.

! Р.( звучит музыка и под ее звуки чтец выходит на сцену,

садиться на ступеньку и начинает свой монолог из

рассказа Заря всю ночь”.

До слов: “…все дремало, наслаждалось своей дремотой,

только соловей томился своей сладкой песней…”


! С. музыка обрывается и за кадром звучит стихотворение

Неуловимый свет разлился над землею”.-


! Р. пауза, музыка включается, и она продолжает свой монолог,

закончив свой монолог, немного посидев, уходит со сцены

под звуки музыки).



Да, так было и с героиней рассказа “Заря всю ночь”. Она поняла себя, поняла, что если выйдет замуж за Сиверса, то не увидит той настоящей любви, о которой мечтала, не наполнится её душа настоящим счастьем. Она отказала, потому что не готова к любви-привычке, т.к. не пережила любовь-страсть. Кто знает, может быть, Сиверс тоже в глубине души своей согласен с Натальей Алексеевной.

Героиня вовремя поняла, что не всегда “стерпится - слюбится…”, поэтому сладко засыпает под утро. Когда находит в себе силы понять это, становится так легко, и все, что ее окружает, кажется ей прекрасным…

! П. ( ведущий умолкает , звучит романс “Мне нравится, что

вы больны не мной…”).


Ведущий 1:


Бунинские герои нередко повторяют: “Все проходит, все пройдет…” Так ли это?


! С. ( чтение отрывков из сочинений- миниатюр на тему

Все проходит, все пройдет … и любовь?”).


Все может пройти, он забвению не подвластна настоящая любовь, над нею бессильны время и смерть.


! Р. (звучит музыка на сцену выходят двое: Он и Она.

Представляют сцену из рассказа “Темные аллеи”).

Через всю жизнь пронесла любовь к Николеньке, Николаю Алексеевичу, Надежда. Она не могла простить ему измены, но не в силах была забыть его. Все тридцать лет одним жила. Ничто в жизни не могло заглушить в ее сердце любовь - верность: ни время, ни тем более другой человек.

Ведущий 2:

Любить и жить человеком, которого ты любишь, зная о том, что он есть на этой Земле, пусть далеко и сейчас не с тобой, но он живет. Совершенно другое, когда ты знаешь, что его нет среди живых, но твоя любовь не становится от этого слабее, её не может изменить ничто: ни новая семья, ни общество, ни время. Такая любовь удивительна…


! Р. ( звучит музыка, и чтец выходит на сцену, усаживаясь

начинает свой монолог из рассказа “Холодная осень”)


Он и Она знакомы были давно, осенний вечер перед разлукой, как потом выяснилось, вечной, был какой-то особенный: то ль потому, что было предчувствие, что они расстанутся навсегда, то ль потому, что именно в этот час поразило их чувство исключительной силы, чувство, которому поистине и смерть не помеха. Не смогли затмить этот осенний единственный вечер и грандиозные исторические события: война, революция, эмиграция.

Вспоминая на склоне жизни его слова, сказанные в тот осенний вечер, героиня все с тем же чувством живой любви готова выполнить его последнюю просьбу.


Ведущий 1:


Любовь изображается Буниным пластично, во всей её осязаемой конкретности и чувствительности. Он был убежден, что литератор, как и живописец не должен стеснять себя в описании натуры и фраз развития любви. Она у него как бы говорит: “Там, где я стою, все свято”. Чаще всего - это любовь-страсть, во всем огромном, подчас роковом значении в человеческой судьбе. Но страсть эта всегда духовна, она возвращает человека к новой жизни, высвобождая, по словам А. Блока, светоносное начало. Мы говорим “любовь – страсть” и понимаем под этим…


! С. (ведущий умолкает и за кадром читаются отрывки из

сочинений миниатюр на тему:Любовь- страсть – это…”)


Любовь- страсть - это ураган человеческого чувства, стремительные, ничем не укротимые порывы души, способные на все: продлить или сократить жизнь, скажем, на десять лет…


! Р. ( ведущий умолкает, раздаются звуки, и на сцену выходит

чтец, говорящий монолог из рассказаСолнечный удар”.

После слов: “… в этом богом забытом городке над той

самой сияющей Волгой, по которой унес её

это розовый пароход!”- музыка обрывается,

!. С. чтец умолкает и за кадром звучит стихотворение

И. Бунина “Ночь” - пауза, звучит музыка и чтец

продолжает свой монолог).

Ведущий 2:


Только день и ночь были знакомы Он и Она в рассказе “Солнечный удар”. Они предположить не могли, что случайное знакомство обернется “солнечным ударом”, которому герои уподобят поразившее их чувство. Им необходимо расстаться, хотя близки и понимают, что их встреча- это встреча, созданных друг для друга людей. Проводив её, он никак не может справиться с нахлынувшими на него чувствами- радости и горести. Буквально на глазах совершается преображение: на месте такого обычного, привыкшего жить легко и просто армейского поручика, появляется человек, глубоко размышляющий и страдающий, чувствующий себя постаревшим на десять лет…


! П. (ведущий умолкает и звучит романс “В моей душе покоя нет…”).


Ведущий 1:


- Что происходит с нами? Мы все время пытаемся найти то, чего у нас нет и ради этого готовы свернуть горы. Ошибаемся, пытаемся привыкнуть, но, когда ничего не выходит, собираем все свои силы для новых поисков, при этом обвиняя себя и других в своих поражениях. Но вот перед нами новый человек, и мы думаем: “Наконец-то это тот, кого я так долго искал!”. Он приходит время, и мы снова начинаем сомневаться... иногда даже скрывая от самих себя, собираемся в новый путь. А начинается весь этот круговорот друзей…

- Что же все-таки происходит с нами, что мешает двум, созданным друг для друга людям, объединиться раз и навсегда?


! П. (звучит романс “Со мною вот что происходит…”)


Ведущий 2:


- А как быть тем, у кого разобщенность в самой душе, когда открылось в ней что-то страшное, пугающее и зловещее, доселе неизвестное и вызывающее отвращение. И нет другого выхода как…

А ведь, казалось бы, было хорошо… Ты одна и счастлива, потому что никого нет дома…


! П. (звучит романс “Никого не будет дома”)

Ведущий 1:


Любовь в ореоле трагедии, любовь в сопровождении со смертью встречается у Бунина довольно часто. В этом он видел одно из проявлений катастрофического существования. Трагедия – это еще и указание на то, что любовь рассматривается писателем с позиции высокой категории, явно противостоящей любви “обычной”, “бытовой”, не способной подвигнуть человека ни к глубоким мыслям, ни к высокой мечте. Особенно уязвимы в этом натуры цельные, талантливые, живущие по сердцу, а не по правилам.


! С. ( за кадром звучит стихотворение И. Бунина “Портрет,

пауза, раздается музыка, и под эту музыку выходит чтец и

говорит монолог из рассказаЛегкое дыхание”

со слов:

- Из дневника Оли Мещерской…: “Сейчас второй час

ночи…”

ВЕДУЩИЙ: - А ведь главное- то , что….- музыка продолжается,

прожектор обращен на чтеца, и она продолжает:


! Р.Из разговора с лучшей подругой Субботиной…: “ В одной

папиной книжке…” - она смолкает, пауза и после слов

ведущего уходит со сцены.

ВЕДУЩИЙ: - Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом

облачном небе, в этом холодном осеннем ветре…



! П. звучит песня “ Облетают последние маки”- песня

заканчивается и


! С. за кадром звучит стихотворение И. Бунина “Эпитафия”

  • пауза и …)


Ведущий 2:


То, что приключилось с героиней рассказа “Легкое дыхание” резко и прозаически грубо расходилось с высокими представлениями о совершенстве женской красоты и о себе самой. Возможно, что эти представления излишне романтизированы, идеальны, и настоящая любовь к ним не сводится, но с другим пониманием она не могла согласиться. И неслучайно Оля почувствовала “отвращение” и к Малютину, и к себе, и вообще к жизни (так и кажется, что она намеренно “издевается” над казачьим офицером, который застрелил её, ведь Оля сказала перед тем: “Теперь мне один выход”.)

Ведущий 1:


Гросский дневник (запись от 28 мая 1929 года).

Говорили о “Легком дыхании”. Иван Алексеевич стал объяснять, что его всегда влекло изображение женщины, доведенной до предела своей “утробной сущности”. “Только мы называем это утробностью, а я так зазываю это легким дыханием. Такая наивность и легкость во всем: и в дерзости, и в смерти, и есть “легкое дыхание”, недуманье. Впрочем, не знаю …


! С. ( Можно прочитать отрывок из сочинения по произведению

И. Бунина на тему “Что для меня легкое дыхание?” )


Ведущий 2:


Проза и поэзия И. Бунина единое целое. Он говорил: “Эта тяга писать появляется у меня всегда с чувством какого-то волнения, грустного или радостного чувства, чаще всего оно связано с какой-нибудь развернувшейся картиной…” Так бы сказал поэт. И далее пояснил, что свои стихи он никогда “не отграничивал от своей прозы”, потому, что “здесь и там одна ритмика”, и что дело только в той или иной силе напряжения её”, поэтому вместе взятые стихи и проза позволяют проследить эволюцию художника, рассмотреть его традиционную нетрадиционность. Вот почему сегодня стихи и проза звучали со сцены, взаимно дополняя друг друга.



Ведущий 1:

Жизненная сфера у И.А. Бунина первична. Духовное бытие современности-

главная его тема.

В поисках сущностных начал, в его трудности, сложился принцип ассоциативного мышления Бунина. Его подвижная, “жадная” мысль управляет разнородным материалом, группирует его элементы в произведении, сообщает свою логику повествованию, словесной живописи, прихотливой композиции. Все подчинено необходимости: глубже проникнуть в губительную дисгармонию сущего, так далеко отступившего от извечной человеческой мечты о красоте, добре, справедливости и любви…


Ведущий 2:


Любовь - огромная страна, не имеющая границ, и от того, как мы будем любить и понимать друг друга, такое лицо любви будет обращено к нам. Мир несовершенен, но в нем живем мы, а потому, как будем любить и относиться друг к другу, будет строиться все, что нас окружает, находится рядом: наш мир, наша жизнь.

Я”, “Ты”, “Любовь”, “Мы”, “Жизнь”…

Не бывает в жизни сразу, легко и быстро. “Слишком”- никогда не бывает, есть только “чуть-чуть” и именно на этом малом строится все. И дай Бог, чтобы это “малое” было всегда неизменно, было рядом и никогда не развеялось и не покинуло вас. За любую, пусть самую маленькую, минуту счастья нужно платить, и плата, как правило, бывает больше, чем то счастье, которое вам пришлось испытать. Писатель это знал. Мы тоже должны знать и помнить.


! П. ( ведущие остаются на сцене. Звучит романс в исполнении

А. Малинина “Дай Бог!”- под звуки песни участники вечера

медленно, друг за другом, выходят на сцену, поворачиваются

лицом к залу (в руках у каждого свечи) и, опустив головы,

слушают романс. – романс заканчивается, все остаются на сцене.

За кадром мужской голос: “Я люблю тебя!”

женский голос: “Я очень –очень люблю тебя!..”

Стоящие на сцене участники произносят друг за другом слова :

1. “МЫ любим весь мир!”;

2. “И так будет всегда!”;

3. “ И пусть нам приходится мучиться и страдать!”;

4. “ Это чувство стоит всех мук, слез и страданий!”.