Сочинение ученицы Басовой Анны

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Сочинение ученицы Басовой Анны

Учитель русского языка и литературы МБОУ Немчиновского лицея Шлычкова Людмила Алексеевна

Сочинение

Гамлет «как вечный образ».

Врут про Гамлета, что он нерешителен

Он решителен, груб и умён,

Но когда клинок занесён,

Гамлет медлит быть разрушителен

И глядит в перископ времён…

Давид Самойлов



Трагедия Шекспира «Гамлет» - очень глубокое и многогранное литературное произведение. Написанная давно, эта история до сих пор глубоко волнует нас, заставляет сопереживать происходящему на сцене и задуматься о собственной жизни. Кого-то из нас интересует загадочный образ Гамлета, одинокого борца против зла; кого-то вопрос «быть или не быть»; кто-то сочувствует любовным переживаниям героев, а кого-то возмущает история предательства отца Гамлета со стороны его жены и брата…

И этот интерес не ослабевает до сих пор. Эта трагедия поразила меня тем, как Шекспир сумел на протяжении одного, достаточно небольшого произведения, с такой точностью и литературной силой описать и подлые интриги, и высшие чувства, и вопросы бытия, которые волнуют и продолжают волновать нас по сей день.

- Чего стоит жизнь?

- Что такое смерть?

- Можно ли верить в любовь? В дружбу?

- В чём причина бедствий, гнетущих человека? Можно ли их избежать, уничтожив зло?

- Надо ли бороться или следует примириться?

Это извечные вопросы… Вот почему «Гамлет» актуален и в наши дни.

Шекспир создал книгу настолько загадочной, что её не могут разгадать и поныне. Многие поэты и писатели современности обращаются к трагедиям Шекспира и, в частности, к героям «Гамлета», чтобы с их помощью объяснить или завуалировать собственные чувства и восприятие современного сложного мира. Гамлет – это человек честного нрава, страдающий и борющийся за справедливость. Мне очень нравится Гамлет, я жалею его, как живого человека, и продолжаю восхищаться им, как восхищалась бы живой личностью.

Современность «Гамлета» объясняется, мне кажется, тем, что в нашем высокоразвитом в техническом отношении обществе со всей остротой встают проблемы нравственности, морали, целостности личности. Притом, что размываются грани между добром и злом, что человек теряет ориентиры, он может подражать бандитам и презирать честного, справедливого человека. Такие книги, как «Гамлет», будят в людях совесть и дают повод задуматься над тем, как они живут. Гамлет – это нравственный мыслитель, первый классический образ истинного застенчивого интеллигента, способного своими глубинными обобщениями соединять времена, подвигать человечество вперёд!

На протяжении двадцатого века интерес к личности Гамлета, его исканиям, его судьбе не утихал. Поэты разных школ и направлений, жившие в одном веке, но в разные эпохи, по-своему раскрывали образ Гамлета, предлагали множество вариантов его решения.

Если у Александра Блока образ Гамлета рассматривается через уподобление судьбы героя и своей собственной судьбы: « Я – Гамлет», а сам Гамлет – это жертва, поглощённая миром зла и коварства. В творчестве Бориса Пастернака и Владимира Высоцкого голосом Гамлета говорят целые поколения. Для Пастернака драма Гамлета – драма высоконравственной личности, ценящей долг превыше всего.

Гамлет в переводе Пастернака – это умный, волевой, глубоко порядочный человек, которого волнует не только судьба человечества. В нём ярко выражены черты философа, пытающегося найти объяснения противоречиям века. В то же время Гамлет абсолютно равнодушен к собственной судьбе и готов пожертвовать собой во имя торжества общечеловеческих идеалов. В интерпретацию образа Гамлета Пастернак вложил свои мысли о жестоком времени и судьбе художника. Стихи, написанные от имени героя, воспринимаются как поэтическое воплощение и его будущего, и будущего автора. Стихотворный цикл открывается стихотворением «Гамлет».

Пастернак понимал миссию настоящего художника как осуществление духовной связи времён и поколений. При этом художник почти всегда оказывается непонятым современниками, отвергнутым. Эти мысли поэт и пытался донести до людей своего времени и их потомков обращением к трагедии Шекспира и её образам в собственной лирике.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Воплощение образа Гамлета в творчестве Владимира Высоцкого как бы привязано к современным поэту проблемам, соединено с эпохой «застоя» и теми исканиями, которые были характерны для поколения «шестидесятников» - поиск правды, попытка выпутаться из словесной лжи и лицемерия власти. Его Гамлет – сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обречённость.

Я прозревал, глупея с каждым днём,

Я прозевал домашние интриги.

Не нравился мне век, и люди в нём

Не нравились. И я зарылся в книги…

Я Гамлет, я насилье презирал

Я наплевал на датскую корону.

Но в их глазах – за трон я глотку рвал

И убивал соперника по трону…

«Втиснувшись» в шкуру Гамлета, Высоцкий заново пересматривает и жизнь Гамлета, и свою собственную жизнь, и жизнь своего поколения. Стихотворение «Мой Гамлет» - это чётко сформулированная позиция человека, который не хочет плыть по течению, стремится оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Гамлет Владимира Высоцкого – представитель новой эпохи, но корни его сомнений уходят в прошлое и неразрешимы до сей поры.

Как бы ни решался образ Гамлета в творчестве поэтов двадцатого века, каждый из них изображает глубоко русского человека, живущего в переломное время, мучающегося несовершенством мира, его собственной личности, пытающегося разрешить сложнейший философский вопрос: «быть или не быть».

Можно с уверенностью сказать, что тема Гамлета ещё не исчерпала себя, и в поэзии двадцать первого века мы найдем новые пути осмысления этого вечного образа. Подтверждением этого является стихотворение нашего местного поэта, члена Союза писателей В.В. Наджарова, написанное в наше время. Эти строки обращены к нам, сегодняшним, тем, кто должен приложить все усилия, чтобы побороть зло.

Всё вышло прахом: дьявол не поборот!

Вновь обвенчались с царским мы орлом.

Не помогли народу серп и молот…

Как прежде, торжествует зло!

А Гамлету и до сих пор дивиться,

Что мир так и не справился со злом.

И что в его когтях ещё «томится»

Всё, то, что называется «ДОБРОМ»

Никто не сможет дать ему ответа,

Как можно зло на свете победить?!

Уже не для людей, а для планеты

Ребром вопрос тот: «быть или не быть?»

Таким образом, мы видим, что несмотря на то, сколько прошло столетий, извечный вопрос «быть или не быть» до сих пор будоражит наши умы и сердца.



4