Конспект урока по литературе «Чти отца твоего и матерь твою»… И.С. Тургенев Отцы и дети

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока «Чти отца твоего и матерь твою»…

Цели урока: 1) повторить содержание романа И.Тургенева «Отцы и дети», повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое».

2) Формировать у учащихся почтение к старшим, как одно из главных нравственных законов поведения человека».

Ход урока

1 Слово учит6еля.Бабушка Бориса Дикого, персонажа драмы А.Н. Островского «Гроза», как известно, в своем завещании определила, при каком условии он и его сестра получат положенную им часть наследства.

Зачитать отрывок из сцены:

Борис: Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Комерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

Кулигин: С каким же, сударь?

Борис: Если мы буем к нему почтительны.


Условие весьма и весьма показательное, к тому же единственное. Брат и сестра должны быть по отношению к дядюшке, Савелу Прокофьевичу Дикому «почтительны».

Вспомним реакцию Кулигина, которому Борис рассказывает о завещании.

(Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.)

Конечно, все можно «списать» на Дикого- чего от него, от «самодура», ждать?

Зачитать (Стр. 10 Хрестоматия 1 часть) (Наломается……… угождать)

Однако не все здесь так просто. Иначе почему этот «ругатель», оскорбивший при расчете очередного мужика, «тут же во дворе, в грязи ему клянется, при всех ему кланялся»

- Почему кланялся, ребята?

Не потому ли кланялся, что прекрасно понимал, что совершил неправедный поступок, за который ему, купцу, воздастся, и не только на небесах.

Так что не совсем это безнадежно- получить от Савела деньги.

А реплику Кулигина можно отнести и к самому Борису, который никакого почтения к дядюшке не испытывал и дальнейшее поведение Бориса, подтверждает это.

Вообще в этой пьесе, события которой развиваются примерно в тоже время, что и в романе «Отцы и дети», насчет почтения детей к родителям и старшим дело обстоит туго.


- Что ж- знамение времени?

Варвара мать свою, а Катерина свекровь не только не почитают, но даже по большому счету , не уважают.

Что же до Тихона, то его самоунижительные реплики также бесконечно далеки от почтительности.

Боится мать- ДА, а вот почитает- ВРЯД ЛИ

Да и те методы, с помощью которых поколение старших пытается добиться, конечно, ни в коем случае привести к почтительному отношению детей к старшим не могут.

(Чтение в лицах (действие 2 явление 3 Н. Островский «Гроза»)


Обратим внимание на слово- почитать. Не любить, не слушать, а почитать.

Вывод: В «Грозе» нет счастья. Драма называется «Гроза». Не выполняются заветы. Катерина свои страсти поставила выше всего остального. За что и поплатилась

Итак, обратимся к роману «Отцы и дети».

Прочитаем последние строки романа (Описание кладбища)

(«Есть небольшое сельское кладбище…)

Мне думается эта сцена, как никакая другая, поразительно точно отражает непреходящую истину о любви родителей к детям.


- Любил ли Евгений Базаров своих родителей? Докажите.

Конечно, безответственно с нашей стороны пытаться доказать, что Базаров не любил своих родителей.

На вопрос Аркадия:» Ты их (родителей) любишь, Евгений?- Базаров ответил: «Люблю, Аркадий»

Да и перед смертью, которая для этого сильного человека явилась высшей проверкой, Базаров зовет Одинцову: «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»


Можно найти и другие примеры.

Но и речь не о том, ценит ли Евгений Васильевич своих родителей, понимает ли их и испытывает к ним неподдельные сыновние чувства.

Зададимся целью выяснить, почитает ли?

Невозможно исчерпывающе ответить на этот вопрос, не разобравшись в том, какое лексическое значение слова ЧТИТЬ и таких слов, как ПОЧИТАТЬ,ПОЧТЕНИЕ, ПОЧЕТ, ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ, ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ.

Корень у них один и тот же. Помочь нам могут и близкие по смыслу понятия, которые в «Словаре синонимов русского языка»- обозначены кА уважение, благоговение, честь и образованные от них прилагательные и наречия. Естественно, это касается и глаголов, таких, как уважать, благоговеть, преклоняться и прочих.

В «Толковом словаре» В.И. Даля читаем:

Читать- уважать, иметь почтенье, уваженье.

Соответственно, «почтительный-почитающий, уважающий»

Что касается слова ЧТИТЬ, которое В.И. Даль напрямую выводит из понятия честь, то чтить, чествовать толкуется как «почитать, уважать душою». А в более современном «Словаре русского языка» Ожегова читаем:

Чтить- бесспорно, это, во-первых

Эуважать. Но не формально, внешне, показушно, а «душою» и что не менее важно, «почтение» предполагает сочетание любви с уважением.

То есть, если любишь, но не очень-то уважаешь, значит не чтишь.

А теперь давайте понаблюдаем, как относится к своим родителям Евгений Базаров.

(Рассказ учащегося)

Но дело, конечно, не только и не столько в том, как долго Базаров добирался до родного дома, какие зигзаги и круги описывал он, прежде чем переступил родной порог.

(чтение главы 20)

Гораздо больше неутешительных для главного героя романа размышлений приходит в голову, когда перечитываешь страницы, повествующие о самом пребывании Базарова в доме.

(«Чай, скучно будет»»……. А от чего скучно)

Из всей местной интеллигенции здесь только священник отец Алексей (тот что будет отпевать нашего героя), тот самый, который ловил мух у себя на лице и при этом иногда давил их»

А отец…Ну что отец…Все Лазаря поет, читает «друг здравия на 1855 год да толкует про паллиативные средства»


И если уж Базаров подметил, что отец Аркадия Николай Петрович, «робеет» перед сыном, то что же тогда говорить о Василии Ивановиче, который по его собственным словам, просто «боготворит» Евгения.

Оно и понятно: единственный ребенок, ненаглядный «Енюшенька». Да к тому же никогда не «тянул со своих родителей.. отроду лишней копейки не взял».

Предел мечтаний старика- чтобы в биографии в биографии Евгения стояли следующие слова: «Сын простого штабс-лекаря, который ничего не жалел для его воспитания.

- А Базаров уважает своего отца как лекаря?

(Базаров не уважает своего отца как лекаря, во всяком случае, бесспорно, ставит его, который «у князя Виттенштейна и у Жуковского пульс щупал, да и вообще во многих областях, в том числе и в литературе, «держит руку на пульсе»,- ставит его ниже себя.

Василий Иванович Базаров, который за ликвидацию эпидемии в Бессарабии Владимира получил, о чем сын его отзывается довольно небрежно. ( Зачитать: Знаем, знаем…… Заснул,)

Смог выбиться в «люди», получил дворянство.

Если иметь в виду, что в19веке, в том числе и во 2-ой его половине, гораздо проще назвать годы, когда Россия с кем-то не воевала, чем в которое воевала, то можно представить себе, каково было ему. Сколько раз он спасал человеческие жизни. Каким огромным опытом обладает этот человек: Василий Иванович и в «южной-то армии по четырнадцатому…всех знал наперечет».

Он уже тогда, в конце 50-х годов 19 века, пришел к выводу, который вполне актуален и сейчас: «Уж как вы там ни хитрите, господа молодые, а все-таки старик Парацельский священную правду изрек: в травах, словах и камнях..» А Радемахер так- для того, чтобы руки держать на пульсе».

Не уважает в своем отце Базаров и его вполне приличные знания в области литературы.

На его уместные сравнения друзей-приятелей Аркадия и Базарова с Кастором и Поллуксом (мифологические герои- близнецы. Здесь в смысле неразлучные друзья) Он «роняет»: «Однако полно,отец, не нежничай!»

Покладистый отец робко замечает на это: «В какой-то веке разик можно».

Он,кстати, 3 года ждал этот самый разик.

По приезде сына отец велит «спороть красную ленточку с сюртука (Владимирскую ленточку). Не дай Бог сын заподозрит его в «предрассудках» и романтизме».

И если Евгений Базаров, вопреки своему нигилизму «Детской памятью» помнит многих наших великих писателей, то в первую очередь он интеллигент во втором поколении, обязан этим отцу. А его интеллектуальный горизонт, кроме обучения в Петербургском университете, расширил этот скромный человек.


Не уважает Базаров и памяти своих и чужих предков, памяти о собственном родовом гнезде, в своем доме. Когда Аркадий говорит о его отчем доме: « А я люблю такие домики, как ваш, старенькие да тепленькие». Его наставник по части нигилизма отвечает: «Лампадным маслом отдает да донником» А что мух в этих милых домишках…Фа!»

О дяде, отце матери, достойный наследник изъясняется так: «Черт его знает»

Если Базаров собственных предков не очень-то щадит, то что уж говорить о других!

Когда Аркадий возмущается тем, что его приятель называет Павла Петровича «идиотом», Базаров высказывается по поводу «родственного чувства» вполне определенно: «Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется: но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор,- это свыше его сил».

Когда же Василий Иванович Базаров вполне резонно замечает Аркадию, что «дедушка ваш очень почетный был человек, настоящий военный,»- его сын в свойственном ему духе парирует: «Сознайся, дубина была порядочная». Причем обронено это будет «с ленцой», мимоходом.

А ведь отец-то, гордился, что служил под началом самого «Пиотра Кирсанофа, генерал-майора».

Как известно, еще А.С. Пушкин писал, что по-настоящему культурного, интеллигентного человека у нас, в России, отличает «Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам».

Базаров же к этим самым «пепелищам» и «гробам» испытывает если не отвращение, то скуку.

А теперь поговорим об отношении Базарова к матери.

Мать Аркадия, как известно из романа, умерла тогда, как ее сын был слишком мал.

Мама Базарова, Арина Власьевна, которая так же как и Василий Иванович «боготворили» сына, называли его не иначе, как «Енюшка», все глаза проглядела, высматривая, не едет ли ненаглядный сынок из своих Ильинских- Марьиных в родительский дом (Зачитать).

Она так же, как и «презабавный старикашка» (как называет его за глаза Евгений), «без хитрости».

Она может простить сыну все, даже то, что умрет и не дождется «Моего го..о..о.лубчика».

Кто измерит силу материнской любви? Сколько бессонных ночей провела она, думая о своем «красавчике».

Сколько поклонов отвесила образу Пречистой Богоматери и Спасителю, чтобы Бог и Пресвятая Богоматерь смилостивились над ее сыном: чтобы не пропал ее сын, безбожно, в этом жестоком мире.

А этот самый «сын» перед тем, как велеть отцу «выслать на подставу» «завтра наших лошадей»,обменяется с приятелем такими вот репликами. (Зачитать)

-Она очень огорчится.


Похоже на то, что Аркадий, лишенный в детстве материнской ласки, в гораздо большей степени может оценить мать Базарова, чем он сам, привыкший к ней как к данности.

Каково же ей, безумно любящей своего сына, сдерживать себя! Но в их доме это принято. Ведь сын, по словам Василия Ивановича- «враг всех изменений». Даже отец не смеет при нем высказывать свои чувства.

Но можно себе представить, как он мучился в эту ночь, когда Евгений сказал отцу, что наутро они с приятелем уедут, чтобы не сообщать эту страшную весть матери.

Дочитать до конца главы 21 («Она и цветов…..)


И она, женщина, мать, даже после бегства сына из дому «утешала своего мужа в его печали». Она смогла найти в себе силы, чтобы и мужа заставить жить дальше, копать свои грядки, лечить крестьян, которых у него все 22»

В один из трех дней пребывания в деревушке родителей Базаров так отозвался о них: «Они вот, мои родители, то есть заняты и не беспокоятся о своем ничтожестве, оно им не смердит»

Но это самое «ничтожество», по словам того же самого Базарова, состоит в том, что отец в 60 лет хлопочет, толкует о «паллиативных средствах, лечит людей, великодушным словом: и матери моей хорошо, день ее до того напичкан всякими занятиями, что ей и опомниться некогда»..

Тому же Базарову, который перед смертью признается Анне Сергеевне Одинцовой, что ему всегда казалось, что у него задача есть, ведь….» (гл. 27)

А в доме родителей ему скучно, где нужно хотя бы на несколько минут отвлечься от повседневной суеты и повального сумасшествия и задуматься: «А зачем я живу?- чтобы потом, перед смертью, не признаваться, что он России, видно, не нужен».

Оно, пребывание в отчем доме, потому и необходимо, чтобы ответить на тот самый проклятый вопрос, на который задавал себе всякий русский человек и многие литературные герои.

И все же, почему это так символично, что Евгений Базаров, будущее которого, по предсказанию Аркадия, должно быть «великим», независимо от того, какого рода деятельностью он будет заниматься в своей беспокойной жизни,

- Почему Базаров умер? От того, что порезался?

Наверно, в Петербурге- куда он, судя по его словам, собирается вернуться, его учили тому, что при вскрытии умершего от тифа человека необходимо заблаговременно запастись дезинфицирующими средствами, хотя такими, как «адский камень»


Евгений Васильевич в «утешение» объявил отцу о том, что мы теперь вообще над медициной смеемся и не перед кем не преклоняемся»

Конечно, Базаров мог умереть от «миллиона причин, но почему-то умер именно от этой.


Размышление учащихся.

(Вызов Богу, судьбе, медицине)


«Старая шутка смерть, а каждому внове. До сих пор не …, а там придет беспамятство, и фюить»


Вывод: Каждый человек волен выбирать, как ему поступать с родителями. Но суть заповеди в том, что она лежит в основе жизни.

Если мы уважаем своих родителей сердцем, любим. Прислушиваемся к их мнению, руководствуемся их жизненным опытом, то и жизнь наша будет гармонической, счастливой