Рабочая программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Малоархангельского района
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Принята « Утверждаю» Принята « Утверждаю»

на педагогическом совете Директор школы Директор школы

протокол №____ от _________ Зайцев А.С. __________ Зайцев А.С.

«___» _______ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 10 класса

(102 часов, базовый уровень)






Учитель русского языка и литературы

Семенова Т.Ю.













д. Вторая Ивань

2016- 2017 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования и программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература. 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2007 г.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Ц е л и.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Литературная критика.

Раздел Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Раздел 2. Учебно-тематический план

Содержание

Количество
часов

Развитие речи

Художественный мир русской литературы 1 половины 19 века.

8

Россия 2 половины 19 века. Развитие общественной мысли.

2


А. Н. Островский

5

1

И. А. Гончаров

7

1

И. С. Тургенев

8

2

Ф. И. Тютчев

3


А. А. Фет

2


А. К. Толстой

1

1

Н. С. Лесков

3


М. Е. Салтыков-Щедрин

4


Н. А. Некрасов

6


Ф. М. Достоевский

12

2

Л. Н. Толстой

19


А. П. Чехов

10

2

Мировое значение русской литературы

1


Из зарубежной литературы

3


Итого

93

9

Итого

102



Раздел 3. Содержание программы

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.



Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчесгво. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)



«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя, духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.





Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.



Произведения для заучивания наизусть

А.С.Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).

М. Ю.Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...-». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И. С. Тургенев. .Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

Произведения для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вяземского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда...». Муза. Демон. Поэт. Три ключа. Воспоминание. «Дар напрасный, дар случайный...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Элегия. Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья...». «В начале жизни школу помню я...». «Не дай мне Бог сойти с ума...». Пир во время чумы.

П. А. Катенин. Сонет.

Д. В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай...».

Ф. Н. Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине.

Е. А. Баратынский. Осень. «Толпе тревожный день приветен...». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..». «На что вы, дни!..». Мудрецу. «Все мысль да мысль...». Рифма.

А. А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли...». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой, соловей...». Идиллия.

Н. М. Языков. Элегия. А. С. Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря.

В.К.Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу...». «Еще прибавился мне год...». Участь русских поэтов. Усталость.

М.Ю.Лермонтов. Княгиня Литовская.

II. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть. II. В. Го го л ь. Нос.

Л. Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.

К. К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем...». «Меняясь долгими речами...».

Н.А.Некрасов. «Безвестен я...». «Внимая ужасам войны,.». «Замолкни, Муза мести и печали...». «В столицах шум, і ремят витии...».

Ф.М.Достоевский. Бедные люди.

А. А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не /ноблю...».

А. А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непостижим...». «Жизнь пронеслась без явного следа...». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы...». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». Вечер. «На стоге сена ночью южной...». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь! Как воздух чист...».

И. А. Гончаров. Обыкновенная история.

А. И. Герцен. Былое и думы.

Я. П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Песня цыганки. Весна. «Когда октава за октавой...». «Не мои ли страсти...».

А. К. Толстой. «Средь шумного бала...». «Ты не спрашивай, не распытывай...». «Коль любить, так без рассудку...».

И. С.Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).

Ф. И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой...». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Нам не дано предугадать...». «От жизни той, что бушевала здесь...» и др.

М. Е. Салты ков - Ще д ри н . Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы.

Л. Н.Толстой. Анна Каренина.
К. К. Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной...». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?..». Н. С. Лесков. Тупейный художник.
A. П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).
Из зарубежной литературы У. Шекспир. Макбет. И.-В. Гете. Страдания юного Вертера. О. де Бальзак. Гобсек.


Раздел 6. Учебно-методический комплекс

Методические пособия:

1.Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы в двух частях. Ю. В. Лебедев, Просвещение, 2010 год
2. Золоторева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М. «Вако», 2010 г.
3. Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
4. Мультимедийные презентации. Биографии писателей.
5. Альбомы А. С. Пушкин, Лермонтов
6. Альбомы «Русские писатели 19 века», «Русские писатели 20 века»
7. Журналы «Литература в школе»

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование 10 класс
(базовый уровень, 3 часа в неделю уровень)

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

ЗУН

Дата урока

По плану

По факту

Введение

1





Художественный мир русской литературы 1 половины 19 века. Идеи, направления, имена.

1

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века

Составление тезисов. Плана или конспекта лекции


Тезисный план, конспект


2-3

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика А. С. Пушкина.


2

Вечные темы и их философское осмысление в поэзии Пушкина.

Чтение и восприятие стихотворений, самостоятельный поиск ответа на вопрос, анализ стихотворений


Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть, ответы на проблемные вопросы



4








Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт личности и государства, неоднозначность его решения в поэме, философское осмысление темы бунта.

1

Конфликт личности и государства в поэме.

Чтение и восприятие текста, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, самостоятельный поиск ответа на вопрос

Иллюстрации к поэме

Презентация

Выразительное чтение. Устное словесное рисование. Сравнительный анализ



5-6

«И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

2

Своеобразие художественного мира поэта: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием.

Чтение и восприятие стихотворений, самостоятельный поиск ответа на вопрос, анализ стихотворений

Иллюстрации к стихотворениям

Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть, ответы на проблемные вопросы



7

Художественный мир Н.В. Гоголя: духовный смысл комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души», обобщающее значение гоголевских образов

1

Духовный смысл комедии. Обобщающее значение гоголевских героев.

Чтение и восприятие текста, выразительное чтение. Комментированное чтение. Анализ текста

Иллюстрации к поэме

Анализ текста, составление тезисов, работа с учебником



8

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Идея нравственной ответственности художника.

1

Тема искусства в творчестве Гоголя.

Чтение и восприятие текста, выразительное чтение. Комментированное чтение. Анализ текста

Презентация

Анализ текста



9

Россия второй половины 19 века. Развитие общественной мысли и литературное творчество.

1

Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-60 г. Критика социальной действительности в лит-ре и искусстве.

Составление тезисного плана лекции, составление хронологической историко-культурной таблицы


Составление таблицы, тезисного плана



10

Литературная критика:
Н. Добролюбов,
Д. Писарев,
А. Дружинин,
Н. Григорьев,
Н. Страхов. Журнальная полемика 60-х годов.

1



Презентация




А.Н.Островский

11

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений.

1

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

Особенности пьес

Лекция, сообщение учащихся

презентация

конспектирование


12

Пьеса Островского «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.


1

Раскрыть идейно-художественное своеобразие драмы, определить основные конфликты пьесы.


Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

презентация

конспектирование Анализ эпизодов


13

Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства».

1

Проанализировать изображение «жестоких нравов» «темного царства». Проанализировать образ Катерины, понять, почему она решилась на самоубийство.

Сообщение учащихся

Беседа по вопросам


Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос



14-15

Духовная драма Катерины. Споры вокруг драмы «Гроза»

2

Работа с подготовленными конспектами, обсудить различия во взглядах критиков.

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос

Конспектирование

тезисов


16

Р.р. Подготовка к сочинению: “Горячее сердце и темное царство в пьесе А.Н. Островского”, “Своеобразие драматического конфликта в пьесе А.Н. Островского”, «Духовная драма Катерины».

1

Контроль уровня усвоения изученного материала, знания текста, умения писать ответ на проблемный вопрос по произведению.



Развернутый

ответ на проблемный

вопрос.




И.А.Гончаров

17

И.А.Гончаров. Очерк жизни и творчества.

Общий обзор произведений.

1

Ознакомиться с биографией писателя, основными вехами творчества

Лекция,

сообщение учащихся

Презентация

конспектирование


18

Роман «Обломов». Герой романа: прошлое и настоящее.

1

Дать общую характеристику композиции романа, обсудить сюжет, определить отношения между главными героями.

Краткий пересказ, комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы

Презентация

Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос


19

«Почему я такой?». Анализ 9 главы

1

Осмыслить образ главного героя с социальной, общечеловеческой и нравственной точек зрения. Проанализировать содержание 9 главы, определить смысловое значение каждой из частей, выяснить причины превращения Обломова в «кисель».

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос


20-21

Попытки проснуться И. И. Обломова.

2




Краткий пересказ, комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы



Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос




22

Штольц – антипод Обломова.

1

Дать сравнительную характеристику героям-антиподам.

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам


Составление сопоставительной таблицы



23

Обломов и «обломовщина». Критики о романе.

1

Социальная и нравственная проблематика произведения. Критика о романе. Понятие «обломовщина».

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам


Составление тезисов критических статей о романе


24

Р.р. Подготовка к сочинению: “И.И. Обломов: жизнь, характер, судьба.”, “Обломов и Штольц”, “Во мне был заперт свет…” (По роману И.А. Гончарова “Обломов”.), “Обломов и “обломовщина”, “Лики любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”, “Сон Обломова как идейно-художественный центр романа И.А. Гончарова”, “И.И. Обломов - трагический герой?”, “О чем заставил задуматься роман “Обломов”?”).

1

Контроль уровня усвоения изученного материала, знания текста, умения писать ответ на проблемный вопрос по произведению.


Определять основную мысль сочинения. Отбирать материал, составлять план сочинения, использовать в сочинении тропы и фигуры речи для раскрытия основной мысли


Текст сочинения


И.С.Тургенев

25-26

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений.

2

Ознакомиться с биографией писателя, основными вехами творчества

Лекция,

сообщение учащихся

Презентация

конспектирование


27

Роман «Отцы и дети». Первые страницы романа. Социально-исторический фон произведения.

1

Дать общую характеристику композиции романа, обсудить сюжет, определить отношения между главными героями.

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос


28

Базаров и Кирсанов. История конфликта.

(гл.5-11)

1

Дать сравнительную характеристику героям-антиподам. Сделать вывод об основном конфликте романа.

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

Презентация

Составление сопоставительной таблицы


29

Базаров и Одинцова. Испытания любовью.

(гл.13-19, 25-27)

1

Раскрыть суть отношений героев. Выяснить, почему Одинцова нанесла Базарову «смертельную рану».

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос


30

Мировоззренческий кризис Базарова.

1

Выяснить, какие отношения сложились у героя с родителями и почему.

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

Анализ эпизодов

конспектирование



31

Болезнь и смерть Евгения Базарова. Роль эпилога.

1

Дать ответ на вопрос: почему Тургенев заканчивает жизненный путь героя.

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам

Анализ эпизодов

конспектирование



32

Литературная критика о романе Тургенева «Отцы и дети».

1

Работа с подготовленными конспектами, различия во взглядах критиков.

Лекция, сообщение учащихся

Беседа по вопросам


Конспектирование

тезисов


33-34

Р.р. Классное сочинение: “Евгений Базаров как трагический герой”, “Страстное, грешное и бунтующее сердце” Базарова”, “Смысл названия романа”, “Отцы и дети” – роман “всегдашний”, “Размышляя над страницами романа…”, “Как эпизод ссоры Базарова с Павлом Петровичем открывает характеры героев”, “Базаров и Одинцова в истории их любви”, “Автор и его герой” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”), “Нужны ли России Базаровы?”.

2

Контроль уровня усвоения изученного материала, знания текста, умения писать ответ на проблемный вопрос по произведению.





ТЕСТ + сочинение


Лирика Ф.И.Тютчева

35

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество.

Тема России в лирике Ф. И. Тютчева («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…» и др.)

1

Ознакомиться с биографией писателя, основными вехами творчества.

Лекция,

сообщение учащихся

презентация

Конспектирование, анализ стихотворений


36

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» («О, как убийственно мы любим…..», «К. Б.» и др.)

1

Познакомить с личной жизнью писателя и ее отображением в любовной лирике.

Лекция,

сообщение учащихся

презентация

Конспектирование, анализ стихотворений



37

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Единство мира и философия природы. (Не то, что мните вы, природа…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Осенний вечер»)

1

Выяснить философские мотивы в лирике, дать понятие «психологический параллелизм», освоение навыка анализа философской лирики.

Лекция,

сообщение учащихся


Конспектирование, анализ стихотворений



Лирика А.А. Фета

38

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Любовная лирика А. А. Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.» и др.).


1

Ознакомиться с биографией писателя, основными вехами творчества

Познакомить с жизненной драмой поэта, отраженной в стихах, посвященных Марии Лазич

Лекция,

сообщение учащихся, чтение и восприятие текста, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, самостоятельный поиск ответа на вопрос

Презентация

Конспектирование, анализ стихотворений


39

Жизнеутверждающее начало в лирике природы А. А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. («Это утро…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще весны душистой нега…» и др.)

1

Поэзия Фета и литературная традиция. Вечные темы в лирике. Художественное своеобразие произведений Фета

Чтение и восприятие текста, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, самостоятельный поиск ответа на вопрос





40

А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка»)





1

Жизнь и творчество А. К. Толстого, основные темы, мотивы, образы.

Лекция,

сообщение учащихся, чтение и восприятие текста, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, самостоятельный поиск ответа на вопрос

Конспектирование, анализ стихотворений


41

Р.р. Анализ стихотворения одного из поэтов (по выбору учащихся)

1

Самостоятельный анализ ранее изученных стихотворений Тютчева, Фета

Самостоятельный письменный анализ лирических стихотворений


Письменный анализ




Н. С. Лесков

42

Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества.

1

Познакомить с биографией и творчеством писателя.


Лекция, сообщения учащихся

Презентация


Конспектирование.








43-44

Новелла Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ главного героя. Тема праведничества.

2

Раскрыть смысл названия повести, особенности изображения русского национального характера.

Лекция, сообщения учащихся


Конспектирование, тест




М.Е. Салтыков-Щедрин




45

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

1

Ознакомиться с биографией писателя, основными вехами творчества как сатирика.


Лекция,

сообщение учащихся

Презентация

Конспектирование


46-48

История одного города”. Замысел, история создания, жанр и композиция романа (главы "Опись градоначальников", "Органчик", «Подтверждение покаяния»). Проблема народа и власти как центральная проблема книги.

2

Дать общее представление о романе.

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Лекция,

сообщение учащихся


конспектирование


49

Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Ознакомить с понятием гротеск, раскрыть художественное своеобразие сказок.

Лекция,

сообщение учащихся

беседа по вопросам.


Конспектирование

Составление опорной схемы.



Н.А. Некрасов

50

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика, ее психологизм и бытовая конкретизация («Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Зине»)


1

Ознакомиться с биографией писателя, основными вехами творчества.

Познакомить с жизненной драмой поэта, отраженной в стихах, посвященных А. Панаевой

Лекция,

сообщение учащихся

Презентация

Конспектирование

Выразительное чтение



51

Тема народа в лирике Некрасова. Социальная трагедия в городе и деревне. («В дороге», «Еду ли ночью…», «Надрывается сердце от муки»)

1

Гражданский пафос Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в лирике

Лекция,

сообщение учащихся, анализ стихотворений


Выразительное чтение. Анализ, ответы на проблемные вопросы



52

Поэтическое творчество как служение народу. («Поэт и гражданин», «Вчерашний день…», «»Музе», «Элегия»)

1

Познакомить с лирикой гражданской направленности.

Выявить традиции поэзии Пушкина

Анализ стихотворений,

Комментированное чтение


конспектирование



53

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Фольклорное начало в поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».

1

Ознакомить с историей создания поэмы, горькой долей народа в пореформенной России, определить композицию, жанр поэмы.

Лекция,

сообщение учащихся

Презентация

Конспектирование



54

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

1

Выяснить общественные отношения между помещиками и крестьянами.

Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе протест

Лекция,

сообщение учащихся, беседа по вопросам.

Конспектирование,

Составление таблицы



55

Проблема счастья в поэме. Образ Григория Добросклонова – народного заступника. Идейная позиция писателя.

1

Дать ответ на проблемный вопрос : «Кто счастлив?»

Выяснить авторскую позицию

Лекция,

сообщение учащихся, беседа по вопросам.

Конспектирование



Ф.М.Достоевский

56-57

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.

2

Знакомство с биографией писателя, основными вехами творчества, особенностями его мировоззрения.


Лекция,

сообщение учащихся

презентация

Конспектирование



58-59


Роман «Преступление и наказание».

Петербург Достоевского. Знакомство с главным героем.

Страшный замысел Раскольникова.

2

Комментированное чтение, характеристика образа главного героя и города, понять истоки конфликта героя с окружающим миром.

Лекция,

сообщение учащихся

презентация

Конспектирование




60

Состояние Раскольникова во время убийства и после него.

1

Дать характеристику семьи Мармеладовых, выяснить, какие чувства вызывает исповедь героя.

Лекция,

сообщение учащихся, беседа по вопросам.

Конспектирование



61

Что есть преступление? Теория Раскольникова

1

Проанализировать физическое и нравственное состояние героя

Комментированное чтение

Презентация

Составление опорной схемы



62

Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова.

1

Выяснить значение образа следователя в раскрытии образа Раскольникова: оппоненты или двойники?

Лекция,

сообщение учащихся, беседа по вопросам.

Конспектирование, составление опорной схемы



63

Соня как антипод Раскольникова.

1

Характеристика образа Сони как антипода Раскольникова

Лекция,

сообщение учащихся, беседа по вопросам.

Конспектирование, составление опорной схемы



64-65

Наказание Раскольникова. Эпилог. Христианская концепция писателя.

2

Выяснить, как происходит воскрешение героя через любовь и веру.

Лекция,

сообщение учащихся, беседа по вопросам.

Конспектирование



66-67

Р.р. Классное сочинение: “Бунт Родиона Раскольникова” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”), “Боль за человека в романе “Преступление и наказание”, “Двойники и антиподы Раскольникова”, “Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского”, “Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига”, “Роль второстепенных персонажей в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

2

Контроль уровня усвоения изученного материала, знания текста, умения писать ответ на проблемный вопрос по произведению.



сочинение



Л.Н.Толстой

68-69

Л.Н.Толстой. Очерк жизни и творчества. Обзор отдельных произведений.

2

Познакомить с биографией и мировоззрением писателя.

Лекция,

сообщение учащихся

Презентация

Составление тезисного плана



70

Роман-эпопея «Война и мир». Знакомство с героями.

1

Познакомить с историей создания романа, определить смысл названия, композиционное построение.

Лекция,

сообщение учащихся, беседа по вопросам.

Иллюстрации

конспектирование



71

Глубокое раскрытие внутреннего мира любимых героев Толстого. Семья Ростовых. Жизнь в Лысых горах.

1

Показать разные слои дворянства, познакомить с другими нормами жизни, выявить контраст и сопоставление как основные принципы романа.

Комментированное чтение, беседа по вопросам.

Иллюстрации

Презентация

Конспектирование



72-73

Андрей Болконский до 1812 года.

2

Показать героя на войне, подвиг ли его поступок? Значение образа чистого неба для раненого героя, выяснить, как меняется мировоззрение героя

Комментированное чтение, беседа по вопросам.

Иллюстрации

Конспектирование, составление опорной схемы.



74

 Изображение войны 1805–1807 гг. Смотр в Браунау.

 Шенграбенское сражение. Подвиг батареи капитана Тушина. Истинный и ложный героизм. Том 1, ч.2-3.

1

Выявить авторское отношение к войне, определить причины поступков героев, выяснить, что такое истинный героизм на примере образа Тушина.

Комментированное чтение, беседа по вопросам.

Иллюстрации

Конспектирование



75-76

Пьер Безухов и его попытки самоопределиться до 1812 года.

2

Проследить исторические процессы в стране через судьбу героя, его поиска смысла жизни.

Комментированное чтение, беседа по вопросам.

Иллюстрации

Конспектирование, составление опорной схемы.



77

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Идейно-художественное значение образа Наташи Ростовой.

1

Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни положительных героев, выяснить авторскую позицию.

Анализ эпизодов, беседа по вопросам, сообщения учащихся

Иллюстрации

Конспектирование, составление опорной схемы.



78

Война 1812 года в изображении Л. Н. Толстого. В действующей армии.

1

Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить историко-философские взгляды Толстого. Проследить изображение «чудовищной нелепицы» войны. Образ Наполеона.

Комментированное чтение, беседа по вопросам.


Составление тезисного плана.



79

«Дубина народной войны». Том 3, ч.2.

1

Выяснить, на чем основано единство русского народа в данных сценах. Какое «великое дело делал каждый русский человек», что спасло Россию с точки зрения автора?

Анализ эпизодов, беседа по вопросам, сообщения учащихся

Конспектирование, составление опорной схемы.



80-81

Болконские и Ростовы в войне 1812 года.

2

Выяснить, в чем смысл поиска нравственной правды героев в период войны 1812 года

Анализ эпизодов, беседа по вопросам, сообщения учащихся


Конспектирование



82

Пьер в 1812 году.

1

Выяснить, какую роль сыграла встреча с Платоном Каратаевым для понимания жизни Пьером Безуховым. Какие качества в народе автор считает лучшими?

Анализ эпизодов, беседа по вопросам, сообщения учащихся


Конспектирование



83


Народный полководец Кутузов.

1

Систематизировать материал по образу Кутузова. Сформулировать роль отдельной личности в исторических событиях.

Анализ эпизодов, беседа по вопросам, сообщения учащихся

Иллюстрации

Составление сопоставительной таблицы.



84-85

Итог духовных исканий любимых героев Л. Н. Толстого.

2

Проследить сходство и различия в изображении мирной жизни по 2 тому и эпилогу; главная мысль романа о предназначении человека. Систематизировать материал по образу Н.Ростовой.

Анализ эпизодов, беседа по вопросам, сообщения учащихся

Конспектирование, развернутый ответ на вопрос.

ТЕСТ.




86-87

Р.р. Классное сочинение: “Война 1812 года в судьбах героев “Войны и мира”, “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Знание человеческого сердца - основная сила его таланта” (по одному или нескольким произведениям Л.Н. Толстого), “Нравственный идеал Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”, “Любимые страницы “Войны и мира”, “Что такое настоящая жизнь?” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”), “Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” и т.д.

2

Контроль уровня усвоения изученного материала, знания текста, умения писать ответ на проблемный вопрос по произведению.



Сочинение




А.П. Чехов

88

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.

2

Познакомить с биографией и творчеством писателя.

Лекция, сообщения учащихся

презентация

Конспектирование.




89-90

Проблема счастья и смысла человеческой жизни в рассказах А. П. Чехова («Человек в футляре», «Дама с собачкой»)

2

Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов. Дать понятие «трилогия».

Лекция, сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.

Конспектирование. Составление таблицы




91

Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

2

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. Роль художественной детали.

Комментированное чтение. Лекция, сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.

презентация

Конспектирование.

Развернутый ответ на вопрос.

ТЕСТ




92

Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие жанра. Характер конфликта.

1

Дать общую хар-ку драматургии Чехова, выяснить принципы «новой драмы», познакомить с историей создания пьесы, проанализировать систему образов пьесы, выяснить основные конфликты во взаимоотношениях героев.

Комментированное чтение. Лекция, сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.

презентация

Конспектирование.

Развернутый ответ на вопрос.




93-94

«Настоящее», «прошлое» и «будущее» в пьесе.

Гаев и Раневская. Значение образов молодых людей Пети Трофимова и Ани.

2

Выяснить роль юных персонажей в пьесе, противоречивость образа Пети , авторский идеал.

Комментированное чтение. Лекция, сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.

презентация

Конспектирование.

Развернутый ответ на вопрос.




95

Лопахин – новый хозяин вишневого сада.

1

Раскрыть сложность и противоречивость образа Лопахина. Выяснить, можно ли считать его человеком будущего.

Комментированное чтение. Лекция, сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.

презентация

Конспектирование.

Развернутый ответ на вопрос.




96

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению:

В человеке должно быть все прекрасно…” (идеал человека в творчестве А.П. Чехова), "Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова", "Большие герои маленьких рассказов А.П. Чехова", "Мой любимый рассказ А.П. Чехова", "Своеобразие драматургического конфликта в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад", "Размышляя над страницами "Вишневого сада", "Мастерство Чехова-драматурга", "Образ сада в творчестве А.П. Чехова", "Роль детали в произведениях А.П. Чехова".

2

Контроль уровня усвоения изученного материала, знания текста, умения писать ответ на проблемный вопрос по произведению.



Сочинение




Зарубежная литература

97

Мировое значение русской литературы 19 века.


1

Познакомить с литературным процессом в России и Европе во второй половине 19 века.

Лекция


Конспектирование





98

И.В. Гете и его трагедия «Фауст»

1

Познакомить с биографией и творчеством писателя.

Лекция

Сообщения учащихся.


Конспектирование




99

Фауст и Мефистофель как вечные образы. Был ли Фауст злодеем?

1

Выяснить отражение в системе образов поэмы осмысление писателем различных жизненных ценностей.

Лекция

Сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.


Конспектирование




100

Из зарубежной поэзии: Д. Байрон, Г. Гейне.

1







101-102

Обобщающее повторение в конце года.

2

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе

Самостоятельный поиск на ответа на проблемный вопрос


Творческий проект