Методические особенности работы над изложением в 3 классе начальной школы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Департамент образования города Москвы


Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского


КОЛЛЕДЖ ИМ. С.Я. МАРШАКА


Допущен(а) к защите

Заместитель директора по УМР

___________/ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«____»___________20___г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Тема: «Методические особенности работы над изложением в 3 классе начальной школы»



Студентки IV курса группы 13ПНКд41ш-12

очной формы обучения

Специальности 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Рыжковой Анастасии Михайловны



Руководитель ВКР:

Лопатина Елена Валентиновна

(Ф.И.О, ученое звание и степень)


Рецензент:

Богдан Александр Петрович

(Ф.И.О, ученое звание и степень)












Москва, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЮ В 3 КЛАССЕ……………


6

1.1. Изложение как речевое упражнение комплексного характера…………

6

1.2. Воспитательный и развивающий потенциал изложения на уроках русского языка……………………………….………………………………….


14

Выводы по главе………………………………………………………………

17

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В 3 КЛАССЕ………………………………………………..


18

2.1. Анализ учебно-методической литературы с точки зрения развития связной речи и реализации воспитательного потенциала текстов на уроках русского языка в 3 классе при работе над изложением……………………...



18

2.2. Методика работы над изложением в 3 классе на уроках русского языка……………………………………………………………………………..


21

Выводы по главе………………………………………………………………..

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………………..

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………….………

30

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..………………………….

32















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования очевидна: изучение изложения в начальных классах весьма значимо, поскольку данный вид упражнения по развитию связной речи учащихся отвечает не только за формирование собственно связной речи школьников, но и воспитание личности ребенка.

Методические исследования по этому вопросу проводились известными методистами Т.А. Ладыженской, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, В.И. Яковлевой, И.Д. Морозовой и др.

Исследования методистов выявило, что важную роль в развитии связной речи детей играют изложения письменные пересказы образцовых текстов: «Работая над изложением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы» [1, с. 285]. Иначе говоря, изложения способствуют практическому усвоению языка, формирует и совершенствует связную речь учащихся. Изложение образцовых текстов приучает детей логически мыслить, чётко и ясно передавать свои знания, обогащают речь. «Работая над изложением школьники учатся составлять план и передавать содержание по плану, то есть отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом» [1, с. 285].

Проблема исследования заключается в необходимости системного развития речи учащихся с учётом воспитательного потенциала текстов изложения на уроках русского языка в 3 классе.

Таким образом, объект исследования - процесс обучения младших школьников написанию изложений в 3 классе на уроках русского языка.

Предмет исследования - методические особенности развития речи и воспитания младших школьников при обучении изложению в 3 классе на уроках русского языка.

Цель исследования - определить содержательные методы работы по написанию изложений в 3 классе, реализующие развивающие и воспитательные задачи обучения на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: развивающий и воспитательный эффект обучения написанию изложений будет значительно выше, если при проведении изложений в 3 классе начальной школы использовать методы системного изучения русского языка и тексты воспитывающего характера.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию изложений разных видов в 3 классе.

  2. Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков русского языка, по написанию изложений разных видов в 3 классе.

  3. Изучить методические рекомендации по теме исследования.

  4. Выявить наиболее эффективные методы работы над изложением в 3 классе.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ научной и методической литературы.

  2. Изучение опыта учителей начальных классов.

Теоретическая значимость и новизна исследования: заявленная в нашей работе тема в настоящее время интересна как начинающим учителям младших классов, так и опытным педагогам, так как в методической литературе не в полной мере представлена исчерпывающая информация по обучению изложению в 3 классе, его воспитательных возможностях, и, что весьма важно, зачастую, не приводятся примеры системной работы над изложением как воспитательно-развивающим упражнением. В данном исследовании этой проблеме уделено должное внимание, говорится о различной степени сложности текстового материала для изложений, о необходимости иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения; рассмотрена воспитательная роль изложений.

Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, для педагогов-практиков и начинающих учителей начальных классов.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, где формулируется методологический аппарат исследования; главы I «Теоретические основы обучения младших школьников написанию изложению в 3 классе», в которой дается понятие «изложение» и раскрывается его роль на уроках русского языка начальной школы; главы II «Методическая система работы над изложением в 3 классе» - практической; Заключения, списка использованной литературы; Приложения.



Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЮ В 3 КЛАССЕ

[link] , А.Н. Методика преподавания русского языка и школе. 2010, с. 285.




ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1 - Поэтапная работа по развитию речи учащихся

1. Введение в мир общения.

1 класс

  1. Помочь детям осмыслить свой опыт использования различных знаков в целях общения с окружающим миром.

  2. Коррекция средств невербального общения: позы, жестов, мимики, взгляда, тембра, тона, дикции, интонации.

Невербальное речевое умение.

Устная речь, индивидуальная речь

2. Речевое общение. 2 класс

Формирование коммуникативно-речевых умений: - осознавать замысел высказывания (зачем я говорю?); - выражать и развѐртывать мысль (что я говорю?); -целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как я говорю?); - учитывать условия речевой ситуации, специфику устного и письменного общения.

Умение спонтанной речи

Устная речь, индивидуальная речь, коллективная речь.

3. Язык как средство общения. 3 класс

Дать представление о системе русского языка, о разнообразии и взаимосвязи языковых средств разных уровней (звуках, буквах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах). Развивать речевое творчество детей, обогащать их словарный запас, воспитывать интерес к слову, эмоциональное богатство ребёнка

Умение создавать речевые жанры.

Устная и письменная речь, индивидуальная речь, монологическая речь.

4. Изобразительные возможности языка. 4 класс

Учить видеть прекрасное рядом, в реальной жизни всматриваться и вслушиваться в окружающее, что ведёт к развитию художественно- творческих способностей детей.

Развивать коммуникативные мотивы, обращение к литературному произведению (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем.

Умение диалогического обращения на основе речевого этикета и аргументации.

Устная и письменная речь, коллективная речь, диалогическая речь.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

И.С. Тургенева, отрывок «Муму»

Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В.Г. Короленко «Кукла»

Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася — так звали мальчика — был сыном городского судьи. Ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.

Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: Вася жалеет их.

Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Это полубезумный пожилой «профессор», который всегда что-то тихо и грустно бормочет; свирепый и драчливый штык-юнкер Заусайлов; спившийся отставной чиновник Лавровский, всем рассказывающий неправдоподобные трагические истории о своей жизни. А именующий себя генералом Туркевич знаменит тем, что «обличает» почтенных горожан (исправника, секретаря уездного суда и других) прямо под их окнами. Это он делает для того, чтобы получить на водку, и достигает своей цели: «обличаемые» спешат откупиться от него.

Руководитель же всего сообщества «тёмных личностей» — Тыбурций Драб. Его происхождение и прошлое никому не ведомы. Иные предполагают в нем аристократа, но наружность его — простонародная. Он известен необыкновенной учёностью. На ярмарках Тыбурций развлекает публику пространными речами из античных авторов. Его считают колдуном.

Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне ещё кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырёхлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.

У Васи есть сестра, четырёхлетняя Соня. Она, как и ее брат, — весёлый и резвый ребёнок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.

Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своём отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья — очень справедливый и честный человек. Валек — мальчик очень серьёзный и смышлёный. Маруся же совсем не похожа на резвую Соню, она слабенькая, задумчивая, «невесёлая». Валек говорит, что «серый камень высосал из неё жизнь».

Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжёлое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.

Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Тыбурций приносит еду, готовит обед — по его словам Вася понимает, что еда краденая. Это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что Маруся так рада еде... Теперь Вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.

Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком.

Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет... Вася оставляет ей куклу.

И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. Отец в гневе... И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несёт куклу.

Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражён. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передаёт через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Вскоре почти все «тёмные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда даёт работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла

еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.




ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Л.Н. Толстой, отрывок «Детство»

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна». 




ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединённо в одной из отдалённых деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.

Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать — и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе. Любят старики покушать и сами — и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться. Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.

Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда. С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чем сожалеет старушка, — что некому будет смотреть за её мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни.

Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слезы, как река, льются из его тусклых очей.

Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.

Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги. Когда он медленно идёт по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовёт меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребёнка. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» — вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.





ПРИЛОЖЕНИЕ 7

И.Н. Кожедуб «Подвиг - это вершина труда»

Я знал многих героев на войне, и их храбрость, героизм были неразрывно связаны с упорной физической и нравственной за­калкой. И я много раз убеждался в том, что храбрость без за­калки — это все равно что холостой выстрел. Мало одного жела­ния стать героем. Его может хватить порой только на короткую вспышку смелого действия, может быть, на достойную гибель, но не на долгую и упорную борьбу. Потому что борьба — это труд, а во всяком труде нужен навык.

Думаю, что все сказанное относится не только к летчикам, подводникам, геологам, полярникам — к людям так называе­мых романтических профессий. Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил.

В подвигах есть общая черта, на каком бы участке жизни они ни были совершены: в сражении или на стройке, на заводе или на ферме, в научно-исследовательской лаборатории или медицинской клинике. Подвиг — это вершина огромного труда, напряженного и многостороннего.



ПРИЛОЖЕНИЕ 8

М.А. Шолохов «ЛИМОНКА»

Давненько уже не переступал Давыдов порога школы, и теперь странное чувство испытывал он, стоя возле двери класса. Некое сладостное волнение, навеянное мгновенным воспоминанием о далеких годах детства, пробудилось в его душе в эти минуты...

Он несмело открыл дверь.

Учительница повернулась лицом к Давыдову.

Давыдов неловко поклонился:

Здравствуйте. Я насчет ремонта школы. Я могу обождать. Можно мне побыть здесь, пока вы занимаетесь?

Ну конечно! Садитесь, товарищ Давыдов.

Он сел на предложенный ему стул около небольшого столика, а девушка, отойдя к окну, стала раздельно диктовать ученикам.

Написав предложение, ребятишки с любопытством уставились на Давыдова. Он дружески подмигнул ребятам. Те заулыбались, но учительница снова стала диктовать какую-то фразу, привычно разбивая слова на слоги, и ребятишки склонились над тетрадями.

Давыдов достал записную книжку, написал: «Школа. Доски, гвозди, стекло — ящик. Белила. Олифа...»

Он отдыхал душой, глядя на детские лица, на склоненные над партами головки, невольно отмечая про себя, что когда-то, очень давно, и он вот так же, как Федоткин сосед по парте, имел привычку, выводя буквы или рисуя, низко наклонить голову и высовывать язык, каждым движением его как бы помогая себе в нелегком труде.

Но через минуту произошло такое, о чем Давыдов и долгое время спустя не мог вспоминать без внутреннего содрогания. Расшалившийся Федотка, снова желая привлечь к себе внимание Давыдова, тихонько постучал о парту, а когда Давыдов рассеянно взглянул на него, Федотка, важно откинувшись, полез правой рукой в карман штанишек, вытащил и опять быстро сунул в карман ручную гранату-«лимонку». Все это произошло так мгновенно, что Давыдов в первый момент только ошалело заморгал, а бледнеть начал уже после...

«Откуда у него?! А если капсюль вставлен!? Стукнет по сиденью и тогда... О, черт тебя, что же делать!?» — с жарким ужасом думал он, закрыв глаза и не чувствуя, как пот прохладной испариной выступил у него на лбу, на подбородке, на шее.

Надо было что-то немедленно предпринять. Но что? Встать и попытаться силой отобрать гранату? А если мальчишка испугается, рванется из рук и еще, чего доброго, успеет швырнуть гранату, не зная, что за этим последует его и чужая смерть... Нет, так делать не годится. Давыдов решительно отверг этот вариант. Все еще не открывая глаз, он мучительно искал выхода, торопил мысль, а воображение помимо его воли рисовало желтую вспышку взрыва, дикий короткий вскрик, изуродованные детские тела...

Только теперь он ощутил, как медленно стекают со лба капельки пота. Он хотел достать носовой платок и нащупал в кармане перочинный нож — давнишний подарок одного старого друга. Давыдова осенило: правой рукой он вытащил нож, рукавом левой — вытер обильный пот на лбу и с таким подчеркнутым вниманием стал вертеть и разглядывать нож, как будто видел его впервые в жизни. А сам искоса посматривал на Федотку.

Нож был старенький, сточенный, но зато боковые перламутровые пластинки его тускло сияли на солнце, а кроме двух лезвий, отвертки и штопора в нем имелись еще и великолепные маленькие ножницы. Давыдов последовательно открывал все эти богатства, изредка и коротко взглядывая на Федотку. Тот не сводил с ножа зачарованных глаз. Это был не просто нож, а чистое сокровище! Ничего равного по красоте он еще не видел. Но когда Давыдов вырвал из записной книжки чистый листок и тут же, быстро орудуя ножничками, вырезал лошадиную голову, — восторгу Федоткиному не было конца!

Вскоре урок окончился. Давыдов подошел к Федотке, шепотом спросил:

Видал ножичек?

Федотка проглотил слюну, молча кивнул головой. Наклонившись, Давыдов шепнул:

Меняться будем?

А кого на кого менять? — еще тише прошептал Федотка.

Нож на железку, какая у тебя в кармане.

Федотка с такой отчаянной решимостью согласия закивал головой, что Давыдов должен был попридержать его за подбородок. Он сунул в руку Федотки нож, бережно принял на ладонь гранату. Капсюля в ней не оказалось, и Давыдов, часто дыша от волнения, выпрямился.

У вас тут какие-то секреты, — улыбнулась, проходя мимо, учительница.

Мы с ним старые знакомые, а виделись давно... Вы нас извините, Людмила Сергеевна, — почтительно сказал Давыдов.





ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России»

Урок развития речи: изложение – повествование

Цели урока:

Формировать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить).

Развивать умения передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, проверять орфограммы, запоминать текст.

Воспитывать культуру внимания.

Текст без названия распечатан для каждого ученика.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки. Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели. Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт. (72 слова)

(По Г. Скребицкому)

І этап.

1. Первичное чтение текста учащимися про себя (подготовка для чтения вслух).

2. Эмоционально-оценочная беседа.

- Что понравилось и почему?

3. Повторное чтение текста учащимися. Цель: подумать, о чём данный текст и что главное в нём.

ІІ этап.

Определение темы, типа речи, идеи.

- О чём этот текст, или какова его тема?

(- Этот текст о том, как зайчиха защищала своего детёныша от сорок).

- Какого типа речи данный текст? (Доказать, опираясь на текст).

(- Этот текст по типу речи – повествование, т.к. развиваются события: застрекотали сороки, мечется зайчиха, то взлетят, то сядут, зайчиха наскакивает и т.д.).

- Что главное в этом тексте или какова идея? (Выслушать все возможные варианты идеи).

(- Мать-зайчиха защищает зайчонка.)

(- Зайчиха так и наскакивает на сорок-разбойниц.)

- Как озаглавим весь текст?

(- Сороки - разбойницы.)

ІІІ этап.

Составление плана.

- На сколько логических частей можно разделить данный текст?

- О чём сначала говорится в тексте?

(- Сначала говорится о том, как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- А дальше?

(- А дальше о том, как зайчиха наскакивала на сорок, но, увидев нас, поскакала в лес, сороки тоже улетели.)

- А потом?

(- А потом в ямке увидели крошечного зайчонка и поняли, кого защищала зайчиха.)

- Так на сколько логически законченных частей можно разделить данный текст?

(- На три.)

- Читаем первую часть. Вспомним, о чём говорится в первой части? (Тема.)

(- В первой части говорится о том, как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- Читаем первую часть текста.

(- До слов «Вышли мы на лужайку».)

- Докажите, почему именно здесь заканчивается первая часть?

(- Дальше говорится о том, как зайчиха наскакивала на сорок, защищая зайчонка.)

- Итак, ещё раз повторим, о чём первая часть? (- Как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- Какого типа речи эта часть? (- Повествование.)

- Что главное в этом тексте? (- Сороки тревожно застрекотали.)

- Как озаглавим?

- Сороки тревожно застрекотали.

Точно также работаем по другим двум частям.

Вторая часть заканчивается предложением: «Сороки тоже улетели».

Тема: драка зайчихи и сорок.

Тип речи: повествование.

Идея: зайчиха защищала своего детёныша.

Заголовок: «Зайчиха защищает своего зайчонка».

Третья часть текста.

Тема: в ямке лежал крошечный зайчонок.

Тип речи: повествование.

Идея: зайчонка отнесли в кусты.

Заголовок: «Мать его непременно найдёт».

На доске появляется составленный план:

1). Сороки тревожно застрекотали.

2). Зайчиха защищает своего зайчонка.

3). Мать его непременно найдёт.

ІV этап.

Подробный языковой анализ. (Текст читается учащимися по предложениям и анализируем.)

Это было весной.

- Надо ли употребить это предложение?

- Да, надо. Конкретно указывается время года.

- Как сказать иначе?

- Была весна.

- Сравниваем. Была весна – хорошо, т.к. такое предложение характерно для текста-повествования. Но слово Это указывает на конкретный случай. Значит, запомним, как начинает текст автор.

Мы шли по тропинке.

- Можно ли сказать по-другому?

- Нет. Значит, оставляем без изменений.

Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

- Вдруг. Можно ли убрать это слово?

- Нет, указывает на неожиданность.

- Тревожно. Как сказать иначе?

- Взволнованно, беспокойно.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слов тревожно?

- Со словом тревожно передаётся сигнал опасности (тревоги).

Вышли мы на лужайку.

- Можно ли сказать по-другому?

- Нет. Значит, оставляем без изменений.

Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки.

- Мечется. Как сказать иначе?

- Cуетится, хлопочет.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слово мечется?

- Со словом мечется передаётся тревога, беспокойство зайчихи.

Они то взлетят, то на землю сядут.

- Надо ли писать взлетают и садятся на землю?

- Нет, иначе нарушается смысл высказывания.

Зайчиха на них так и наскакивает.

- Следует ли употребить слово так?

- Да, указывает на быстроту её действия.

- Наскакивает. Как сказать иначе?

- Нападает, накидывается, набрасывается.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слово наскакивает?

- Потому что зайцы скачут.

Заметила нас зайчиха и поскакала в лес.

- Сравним слова: заметила – увидела.

- Какое слово лучше употребить?

-Заметила, т.к. передаётся особенность животных (очень развито обоняние и слух.)

Сороки тоже улетели.

- Можно ли написать: Сороки улетели?

- Нет, нарушается порядок действий, а действия следует описывать по порядку, как они происходят в действительности.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок.

- Сравним слова: крошечный – маленький.

- Какое слово лучше употребить?

- Крошечный, так как зайчонок очень маленький, беспомощный.

Так вот кого защищала зайчиха!

- Нужно ли это предложение?

- Да, выражает главную мысль.

Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.

- Почему не просто в кусты, а в ближайшие?

- Во-первых, конкретно указывается место, во-вторых, чтобы не тревожить зайчиху (она где-то рядом.)

Мать его там непременно найдёт.

- Как в конце рассказа автор назвал зайчиху?

- Мать.

- Почему?

- Она защищала его как мать своего ребёнка.

- Сравним слова: непременно – обязательно.

- Какое слово лучше употребить?

- Непременно, т.к. указывает на то, что зайчиха его найдёт без сомнения.

V этап.

Орфографическая подготовка. (Каждое предложение вновь прочитываем, и находим слова с неизученными орфограммами.)

На доске появляются слова: впереди, застрекотали, мечется, зайчонок, непременно.

VІ этап.

Письмо изложения. (Проводится на втором уроке.)