|
Элективный курс Женская проза 20-21 вАвтор публикации: Веснина Н.А. Дата публикации: 2016-10-24 Краткое описание: ...
Программа элективного курса «Женская проза в русской литературе конца 20 – начала 21 вв.» 11 класс. Составитель. Веснина Н.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст.Студенец
2016 г. Предметом изучения элективного курса по литературе в 11 классе является мало изученная тема « Женская проза 20-21 вв.» Главное условие расширить круг знаний учащихся о современной русской литературе и о новых именах и произведениях. Учить обучающихся самостоятельно добывать знания, пополнять уровень знаний и умений. Учить готовить доклады, рефераты и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии.. Навыки, приобретенные в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, формируют коммуникативную компетенцию. Программа элективного курса «Современная литература» предназначена для обучающихся 11 класса общеобразовательных школ, интересующихся развитием современной литературы, увлекающихся исследовательской деятельностью в области литературы, а также проявляющих интерес к изучению нового в современной литературе. Программа расчитана на 18 часов. Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения. Целью курса является формирование коммуникативной и культурологической компетенций, развитие личности в гуманитарном плане. В задачи курса входит расширение круга чтения, обучение анализу художественного текста, развитие навыка изложения мыслей в устной и письменной форме. Практически на каждом занятии происходит формирование коммуникативной компетенции, благодаря применению технологии РКМЧП, которая позволяет создавать ситуации, позволяющие овладеть разными видами речевой деятельности. В основе программы лежит текстоцентрический принцип, он позволяет решать проблему неформального понимания текста. Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам подрастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что позволяет организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к чтению и осмыслению. На каждом занятии заполняется интерактивная карточка по изучаемому произведению, и из них постепенно составляется «Банк аргументов для написания сочинения». Элективный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных уровнях: учит оценивать и интерпретировать произведения художественной литературы, учит продуктивно общаться, учит выявлять в тексте различную информацию, образы, темы и проблемы. Цель курса: развивать личность в гуманитарном плане, от умения осмысленно читать литературное произведение, понимать неразрывную связь формы и содержания к умению мыслить системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и свой собственный идеал. Познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о современной литературе . формировать умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них наиболее интересные состоятельно. Фoрмировать худoжественный вкус,эстетические потребности, идейно – нравственные пoзиции учащихся. Задачи курса. -систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах; -обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка. Выполнить эти задачи возможно в том случае, если педагог воспитает у ребят способность воспринимать художественное произведение в единстве содержания и формы. Под этим понимается умение выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивая не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, Адекватное восприятие подразумевает включение в сотворчество, проникновение в замысел творца, повторение как бы заново пройденного им пути. Не исключается даже более глубокое, по сравнению с авторским замыслом, истолкование. Большое внимание в элективном курсе уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На занятиях используются такие формы работы, когда учащимся необходимо проявить активность и инициативу, детям приходится сообща решать поставленные учителем и произведением задачи. Используется групповая работа, работа в парах, такие формы учебно-познавательной и творческой деятельности развивает дружеские отношения, помогает применять полученные знания при решении конкретных учебных задач. Актуальность и значимость курса Элективный курс «Современная художественная литература» отражает современную ситуацию в литературе и в языке. Важно, что тексты произведений литературы обращены не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям. Материал становится небезразличен ученикам, и в коллективном обсуждении знание и переживание присваивается каждым из них. В содержание курса включены рассказы Вл. Крупина, Е. Гришковца, Т. Толстой, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Б. Екимова и др. Произведения этих авторов поднимают духовно-нравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают им заглянуть «внутрь себя», произведения этих авторов помогают приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, конфликтов, позволяют задуматься об уникальности личности, многообразии человеческих типов. Для анализа на занятиях курса отбираются небольшие произведения, которые прочитываются с учителем на уроке, что важно при загруженности современных школьников. Современная литература как предмет изучения принадлежит эстетическому, гуманитарному и коммуникативному полям знаний. Сегодня она интегрирует художественное, историческое, хореографическое, речевое и обществоведческое образование. Именно эта литература может определить и определяет характер нравственного и гражданского воспитания. 1. Главным, как и на предыдущих этапах литературного образования, является эстетический аспект, так как литература — искусство слова. Поэтому мы продолжаем работать над знанием законов литературы, так как постижение их и есть важное условие понимания современных литературных произведений. Уроки анализа художественных текстов должны прежде всего способствовать развитию читательских умений, что и научает отличать подлинно художественные произведения современной литературы от явлений “массовой литературы”. 2. Следующий аспект литературного образования, полученного на спецкурсе, — нравственный. Современная литература в своих лучших произведениях просто самоценна, она заставляет задуматься нашего молодого читателя над коренными вопросами бытия, над “проклятыми” вопросами (Достоевский). Каждый раз современная литература по-новому ставит эти вопросы, убеждает в сложности и многозначности возможных решений, в то же время настаивая на том, что вечные нравственные ценности неизменны. Не надо забывать слова Пушкина: “Цель художества есть идеал, а не нравоучение”. Таким образом, спецкурс несёт не только знания и умения, он формирует убеждения, определяет качества личности, направленность её жизненных интересов. 3. В курс литературного образования заложен и речевой аспект. На этом, четвёртом, этапе литературного образования мы продолжаем путь медленного вчитывания в художественный текст. Результатом такой работы на спецкурсе является совершенствование культуры речи , как письменной, так и устной. 4. Следующий аспект литературного образования при изучении литературы последних десятилетий, — культурологический. В современной литературе содержатся и исторические, и географические сведения, которые являются не менее точными, конкретными и ощутимыми, чем в учебниках. Литература расширяет представление о жизни не только предков, но и современников, включает читателя в широкое историческое пространство, делает его гражданином отечества. 5. На всём протяжении школьного курса литературы формируются и читательские умения. В этом плане задача спецкурса — формировать стойкий личный интерес к чтению. Если в литературном образовании школьников выделяются три основных этапа (1–3-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы), то наш спецкурс мы назовём, пожалуй, четвёртым этапом литературного образования в школе. Главной его целью мы видим изучение литературного процесса в России 60–90-х годов XX века. Читательские умения на спецкурсе находятся в постоянном развитии. Этому способствует и учебное творчество, и углубление представлений о художественном произведении путём анализа кино- и телеверсий современных литературных произведений. На нашем спецкурсе работают, постоянно совершенствуясь и углубляясь, основные подходы и принципы анализа литературного произведения, закладываемые ранее, в средних и старших классах. Специальный курс для учащихся 11-х классов вводится для того чтобы ликвидировать хотя бы частично проблему знакомства выпускников с важнейшими явлениями современной литературы. При этом современная литература рассматривается как закономерное продолжение традиций отечественной классики и лучших достижений советской литературы, литературы русского зарубежья и литературы андеграунда. Такой подход предполагает обнаружение нравственных проблем, гуманистической направленности в произведениях, включённых в спецкурс.
Требования к уровню подготовки учащихся Важнейшими умениями и навыками в 11 классе являются следующие: разграничивать понятия «произведение» и «текст»; проводить на конкретных примерах диалектику отношений между художественной формой и художественным содержанием; навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов; показывать разнообразие композиции литературных произведений; особенностей художественной речи, приёмов словесной игры; анализировать особенности поэтики произведения; проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы; анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения; навык анализа содержания литературного произведения; проводить филологический анализ литературного произведения; Характеризовать оснoвные проблемы, oпределять авторскую пoзицию и фoрмулировать свое oтношение к ней. Выделять черты литературных направлений при анализе прoизведения. Выявлять осoбенности творческого стиля писателя Пользoваться справoчниками, словарями, Интернет – ресурсами. Сoставлять планы, тезисы, кoнспекты статей, гoтовить доклады, выступления на литературные темы, презентации, писать рефераты Методы обучения: oбъяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский. Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий – лекция, практическое занятие, семинар, экскурсия. Формы организации учебного процесса и их сочетание занятия в соответствии с программой курса предполагают:
Содержание курса. Формы контроля за знаниями учащихся.
Предполагаемые результаты. В результате прохождения элективного курса учащиеся должны:
Учебно-тематическое планирование ТемаКол-во часов Виды деятельности 1. Русская литература на современном этапе. Феномен женской прозы конца 20 – начала 21 вв. 1 Лекция учителя. 2. Татьяна Толстая. Биография, реализация вечных тем русской литературы в творчестве.
1 Лекция учителя. Работа с текстом. Анализ произведения. 3. Рассказ Татьяны Толстой «Женский день». 1 Работа с текстом. Анализ произведения. Рецензия на прочитанное произведение. 6 Биография Людмилы Петрушевской, ее творчество в контексте русского постмодернизма. 1 Лекция учителя. Составление презентации учащимися. 7 Традиции и новаторство в творчестве Л. Петрушевской. Рассказ «Страна». 1
Рефлексия в форме эссе. 8-9 Читательский форум по рассказам Петрушевской. Работа творческих групп. 1группа учащихся – «Свой круг», «Бессмертная любовь», «Дочь Ксении»; 2 группа - «Приключения Веры», «История Клариссы», «Надька», «Мост Ватерлоо»;
2 Работа творческих групп. Отчет. 10 Читательская конференция по рассказу Петрушевской «Как ангел». 1 Беседа. Задания творческого характера. Выступления учащихся. 11,12 Составление проекта , презентации по творчеству Л.Петрушевской. 2 Выступление творческой группы. Остальные учащиеся – зрители. 13 Биография и творчество Л. Улицкой. 1 Лекция учителя, сообщение учащихся. 14 "Вечные ценности» в рассказе Л.Улицкой "Дочь Бухары". 1 Самостоятельная, аналитическая работа с текстом. 15 Урок-исследование по рассказу Л.Улицкой «Восковая уточка». 1 Анализ произведения. Диспут. Социологический опрос учащихся. 16-17 Учебный проект «Творчество Людмилы Улицкой» на примере рассказов «Девочки», «Капустное чудо», «Зверь», «Перловый суп», «Пиковая дама», 2 Защита материалов проекта. Выступления учащихся. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 18 Зачетная работа 1 Письменный развернутый ответ на вопрос. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Русская литература на современном этапе. Феномен «женской прозы» конца 20 – начала 21 вв. Характеристика современного литературного процесса. Первые шаги русского постмодернизма. Появление в России Букеровской премии как инструмента для поддержки пишущих авторов. Женская проза как категория в современном литературоведении.
Русский язык и русский человек. Эссе «Русский мир» как воплощение патриотизма от противного. Горькая ирония автора по поводу “тяжёлого русского человека”. Реализация понятия “русский менталитет”. Аллюзии с Лермонтовым. Своеобразие интерпретации тургеневской темы («Русский язык»). Роль эпиграфа. Проблема сохранения родного языка в эмиграции. Проблема сохранения русского языка в России. Выражение глубины содержания через ироническую форму. Оскудение русского языка и русского человека как страшный, почти необратимый процесс.
Рассказ Татьяны Толстой «Женский день». Художественный мир рассказов Т.Толстой: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. “Взрослый” мир и мир детства в рассказах Т.Толстой. «Женский день». Осмысление автором проблемы свободы через один эпизод собственного детства. «Открытка с казёнными словами» как символ несвободы и порабощения детского сознания. 4-5. Пушкинские мотивы и образ поэта Рассказ Татьяны Толстой «Ночь». Образ Пушкина и его стихи как непреходящие ценности современного “ночного”, хаотично-безумного мира. Рассказ Татьяны Толстой «Сюжет». Ироническое переосмысление истории и исторических личностей А.С. Пушкина и В.И. Ленина. Попытка смоделировать жизненный и творческий путь поэта при ином исходе дуэли. Роль творчества Пушкина в развитии русского менталитета и мышления. Рассказ Татьяны Толстой «Лимпопо». Осмысление образа Пушкина как единственного творца в русской литературе. Рождение второго Пушкина как способ изменения мира.
Творчество Людмилы Петрушевской как сложное, синтетическое явление. Место писателя в современном литературном процессе. Основные черты творчества: оригинальный стиль, художественный язык, проблематика произведений, выбираемые автором темы и жанры. Ориентация автора на доступность восприятия текстов, на их глубинный гуманно- философский смысл. Развитие традиций А.Пушкина, Ф. Достоевского, А.Чехова в творчестве Л.Петрушевской.
Горько-иронический эстетизм прозы Петрушевской. Роль иронии, гротеска в произведении. Продолжение гуманистических традиций классической русской литературы в творчестве Л. Петрушевской. 8-9. Рассказы Л. Петрушевской «Свой круг», «Бессмертная любовь», «Дочь Ксении»;«Приключения Веры», «История Клариссы», «Надька», «Мост Ватерлоо»; «Невинные глаза», «Три лица», «Пчелка»; «Рассказчица», «Слабые кости», «Рай, рай», «Найди меня, сон», «Через поля». Проблематика рассказов, продолжение темы «маленького человека , чеховские традиции и новаторство в творчестве Л.Петрушевской. Определение жанра творчества. 10. Рассказ Петрушевской «Как ангел». Основные особенности «другой прозы» как одного из течений русского постмодернизма на основе рассказа «Как ангел». (Отношение к идеалу и гармонии, тема, идея, образная система, поэтика) 11-12. Произведение Л. Петрушевской «Сказка зеркал». Сказка - любимый жанр Л.Петрушевской. Особенности стиля. 13. Биография и творчество Людмилы Улицкой. Основные мифологические темы, мотивы и образы в творчестве Людмилы Улицкой. 14. Рассказ Л.Улицкой "Дочь Бухары". Нравственная проблематика и идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Улицкой “Дочь Бухары». 15. Рассказ Л.Улицкой «Восковая уточка». Художественная деталь как средство выявления авторского замысла. 16-17. Творчество Людмилы Улицкой. Рассказы «Народ избранный», «Капустное чудо», «Зверь», «Перловый суп», «Пиковая дама». Проза Людмилы Улицкой - «литература наших дней». Актуальность проблематики рассказов Л.Улицкой. Объективное и субъективное время в рассказах, предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. 18. Итоговое занятие. Использованная литература и учебные материалы: Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001. Бердышева Л.Р. О содержании элективного курса по современной русской литературе // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 15 апреля. www.eidos.ru/journal/2004/0415.htm. В надзаголовке: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected] Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.
|
|