Государственное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Свердловской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
Рекомендована ШМО УТВЕРЖДАЮ
учителей … директор
Протокол от…№… ………………
Руководитель ШМО Приказ от… №…
… …
Рабочая программа
по учебному предмету литература
наименование
уровень образования: 8 – 9 класс
срок реализации
Составители РП
Варянова Эльвира Владимировна
1 квалификационная категория
Верхотурье
2015
Пояснительная записка по литературе для основного общего образования.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Учебно-тематический план по литературе для 8- 9 классов
Тема раздела. Содержание
Требования к обучающимся. Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
Введение.
Устное народное творчество.
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Из древнерусской литературы.
Из русской литературыXVIII, XIX века.
Из русской литературы XX века.
Зарубежная литература.
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Тематическое распределение учебных часов по литературе в 8 классе
Тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной
п/п
Наименование
раздела
Кол-во часов
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
УУД
1
Литература как искусство слова
1(1)
Литература и история
Урок «открытия» нового знания
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому.
Понимать отличие литературы от истории;
Образную природу словесного искусства
Составлять тезисы и план прочитанного
2
Устное народное творчество
1(2)
В мире русской народной песни
Урок «открытия» нового знания
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания.
Понимать понятие, его жанровые особенности
раскрывать особенности содержания и худ.формы
3
Древнерусская литература
1(3)
« Житие А. Невского»
Урок «открытия» нового знания
Житие как жанр. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
Понимать определение понятия жанра, способы создания характера,
раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения
4
Литература 18 века
1(4)
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Урок общеметодологической направленности
События комедии и характеры героев. Новаторство повести
Выявлять основную творческую направленность писателя, анализировать текст, определять жанр, формулировать идею, проблематику, давать характеристику героям
5
Литература 19 века
1(5)
1(6)
И. А. Крылов «Обоз»
Рылеев «Смерть Ермака».
Урок «открытия» нового знания
Обзор жизни и творчеста.
Понимать: жанр басни, образы-символы.
Выделять гл. черты характера героя.
1(7)
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Замысел создания.
Урок «открытия» нового знания
Тема русской истории в литературе Пушкина. Замысел создания произведения.
Отражение событий пугачевского восстания в худож.произведении и в историч.труде.
Осознавать: творческую историю романа
: определять тематику романа, сопоставлять худ.текст с историч.трудом
1(8)
Формирование характера Петра Гринёва
Урок общеметодологической направленности
Жизненный путь П.Гринева. Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич.
Понимать:особенности жанра, роль эпиграфов,
: 3владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Давать хар-ку героям
1(9)
Семья капитана Миронова.
Урок общеметодологической направленности
Семья капитана Миронова
Смысл названия повести
Анализировать содержание изучаемых глав; систему худ.образов
владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге, давать хар-ку героям
1(10)
Гринёв и Маша
Урок общеметодологической направленности
Маша – нравственный идеал А.С.Пушкина
Анализировать содержание изучаемых глав; систему худ.образов
: анализировать текст, оценивая высокие духовные качества
1(11)
Гринёв и Пугачёв.
Урок общеметодологической направленности
Тема русского бунта и образ Пугачева
Находить: историч.сведения о Пугачевском восстании, проблематику произведения
: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному
1(12)
Гринёв и Швабрин
Урок общеметодологической направленности
Гринев и Швабрин
Проблемы чести и достоинства
Уметь составлять сравнительную характеристику героев по плану
1(13)
Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина
Комбинир.
Судьба человеческая и народная в повести. Историческая правда и вымысел.
Осознавать проблематику
Уметь анализировать худ.текст, сопоставлять эпизоды
1(14)
Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы
Урок общеметодологической направленности
Проблема человека и судьбы.
Понимать историю создания повести
объяснять худож. Своеобразие пр=ия
1(15)
ЭА.По Слово о писателе. Новелла «Падение дома Алишеров»
Урок общеметодологической направленности
Образ главного героя. Фантастические и реальные события
Анализировать роль пейзажа в худ.пр-ии
1(16)
М.Ю.Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве поэта «Узник»,»Пленный рыцарь»
Урок «открытия» нового знания
Кратки рассказ о писателе, отношение к историч. Темам, воплощение этих тем в его творчестве
Находить основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова
определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение
1(17)
Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы
Урок «открытия» нового знания
Мцыри как романтический герой
Понимать содержание поэмы, оценку образа Мцыри В.Г.Белинским
анализировать поэтич. пр-ие, выделять смысловые части текста
18
Образ Мцыри в поэме
Урок общеметодологической направленности
Судьба свободолюбивой личности в поэме.
Осознавать содержание, способы раскрытия образа гл.героя
анализировать, производить сопоставительный анализ
19
.Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Комедия «Ревизор»
Урок «открытия» нового знания
Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»
Понимать особенности драматургического произведения; определения понятия «комедия»;
:составлять тезисы к лекции, объяснять отношение современников к пьесе
20
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе
Урок общеметодологической направленности
Сатирическая направленность комедии
Находить: приемы сатирического изображения в тексте,
:выражать свое отношение к прочитанному
21
Образ Хлестакова.
Урок общеметодологической направленности
Хлестаков и хлестаковщина
Наблюдать :авторские средства раскрытия характеров,
анализировать поступки героев, их поведение
22
Повесть «Шинель» Образ «маленького» человека
Урок «открытия» нового знания
Тема города и «Маленького» человека. Гуманизм писателя.
Наблюдать роль детали в прозе
:оценивать интонации рассказчика при обрисовке
23
Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала»
Урок «открытия» нового знания
Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.
Находить: факты жизни и ТВ-ва писателя, историю создания рассказа, его содержание
, воспринимать и анализировать худож. Пр-ие, выделять смысловые части , составлять план рассказа
23
Художественные особенности рассказа
Урок общеметодологической направленности
Прием контраста, раскрывающий идею рассказа , - способ эмоционального воздействия на читателя
Понимать что такое конфликт рассказа, систему образов, зеркальную композицию
,:находить при анализе текста ИВС. Сопоставлять эпизоды, делать выводы
24
Ф. М. Достоевский Повесть «Белые ночи». Образ Петербурга
Урок общеметодологической направленности
Особенности худ.манеры писателя
Наблюдать традиции сентиментализма
характеризовать ИВС
25
В.М.Гаршин. Рассказ «Красный цветок»
Урок общеметодологической направленности
Обыденность и героизм в худож. Мире Гаршина
Характеризовать символы в рассказе
6.Литература 20 века
26
И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ»
Урок общеметодологической направленности
Проблема счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы
Пересказывать содержание рассказа
определять тему, идею. Орценивать особенности прозы Бунина
27
А.И.Куприн «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст
Урок общеметодологической направленности
Нравственные проблемы рассказа.
Понимать сюжет, фабула
выявлять нравственные проблемы , определять их худ .идею
28
А.А.Блок. Слово о поэте. «О доблестях, о подвиге и славе…», «О весна…»
Урок общеметодологической направленности
Своеобразие лирики Блока, отражение в ней высоких идеалов
анализировать лирич. Пр-ие, формулировать собственное отношение
29
В.В.Маяковский «О дряни»
Урок общеметодологической направленности =
Мещанство как социальная опасность. Особенности языка
Формулировать понятие рифмы
30
М.А.Булгаков Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»
Урок общеметодологической направленности
Социально-философская сатира на современное общество.
Гуманичтическая позиция автора
Понимать содержание произведения
: определять нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа
31
Писатели улыбаются
М.М.Зощенко
Урок общеметодологической направленности
Ж. «Сатирикон» Сатирическое изображение историч.событий
Знакомиться с историей ж.»Сатирикон»4 как строится юмористич. Произведение
определять худ.средства, создающие юмористич. Или сатирич. эффект
32
А.Т.Твардовский –поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»
Урок общеметодологической направленности
История создания поэмы «Василий Теркин»
Понимать историю создания поэмы,, понимать ее сюжет
,оределять род и жанр литерат.пр-ия. Формулировать тему, идею проблематику
33
В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал», «Чудик»
Урок общеметодологической направленности
Герои-«чудики», правдоискатели, праведники
анализировать произведения
34
Испытание на истинную человечность в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Урок общеметодологической направленности
Проблема истинной человечности в рассказе
Понимать историю создания рассказа. Понимать трагизм положения Насти.: выделять и формулировать тему. Идею рассказа
35
А.Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Урок общеметодологической направленности
Нравственные проблемы произведения. Афористичность языка Экзюпери
Находить основные факты биографии, содержание сказки
воспринимать и анализировать, хар-ть героев
36
Авторская песня. Творчество Б.Окуджавы и В.Высоцкого
Урок общеметодологической направленности
Авторская песня как жанр
Анализировать биографию авторов, содержание поэзии, анализировать поэтич.тексты
Тематическое распределение учебных часов по литературе в 9 классе
Разделы, темы 9 класс
В авторской программе
68 часов
В
рабочей программе 68 часов
Зачёт
1
Введение
1ч
2
Из древнерусской литературы
4
3
Из литературы 18 века
6ч
4
Из литературы 19 века
36
Сочинение 1 ч
5
Из русской литературы 20 века
13
6
Из зарубежной литературы
8
Итоговый тест
Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса
очно-заочной формы обучения
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
- Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение творческой читательской самостоятельности.
2
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
3
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
4
Художественные особенности произведения.
5
Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы последующих веков.
6
Из литературы 18 века.
Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
7
Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве…» «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества …». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
8
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (Обзор).
«Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник»
9
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (Обзор.) Широкое изображение российской действительности.
10
Критика крепостничества. Особенности повествования.
11
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Главные герои повести.
12
Из русской литературы 19 века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо русской литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия.
13
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы невыразимого. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало.
14
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (Обзор). «Горе от ума». Обзор содержания.
15
Картина нравов, галерея живых типов и острая критика.
16
Особенности композиции комедии.
17
Критика о комедии.
18
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни.
19
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Романтический колорит поэмы.
20
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
21
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина.
22
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.
23
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
24
Пушкинский роман в зеркале критики.
25
Сочинение. Характеристика персонажа.
26
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало. Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение нравственных позиций в сфере творчества.
27
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.
28
Главные и второстепенные герои.
29
Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений». Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера.
30
Повесть «Фаталист» и ее композиционное значение.
31
Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.
32
Сочинение. Характеристика персонажа.
33
Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт» и др. Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
34
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Мертвые души» - история создания.
35
Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души в поэме. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.
36
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя.
37
Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы.
38
Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.
39
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
40
Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик. Особенности сюжета.
41
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писатели. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
42
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
43
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии.
44
Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей средой.
45
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника»..
46
Истинные и ложные ценности героев рассказа
47
Из поэзии 19 века.
Беседы о Некрасове Н.А., Тютчеве Ф.И., А.А.Фете и других поэтов. Многообразие талантов.
48
Из русской литературы 20 века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века.
49
Из русской прозы 20 века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России.
50
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.
51
Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести.
52
Смысл названия. Система образов произведения. Прием гротеска в повести.
53
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа.
54
Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в рассказе.
55
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы.
56
Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
57-58
Из русской поэзии 20 века.
Общий обзор. Поэзия серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
59
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта.
60
Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 века.
Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, чувства, мысли, настроения человека.
61
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Пушкин как переводчик Катулла.
62
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
63
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия». (Фрагменты). Множественность смыслов поэмы.
64
Уильям Шекспир. Краткие сведения жизни и творчества Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.
65
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
66
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития. Особенности жанра великой трагедии.
67
Систематизация и обобщение изученного
68
Резерв
Преподавание ведется по учебникам:
Литература. 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2011
Литература. 9 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2011
Презентации
Пушкин А.С. История создания Евгения Онегина» Образ лишнего человека в романе.
11
Толстой Л.Н. Жизнь и творчество.
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
11
Достоевский Ф.М. Жизнь и творчество.
История создания романа «Преступления и наказания»
11
Лесков Н.С. «Очарованный странник»
11
Чехов А.П. «Вишневый сад»
Репетитор по литературе. Издательство «Кирилл и Мефодий»
Художественные фильмы, на произведения:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
М. Шолохов «Судьба человека»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
И.С.Тургенев «Ася»
А.С. Пушкин: последняя дуэль.
А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
Биографии писателей поэтов:
В. Высоцкий. Четыре встречи.
С.Есенин
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по литературе
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
^ Аудирование и чтение:
•адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
•читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
•извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо
•воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
•создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
•осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
•владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
•соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
•соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
•соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
•осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
•развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
•удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
•увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Критерии оценки сочинения
Сочинение - письменная форма проведения экзамена по русскому языку и литературе, поэтому экзаменующийся должен показать не только хорошее знание литературного материала, не только умение ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи, продиктованной формулировкой темы, не только наличие определенного круга знаний: историко-литературных, теоретико-литературных и биографических, но и, что не менее важно, обладать специальными знаниями, умениями и навыками: орфографически, пунктуационно и стилистически грамотно излагать свои мысли. В отличие от школьных сочинений, где обыкновенно выставляется двойная оценка - за полноту раскрытия темы и за грамотность, - в ряде вузов оценка за сочинение, написанное на вступительном экзамене, выставляется одна.
Критерии оценки вступительного сочинения в целом соответствуют критериям школьного сочинения. Однако в условиях конкурсной ситуации требования, предъявляемые к сочинению, написанному на вступительных экзаменах, оказываются выше и жестче.
Оценка "5" ("пять") ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме. В сочинении, оцененном на "5", допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки.
Оценка "4" ("четыре") ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен. В сочинении, оцененном на "4", допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических, 0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических).
Оценка " 3 " ("три") ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря. В сочинении, оцененном на "3", допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических + 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.
Оценка "2" ("два") ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение оценивается на "2", если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка. Сочинение оценивается на "2" и в том случае, если тема раскрыта, но имеется много орфографических и пунктуационных ошибок (более 8 -9 в общем количестве).