Проект о Мусе Джалиле

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Соловьихинская средняя общеобразовательная школа»




Научно – исследовательский проект

по направлению «Духовный мир человека»

(литературоведение)




Тема:

«Моабитская тетрадь»






Автор: Очаковская Наталья Алексеевна,

ученица 9 класса



Научный руководитель: Швецова Галина Витальевна,

учитель русского языка и литературы








с. Соловьиха

2015 год

1

Содержание

Эпиграф………………………………………………………………………..…. 3

Цели работы…………………………………………………………………….... 3

Задачи работы………………………………………………………………….… 3

Объект исследования……………………………………………………………. 3

Предмет исследования……………………………………………………..….… 3

Методы исследования………………………………………………...……….… 3

Введение (актуальность проекта)…………………………………………….… 3

«Моабитская тетрадь»:

Лагерь для военнопленных ……………………………………………………3-6

История «Моабитской тетради»……………………………………………….6-8

«Моабитская тетрадь» - это подлинный документ кровавой трагедии……..8-9

Выводы ………………………………………………………….......................... 9

Список использованной литературы ……………………………………...…9-10



















2

Умирая,

не умрет герой!

Проблема: как жил и работал М. Джалиль в Моабитской тюрьме?

Объект исследования: героическая деятельность М. Джалиля в плену.

Предмет исследования: изучение жизни и творчества М.Джалиля в Моабитской тюрьме

Цель исследовательской работы: показать подвиг М.Джалиля в Моабитской тюрьме.

Гипотеза: «Поэт в России больше, чем поэт».

Задачи: проанализировать литературу о жизни и творчестве М.Джалиля в Моабитской тюрьме.

Методы:

1. Накопление материала: изучение литературы и источников, ознакомление с историей вопроса.

2. Осмысление собранного материала: анализ, обобщение

3. Проведение анкетирования.

Введение

Дал клятву я: жизнь посвятить народу,

Стране своей - отчизне всех отчизн.

Для этого, хотя бы жил столетья,

Ты разве бы свою не отдал жизнь?!

Мой друг, жизнь наша - лишь только искра

Всей жизни родины - страны побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

Муса Джалиль

C этих строк началось мое знакомство с творчеством великого человека, поэта, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. В преддверии 70 – летия Победы советского народа над фашизмом в средствах массовой информации, в Интернете появляется огромное количество художественного и документального материала о военных операциях, солдатах и офицерах, но практически ничего о людях искусства и литературы. Слово и пуля в нашей истории всегда шли бок о бок. Одни воевали, другие поддерживали моральный дух, мобилизуя на ратные и трудовые подвиги. На всех фронтах читали патриотические статьи Ильи Эренбурга, стихи Константина Симонова и Анны Ахматовой, поэму Александра Твардовского «Василий Теркин».

В этом ряду особняком стоит имя поэта, свои стихи писавшего в плену. Я

3

проследила жизненный путь человека, направившего свой талант на поддержку товарищей по плену. Не предавшего себя и свою Музу.
Применяя такие методы научно – исследовательской работы, как анализ творчества Мусы Джалиля, изучение периода Великой Отечественной войны 1942 – 1944 годов, проведение социологического опроса учеников, учителей и родителей нашей школы, я пришла к выводу, что в нашей истории на самом деле «поэт в России всегда больше, чем поэт».

Было опрошено: 47 человек

8 кл - 2

9 кл – 8

10 кл – 5

11 кл – 2

Родители - 19

Учителя - 11

Предлагаю вашему вниманию вопросы и ответы:

1.Знакомы ли вы с поэзией Великой Отечественной войны?

Ученики - 100 %, знают поэзию данного периода родители -95%, учителя-100%.

2.Кто из советских поэтов воевал в годы Великой Отечественной войны?

То, что воевали и Асадов, и Твардовский, и Джалиль, знают 72 % опрошенных.

3. «Нет, ребята, я не гордый…». Кому принадлежат данные строки?

Поэму Твардовского «Василий Теркин» читали большинство.

4.Кто из перечисленных поэтов был казнен нацистами в Берлине 25

августа 1944 года ?

Ученики - 68 %, родители -26%, учителя - 69%.

Мой опрос показал, что его стихи знают люди разных поколений. А его мужество еще раз доказывает гипотезу работы: верность выражения Евгения Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». Начало формы

Конец формы

9 Мая 2015 года Россия отмечает 70 – летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате я решила исследовать его жизнь и творчество в Моабитской тюрьме. Навсегда вошел в историю Великой Отечественной войны подвиг Мусы Джалиля, поэта и воина. Повторяя строки стихотворений, вспоминая жизненный и творческий путь поэта, понимаешь, насколько важным было для него единство слова и поступка. Мой долг рассказать всем о его подвиге в застенках концлагеря Моабит.

Лагерь для военнопленных

4

Я прослежу путь Джалиля с того момента, когда он, попав в окружение на Волховском фронте, казалось бы, надолго был вычеркнут из списков активных борцов с фашизмом. Но на деле все произошло не так. Муса был жив и, значит, непокорен. О трагических обстоятельствах, приведших поэта в фашистский концлагерь, мы узнаем из стихотворения «Прости, Родина!»[3]

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

Судьба посмеялась надо мной:

Смерть обошла – прошла стороной.

Последний миг – и выстрела нет!

Мне изменил мой пистолет…

Так писал Джалиль в июле 1942 года. Муса был тяжело ранен и его, обессиленного, захватили враги. Действительно, именно в это время на Волховском фронте шли неудачные для нас бои.

А потом были такие стихи, в которых он описывает лагерь для военнопленных:

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто мы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся. Здесь мы и живем.

Раненого поэта бросили в Холмский лагерь. Оттуда его перевели в Демблин, потом в лагерь под Вустрау, а весной 1943 года Джалиль попал в Радомский лагерь. Здесь он вошел в подпольную организацию советских военнопленных.

Осенью 1942 года фашисты создают мусульманский легион «Идель-Урал», рассчитывая на предательство военнопленных. Муса Джалиль в плену числился как Гумеров. Здесь ему поручили заниматься "культурным обслуживанием" военнопленных. Но для Мусы это был только повод связаться с людьми, вести агитационную работу, поддерживать боевой дух в советских воинах, попавших в неволю. Главным оружием подпольщиков в то время было слово, был гневный, зовущий к борьбе стих поэта. Из воспоминаний военнопленных: «Стихи были духовной пищей военнопленных, опорой и путеводителем в тяжелых испытаниях. У сотен и тысяч людей они пробуждали гражданское чувство солдата, укрепляли духовные связи с отчизной, чувство причастности к судьбе родины. Слушая песни Джалиля, люди плакали и сжимали кулаки. Они воспринимали их как

5

призыв своего народа к священной борьбе. Песни вселяли в сердце веру в победу, вдохновляли на героические поступки» [2] Джалиль наладил в неволе выпуск листовок. Вновь он служил Родине как журналист и патриот. А в стихах – самое сокровенное. Пленные планировали восстание на 14 августа.

Только одна у меня надежда:

Будет август. Во мгле ночной

Гнев мой к врагу и любовь к отчизне

Выйдет из плена вместе со мной.

«Последняя песня», 1943.

Деятельность подпольщиков скоро дала свои результаты. Первый же батальон "легионеров", посланный на фронт, еще по дороге восстал и перешел к партизанам. И это не единственный случай вооруженного сопротивления, которое оказывали советские люди, силой загнанные в "легионы". Это было заслугой Джалиля и его товарищей: они разагитировали солдат легиона.

Планировавшееся восстание 14 августа не состоялось. По доносу провокатора в ночь на 12 августа 1943 года гитлеровские солдаты окружили барак культвзвода и сделали обыск. Были найдены листовки, только что присланные из Берлина. Джалиля и его товарищей арестовали и отправили в Моабитскую тюрьму, выйти из которой не было никакой надежды. Избитый, измученный пытками, он с особой остротой чувствует «победную силу жизни», которая кипит за стенами тюрьмы.

Какая вдали земля Просторная, ненаглядная!

Только моя тюрьма Темная и смрадная.

В небе птица летит, Взмывает до облаков она!

А я лежу на полу: Руки мои закованы.

«Последняя песня», 1943

Муса Джалиль писал в тюремной камере:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Тянулись долгие месяцы следствия, допросов, пыток. Но ничто не могло сломить воли поэта и его сподвижников. Суд над группой Джалиля состоялся в марте 1944 года. Однако почти полгода томились они еще в камерах смертников, с часу на час, ожидая казни. Все, кто видел их в эти дни в тюрьме, поражались их стойкости и презрению к палачам.

6

Джалиль всем своим существом ненавидел фашизм. С горьким упреком

писал он о гитлеровской Германии.

И это страна великого Маркса?!

Это бурного Шиллера дом?!

Это сюда меня под конвоем

Пригнал фашист и назвал рабом?!

Из письма Г. Юрытко немецкому писателю Л. Небенцалю: «…Я помню

еще поэта Мусу Джалиля. Я посещал его как католический священник, приносил ему для чтения книги Гете и научился ценить его как спокойного, благородного человека. Его товарищи по заключению в военной тюрьме очень уважали его... Как рассказывал мне Джалиль, он был приговорен к смертной казни за то, что печатал и распространял воззвания, в которых призывал своих земляков не сражаться против русских солдат»[4].

«Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь – «жизнь после смерти»,[3] - так писал М. Джалиль в последние дни своей жизни. 25 августа 1944 года фашисты казнили Мусу Джалиля в Берлине.

История «Моабитской тетради»

Первую весть о поэте нам принесли советские солдаты, штурмовавшие Берлин и захватившие тюрьму Моабит. Во дворе, среди разных бумаг, они нашли вырванную из какой-то книги страницу, на которой было написано: "Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорен к смертной казни..." Сама по себе эта записка уже служила свидетельством того, что поэт и в плену не сложил оружия, остался верен своему воинскому долгу. Слово «Моабит» горьким грузом отложилось в судьбах тех, кого в апреле 1945 г. успела освободить Красная армия. А освобождали их так. Вспоминает генерал-полковник В. М. Шатилов: «...Перед нами лежала Моабитская тюрьма – огромное зловещее здание, встретившее нас ураганным огнем. После короткого, но мощного артналета полки двинулись вперед [1]. Тюрьма уже в наших руках. Распахнуты двери камер, освобождены узники. Только после окончания войны я узнал, что в этой тюрьме находился ранее и погиб выдающийся советский татарский поэт Муса Джалиль. Среди освобожденных …были не только советские люди, но и чехи, поляки, французы. Были там и немецкие коммунисты» [1].

До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Джалиля.

7

Первая из них содержит 62 стихотворения и два фрагмента, вторая -50

стихотворений. Двадцать из них, очевидно, те, которые поэт считал наиболее важными, повторяются в обеих тетрадках. Таким образом, моабитский цикл содержит 92 стихотворения и два отрывка.

Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник этой тюрьмы, советский военнопленный Нигмат Терегулов. В марте 1946 г. Н. Терегулов приехал в Казань и передал тетради Мусы Джалиля председателю

Союза писателей Татарии А. Ерикею. Тетрадь Джалиля сшита из разрозненных клочков бумаги и заполнена убористым арабским шрифтом. На обложке написано химическим карандашом по-немецки (для отвода глаз гитлеровских тюремщиков): "Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44 г."

На последней страничке поэт оставил свое завещание: "К другу, который умеет читать по-татарски а прочтет эту тетрадь. Это написал известный татарский поэт Муса Джалиль... Его история такова: он родился в 1906 году. Имеет квартиры в Казани и Москве. Считается у себя на родине одним из больших поэтов. Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. В плену испытал все ужасы, прошел через сорок смертей, затем был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 116 стихов, написанных в плену и в заточении. Он беспокоится за них. Поэтому он из 116 старался переписать хотя бы 60 стихотворений. Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь".
  На обороте Джалиль написал список тех, кто был арестован и брошен в тюрьму вместе с ним. Их -12 человек. "Они обвиняются в разложении татарского легиона, в распространения советской пропаганды, в организации коллективных побегов",[1]- разъяснил поэт. Затем он провел жирную черту и приписал фамилию тринадцатого - предателя, выдавшего подпольную организацию. Кроме того, в блокноте указан адрес семьи Джалиля и Союзов писателей в Москве и Казани.  

Вторую тетрадку, написанную латинским шрифтом, Муса передал соседу по камере, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу. Тиммерманс смог переслать ее вместе с другими личными вещами на родину, а после войны, уже в 1947 г., передал в Советское консульство в Брюсселе. Эта тетрадь заполнялась позднее. Последнее помещенное здесь стихотворение –

8


"Новогодние пожелания" - написано 1 января 1944 г. В тетрадке есть адрес

Джалиля и краткие сведения о нем для тех, кто обнаружит тетрадку: "Муса Джалиль - известный татарский поэт, заключенный и осужденный к смерти за политику в Германии. Тюрьма. М. Джалиль". Слова эти написаны по-русски (на случай, если тетрадь попадёт в руки тех, кто не умеет читать по-татарски). Джалиль выражался осторожно; "за политику", то есть по обвинению в политической деятельности против фашизма.
Вторая тетрадка тоньше первой. Сшитая часть содержит всего 33 стихотворения, после которых поэт оставил горькую надпись: "В плену и в заточении-1942.9-1943.11 - написал сто двадцать пять стихотворений и одну поэму. Но куда писать? Умирают вместе со мной".
После этого Джалилю, видимо, удалось раздобыть несколько листков бумаги, и он записал на них еще семнадцать стихотворений. Листки эти не подшиты, просто вложены в блокнот.
  Впервые стихотворения были опубликованы после смерти Сталина в 1953 году в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1957 за этот цикл стихов автор был посмертно удостоен Ленинской премии. «Моабитская тетрадь» была переведена более чем на 60 языков мира.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А еще через год Комитет по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присвоил Мусе Джалилю - первому среди поэтов - Ленинскую премию за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь»[5].

«Моабитская тетрадь» – это подлинный документ кровавой трагедии.

Об ужасах фашистской неволи написано немало. Едва ли не каждый год появляются новые книги, пьесы, фильмы на эту тему... Но никто не расскажет об этом так, как это сделали сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии. В их свидетельствах - нечто большее, чем суровая достоверность факта. В них большая человеческая правда, за которую заплачено ценой собственной жизни.
«Моабитские тетради» Джалиля являются одним из таких неповторимых,

обжигающих своей подлинностью документов. По многим стихам моабит-

9

ского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю. Тоска и отчаяние тяжелым комом застревали в горле. Надо знать жизнелюбие Мусы, его общительность, привязанность к друзьям, семье, его любовь к людям, чтобы понять всю тяжесть вынужденного одиночества. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали Джалиля, а разлука с Родиной. Он не был уверен, что Родина узнает правду, не знал, вырвутся ли на волю его стихи. Вдруг фашистам удастся оболгать его, и на Родине будут думать о нем как о предателе?
Когда читаешь даже самые безысходные строки Джалиля, в душе не остается тяжелого чувства. Наоборот, чувствуешь гордость за человека, за величие и благородство его души. Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечивших его широчайшую популярность,- ощущение подлинности. Мы верим каждому слову, ощущаем ледяное дыхание смерти, стоявшей за спиной поэта. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу - все это воссоздано с потрясающей силой.
В «Моабитских тетрадях» поражает острота ощущения полноты жизни в предчувствии близкой смерти. Джалиль, встретившись с фашизмом лицом к лицу, с особенной остротой и наглядностью выразил мысль об античеловеческой сущности гитлеризма. В таких стихах, как «Волшебный клубок», «Варварство», «Перед судом», разоблачается не просто жестокость и бездушие палачей. Всей логикой художественных образов поэт подводит к мысли, что фашизм органически враждебен живому. Фашизм и смерть - синонимы для поэта.

Выводы

В ходе данного исследования я изучила жизнь и творчество Мусы Джалиля в Моабитской тюрьме, показала его героическую деятельность в нечеловеческих условиях концлагеря.

Муса Джалиль прожил короткую, но яркую жизнь - она оборвалась в 38 лет. Имя и подвиг его получили мировую известность, бессмертные стихи - знаменитые "Моабитские тетради", написанные в фашистских застенках, переведены на многие языки народов мира. Они, как и судьба М. Джалиля, - символ верности Отечеству, символ героизма и мужества.

Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”[3]. Хотя Джалиля и нет среди нас, но его стихи живы и будут жить вечно. И пусть сегодняшний наш проект будет лучшей памятью о поэте-интернационалисте и о тех, кто отдал жизнь за нас.

Список использованной литературы

10


  1. Агатов М.В. Об авторах ваших книг. - М.: Молодая гвардия,1975

2.Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы.-Политизд.1990

3.Джалиль М. «Моабитская тетрадь».1975.

4. Герои Советского Союза - наши земляки. - Кн. 1. - Казань, 1984

5. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987































11





































10