Рабочая программа по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе ГОС 2004 года, авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.

Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. Рабочая программа полностью соответствует авторской.


Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний


Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе – 102чаcа (3 часа в неделю).

Планируемые результаты изучения курса



В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен

Знать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.








Содержание учебного предмета

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 4 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 10 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 49 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 27 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Повторение - 4 ч.





Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Вид занятия

Виды контроля


Дата проведения

план

факт

I четверть – 27 часов

1.

Введение.

1





1.1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Комбинированный

Тестирование



2.

Из древнерусской литературы.

4





2.1

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



2.2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.


Комбинированный

Фронтальный опрос



2.3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



2.4

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

1

Урок развития речи

Сочинение



3.

Из литературы XVIII века.

10





3.1

Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана.



3.2

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Фронтальный опрос



3.3

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды.

1

Внеклассное чтение

Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?



3.4

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в оде «Властителям и судиям».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Фронтальный опрос



3.5

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Стихотворение «Памятник».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Наизусть одно стихотворение



3.6

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву».

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Фронтальный опрос



3.7

А.Н.Радищев. Обличительный пафос произведения.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева



3.8

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Сообщение о творчестве Карамзина



3.9

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека.

1

Урок закрепления знаний.

Фронтальный опрос



3.10

Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

Урок развития речи

Сочинение



4.

Из литературы XIX века.

49





4.1

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Составить тезисы лекции по плану



4.2

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Фронтальный опрос



4.3

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана»



4.4

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Составление тезисов по плану.



4.5

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Расставить основные события пьесы в хронологическом порядке.



4.6

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Фронтальный опрос



4.7

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

Урок закрепления знаний

Фронтальный опрос



4.8

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Фронтальный опрос



4.9

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Фронтальный опрос



4.10

Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Урок развития речи

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», (конспект или план-конспект)



4.11

Р.Р. Сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Урок развития речи

Сочинение



4.12

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Фронтальный опрос



II четверть – 21 час


4.13

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

1

Урок закрепления знаний

Фронтальный опрос



4.14

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина.

1

Беседа

Опрос



4.15

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.16

Любовная лирика А.С.Пушкина.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.17

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Комбинированный

Выразительное чтение стихов и их анализ



4.18

Р.Р. Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина ( по выбору учащихся)


1

Урок контроля

Выучить наизусть одно стихотворение



4.19

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.


1

Урок развития речи

Фронтальный опрос



4.20

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века.


1

Комбинированный

Контрольная

работа



4.21

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Комбинированный

Анализ произведения



4.22

Онегин и столичное дворянское общество.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.23

Онегин и поместное дворянское общество.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.24

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.25

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.26

Татьяна и Онегин.

1

Комбинированный

Опрос



4.27

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.28

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства».

1

Внеклассное чтение




4.29

РР. Подготовка к домашнему сочинению по роману.

1

Урок развития речи

Сочинение



4.30

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1

Комбинированный

Индивидуальные сообщения



4.31

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Комбинированный

Опрос



4.32


Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.33

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



III четверть – 30 часов


4.34

Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.35

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.36

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.37

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

Беседа

Опрос



4.38

Контрольная работа

по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

Урок контроля

Контрольная работа



4.39

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Беседа

Подготовить презентации



4.40


Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Беседа

Опрос



4.41

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



4.42

РР. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Урок развития речи

Сочинение



4.43

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1

Комбинированный

Сообщение



4.44

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1

Комбинированный

Сообщение



4.45

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

1

Беседа

Опрос



4.46

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

1

Беседа

Фронтальный опрос



4.47

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

1

Беседа

Фронтальный опрос



4.48

РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

1

Урок развития речи

Сочинение



4.49

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1

Комбинированный

Чтение стихов



5.

Из литературы XX века.


27





5.1

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



5.2

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Комбинированный

Сообщение о писателе.



5.3

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

1

Комбинированный

Анализ произведения.



5.4

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

1

Комбинированный

Анализ произведения.



5.5

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

1

Беседа

Образ главного героя произведения



5.6

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

1

Комбинированный

Анализ произведения.



5.7

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор».

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



5.8

Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



5.9

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Беседа

Опрос



5.10

РР. Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

1

Урок развития речи

Сочинение



5.11

РР. Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

1

Урок развития речи

Сочинение



5.12

Русская поэзия Серебряного века.

1

Комбинированный

Опрос



5.13

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



5.14

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонаций.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



IV четверть – 24 часа

5.15

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе и человеке.

1

Беседа

Опрос



5.16

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе и человеке.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



5.17

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.


1

Комбинированный

Фронтальный опрос



5.18

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.


1

Беседа

Опрос



5.19

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

1

Комбинированный

Анализ стихотворений



5.20

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

1

Комбинированный

Анализ стихотворений



5.21

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

Комбинированный

Опрос



5.22

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

Комбинированный

Анализ стихотворений



5.23

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

Комбинированный

Анализ стихотворений



5.24

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

1

Комбинированный

Опрос



5.25

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

1

Комбинированный

Опрос



5.26

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

1

Комбинированный

Опрос



5.27

РР. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.


1

Урок развития речи

Сочинение



6.

Из зарубежной литературы.

7





6.1

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



6.2

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос



6.3

У.Шекспир. «Гамлет».

Гуманизм общечеловеческое значение героев.


1

Комбинированный

Анализ произведения



6.4

У.Шекспир. «Гамлет».

Гуманизм общечеловеческое значение героев.


1

Комбинированный

Опрос



6.5

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Комбинированный

Опрос



6.6

И.В. Гёте. «Фауст».

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

1

Внеклассное чтение




6.7

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

1

Комбинированный

Опрос



7.

Обобщение изученного за год

4





7.2

Повторение.

1

Закрепление знаний




7.3

Повторение.

1

Закрепление знаний




7.4

Контрольная работа по литературе за курс 9 класса.

1

Урок контроля

Контрольная работа



7.5

Рекомендация книг для чтения (курс 10 класса)

1

Внеклассное чтение