Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Контрольная работа по поэме «Мертвые души»

I .Разминка

1. Кого из помещиков Чичиков назвал «дубинноголовой»?

2. Кто из героев всех осуждал: председателя, губернатора, полицмейстера?

3. Кто передал Чичикову мертвых душ безвозмездно?

4. Кто из героев, по его собственному утверждению, выпил 17 бутылок шампанского за обедом?

5. Кто предлагал продать мертвые души «по 100 рублей за штуку»?

6. Кого крестьяне называли «заплатанным»?

7. Как называлась деревня, в которой жил Манилов?

8. За кого вначале принял Чичиков Плюшкина?

9. У кого из помещиков каждый предмет в доме, казалось, говорил, что и он похож на своего хозяина?

10. Кто из помещиков сказал, что у Плюшкина люди «как мухи мрут»?


II. Узнай литературного героя

1. «Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…»

2. «…еще вовсе не пожилой человек, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся…»

3. «…лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам… А может, в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся…»

4. «Рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

5. «Лицо его не представляло ничего особенного…один подбородок только выступал очень далеко вперед…маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко вросших бровей, как мыши…»


III. Кто из героев автор реплики? ИЛИ: Кто из героев характеризуется?

1. «Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки. Покойник мой без этого никак не засыпал».

2. Обед, как видно, не составлял у [него] главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

3. «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство».

4. «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, прочность такая, сам и обобьет и лаком покроет!».

5.«Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке. «Еще покойница делала», продолжал [он]: «мошенница-ключница совсем было его забросила и даже не закупорила, каналья! Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повынул, и теперь вот чистенькой я вам налью рюмочку».

6. «Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво… Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли».

7. «[Он] во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё, что хотите. Ружье, собака, лошадь — всё было предметом мены, но вовсе не с тем, чтобы выиграть, это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера».

8. «Возьмите барана», продолжал он…: «это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это всё выдумали доктора немцы да французы; я бы их перевешал за это! Выдумали диэту, лечить голодом! Что у них немецкая жидкокостая натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! <…> У меня не так. У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».

9. «Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога… Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ».

10. «Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять».

11. «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце».

12 .«Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку».


IV. «Говорящие» предметы (кому принадлежат?):

1. Связка ключей.

2. Игральные карты.

3. Шкатулки.

4. Портреты полководцев.

5. Книжка с закладкой на 14-й странице.


V. Кому принадлежит поместье?

1. «Какую-то особую ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек да жерди по сторонам в виде ребр».

2. «Фронтон… никак не пришелся посредине дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, а только три».

3. «…каменный, в два этажа, господский дом…стоял одинокий на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам…»

4. «…узенький дворик весь был наполнен птицами…тянулись пространные огороды…по огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья…»

5. «Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес…и все, что за лесом, все мое.»


VI.

1. Как звали сыновей Манилова?

2. Кто был любителем менять ружья, собак, лошадей?

3. Кто из героев был похож на «средней величины медведя»?

4. У кого из помещиков «за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода»?

5. Как данный ряд слов связан с одним из героев: стреляй, порхай, пожар, допекай, припекай?

6. Укажите, кому из персонажей принадлежит предмет одежды:

- засаленный халат;

- зеленый сюртук,;

- фрак совершенно медвежьего цвета;

7. В какой последовательности происходит посещение помещиков Чичиковым? Почему именно так?


VII.

1. Кого автор назвал «прорехой на человечестве»?

2. Кто предлагал Чичикову купить серого коня, собак, шарманку?

3. Как называлась беседка у Манилова?

4. Кому из героев Чичиков подал бы медный грош, если бы «встретил его …где-нибудь у церковных дверей…»?

5.Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова?

6. У кого дома Чичикова чуть не побили?

7. Кто из героев «был в некотором отношении исторический человек»?

8. Кто из помещиков предположил, что умерших крестьян будут откапывать?

9. Кого автор назвал «кулаком»?


VIII. О каком событии говорится?

1. «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякой брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем? И что я теперь?».

2.«Он стал чувствовать себя неловко, неладно: точь-в-точь как будто прекрасно вычищенным сапогом вступил вдруг в грязную, вонючую лужу, словом, нехорошо, совсем нехорошо! Он пробовал об этом не думать, старался рассеяться, развлечься, присел в вист, но всё пошло, как кривое колесо: два раза сходил он в чужую масть и, позабыв, что по третьей не бьют, размахнулся со всей руки и хватил сдуру свою же».

3.«Именно в отдаленных улицах и закоулках города дребезжал весьма странный экипаж, наводивший недоумение насчет своего названия. Он не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса. Щеки этого арбуза, то есть дверцы, носившие следы желтой краски, затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков, кое-как связанных веревками. Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков и просто подушек, напичкан мешками с хлебами, калачами, кокурками, скородумками и кренделями из заварного теста. Пирог-курник и пирог- рассольник выглядывали даже наверх».