Календарно-тематическое планирование по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

Отличительными особенностями программы являются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

Особое внимание в 7 классе уделяется проблеме рода и жанра. Эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает увидеть смену различных жанров всех родов литературы от древности до сегодняшнего дня.

Логика работы в 7 классе такова: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями (анализ конкретных произведений) и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова (изучение разделов, посвященных истории некоторых наиболее устойчивых жанров).

Учащиеся 78 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы (эпос, лирика, драма), лироэпические произведения; литературные жанры, особенности каждого из них.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в литературных произведениях разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведениюаргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведенияот отдельного тропа до композициии целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции; стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему; писать басню, былину, письмо или дневник литературного героя

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение — 1 час.

Роды и жанры художественной литературы.

Фольклор — 4 часа.

Жанры фольклора.

Литература эпохи Возрождения — 6 часов.

Мир и человек в эпоху Возрождения.

Литература XIX века —43 часа.

Жанры классической литературы XIX века

Литература XX века — 27 час.

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века — 24 часа.

Научно-фантастическая литература - 5 часов.

Детективная литература — 5 часов. Итоговые уроки — 2 часа





Календарно-тематическое планирование.


ур

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы содержания

Основной вид учебной деятельности

Виды контроля

Дата проведения



план

факт

1

Роды и жанры художественной литературы

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).

Понимать: значение изучения литературы.

Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о прочитанных книгах

Беседа о прочитанных за лето книгах. Понятие о синкретическом искусстве. Виды творческой деятельности человека. Главнейшие роды литературы (эпос, лирика, драма), богатство и разнообразие их жанров. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Литературный процесс от древности до наших дней. Постоянное обновление жанров (появление новых жанров и угасание старых, обогащение и слияние жанров). Повторение изученного в 6 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 7 класса

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы. Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина, задание 1 первого уровня



2


Жанры фольклора.

Сатирическая драма «Барин»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: основные жанры фольклора и особенности их развития; жанры народного театра; содержание народной драмы «Барин».

Понимать: двойственный характер пьесы-игры; сатирический пафос произведения.

Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям

Повторение изученного о фольклоре. Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Комментированное чтение

Чтение текста с элементами беседы

Вопросы и задания третьего уровня первого уровня, а по литературе, созданная на основе




3

Представление сатирической драмы «Барин»

Игровой урок

Знать: содержание народной драмы; особенности пьесы-игры.

Понимать: открытый характер и творческую направленность пьесы-игры. Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы

Сюжет, герои и участники пьесы-игрывсе присутствующие, которые именуются «фофанцы». Ученики в роли фофанцев. Включение в пьесу-игру реплик о школьных проблемах


Задания 3 первого уровня, 1 третьего уровня



4

5

Детский фольклор

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор; жанры детского фольклора.

Понимать: значение детского фольклора для развития воображения, фантазии, творческих способностей. Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать подобные произведения самостоятельно

Понятие о детском фольклоре. Фольклор для детей и собственно детский фольклор. Жанры детского фольклора. Конкурс детского фольклора

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы. Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Вопросы и задания, конкурс детского фольклора



6

7

Мир и человек

в эпоху

Возрождения.

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта»

У. Шек-

спир.

Трагедия

«Ромео

и Джуль-


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия драматическое произведение, трагедия, сюжет, вечные темы; особенности жанра трагедии.

Понимать: своеобразие вечных тем в трагедии.

Уметь: прослеживать развитие драматургического конфликта; определять элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи


Мир и человек в эпоху Возрождения. Слово об У. Шекспире. Биографические легенды о драматурге. Трагедия как жанр драматического произведения. «Ромео и Джульетта» — первая трагедия У. Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Приметы эпохи в произведении. Отражение в трагедии вечных тем (любовь, преданность, вражда, месть)

Чтение и комментирование. Анализ.

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания первого уровня

Выразительное чтение эпизода по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней




8

9

Художественные особенности трагедии

Урок-беседа

Урок-практикум

Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; теоретико-литературные понятия конфликт, катарсис.

Понимать: гуманистический пафос произведения; значение творчества У. Шекспира для мировой культуры.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль


Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Роль характеров героев и роль обстоятельств в развитии сюжета. Речевая характеристика героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в трагедии. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Имена героев трагедий У. Шекспира, ставшие нарицательными. Театральные постановки и экранизации пьес У. Шекспира. Просмотр фрагментов трагедии, обсуждение


Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Характеристика героев по плану, анализ текста, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней




10

11

Сонеты У.Шекспира

Урок изучения нового материала

Урок-практикум

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и содержание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.

Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искренность и глубину чувств; причины популярности и долговечности жанра сонета. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты;

находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать развитие жанра сонета


Сонет как одна из популярных форм лирической поэзии в литературе разных стран на протяжении ряда столетий. Сюжеты У. Шекспира«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Сонет «Ее глаза на звезды не похожи...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. А.С. Пушкин «Суровый Дант не презирал сонета...», И.Ф. Анненский «Перебой ритма», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», В.Я. Брюсов «Сонет к форме» и другие сонеты русских


Чтение и комментирование. Анализ.

Сообщения, Чтение наизусть



12

Жанры классической литературы XIX века

Урок изучения нового материала

Знать: отличительные черты литературы XIX века; теоретико-литературные понятия эпос, лирика, драма; жанровые особенности ранее изученных произведений XIX века.

Понимать: роль XIX века в развитии русской литературы.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Самые популярные жанры литературы XIX века. Расцвет жанра басни в начале XIX века. Золотой век русской поэзии. Классические жанры русской прозы (роман, повесть, рассказ). Жанры драматургии. Связь жанров. Обзор произведений XIX века, изученных ранее

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Обсуждение проблемного вопроса



13

14

Из истории басни

Комбини-

рованный

урок

Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни; теоретико-литературные понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль; изученные басни И.А. Крылова наизусть.

Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи.

Уметь: выразительно читать и анализировать басни; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику басен разных авторов на один сюжет

Повторение и обобщение изученного о басне. Художественная и нравственная ценность басен. Басни И.А. Крылова. Мораль, аллегория, иносказание (развитие понятий). Стойкость басни как жанра. Сопоставление басен разных авторов на один сюжет (Эзоп, Ж. де Лафонтен, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, И.А. Крылов). Общее и различное в баснях разных авторов

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Выразительное чтение, сопоставительный анализ басен, вопросы и задания (с. 34, 35, 36-37)



15

16

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); произведения поэта, изученные ранее; признаки жанра баллады; содержание баллады «Светлана». Понимать: значение сна Светланы в композиции баллады; роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями европейских авторов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать балладу; определять элементы сюжета и композиции; находить признаки фольклора в балладе

Слово о В.А. Жуковском (сообщения учащихся). В.А. Жуковскийавтор баллад. Развитие понятия о балладе. Тематика и герои баллад В.А. Жуковского. Сюжет и композиция баллады «Светлана». Фольклорная основа баллады. Комментированное чтение

Чтение и комментирование. Анализ.

Сообщения, вопросы и задания первого уровня



17

18

Художественные особенности баллады В.А. Жуковского «Светлана»

Урок-практикум

Знать: содержание баллады. Понимать: связь картин природы с характером героини и общим настроением повествования.

Уметь: выразительно читать и анализировать балладу; характеризовать героиню и ее поступки; определять стихотворные размеры; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Характеристика героини баллады, ее романтический облик, неразрывная связь с миром природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Приметы фольклора в балладе. Голос автора-рассказчика в произведении. Юмор в балладе

Чтение и комментирование. Анализ.

Выразительное чтение, Выучить наизусть



19

B.A. Жуковский. Баллада «Перчатка»

Урок-беседа

Знать: сюжет и героев баллады «Перчатка»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику баллады; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу, составлять ее план; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад В.А. Жуковского. Судьбы героев баллад. Авторы, «подсказавшие» поэту сюжеты баллад (И.В. Гёте, Ф. Шиллер и др.). Составление плана баллады «Перчатка». Смелость рыцаря, его благородство, мужество, хладнокровие и чувство собственного достоинства. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Требовательность нравственной позиции и честность автора. Словарная работа


Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания



20

Из истории баллады. Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка»

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знать: историю жанра баллады (кратко); переводы баллады «Перчатка» В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова.

Понимать:лексику переводов баллады; разницу между переводами одного произведения разными авторами; отношение авторов к изображаемому. Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять разные литературные переводы одного произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль


Истоки жанра баллады. Баллада «Перчатка» в переводах В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Отражение творческой личности поэтов в переводах баллады. Представление об особенностях художественного перевода. Чтение и элементы анализа баллад В.А. Жуковского

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Сопоставительный анализ переводов баллады «Перчатка» М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского



21

Жанры лирики А.С. Пушкина

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики. Понимать: роль тропов, звукописи в стихотворениях; чувства и настроения автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения;прослеживать изменение настроения в лирических произведениях; определять стихотворные размеры; объяснять значение устаревших слов

Слово об А.С. Пушкине. Сообщения о Болдинской осени 1830 года. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Жанры лирики поэта (послание, элегия, стансы, эпиграмма и др.). «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Туча». Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания первого и второго уровней



22

Анализ стихотворения

А.С. Пушкина

«19 октября» (1825 года)


Урок-практикум


Знать: сведения о Лицее, соучениках и друзьях А.С. Пушкина; особенности жанра послания; стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания; содержание стихотворения « 1 9 октября» ( 1 825 года).

Понимать: своеобразие жанра стихотворения; роль картин природы, тропов, деталей в стихотворении; настроение автора, его отношение к адресатам послания.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в лирическом произведении; определять стихотворные размеры, приемы создания портретов; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте



Стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания. История создания стихотворения «19 октября» (1825 года). Сообщения о друзьях поэта, упомянутых в стихотворении. Роль Лицея в жизни его выпускников.

Особенности жанра произведения. Приемы создания портретов друзей А.С. Пушкина. Роль образов природы, изобразительно-выразительных средств в стихотворении. Словарная работа

Чтение и комментирование. Анализ.

Сообщения, вопросы и задания третьего уровня

вырази тельное чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания




23

Любовная лирика А.С.Пушкина в жанре посланий

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: содержание и адресатов любовных посланий А.С. Пушкина. Понимать: совершенство стихотворений А.С. Пушкина о любви; глубину и искренность чувств автора; роль стихотворений в развитии музыкального искусства.

Уметь: выразительно читать стихотворения; характеризовать чувства и настроения лирического героя; определять стихотворные размеры, способы рифмовки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять произведения литературы и музыки


Стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...». Признаки жанра послания в стихотворениях. Настроения, чувства, выраженные в произведениях. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Адресаты любовных посланий поэта. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Словарная работа. Прослушивание романсов на стихи А.С. Пушкина, обсуждение

Чтение и комментирование. Анализ.

Выразительное чтение, Выучить наизусть



24


Итоговый урок по лирике А.С. Пушкина


Урок-практикум

Знать: признаки разных жанров лирики; стихотворения А.С. Пушкина разных жанров.

Понимать: настроения и чувства лирического героя.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения;определять стихотворные размеры


Жанровое разнообразие стихотворений А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «На перевод "Илиады"», «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия». Влияние жанра стихотворения на его исполнение. Конкурс исполнителей стихов А.С. Пушкина


Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Выразительное чтение наизусть, анализ поэтических текстов, вопросы и задания, итоговые вопросы и задания




25


Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: признаки жанра повести; сюжет и героев повести «Барышня-крестьянка»; теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Понимать: своеобразие жанра и композиции повести.

Уметь: пересказывать повесть; определять элементы композиции; анализировать эпизоды повести; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Жанры прозы А.С. Пушкина (рассказ, повесть, роман). История создания цикла «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Проблема автора и рассказчика. Легкий водевильный сюжет. Своеобразие жанра и композиции повести. Словарная работа

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Выборочный пересказ, вопросы и задания первого уровня



26

27

Характеристика героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок-практикум

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: совершенство пушкинской прозы; авторский юмор. Уметь: анализировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную и групповую характеристику героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сравнительная характеристика помещиков-соседей: И.П. Берестова и Г.И. Муромского. Групповой портрет уездных барышень. Героиня повести — Лиза (Бетси). Роль художественных приемов в характеристике героев. Связь эпиграфа к повести с сюжетом

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Характеристика героев, вопросы и задания третьего уровня



28

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: признаки жанра романа; сюжет и героев романа «Дубровский»; теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Понимать: своеобразие жанра и композиции произведения.

Уметь: сопоставлять план романа с его воплощением; пересказывать текст; определять элементы композиции; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Незавершенный роман «Дубровский». История создания романа. Сюжетные особенности (соединение признаков любовного и социального романов). Композиция и герои произведения. История отношений бывших друзей — старшего Дубровского и Троекурова, их сравнительная характеристика. Словарная работа

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Краткий пересказ, вопросы и задания первого уровня, 1—2 третьего уровня



29

Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Урок-беседа, урок-практикум

Знать: сюжет и героев романа; теоретико-литературное понятие романтический герой.

Понимать: роль портрета, пейзажа в характеристике героя; отношение автора к герою.

Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героя и объяснять его поступки

Владимир Дубровский как романтический герой. Портретная характеристика героя. Характер Владимира Дубровского, мотивировка его поступков. Способы изображения чувств и переживаний героя. Эпиграф к главе IV и его роль. Роль пейзажа в главе V. Значение главы VI («Пожар в Кистеневке») в композиции романа. Отношения Дубровского с крепостными. История Дубровско-го-Дефоржа

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Характеристика Владимира Дубровского, вопросы и задания 1 второго уровня,3 третьего уровня



30

Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Урок-беседа, урок-практикум

Знать: сюжет и героев романа.

Понимать: роль портрета в характеристике героини; отношение автора к героине.

Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героиню и объяснять ее поступки; прослеживать изменения в отношении Маши к Дубровскому

Характеристика Маши Троекуровой, мотивировка ее поступков. Отношения героини с отцом и братом. Развитие отношений Маши и Дубровского-Дефоржа. Окружение героев и его влияние на них. Судьба героев, причины обреченности их романа

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных персонажей, вопросы и задания 23 второго уровня, 46 третьего уровня



31

Из истории романа

Урок развития речи

Знать: теоретико-литературное понятие роман; историю жанра романа (кратко).

Понимать: жанровые особенности произведений А.С. Пушкина; подвижность жанрового определения романа.

Уметь: определять жанр произведения; строить развернутые высказывания на заданную тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Понятие о романе. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе. Обсуждение тем сочинения:

1. Какие обстоятельства заставили Дубров-
ского
стать разбойником?

2. Какова дальнейшая судьба героев неза-
конченного
романа?

3. Особенности жанра романа А.С. Пушкина
«Дубровский»

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Итоговые вопросы и задания , вопросы и задания, составление плана сочинения, подбор материалов



32

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта»

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; историю создания и содержание стихотворения «Смерть поэта»; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: гневный, обличительный пафос стихотворения; роль стихотворения в судьбе поэта.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщения о детстве и юности поэта. Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Сообщения, анализ поэтического текста, вопросы и задания



33

Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знать: жанры и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; стихотворение «Смерть поэта» наизусть; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: настроения и чувства лирического героя; осознание поэтом неповторимости своего творчества. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанровую принадлежность; характеризовать особенности сюжета и композиции стихотворений; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Богатство лирических жанров в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Элегия», «Романс», «Песня», «Стансы», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Новогодние мадригалы и эпиграммы», «Эпитафия». Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания



34

Особенности сюжета и композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: содержание поэмы «Мцыри». Понимать: лироэпический характер поэмы; особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа к поэме. Уметь: выразительно читать поэму, составлять ее цитатный план и пересказывать по плану; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». «Мцыри» как лироэпическое произведение. Сюжет, композиция, герой поэмы. Исповедь Мцыри. Роль эпиграфа к поэме. Словарная работа

Аналитическая беседа, сообщение, пересказ.


Вопросы и задания первого уровня



35

Герой поэмы «Мцыри» — «любимый идеал» М.Ю.Лермонтова

Урок-беседа

Знать: содержание поэмы. Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою; роль поэмы в развитии русского искусства. Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты поэмы; находить признаки романтизма в произведении; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Романтический сюжет и романтический герой. Развитие понятия о романтическом герое. Особенности романтического пейзажа. Отношения человека и природы в поэме. Тема красоты, гармонии человека с миром. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Автор и герой произведения. Рисунки учащихся к поэме. Музыкальные произведения по мотивам поэмы. Словесное рисование

Чтение и комментирование. Анализ.

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания второго и третьего уровней



36

Значение творчества М.Ю.Лермонтова

Урок-беседа

Знать: произведения М.Ю. Лермонтова.

Понимать: роль творчества М.Ю. Лермонтова в развитии русской литературы и искусства; разницу в мироощущении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Уметь: определять стихотворные размеры; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения разных авторов в одном жанре

Влияние творчества М.Ю. Лермонтова на последующую литературу. Лермонтовские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова. Сопоставление элегий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: разница в мироощущении поэтов. Совершенство стиха М.Ю. Лермонтова. Словарь рифм поэта

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Итоговые вопросы и задания



37

Лироэпические произведения

Комбинированный урок

Знать: историю жанра поэмы; теоретико-литературные понятия эпос, лирика, лиро-эпическое произведение, поэма, баллада; особенности лироэпических произведений. Понимать: суть явления взаимопроникновения родов и жанров литературы. Уметь: определять жанровые признаки произведений

Краткий экскурс в историю жанра поэмы. Понятие о пограничных явлениях в родах литературы. Авторские отступления в эпических произведениях. Признаки эпоса и лирики в изученных произведениях. Поэма и баллада: общее и различное

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 150)



38

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю создания, сценическую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор».

Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых слов

Слово о Н.В. Гоголе. Сообщения о детстве и юности писателя. История создания и постановки комедии «Ревизор». Смысл эпиграфа к комедии. Список действующих лиц, «говорящие» фамилии. Роль «Замечаний для господ актеров». Композиция комедии. Комментированное чтение. Словарная работа

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы. Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Сообщения, вопросы и задания 14, 68 первого уровня, 3 второго уровня



39

«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сюжет и героев комедии; оценку пьесы современниками.

Понимать: социальную остроту и сатирический пафос комедии; роль пьесы в истории русской драматургии.

Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать комедию, определять ее тему; вычленять социальные проблемы, поставленные автором; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

«Ревизор»комедия «со злостью и солью». Поворот русской драматургии к социальной теме. Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Образ типичного уездного города. Цель авторавысмеять «все дурное в России». Образ Петербурга в пьесе. Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Сила обличения социального зла в комедии. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Словарная работа

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 5 первого уровня, 1 второго уровня



40

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок-беседа, урок-практикум

Знать: сюжет и героев комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие,речевая характеристика,самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска, речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в композиции и создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Ремарки и диалоги как приемы создания образов. Словарная работа

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Характеристика героев, вопросы и задания 2 второго уровня,23 третьего уровня



41

Хлестаков и хлестаковщина

Урок-практикум

Знать: сюжет и героев комедии; теоретико-литературные понятия конфликт, развитие действия.

Понимать: смысл понятия хлестаковщина; в чем загадка образа Хлестакова; сатирический пафос комедии; нравственные идеалы автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие комедийного


Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Понятие о хлестаковщине. Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение по ролям

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Характеристика Хлестакова, вопрос 4 второго уровня (с. 243)



42

Сценическая история комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок развития речи


Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы выражения позиции автора в произведении.

Понимать: возможность различных трактовок одного произведения.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; сопоставлять различные трактовки одного драматического произведения; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения


Жизнь комедии «Ревизор» в театре и кино (сообщения учащихся). Просмотр и обсуждение фрагментов экранизаций комедии. Обсуждение тем сочинения:

  1. Хлестаков и хлестаковщина.

  2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  3. Характеристика одного из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  4. Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

  5. Роль внесценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Сообщения, вопросы и задания 1,4 третьего уровня, составление плана сочинения, подбор материалов



43

И.С.Тургенев.

Стихотворения в прозе

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю создания сборника «Стихотворения в прозе»; теоретико-литературное понятие стихотворение в прозе; содержание стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык».

Понимать: идейное своеобразие стихотворений в прозе; гуманистический пафос произведений; чувства и настроения автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения, определять их темы и жанровую принадлежность; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль


Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 243—244). История создания сборника «Стихотворения в прозе». Понятие о стихотворениях в прозе. Нравственный пафос и художественные особенности стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Выражение преданной и безграничной любви к Родине в стихотворении «Русский язык». Соотнесение личной судьбы с судьбой страны


Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Сообщения, вопросы и задания




44

Н.А.Некрасов. стихотворение «Размышление у парадного подъезда»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю создания и содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Понимать: роль приемов, характерных для устного народного творчества, в стихотворении; гневный, гражданский, сатирический пафос произведения, его нравственную проблематику; позицию автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение, определять его тему и жанр;


Слово о Н.А.Некрасове (сообщения учащихся). Гражданская лирика Н.А.Некрасова, судьба народа в его лирических и лиро-эпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет, композиция и герои произведения. Особенности жанра стихотворения. Роль антитезы. Автор в произведении. Стиль, отвечающий теме. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Словесное рисование. Словарная работа

Чтение и комментирование. Анализ.

Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания



45

Н.С.Лесков

«Левша»

Особенности жанра сказа

Урок изучения нового материала,

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и героев сказа «Левша»; историческую основу произведения; способы создания образов.

Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; комический эффект игры слов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений


Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 254—255). Сказ «Левша». Особенности жанра сказа. Сюжет сказа, его близость к фольклору. Особенности стиля прозы Н.С. Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Язык произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Комментированное чтение, пересказ. Словарная работа


Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Сообщения, выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 первого уровня



46

Герои сказа Н.С.Лескова «Левша»


Урок-беседа, урок развития речи

Знать: сюжет и героев сказа.

Понимать: гуманистический, патриотический пафос произведения; иронию автора, его отношение к героям.

Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять разные литературные произведения на одну тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения


Герои сказа (Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов). Вымышленные персонажи и исторические лица, трактовка их образов автором. Левша: фольклорный характер героя. Пафос творческого труда в произведении. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение. Подготовка к сочинению на тему «Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Вопросы и задания 3—4 первого уровня, 1—2 второго уровня,3 третьего уровня (с. 268-269)



47

Из истории жанра сатиры

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знать: теоретико-литературные понятия сатира, гротеск; историю жанра сатиры (кратко).

Понимать: разные значения понятия сатира; роль сатиры в искусстве и в жизни общества.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить признаки сатиры в литературных произведениях


Развитие понятия о сатире. Сатира — одна из форм комического. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Сатира в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира в лирике и прозе


Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Вопросы и задания



48

М.Е.Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и героев «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.

Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте


Слово о М.Е Салтыкове-Щедрине. Чтение статьи о писателе (с. 9—11). Герои и сюжеты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Социальная острота и художественные особенности сказок. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет и герои сказки. Изображение в произведении нравственных пороков общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Особенности сатирического образа. Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа


Чтение и комментирование,

беседа

Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 20)



49

М. Твен. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена; содержание рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»; теоретико-литературные понятия памфлет, гротеск, ирония. Понимать: сатирический пафос и злободневность произведения; позицию автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать текст, определять его жанр; характеризовать героев и их поступки


Слово о М. Твене (сообщения учащихся). Америка в зеркале сатиры М. Твена. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» как автобиографические повести юмориста о детстве и отрочестве. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры М. Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием. Актуальность рассказа

Чтение текста с элементами беседы

Сообщения, вопросы и задания третьего уровня (с. 20), первого и третьего уровней (с. 28)



50

А.П. Чехов. Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; содержание рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»; теоретико-литературные понятия юмор, юмореска, ирония, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка; особенности жанра юморески.

Понимать: жанровое своеобразие рассказов; юмористический пафос произведений; совершенство прозы А.П. Чехова.

Уметь: выразительно читать и анализировать рассказы; определять средства создания комического; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героев и объяснять причины этих изменений; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в рассказах


Слово об А.П. Чехове. Чтение статьи о писателе (с. 28—30). Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия». Смысл названий. Особенности жанра юморески. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказах. Средства создания комического. Средства характеристики персонажей («говорящие» фамилии, речь). Своеобразие героев рассказа «Жалобная книга». Сценичность рассказа «Хирургия». Художественная деталь в рассказе. Динамичность композиции. Точность, лаконичность, образность языка. Словарная работа

Чтение текста с элементами беседы

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания первого и второго уровней



51

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

Повторительно-обобщающий урок, урок-практикум

Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет.

Понимать: зависимость портрета героя от замысла автора.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с портретами-иллюстрациями

Развитие понятия о портрете в художественных произведениях. Отсутствие индивидуального психологического портрета в фольклорных произведениях. Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях. Портрет в поэме. Портрет в лирических произведениях. Зависимость портрета героя от замысла автора. Сопоставление портретов в произведениях литературы, живописи и графики. Жанры художественной литературы XIX века (обобщение)

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Вопросы и задания



52

Сочинение-описание героя

литературного произведения

Урок развития речи

Знать: сюжеты и героев прочитанных произведений; особенности портрета героя в произведениях разных жанров; этапы работы над сочинением.

Понимать: роль портрета в художественных произведениях.

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою точку зрения

Выбор произведений, подбор материалов к сочинению. Написание сочинения. Консультации учителя


Сочинение



51

52

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века


Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие Серебряный век; особенности поэзии Серебряного века; содержание стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку».

Понимать: идейное своеобразие лирики XX века.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях


Новые жанры в искусстве XX века. Лирика начала XX века. Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. Понятие о Серебряном веке русской поэзии. Нравственная проблематика лирики XX века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха. Стихотворения В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Словарная работа


Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 43, 45-46)



53

54

Избранная лирика начала XX века


Урок-практикум

Знать: содержание стихотворений К.Д. Бальмонта, И. Северянина и Р. Киплинга; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры.

Понимать: роль тропов в стихотворениях; лирический пафос произведений.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять

их жанры, темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

Обучение анализу поэтических текстов. Тема призвания поэта в стихотворении К.Д. Бальмонта «Бог создал мир из ничего...». Актуальность нравственных проблем в стихотворении И. Северянина «Не завидуй другу...». Важные качества человека в стихотворениях Р. Киплинга «Если», «Заповедь» (в переводах С.Я. Маршака и М.Л. Лозинского)


Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания



55

56

Из истории сонета

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; сонеты А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Н.С. Гумилева, И. Северянина, У. Шекспира. Понимать: традиции и новаторство авторов сонетов; лирический пафос произведений.

Уметь: выразительно читать и анализировать сонеты; определять способы рифмовки; сопоставлять произведения разных авторов, написанные в жанре сонета; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Понятие о сонете. Сонет как форма лирической поэзии. История жанра сонета и его жизнестойкость. Разнообразие тем сонетов. А.С. Пушкин «Сонет», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», Н.С. Гумилев «Сонет», И. Северянин «Бунин». Сонеты У. Шекспира. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению и анализу поэтических текстов

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания. итоговые вопросы и задания



57

58

59

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; содержание «Легенды о Данко»; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.

Понимать: идею произведения (подвиг во имя общего счастья); позицию автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать легенду, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Творчество писателя и его роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как один из самых популярных ранних рассказов писателя. Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Элементы композиции произведения

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Сообщения, вопросы и задания (с. 62-63)



60

61

62

М. Горький. Сказка «Старый Год»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сюжет и героев сказки «Старый Год»; теоретико-литературные понятия аллегория, олицетворение. Понимать: идею произведения; позицию автора; роль аллегории и олицетворения в сказке.

Уметь: выразительно читать сказку, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Своеобразие жанра произведения М. Горького «Старый Год». Композиция сказки. Фольклорные традиции в произведении. Аллегорический характер образов. Особая роль Правды

Чтение текста с элементами беседы Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Выразительное чтение, вопросы и задания первого уровня



63

64

65

Жанр гимнов в творчестве В.В.Маяковского

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; содержание стихотворений «Необычайное приключение...», «Гимн обеду»; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись.

Понимать: гуманистический и сатирический пафос произведений; роль тропов в создании образов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки


Слово о В.В. Маяковском (сообщения учащихся). Чтение статьи о поэте (с. 67—68). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как гимн творчеству. Проблема творчества в лироэпическом произведении. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Новаторство В.В. Маяковского. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество В.В. Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики, гипербол. Своеобразие художественной формы, ритмики и рифмы в стихотворении. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Словарная работа

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы Чтение и комментирование,

беседа

Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания



66

67

М.А.Булгаков

«Ревизор с вышибанием»

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова (кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»; теоретико-литературные понятия сатира, юмор, драматическая сценка. Понимать: смысл названия и сатирический пафос произведения. Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом


Слово о М.А. Булгакове. Н.В. Гоголь — любимый писатель М.А. Булгакова. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники крохотной юмористической сценки. Роль публики. Роль суфлера. Осмеяние хамства в произведении. Необычная связь эпиграфа с текстом

Знать: сведения

Чтение текста с элементами беседы

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с 78)




68

69

К.Г. Паустовский «Рождение рассказа»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского; содержание произведения «Рождение рассказа»; другие произведения писателя.

Понимать: смысл названия произведения; роль природы в рассказе. Уметь: выборочно пересказывать и анализировать текст, определять его тему и идею; строить развернутые высказывания на основе прочитанного


Слово о К.Г. Паустовском. Поэтическая проза писателя. Мир героев К.Г. Паустовского и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества. «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса. Составление плана рассказа


Чтение текста с элементами беседы

Составление плана рассказа, вопросы и задания



70

71

Эпические жанры в творчестве писателей XXвека

Повторительно-обобщающий урок

Знать: теоретико-литературные понятия эпос, роман, повесть, рассказ. Понимать: связь между жанрами эпоса; некоторую условность деления эпических произведений на жанры.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения


Особенности эпических произведений, общее и различное между ними. Место эпических жанров в творчестве писателей XX века. Роман и его судьба. Повесть и рассказ, возможность их примерного разграничения


Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Вопросы и задания





72

73

74

М.А.Шолохов. главы из романа «Они сражались за родину»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: произведения о Великой Отечественной войне; сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова (кратко); историческую основу и содержание глав романа «Они сражались за Родину».

Понимать: роль природы, деталей в произведении; смысл названия романа; патриотический, гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать главы романа, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять роман и его экранизацию


Великая Отечественная война в литературе. Слово о М.А. Шолохове. Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Описание событий войны по их живым следам. Художественные приемы создания образов. Роль деталей в произведении. Просмотр фрагментов художественного фильма «Они сражались за Родину», обсуждение


Чтение текста с элементами беседы Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Выразительное чтение, вопросы и задания



75

76

А.Т.Твардовский

Стихотворения о природе

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; одно из стихотворений поэта о природе наизусть.

Понимать: настроение стихотворений, их лирический пафос.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, определять их темы; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины


Слово об А.Т. Твардовском. Богатство тематики произведений поэта. Тема Великой Отечественной войны и мирных трудовых будней (повторение). Образы природы в стихотворениях «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета...». Художественные средства, передающие состояния природы и человека. Лирические раздумья поэта. Словесное рисование


Чтение текста с элементами беседы

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 106-107)



77

78

79


В.Г.Распутин

Рассказ «Уроки французского»

Смысл названия

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: особенности изображения войны на страницах послевоенной прозы; сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина (кратко); историю создания, сюжет и героев рассказа «Уроки французского»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет. Понимать: смысл названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора.

Уметь: пересказывать и анализировать
эпизоды рассказа; характеризовать героев
и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобра-
зительно-выразительные средства и определять их роль

Слово о ВТ. Распутине. Отражение трудностей военного времени в рассказе «Уроки французского». Значение названия рассказа. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Жажда знаний, любознательность юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная работа

Чтение текста с элементами беседы Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Аналитический пересказ, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 139)



80

81

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского

урок-беседа

Знать: сюжет и героев рассказа.
Понимать: нравственную проблематику
произведения; отношение автора к героям.
Уметь: пересказывать и анализировать
эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную
характеристику героев; аргументировать
свою точку зрения

Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее умение помочь ученику, ее роль в жизни мальчика. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Роль игры в рассказе. Просмотр фрагментов фильма «Уроки французского», обсуждение


Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом. Чтение текста с элементами беседы

Аналитический пересказ, вопросы и задания третьего уровня (с. 139)



82

83

Сочинение по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Урок развития речи

Знать: сюжет и героев рассказа; этапы работы над сочинением.

Понимать: идейное своеобразие произведения; позицию автора.

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою точку зрения


Примерные темы сочинения:

  1. Нравственный выбор моих ровесников (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).

  2. Уроки доброты и честности в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»



Сочинение



84

85

Из истории эссе

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия
эссе, афористичность, субъективность;
особенности жанра эссе.
Понимать: позицию автора, его отношение к рассматриваемым проблемам.
Уметь: определять жанр произведения;
вычленять
проблемы, поставленные авто-
ром;
строить развернутые высказывании
на
основе прочитанного; аргументировать
свою
точку зрения


Понятие о жанре эссе. Рождение жанра, его популярность в современной литературе. Эссе К.Г. Паустовского «Радость творчества». Проблемы, волнующие автора: суть писательского творчества, поиски слова, связь писателя и читателя, соотношение жизни и искусства, смысл писательского труда



Вопросы и задания



86

87

Ф.А.Абрамов

Рассказ «О чем плачут лошади»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова (кратко); содержание рассказа «О чем плачут лошади». Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в рассказе; аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения; позицию автора. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте



Понятие о деревенской прозе. Слово о Ф.А. Абрамове. Рассказ «О чем плачут лошади». Особенности жанра произведения. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Словарная работа

Чтение текста с элементами беседы Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания



88

89

А.В. Вам-пилов. Водевиль «Несравненный Наконечников» (фрагмент)

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.В. Вампилова (кратко); теоретико-литературное понятие водевиль; особенности жанра водевиля; сюжет и героев пьесы «Несравненный Наконечников».

Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора; серьезность проблем, поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ролям, определять его тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; определять средства создания комического


Слово об А.В. Вампилове. Понятие о водевиле. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел и композиция незавершенного водевиля. Обучение выразительному чтению по ролям

Чтение текста с элементами беседы Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания



90

91

Из истории пародии

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия ирония, парафраз, пародия, палиндромон {палиндром), фельетон, шарж; примеры пародий.

Понимать: цель авторов пародий.

Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство стиха; аргументировать свою точку зрения; определять способы создания пародий

Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох. Козьма Прутков и его творчество. Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж. Своеобразие пародии Д.Д. Минаева на стихотворение А.А. Фета учебникена втором месте). Палиндромон, или палиндром (чтение от конца к началу), как способ создания пародии

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы

Выразительное чтение, вопросы и задания



92

93

Научно-фантастическая литература.

Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия фантастика, научная фантастика; жанры научной фантастики; сведения о жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рассказа «Запах мысли».

Понимать: смысл названия рассказа; юмористический пафос произведения; значение научно-фантастической литературы.

Уметь: пересказывать текст и определять его жанр; воспринимать авторскую иронию; определять соотношение реального и фантастического в рассказе

Понятие о научно-фантастической литературе. Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Слово о Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли». Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении. Реальное и фантастическое в рассказе. Словарная работа

Чтение текста с элементами беседы Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Выборочный пересказ, вопросы и задания



94

95

96

97


Детективная литература.

А. Конан Дойл. Новелла «Пляшущие человечки»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия новелла, детективная литература; особенности произведений детективного жанра; сведения о жизни и творчестве А. Конан Дойла; сюжет и героев новеллы «Пляшущие человечки».

Понимать: особенности детективной литературы, ее значение; роль А. Конан Дойла в развитии жанра детективной литературы; причины популярности героя новелл писателя.

Уметь: пересказывать текст, определять его жанр и элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива. Слово об А. Конан Дойле. Писатель и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX веков. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет, герои и элементы композиции новеллы «Пляшущие человечки». Причины творческого долголетия героя новелл А. Конан Дойла.

Беседа по прочитанным новеллам о Шерлоке Холмсе

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы Чтение текста с элементами беседы Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Вопросы и задания



98

99

Подведем итоги. Подготовка к итоговой контрольной работе

Повторительно-

обобщающий

урок

Знать: сюжеты и героев произведений, прочитанных в 7 классе; изученные сведения по теории литературы. Понимать: идейное своеобразие произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 7 классе

Чтение текста с элементами беседы

Аналитическая беседа, сообщение, пересказ.


Вопросы и задания рубрики «Подведем итоги» (с. 218-224)



100

101

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний

Знать: авторов, сюжеты и героев произведений, изученных в 7 классе; изученные сведения по теории литературы. Понимать: идейное своеобразие произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; отвечать на вопросы теста; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 7 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития

Выполнение контрольной работы

Тест



102

Итоговый урок

Повторительно-обобщающий урок

Знать: произведения современной литературы и их авторов.

Понимать: необходимость и важность самостоятельного чтения.

Уметь: воспринимать и кратко пересказывать произведения современной литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Защита читательских дневников. Беседа о современной литературе, о прочитанных книгах, газетах и журналах. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул


Сообщения о прочитанных книгах









НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ   УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1.        Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.         Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.         Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

        глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

        стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

        написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

        допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

   логическое и последовательное в изложении содержания;

   написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

   допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

   в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

   обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

        написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

        содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки