Символика в древнерусской литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


101




АКАДЕМИЯ ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК (АГИОН)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НГИСУ)





ВОЛОСКОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ


ПРАВОСЛАВНАЯ СИМВОЛИКА В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Цикл лекций















Сергиев посад, 2014

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Понятие символа 4

Глава 2. Символика в древнерусской словесности 11

2.1. Влияние церкви на книжную традицию 11

древней Руси

2.2. Влияние церкви на фольклорную традицию 21

древнерусского государства

Глава 3. Христианская символика в традиции 33

литературы XVIII-начала XIX века

3.1. Литературная традиция классицизма 33

Глава 4. Глава 4. Религиозная символика 44

в русской литературе первой половины XIX века.

4.1. Традиции классицизма 44

4.2. Традиции русского романтизма 57

в литературе первой половине XIX века

4.3. Реализм 79

Заключение 98














Введение

Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения и пропаганды духовных традиций русского народа как государственно образующего этноса. Несмотря на то, что и в СССР, и в современном литературоведении были предприняты попытки системного рассмотрения литературной традиции, они осуществлялись в основном с атеистических позиций и исключали религиозную природу литературной символики. Если и делались попытки религиозного осмысления традиций словесности, то они не затрагивали древнерусской литературы, где закладывались те традиции словесности, которые затем транслируются в традиции светской словесности. Практически не изученными остаются традиции народного православия, представленные в духовных стихах, пословицах, поговорках, сказках. Потому в данном исследовании на первый план выдвигается системное рассмотрение традиций словесности в единстве письменной и фольклорной словесности, преемственности этапов в развитии традиции, литературных направлений. С этой точки зрения особый интерес представляет традиция древнерусской литературы, где традиции словесности формируются, закрепляются, формируя неповторимую специфику русской литературы и литературного процесса.

Данное пособие было апробировано в процессе чтения курсов публичных лекций в Академии гуманитарных и общественных наук, Национальном гуманитарном институте социального управления, выступлениях автора на всероссийских конференциях «Филология и школа» в Институте мировой литературы РАН, получило положительные отклики слушателей и научной общественности.

Пособие рекомендуется школьникам, преподавателям словесности и всем, кто интересуются историей русской литературы в контексте православной символики.


Глава 1. Понятие символа

Основным средством осмысления мира в литературе выступает художественное слово. По своей природе художественное слово многозначно, полифункционально, не всегда сводимо к определенному смыслу, оно при взаимодействии с контекстом порождает многоплановое семантическое поле, эмоционально воздействует на читателя. Русская философская традиция воспринимает художественное слово как логос, процесс творения мира. На философскую природу слова указывает Н.В. Гоголь в статье «О том, что такое слово». Первый аспект слова- его божественная природа. В божественном слове «дышит святыня» и это делает его носителем, провозвестником истины. Однако природа слова не только евангельская, слово имеет и магическую природу. В силу того, что слово просветляет человека и весь мир, в нем заложена потенция к перестройке человека и мира на божественных началах. Потому свою художественную задачу Гоголь видит в том, что воздействовать на мир эстетическими средствами. Он желает, чтобы слово участвовало в сотворении мира и человека, становилась источником духовного развития и совершенствования человека.

О магической силе и божественном происхождении слова говорит и Н. Гумилев, поэт серебряного века:

«В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы, в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова».

Слово в художественном тексте многозначно, ситуативно, не сводимо к одному значению, создает дополнительный эффект сосуществования разных смыслов, порождает мощные ассоциативные и лексические поля, состоящие из текста, контекста, подтекста. В конкретных обстоятельствах и на конкретного читателя эти составляющие оказывают различное по силе психоэмоциональное влияние. Слово в художественном тексте беспредельно расширяет свое семантическое поле, порождая контекст (смысл, полученный из текстового окружения), подтекст (смысл, спрятанный в глубинах произведения и не выводимый на формальном уровне). Все эти многоаспектные связи слова, наращивание смысла, которое исходит и от взаимодействия с культурологическими и литературными традициями, и от различной эмоциональной окраски, и ассоциаций, образов, которые порождает каждое слово в сознании автора и читателя, создают феномен художественного слова. Иначе говоря, на лексическое поле слова влияет ряд факторов: личность автора, его опыт, душевные переживания, мировоззренческие ориентире, «модель» художественного мира, культурные влияния.

Художественный текст, таким образом, становится моделью мира. Более того, искусство- это и есть параллельный мир. Каким образом слово порождает художественный образ? Задействованы здесь только рациональные механизмы конструирования художественного мира, или содержание все же вторично и идея вытекает из уже законченного текста?

Творчество синтезирует рациональный и иррациональный способ познания мира. В силу этой синтетичности появляются два разнонаправленных познавательных вектора в художественном тексте. Рациональный аспект, делающий ставку на значение, отражен в метафоре, иррациональный, пытающийся уловить трансцендентные смыслы- в символе. Несмотря на различия в ориентации на рациональное- иррациональное в основе метафоры и символа лежит образ, структура которого создается из взаимодействия двух разных планов- плана выражения (означающего) и плана содержания (означаемого). Отсюда два разнонаправленных вектора развития образности, значение образа (метафора) и его форма (символ).

Нельзя сказать, что в основе метафоры лежит исключительно разум, рациональное конструирование смысла. По мысли П. Риккера [link] Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-40-х годов.-Волгоград, 1996.-С.91