Конспект урока по литературе на темуПроблематика романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Урок 16

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Проблематика романа «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира; дать общую характеристику романа, определить жанр, проблематику.

Тип урока: комбинированный
Методы: сообщение, составление кратких конспектов. 
Оборудование: портрет писателя, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведений.

Метапродметные УУД:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение; владеть устной и письменной речью.

Личностные УУД: формирование навыков самостоятельной работы при консультативной помощи учителя; формирование устойчивой мотивации к обучению; формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя.

4. Сообщения учащихся.

5. Самостоятельная работа по вопросам.

6. Домашнее задание.

Ход урока



Эпиграф к урокам:

Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.

Ф. М. Достоевский

1.   Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

II. Сообщения учащихся о жизни и личности Ф. М. Достоевского.

Вопросы.

1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.

2. Какую роль в жизни писателя сыграло знакомство с В. Г. Белинским? Что взволновало великого критика в романе Достоевского «Бедные люди»? (Роман «Бедные люди» (1845) был прочитан Григоровичем и Некрасовым. «Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами  не  плачут», – вспоминал Достоевский. Вскоре рукопись прочитал В. Г. Белинский. «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!.. Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным ибудете великим писателем», – повторял Белинский начинающему писателю. Критик нашел, что роман «весь, в целом, – превосходен», что в нем заключена «страшная простота и истина» [27. С. 40].

В романе «Бедные люди» Достоевский раскрыл сложный, богатый духовный мир человека «маленького», униженного и оскорбленного, задавленного жизнью. «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Герои романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты.)

3. Какие  идеи  объединяли  людей  в  кружке  М.  В.  Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? (С 1847 г. Достоевский стал посещать «пятницы» М. Петрашевского – социалиста-утописта. Петрашевцы мечтали о свободе, о социальной справедливости всех людей. Достоевский  высказывался  за  немедленную  отмену  крепостного  права  в России.

В апреле 1849 г. писатель прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное, как сказано в донесении провокатора Антонелли, «дерзкого вольнодумства».

Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Восемь месяцев рассматривалось дело арестованных. Все были поражены жестокостью приговора: «подвергнуть смертной казни расстрелянием» [27. С. 90]. Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге. «Момент этот был ужасен», – писал один из петрашевцев Д. Ахшарумов. Но через несколько минут был зачитан другой приговор, по которому «…возвещалось дарование Государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому по виновности, особое наказание». Достоевский был осужден на 4 года каторги в Сибири.

Из письма Ф. М. Достоевского брату Михаилу: «…Брат! я не уныл и не упал духом… Через четыре года будет облегчение судьбы… Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить… так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое» [2. С. 66].)

4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?(В Тобольске, в пересыльной тюрьме писатель и его единомышленники прожили  6  дней.  Им  помогали  жены декабристов – Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина. Они ободряли ссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждого оделили Евангелием – единственной книгой,  разрешенной  в  остроге.  Путешествие под конвоем было трудным. Ф. Достоевский вспоминал: «Я промерзал до сердца».)

5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги? (На каторге писатель «узнал» русский народ. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли, – писал Достоевский брату, – есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно… Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям  добра,  любви  и  милосердия, известным еще с библейских времен» [13. С. 113]. Объединить людей может христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», – говорил Достоевский. Вера в существование нравственного начала посреди всеобщего хаоса и беззакония помогла писателю перенести муки каторги.

Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)

6. Расскажите  о  публицистической  деятельности  Ф. Достоевского.
(Издание журналов «Время», 1861–1863 гг., «Эпоха», 1864–1865 гг., «Гражданин», 1873 г.)

7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?

III. Краткий пересказ подготовленными учащимися содержания романов Ф. М. Достоевского.

1. «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

В. Г. Белинский об авторе романа: «…так еще никто не писал».

2. «ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел  найти  что-то  человеческое.  По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

3. «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

4. «ИДИОТ» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

5. «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» (1879–1880)

Задумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова [2],духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…

В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. РОМАНЫ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» (1871–1872),
«ПОДРОСТОК» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! Во время заграничной поездки Достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить  драматическую  историю  семьи  Мармеладовых,  но  замысел  изменился.

В сентябре 1865 года Ф. М. Достоевский изложил программу своего произведения, его главную идею в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру… и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело» [2. С. 116].

Таков первоначальный замысел романа. Постепенно он «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.

По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев) [13].

В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».

О композиции романа. Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.

Часть I – подготовка и совершение преступления.

Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.

Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев) [13]. Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.

Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности» [9. С. 95]. Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа.

А. А. Фадеев о произведении Ф. М. Достоевского: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…»

II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».

«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».

Вопросы:

1. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию? (Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством»[11. С. 215].)

2. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (Ч. I, гл. 1, 2.) (Можно выделить основной маршрут героя. Раскольников вышел из дома – окрестности Сенной площади, побывал в одной из беднейших квартир города, в семье Мармеладовых; Раскольников на К-ом бульваре, затем по мосту, вид на «другой» Петербург, снова на Сенной. Дом, в котором живет герой; комната-каморка.)

3. Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели? (От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.)

4. Что еще происходит на улицах города? (Самоубийство женщины на мосту, падение Сони и девушки, которую увидел Раскольников, на улице застрелился Свидригайлов, попал под коляску несчастный Мармеладов, нищие, пьяные изможденные лица. Жизнь, полная безысходного горя.)

5. Где  живут  герои  Достоевского?  (Описание каморки Раскольникова (ч. I, гл. 1), комната старухи-процентщицы (ч. I, гл 3), проходная комната Мармеладовых (ч. II, гл. 2), жилище Сони (ч. IV, гл. 4).)

6. Прочитайте страницы, где описан пейзаж. Какова роль пейзажа? Каково значение цвета в произведении Достоевского?

7. Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского?

8. Кто  из  писателей  до  Достоевского изображал Петербург в своих книгах?

9. Чем необычен Петербург Достоевского (в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? (Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены». (Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.)

В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. (Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»). Безысходность – лейтмотив романа.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа. Части II, III.

2. Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова. (Причины «бунта», его осуществление, поведение героя после преступления проследить по тексту.)

































Урок 17. Эволюция идей «двойничества» в романе.

Цель: выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.

Тип урока: комбинированный
Методы: сообщение, составление кратких конспектов. 
Оборудование: портрет писателя, презентация, кадры из худ. фильма

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведений.

Метапродметные УУД:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение; владеть устной и письменной речью.

Личностные УУД: формирование навыков самостоятельной работы при консультативной помощи учителя; формирование устойчивой мотивации к обучению; формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя.

4. Сообщения учащихся.

5. Самостоятельная работа по вопросам.

6. Домашнее задание.

1.   Оргмомент.

2.   Слово учителя.

Ход урока



I. Беседа с учащимися.

Вопросы:

1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.

3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?

4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?

Теория Раскольникова антигуманна. Убийство – страшное преступление, его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он и решился на преступление.

Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников «терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества, разъединенности, разобщенности с внешним миром.

Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя.

Видения и сны помогают писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», – пишет Н. С. Прокурова [23]. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.

II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

Примерные темы:

1. Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин – равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «…куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он – нувориш,  он блестел, как начищенный медный грош… Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство… его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», – пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова [21].

Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов – сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает «сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

Свидригайлов – помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не одна загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой  трагедии.  При  встрече  с  Раскольниковым  Свидригайлов  улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

Основные черты Свидригайлова – вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Роль  Свидригайлова  в  романе  велика:  сблизив  Раскольникова  и Свидригайлова, предоставив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «получше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь – «одного поля ягоды».

Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки». (Дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов – человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но… его испортило, извратило общество.

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова [9]. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

Домашнее задание (по группам).

1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.

2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Перечитать:

часть III, глава 5,

часть VI, главы 5–6,

часть VI, глава 2.

3. Финал  романа.  Каково  место  Сони  в  раскрытии  образа  Раскольникова?





















Урок 18. Страдание и очищение в романе. Теория литературы: полифонизм романов Достоевского. Сочинение.

Цели: раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым; выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

Тип урока: комбинированный
Методы: сообщение, составление кратких конспектов. 
Оборудование: портрет писателя, презентация, кадры из худ. фильма

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведений.

Метапродметные УУД:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение; владеть устной и письменной речью.

Личностные УУД: формирование навыков самостоятельной работы при консультативной помощи учителя; формирование устойчивой мотивации к обучению; формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя.

4. Сообщения учащихся.

5. Самостоятельная работа по вопросам.

6. Домашнее задание.

1.   Оргмомент.

2.   Слово учителя.

Ход урока

I. Беседа о главном герое романа.

Вопросы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление? (Суть философии Родиона Раскольникова:

– человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;

– страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств;

– трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

– теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;

– соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

– теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только  проверив  на  деле,  то  есть  совершив  преступление  (см.  [13. С. 118]).)

3. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми?(С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему,  на  ваш  взгляд,  Достоевский  сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

II. Работа над содержанием романа.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЕДИНКИ РАСКОЛЬНИКОВА
СО СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПОРФИРИЕМ ПЕТРОВИЧЕМ

Часть III, глава 5.  Первая  встреча  Раскольникова  со  следователем.(Пересказ или чтение по ролям.)

Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали» [23. С. 174]. Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения» [13. С. 124].

Часть IV, главы 5–6. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь.

Часть VI, глава 2. Третья встреча. (Пересказ или чтение по ролям.)Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной».

III. Обсуждение финала романа, встречи Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

Вопросы:

1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?

2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?

3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?

4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?

5. «Мир  спасет  красота»,  –  считает  Достоевский.  Как  вы  это  понимаете?

Сонечке  Мармеладовой  суждено  привести Родиона Раскольникова к покаянию  и  возрождению.  В  героине  поражают  убежденность  в  своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

Видя  терзания  Раскольникова,  сочувствуя  ему  всем  сердцем,  она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание и «искупить себя им».

«Раскольников не осознал свой грех, не раскаялся, но по настоянию Сони он все-таки идет на площадь и несет туда свое нераскаянное покаяние», – пишет Н. С. Прокурова.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.