Речетворческие способности десятиклассников
на уроках русского языка
В последние годы усилилась коммуникативное течение школьного лингвистического образования. Вопросы речеведения занимают одно из центральных мест в теории языковой личности (В. В. Виноградов, Ю. Н. Караулов), в педагогической риторике (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский), в лингводидактике (Н. М. Шанский).
Важнейшей проблемой в области филологического образования является разработка концепции речевого развития школьников в современных условиях обновления целей и принципов обучения русскому языку и литературе. Создается система базисного и вариативного компонентов филологического образования, важнейшим направлением которого является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Таким образом, предметом для исследований становятся не только формально-грамматическая и структурно-семантические характеристики языка, но и говорящий человек, языковая личность как важнейший культурологический компонент с ярко выраженным эстетическим и духовно-нравственным содержанием (Ю.Н.Караулов).
Создание единой системы работы, направленной на развитие речетворческих способностей учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности, на наш взгляд, позволяет:
- развивать художественные речетворческие способности учащихся, гармонизирующие рациональное, чувственное и духовное знание в структуре языковой личности;
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся через художественную речетворческую компетенцию, предполагающую овладение учащимися умениями воспринимать и продуцировать художественные тексты;
- развивать общеучебные умения учащихся (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные).
Личность школьника проявляется в разнообразных обобщенных системах: в совокупности социально значимых свойств учащегося; системе отношений к себе, к миру; системе деятельности, социальных ролей; совокупности поведенческих актов; системе потребностей; наконец, в совокупности способностей. Способности предопределяют деятельность и проявляются в ней (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков).
Способности формируются в различных формах человеческой деятельности, специальные, художественные способности развиваются в творчестве. Художественное творчество школьников чаще всего предполагает способность учащихся легко оперировать образами, производить сравнения, создавать метафоры, обогащать индивидуальный словарь средств выразительности, актуализировать имеющиеся знания из области литературы, обладающие потенциалом речетворческой работы.
Под художественными способностями следует понимать способности к любому из видов художественной деятельности, в нашем исследовании в качестве художественной деятельности выступает художественное речетворчество, которое мы определяем с опорой на дефиницию Л. Д. Пономаревой как художественную речетворческую деятельность не только по восприятию и продуцированию, но и воспроизведению художественных текстов. Художественная речетворческая деятельность напрямую зависит от природы и специфики художественного текста, объёма и качества субъектного (жизненного и речетворческого) опыта человека [1]. Безусловно, художественное творчество опирается на субъективный опыт, переживания, чувства, как положительные, так и отрицательные. Личностный смысл определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта, служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию.
Разработанные нами упражнения ориентированы на развитие следующих художественных речетворческих способностей учащихся:
Художественная речетворческая способность создавать замысел текста. Учащимся предложено создать замысел своего собственного текста и озаглавить его.
Художественная речетворческая способность использовать средства художественной выразительности.
Художественная речетворческая способность направлять ассоциации в тексте по адекватному замыслу руслу. Для определения степени развитости способности ученикам предложено найти в своих сочинениях ключевые слова и подобрать к ним ассоциации.
Художественная речетворческая способность совершенствовать текст, приводя его в полное соответствие с замыслом.
Задания фокусируют внимание на работе с текстом. Это как анализ готовых текстов, так и продуцирование собственных. Для примера предлагаем анализ текстов: прозаический - И. Бунина и поэтический – Н.Некрасова. Задания к ним прилагаются идентичные: определить замысел, озаглавить текст, определить тип и стиль речи и найти средства художественной выразительности. Во втором упражнении также предлагалось два текста, но уже с заданиями различного характера: к уже имеющимся были дополнены задания на ассоциации, написание собственного текста на тему, заданную в предыдущем тексте и создание мини-сочинения с опорой на русскую народную пословицу. И, наконец, третье упражнение – продуцирование своего полноценного сочинения.
Упражнение №1
Определите замысел произведения. Озаглавьте текст.
Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение), стиль речи (разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный, научный).
Найдите средства художественной выразительности. (Образные средства).
Текст №1
Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам… Скрипя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, проходишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные сени...
(И. Бунин. Жизнь Арсеньева)
Текст №2
Н. Некрасов. СЛАВНАЯ ОСЕНЬ
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Упражнение №2
Задание№1
Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропуская к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!
(Л.Н. Толстой)
Каков основной замысел текста?
Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?
Продолжите ассоциативный ряд, начиная со слова «гроза».
Напишите мини-сочинение на тему «Гроза». Выпишите из текста примеры эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.
Задание №2
Скупой платит дважды.
Опираясь на данную пословицу, напишите эссе.
Озаглавьте получившийся текст.
Какие средства художественной выразительности помогли вам при создании текста?
Определите тип и стиль текста.
Упражнение№3
Напишите сочинение на одну из предложенных тем: «Письмо президенту», «Моя будущая профессия», «В деньгах ли счастье?», «Моя малая Родина», «Молодежь в сетях интернета».
При анализе работ учащихся необходимо рассматривать степень развития каждой из способностей и общую картину уровня развития художественных речетворческих способностей по созданию художественного текста.
Разработанная нами методика развития художественных речетворческих способностей учащихся послужила основой для создания экспериментальной программы обучения восприятию, воспроизведению, продуцированию текста в десятом классе. Данная методика может быть использована в школьной практике: на уроках русского языка, литературы, словесности, в интегрированном курсе русского языка и литературы, на занятиях факультативных и элективных курсов по речевому развитию школьников, во внеурочной работе; в вузовской практике: при чтении курсов и спецкурсов по теории и методике обучения русскому языку.
Список литературы
1. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка…» (Художественное речетворчество учащихся старших классов): Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – С. 4.