Содержание учебного предмета
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Теория литературы: автор, герой, художественная литература.
Связь с другими искусствами: изобразительное искусство (репродукции, помещенные на обложке учебника).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Илиада», «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки. Пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.
Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.
Развитие речи: выразительное чтение.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII-ХIХ веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы ХIХ века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро», Бесы». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Своеобразие сказки «Мертвая царевна» (татарская сказка). Сравнение со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Богатство и выразительность средств. Сравнение поэм А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и Г.Тукая «Шурале».
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова, созвучие со стихотворением М.Джалиля «Красная ромашка». Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством» («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести и в поэме «Шурале» Г.Тукая.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. Сравнение со стихотворением Г.Тукая «Ласточка».
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Отношение к животным в рассказе и в стихотворении Р.Миннуллина «Мама, я встретил щенка!»
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых в произведениях М.Твена и М.Джалиля «Звонок».
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). Сравнение героев «Приключения…» и стихотворения Р.Миннуллина «Кто же на самом деле».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
И.С. Тургенев. «Русский язык».
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).
С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце.
Нарцисс.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).
Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.
Из русской литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из русской литературы XIX века
И.А. Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик», «Обоз».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
А.А. Дельвиг. «Русская песня».
Е.А. Баратынский. «Водопад».
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».
М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг».
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза…».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».
Из русской литературы XX века
М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».
И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит...», «Помню — долгий зимний вечер...».
И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима».
М.М. Пришвин. «Моя родина».
А.Т. Твардовский. «Лес осенью».
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Е.И. Носов. «Варька».
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» (по выбору).
В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».
В.И. Белов. «Скворцы».
В.К. Железников. «Чудак из 6 “Б”».
Р.П. Погодин. «Тишина».
Из зарубежной литературы
В. Скотт. «Айвенго».
М. Рид. «Всадник без головы».
Ж. Верн. «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта».
Дж. Лондон. «Мексиканец».
А. Конан Дойл. «Голубой карбункул».
А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».
Тематическое планирование по литературе
1. Книга – твой друг
Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
2.09
Из мифологии (2 часа)
2.
Античный миф. Происхождение мира и богов. Миф «Олимп». «Рождение Зевса»
Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; пользоваться разными видами чтения; уметь формулировать собственное мнение и позицию; осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»
5.09
3.
Рассказ о Гомере. «Илиада». Образы Одиссея и Полифема («Одиссей на острове циклопов. Полифем», «Одиссея»)
9.09
Из устного народного творчества (5 часов)
4.
Малые жанры фольклора. Загадки
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; задавать вопросы; осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения; использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказок; сочинять сказку (в том числе и по пословице)
12.09
5.
Пословицы и поговорки. Литературная игра
16.09
6.
Сказки. Волшебная сказка «Царевна – лягушка»
19.09
7.
Сказки народов мира. «Падчерица»
23.09
8.
Особенности волшебной сказки. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению
26.09
Из древнерусской литературы (2 часа)
9.
Понятие о древнерусской литературе. Летопись «Повесть временных лет» (отрывки). «Расселение славян»
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; формулировать собственное мнение и позицию; осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; выделять нравственную проблематику древнерусских текстов; видеть черты русского национального характера в героях древнерусской литературы
30.09
10.
«Кий, Щек и Хорив». «Дань хазарам»
3.10
Басни народов мира (5 часов)
11.
Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Ж.Лафонтен «Лисица и виноград»
Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; пользоваться разными видами чтения; уметь формулировать собственное мнение и позицию; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;осознанно воспринимать басни в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст басен и давать его смысловой анализ; выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателей
7.10
12.
Русские басни. М.В.Ломоносов. Сведения о писателе. Своеобразие басни «Случились вместе два Астронома в пиру…»
10.10
13.
Басни И.А.Крылова. Сравнение басен В.К.Тредиаковского «Ворон и Лисица» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
14.10
14.
И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягненок». Сатирическое и нравственное в баснях
17.10
15.
Р.Р. Русская басня в XX веке
21.10
Из литературы XIX века (23 часа)
16.
А.С. Пушкин. Детство поэта. Поэт и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне»
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Воспринимать текст литературного произведения; читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века; характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; составлять план литературного произведения, в том числе цитатный; подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; определять роль портретной характеристики героя; рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам; различать в произведении автора и рассказчика; называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму); писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое
24.10
17.
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
28.10
18.
Своеобразие сказки «Мертвая царевна» (татарская народная сказка).
Р.р. В мире художественного слова А.С. Пушкина
31.10
19.
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок). Сравнение поэм А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и Г.Тукая «Шурале»
11.11
20.
Образы природы в стихотворениях «Зимняя до-рога», «Зимнее утро», «Бесы»
14.11
21.
Поэзия XIX века о родной природе
(М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...», Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фет. «Чудная картина...»)
18.11
22.
Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве
21.11
23.
Р.Р. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Созвучие со стихотворением М.Джалиля «Красная ромашка»
25.11
24.
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
28.11
25.
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» («Вечера на хуторе близ Диканьки»)
2.12
26.
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и в поэме Г.Тукая «Шурале»
5.12
27.
Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. И.С.Тургенев «Муму»
9.12
28.
Герасим и Муму. Немой протест героя – символ безмолвия крепостных крестьян
12.12
29.
Р.р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Воспринимать текст литературного произведения; читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века; характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; составлять план литературного произведения, в том числе цитатный; подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; определять роль портретной характеристики героя; рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам; различать в произведении автора и рассказчика; называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму); писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое
16.12
30.
И.С.Тургенев о языке. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Воробей», «Два богача»
19.12
31.
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения
23.12
32.
Р.Р. Н.А.Некрасов. «Тройка»
26.12
33.
Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Яснополянская школа
13.01
34.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену
16.01
35.
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа
20.01
36.
Р.Р. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»
23.01
37.
А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа
27.01
38.
А.П.Чехов «Пересолил». Р.Р. Юмористический рассказ о случае из жизни
30.01
Из литературы ХХ века ( 19 часов)
39.
И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; формулировать собственное мнение и позицию
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Воспринимать текст литературного произведения; читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 20 века
Характеризовать героев русской литературы 20 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание;
составлять план литературного произведения, в том числе цитатный;
подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; определять роль
портретной характеристики героя; рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам; различать в произведении автора и рассказчика; называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму);писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое
3.02
40.
«В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа
6.02
41.
«Подснежник». Тема прошлого России
10.02
42.
Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.
«Петька на даче». Мир города в рассказе
13.02
43.
Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Петька на даче»
17.02
44.
Р.Р. А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе. Сравнение со стихотворением Г.Тукая «Ласточка»
20.02
45.
Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места
24.02
46.
«Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений
27.02
47.
С.А.Есенин. Детские годы поэта. В есенинским Константинове
2.03
48.
«Поёт зима – аукает…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Единство человека и природы
5.03
49.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты
9.03
50.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». Основная мысль произведения
12.03
51.
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова
16.03
52.
Р.Р. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки
19.03
53.
Р.Р. Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов
Характеризовать героев русской литературы 20 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание;
составлять план литературного произведения, в том числе цитатный;
подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; определять роль
портретной характеристики героя; рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам; различать в произведении автора и рассказчика; называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму); писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое
30.03
54.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Становление характера главного героя
2.04
55.
«Открытие» Васюткой нового озера. Борьба за спасение
6.04
56.
Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
9.04
57.
Р.Р. Отношение к животным в рассказе Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас» и в стихотворении Р.Миннуллина «Мама, я встретил щенка!»
13.04
Родная природа в произведениях писателей ХХ века (2 часа)
58.
Час поэзии. В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»
Воспринимать текст литературного произведения; читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 20 века. Характеризовать героев русской литературы 20 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание
16.04
59.
В.И. Белов. «Весенняя ночь», В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок)
20.04
Из зарубежной литературы (11 часов)
60.
Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Воспринимать текст литературного произведения; читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы; характеризовать героев зарубежной литературы;
характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; определять роль
портретной характеристики героя; рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; различать в произведении автора и рассказчика
23.04
61.
Сюжетные линии, характеристика персонажей романа «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
27.04
62.
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность
30.04
63.
М.Твен. Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых в произведениях М.Твена и М.Джалиля «Звонок»
4.05
64.
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, неугомонная бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII)
7.05
65.
Ж.Рони Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека
11.05
66.
Дж. Лондон. Детские годы писателя. «Сказание о Кише». Обычаи, быт, верование, нравы северных народов
14.05
67.
А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберги». Отношение писательницы к своему герою
18.05
68.
Сравнение героев «Приключения…» и стихотворения Р.Миннуллина «Кто же на самом деле»
21.05
69.
Промежуточная (итоговая) аттестация
25.05
70.
Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения
28.05
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедиапроектор
Экран навесной
Методическое обеспечение курса
1. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С.Меркина "Литература». 5 класс: методическое пособие/ под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-учебник"-, 2013 г. - (ФГОС. Инновационная школа).
2. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/ под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - учебник", 2012 г. – (ФГОС. Инновационная школа).
3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
4. Программа курса «Литература». 5-9 классы /авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
5. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений. Региональный компонент/ М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа).
Информационно-компьютерная поддержка
[link]
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Техника чтения
5 6
7
8
9
120
140
140 – 150
150
150
140 – 170
170 – 210
210 – 250
250 – 260
260 – 280
Оценка сочинений
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;
2) соблюдение грамматических норм и правил правописания.
Поэтому любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5»:
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).
4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведенийпо стилистике).
5. Достигнуто стилевое единство.
Допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»:
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет .
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
4.. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительность.
Допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.
Оценка «3»
1. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.
2. Работа достоверна, в главном, но в ней нет последовательности изложения.
3. В работе допущены существенные отклонения от темы.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена .последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл
2. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются указания об учете при выставлении оценки однотипных ошибок и сделанных учеником исправлений.
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знаний учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
По литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы,
- в конце года.
Примечания
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями.
В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу.
Оценка письменных ответов учащихся
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
· полнота и правильность ответа;
· степень осознанности, понимания изученного;
· речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5» ставится, если ученик:
· обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
· обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
· излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
· излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
· не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
· излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Промежуточная (итоговая) аттестация ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 5 классе
1 вариант
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «легенды и предания о богах и героях»
а) сказка
б) повесть
в) миф
г) поговорка
2. Фабула — это
а) столкновение, противоборство персонажей
б) цепь событий, о которых повествуется в произведении
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении
г) описание места действия
3. Описание природы в художественном произведении называется а) портрет
б) фабула
в) пейзаж
г) натюрморт
4. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит А.С. Пушкину:
а) «Няне»
б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
в) «Руслан и Людмила»
г) «Крестьянские дети»
5. Кто НЕ является героем произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»: а) Чуб
б) Капитон
в) Оксана
г) кузнец Вакула
6. Узнай героя литературного произведения по портрету: «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
а) Жилин из рассказа « Кавказский пленник»
б) Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму»
в) Иван-Царевич из русской народной сказки «Царевна-лягушка»
г) Царевич Елисей из сказки А. С. Пушкина
7. Найдите соответствия: 1) И. С. Тургенев
2) Л. Н. Толстой
3) А. П. Чехов
4) Л. Н. Андреев
а) «Кавказский пленник»
б) «Петька на даче»
в) «Муму»
г) «Злоумышленник»
8. Соотнесите произведение с жанром: 1) «Рождение Зевса»
2) «Зимняя дорога»
3) «В деревне»
4) «Ночь перед Рождеством»
а) рассказ
б) повесть
в) миф
г) стихотворение
9. Противопоставление одного предмета или явления с другим называется а) метафора
б) антитеза
в) эпитет
г) гипербола
10. Какое художественное средство использует поэт: «Воробышки игривые,/ Как дети сиротливые,/ Прижались у окна».
11. Найди соответствия между проблемой и произведением
Проблема трудного детства Проблема тесной связи природы и человека
Проблема межнациональных отношений
Проблема социального неравенства, непонимания
а) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
б) А. П. Чехов «Злоумышленник»
в) Н. А Некрасов «Крестьянские дети»
г) А. Платонов «Никита»
12. Вспомни, в каком(-их) еще произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема трудного детства. Докажите своё мнение.
2 вариант
1. Кто является автором фольклорных произведений? а) поэт
б) летописец
в) писатель
г) народ
2. Композиция – это
а) расположение, построение художественного произведения
б) столкновение, противоборство персонажей
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении
г) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения
3. Описание внешности литературного персонажа называется а) пейзаж
б) фабула
в) портрет
г) сюжет
4. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю: а) «Ночь перед Рождеством»
б) «Сорочинская ярмарка»
в) «Муму»
г) «Вечер накануне Ивана Купала»
5.Кто НЕ является героем произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: а) Жилин
б) Костылин
в) Дина
г) Герасим
6. Узнай героя литературного произведения по портрету: «Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого». а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная
г) Оксана
7. Найдите соответствия: 1) А. С. Пушкин
2) М. Ю. Лермонтов
3) Н. А. Некрасов
4) А. И. Куприн
а) «Золотой петух»
б) «Бородино»
в) «Няне»
г) «Тройка»
8. Соотнесите произведение с жанром: 1) «Лисица и виноград»
2) «Русский язык»
3) «Золотой петух»
4) «Летний вечер»
а) рассказ
б) стихотворение
в) басня
г) стихотворение в прозе
9. Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим называется а) сравнение
б) метафора
в) эпитет
г) олицетворение
10. Какое художественное средство использует поэт: «Поёт зима – аукает,/ Мохнатый лес баюкает…».
11. Найди соответствия между проблемой и произведением
1. Проблема истинной дружбы, предательства 2. Проблема зависти
3. Проблем нравственного выбора человека
4. Проблема человеческих пороков
а) И. С. Тургенев «Муму»
б) А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
в) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
г) басни И. А. Крылова
12. Вспомни, в каком(-их) еще произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема истинной дружбы и предательства. Докажите свое мнение.
Ключ к итоговому тесту по литературе в 5 классе.
1 вариант
1. г)
2. а)
3. в)
4. в)
5. г)
6. б)
7. 1 – в)
2 – б)
3 – г)
4 – а)
8. 1 – в)
2 – г)
3 – а)
4 – б)
9. а) 10. сравнение 11. 1-в, 2-г, 3-а, 4-б
12. Проблема трудного детства поднимается также в рассказе А. Платонова «Петька на даче». В нем автор рассказывает о том, как трудно жилось Петьке, маленькому мальчику, в городе, в парикмахерской, где он работал. Кроме побоев, окриков и тяжелой работы, Петька там ничего не видел. В настоящего, живого, человека он превращается, только когда попадает на дачу к хозяевам своей матери, у которых та работала кухаркой.
2 вариант
1. в)
2. б)
3. в)
4. г)
5. б)
6. б)
7. 1 – в)
2 – а)
3 – г)
4 – б)
8. 1 – в)
2 – г)
3 – а)
4 – б)
9. б)
10. олицетворение 11. 1-в, 2-б, 3-а, 4-г 12. Проблема истинной дружбы и предательства поднимается также в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». Ведь живой соловей, несмотря на то что в нем уже не нуждались при дворе после того, как там появился соловей искусственный, вернулся к китайскому императору, когда тот умирал. Своим прекрасным пением он прогнал смерть. Соловей пообещал прилетать к императору регулярно и рассказывать обо всем, что творится в Китае. А придворные императора, даже не дождавшись его смерти, уже назначили нового кандидата на его место.