Отредактированная программа
по факультативному курсу
Тема:
« Серебряный век литературы»
Учитель: Максимова Т.Г
МБОУ СОШ №23
г. Владивосток
Предлагаемая программа по литературе для факультативных занятий в 11 классе составлена на основе «Программы по литературе» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. В неё внесены элементы «Программы по литературе» под редакцией А.Г. Кутузова, элементы «Программы по литературе» под редакцией Г.И. Беленького и элементы из «Программы по литературе» под редакцией В.В. Агеносова. Корректировка и обобщение элементов внесены для того, чтобы повысить литературное образование учащихся, а также для развития их общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности. Данный факультативный курс дополняет и развивает содержание и научные понятия основного школьного курса русской литературы. В процессе занятий вводятся новые сведения о поэтах, произведениях, исторически-литературные и теоритические понятия, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельного анализа поэтический произведений. Задача откорректированной программы фак-го курса-чтение и изучение литературных произведений и создания у учащихся относительно целостного представления представления об авторах в соотнесении его творчества общественно-политическими и литературно-эстетическими проблемами эпохи. Формирование, умение и навыков в области культуры чтения, художественного вкуса; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал. Для решения этой задачи необходимо систематическое чтение поэтических, художественное рассказывание, широкое использование дополнительных материалов-мемуарных, документальных, историко-культурных, привлечение произведений смежных искусств ( музыка, изобразительное искусство, кино, театр, телевидение). Всё это должно способствовать созданию эмоционально-эстетической атмосферы на занятиях и развитию литературных интересов учащихся.
К концу факультативного курса учащихся должны знать и уметь:
-формировать своё отношение к поэтическому произведению
-уметь выполнять элементарные исследовательские работы
-уметь грамотно строить монологические высказывания
-уметь самостоятельно анализировать поэтическое произведение соответственно уровню подготовки
-уметь выполнять письменные работы различных видов
Содержание программы
Введение
1. Литература начала ХХ века.
2. Социально-политические особенности эпох и культуры.
3. Наука и культура рубежа веков.
Литературные направления. Модернизм. Символизм.
Для изучения.
И.Ф. Анненский. Личность и творчество.
Лирика: «Мучительный сонет «, «Поэту», «Декорация», «Маки», «Смычок и струны», « В марте», «Я люблю».
Влияние творчества И.Ф. Анненского на развитие русской поэзии-символизма. Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения.
«Печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья».
Д.С. Мережковский. Программа русского символизма:
«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Лирика: «Двойная бездна», «И хочу, но не в силах любить я людей».
Мечта о соединении духа и плоти, античности и христианства, о создании Третьего Царства на земле (хилизм). Мистицизм в лирике.
К.Д.Бальмонт. Теоретическое обоснование символизма:
«Элементарные слова о символической поэзии».
Лирика: «Фантазия», «Белый лебедь», « Я мечтою ловил уходящие тени», «Я ненавижу человечество», «Влага», «У моря ночью», «Приветствую тебя, старинный крепкий стих», «Я в этот мир пришёл».
Поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффективная аллитерация). Мотивы неприятия мира, скорбь, импрессионизм в лирике.
В.Я.Брюсов. Поэзия и позиция: «Ключи тайн», «Свобода слова», « Политика о праве художника творить внепартийно».
Лирика: «Творчество», «Кинжал», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Работа».
История и мифология, героика и трагическая судьба людей древних цивилизаций. Тема одиночества, неприятие унылого, серого быта, урбанистические мотивы.
З.Н.Гиппиус: «Песня», « Бессилие», До дна», «Нить», «Всё кругом», «Перебои», «Нелюбовь», «Веселье».
Противоречия и душевные муки человека ХХ века, ощущение конца жизни и обречённости в лирике. Идея двоемирия, религиозно-философские поиски.
Ф.К.Салогуб: «О, смерть! Я твой», «По жёстким путям бытия», «Я-Бог таинственного мира», «Звезда Маир», «Из гимнов Родине», «Моя печаль в полночной дали».
Противоставление мечты и действительности, преодоление страха жизни, точки и одиночества смерти и последующим просветлениям, преображением уже на иной земле, на Земле Ойле, на мистической Звезде Маир.
В.И,Иванов: «Пробуждение», «Кочевники красоты», «Любовь», «Оазис». «Палочки», «Счастье», «Да, сей пожар мы поджигали».
В.Иванов-крупнейший среди символистов теоретик.
Требование для поэзии особого языка, возможно менее похожего на обыденную речь. Античные и средневековые образы, архаические формы слова. Поэзия есть «тайность неизреченного».
А.А.Блок. Ранняя лирика.
Сборник «Стихи о Прекрасной Даме». («Предчувствую тебя», «Вхожу я в тёмные храмы», «Она стройна и высока», «Новых созвучий ищу на страницах», «Там, в ночной завывающей стуже..», «Твоё лицо бледнее, чем было», «Шлейф, забрызганный звёздами»).
Изящество, благородство, музыкальность лирики А.Блока. Идея о мировой душе, Вечной жене, которая является синтезом гармонии, красоты, добра, любви, духовным началом всего живого. Возвышенность чувства, святость неземных идеалов героя, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ красоты и созерцательность характерны для этого периода творчества.
А.Белый. «Закаты», «Мои слова», «Солнце», «Золотое Руно», «На горах», «Веселье на Руси», «Отчаянье», «Русь».
Мистицизм как путь богопознания. Символизм как миропонимание в теоретических работах: «Символизм», «Арабески», «Луг зелёный». Мысль о религиозной основе творчества. Сочетание пейзажей и философских мотивов, бытовых зарисовок и интимных признаний, иронии и пафоса в поэзии А.Белого.
Теория литературы: литературное направление «Символизм», его характерные черты. Декаденство как определённое умонастроение. Символ-центральная эстетическая категория нового течения. Категория музыки в символизме.
Интеграция с другими видами искусства:
Живопись: портреты поэтов; репродукции картин И.Глазунова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, Б.М.Кустодиева, Э.Мане, О.Ренуара, М.Черлениса.
Музыка: С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского.
Литература: лирические произведения поэтов.
Примерные виды творческих работ:
1. Сопоставительный анализ образного строя стихотворений.
Например: К.Бальмонта и В.Брюсова.
2.Сообщения о поэтической манере поэта.
3.Викторина.
4.Используя образы, ритмику символизма сочинить собственное стихотворение.
Акмеизм.
Н.С.Гумилев: Теоретический манифест «Наследие символизма и акмеизма».
«Капитаны», «Жираф», «Дон Жуан», «Современность», «Озеро Чад», «Слово», «Я и вы», «Шестое чувство», «Я вырван был из жизни тесной…», «Путь конквистадоров».
М.А.Кузьмин. «Мои предки», «Где слог найду, чтоб описать прогулку…», «Из Александрийских песен», «Светлая горница-моя пещера» «Фудзий в блюдечке».
Требование стройности, чёткости, логики, чистоты стиля и строгости формы произведений искусства в статье «О прекрасной ясности». Радость, весёлость, дружественная ирония, излучаемые внутренним миром лирического героя.
А.А.Ахматова: «Читая Гамлета», «Любовь», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Сжала руки под тёмной вуалью», «Сероглазый король». «Вечером», «Я научилась просто, мудро жить..»,«Песенка»
Духовный мир женщины-современницы, соединение внешних примет времени с лирическими переживаниями героини. Своеобразный характер стихотворений как дневниковых записей, проникнутых мотивами грусти и одиночества.
О.Э.Мандельштам. «Silentium», «Раковина», «Из омута злоого и вязкого», «Петербургские строфы», «Мне стало страшно жизнь отжить», «Мне холодно», «Над желтизной правительственных зданий».
История культуры-неприметный контекст стихотворений. Литературные ассоциации, метафорическая насыщенность стиха. Традиции русской классической литературы в поэзии Мандельштама. Пробуждение в зелёной «тяжести», спящие в ней силы.
М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанными так рано…», «Бабушке», «Уж столько их упало в бездну», «Я знаю правду», «Стихи о Москве». «Красною кистью рябина зажглась».
Лирическая погружённость в себя и отстранённость от реальной жизни и от исторических событий. Удивительная личная наполненность, глубина чувств и сила воображения в поэзии. Единство жизни и творчества.
Теория литературы: литературное направление «Акмеизм», его характерные черты.
Интеграция с другими видами искусства.
Живопись: портрет поэтов, репродукции картин К.Н.Сомова, А.Н.Бенуа, Поль Гогена, К.Коровина, Ф.Малявина. Б.М.Кустодиева.
Музыка: И.Ф.Стравинского, А.Н.Скрябина, М.А.Римского-Корсакова, А.Лядова, С.С. Прокофьева, романсы русских композиторов на стихи М.Цветаевой.
Примерные творческие работы:
1.Сообщение о поэтической манере поэта.
2.Анализ стихотворение А.Ахматовой «Песенка».
3.Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой «Красною кистью рябина зажигалась».
4.Этюд «Элементы африканскоймэкзотики в ранних стихах Н.Гумилёва».
Футуризм.
Эгофутуризм: И. Северянин «Стансы», Кензель, «Восторженная поэза», «Увертюра», «Поэза раскрытых глаз», «И это явь?», «Классические розы».
Новое определение стихотворения. Ритмическая и звуковая выразительность стиха, меричность и тонкое восприятие природы, ироничность и обилие неологизмов, эгоцентризм стихов Северянина.
Кубофутуризм: В.В. Маяковский «Нате», «Ночь», «Утро», «А вы могли бы?» «Послушайте», «Из улицы в улицу», «Адище города».
Увеличение словаря в его объёме произвольными и произвольными словами- из сборника Манифеста Пощёчина общественному вкусу. Необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна в ранней поэзии В.Маяковского. Фантазия, гиперболичность, пластика образцов и дерзкая метафоричность.
Группа Центрифуса Б.Л.Пастернак. «Февраль», «достать чернил и плакать», ст. из сборников Близнец в тучах, «Поверь барьеров», «Сестра моя жизнь».
Нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чувством бытия.
Теория литературы: литературное направление «Футуризм», его характерные черты, неоднородность модернистского течения. Тоническое стихосложение.
Интеграция с другими видами искусства:
Живопись: портреты поэтов, репродукции картин К.Малевича, П.Филонова, Н.Гончаровой, плакаты В.Маяковского.
Примерные виды творческих работ:
1.Стилизация стихотворения.
2.Сочинение «Будничное» и высокое в стихотворений «Товарищу Нетте».
3.Этюд. Сатирический образ в ст. «О дряни».
Крестьянская поэзия 20х годов.
С.А.Есенин. Берёза, Поёт зима-аукает…, Выткался на озере алый свет зари…, Запели тесаные дроги, О красном вечере задумалась дорога.
Поэт предельной искренности. Глубокое чувство родной природы и Родины. Есенинский имажинизм-закономерный этап его художественной эволюции.
Теория литературы: литературное направление «Имажинизм». Понятие образа. Олицетворение, метафоры, эпитеты, оксюмороны.
Интеграция с другими видами искусства:
Живопись: портрет поэта, репродукции картин Петрова-Водкина, Коровина, Сомова, Рериха.
Музыка: романсы русских композиторов из стихотворения Есенина.
Примерные виды творческих работ:
1.Анализ стихотворений «Берёза», «Гой ты, Русь, моя родная».
2.Самостоятельный анализ стихотворения «Песнь о собаке».
3.Сочинение. Тема природы в поэзии С.Есенина.