А.С.Грибоедов. Комедия Горе от ума«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» (анализ I действия)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока «к вам александр андреич чацкий…»
(анализ I действия)

Дата проведения:

Цель: понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

1. Игра-беседа.

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию:

1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2) В 13 лет поступил в университет.

3) Закончил за 6,5 лет два факультета.

4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.

5) Грибоедов – замечательный композитор.

6) Грибоедов – известный дипломат.

7) Участвовал в войне 1812 г.

8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов.

9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г.

10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.

11) Гибель его была случайной.

12) Погиб в Тифлисе.

13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.

2. Индивидуальные ответы.

Два ученика выбирают карточки-билеты.

1) Рассказать об истории создания комедии.

2) Рассказать о правилах классицизма.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о композиции комедии.

Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены.

1) Правило «трех единств»:

единство времени (1 день);

единство места (дом Фамусова);

единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в IV – развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).

2. Работа над текстом комедии.

Учитель. Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

1) Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

3) Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления (или чтение по ролям).

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

Как встречает его Софья?

Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

III. Итог урока.

Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).


3