ГККП «Жанибекский колледж»
Утверждаю
Заместитель директора по УР
_____________ Б.Сарбалина
Марина Цветаева.
История одного стихотворения
/Открытый урок по литературе в группе ТК-41, 1 курс /
Провела Б.Сарбалина
преподаватель русского языка
и литературы I категории
Жанибек, 2016 г
Цели урока:
Образовательная: проанализировать стихотворение М.Цветаевой «Расстояния: версты, мили…»
Развивательная: отрабатывать навыки работы в группе, выступать перед слушателями, высказывать свое мнение
Воспитательная: понять через содержание стихотворения неразрывность, единство родственных душ; побудить к стремлению вырабатывать в себе силу характера и волю.
Форма урока: урок проводится по технологии проектного метода
Наглядности: портреты М.Цветаевой, Б.Пастернака, семьи поэтессы, Н.Плуцер-Сарна, презентация по творчеству М.Цветаевой
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска
Литература: учебник «Русская литература» 11 кл, материалы с сайтов
Ход урока
I Организационный момент
II Опрос домашнего задания
Вопросы по биографии и творчеству М.Цветаевой /фронтальный опрос/
- Годы жизни поэтессы /1892-1941 гг/
-В каком возрасте и как умерла Цветаева /51 год, покончила жизнь самоубийством, не примирилась с тем, что не смогла дать счастья сыну/
- до какого возраста, по словам самой поэтессы, сформировался ее характер, ее отношение к миру? /7 лет/
- каково было ее отношение к самой себе? / поэтесса была требовательна к самой себе, не терпела лжи, была одержима свободой личности/
III Работа над новым материалом
А/ На примере анализа стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель…» дается инструктаж по работе, предстоящей обучающимся на уроке.
Находим ответы на следующие вопросы: 1- кому посвящается или в связи с чем написано стихотворение; 2- каково содержание и настроение стихотворения; 3- чем, какими литературными приемами достигается передача содержания стихотворения
Следующий материал демонстрируется на интерактивной доске. Анализ производится преподавателем. Обучающиеся следят по учебнику
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты –
О проклятие! – у тебя остаешься – ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!
15 августа 1916
Кому посвящается?
Стихотворение «Я тебя отвоюю», написанное 15 августа 1916 года имеет четко обозначенное и глубокое смысловое посвящение Никодиму Плуцер-Сарна - философу и поэту, одному из близких друзей Цветаевой в годы голодной «якобинской, маратовской Москвы».
Никодим Плуцер-Сарна
Весной 1915 года в жизни Цветаевой появляется человек по имени Никодим Плуцер-Сарна. Анастасия Цветаева в своих воспоминаниях рисует его портрет: «Лицо узкое, смуглое, чёрные волосы и глаза. И была в нём сдержанность гордеца, и было в нём одиночество, и что-то было тигриное во всём этом... был он на наш вкус романтичен до мозга костей — воплощение мужественности того, что мы звали авантюризмом, то есть свободой, жаждой и ненасытностью».
[pic]
Он старше Марины на несколько лет, европейски образован, доктор экономики. В конце 16-го года Плуцер-Сарна становится вдохновителем совершенно новых страниц цветаевской лирики, в которой никто не узнавал прежнюю Цветаеву. Эти стихи можно причислить к жанру под условным названием «Романтика». Новое увлечение Марины завершится в 1919 году циклом, названным этим словом.
Каково настроение? Главная тема?
Героиня стихотворения - сильная личность. Утверждает, что ее чувства могут преодолеть все. Она ничего не боится. Она готова к любой борьбе за свою любовь.
Звуковой анализ стихотворения.
- Синтаксический параллелизм
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
………
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
………
Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
…….
- Анафора
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
- ассонанс (повторение гласных)
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
- аллитерация (повторение согласных звуков)
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса. /звон ключей, цепей/
В/ Работа над анализом стихотворения «Расстояния: версты, мили…»
- Преподаватель читает стихотворение.
3 группам обучающихся даются задания - подготовить ответы на 3 вопроса по анализу стихотворения 1- кому посвящается или в связи с чем написано стихотворение; 2- каково содержание и настроение стихотворения; 3- чем, какими литературными приемами достигается передача содержания стихотворения
Материалы для подготовки
Презентация для 1 группы
Стихотворение написано в 1925 году в марте. М.Цветаева в это время находилась далеко от родины в Германии. Стихотворение посвящено поэту Борису Пастернаку, с которым Цветаева очень дружила, восхищалась его талантом.
[pic] [pic]
М.Цветаева – Б.Пастернак
До отъезда Марины Ивановны на Запад встречи двух поэтов были, если так можно сказать, беспоследственными. «Двум поэтам понадобилось очутиться в разных краях, чтобы между ними возникла горячая эпистолярная дружба».
В 1922 году в Москве вышла книга Цветаевой «Версты» со стихами 1917-1920 гг. Книга попала в руки Пастернаку. От стихов Марины он был в восхищении. В тот же день он отправил ей в Берлин свою книгу «Сестра моя - жизнь» и восторженное письмо «дорогому, золотому, несравненному моему поэту».
Начались Письма. В письмах к Б.Пастернаку Марина, как родному, как близкому человеку, пишет о своих ночах и днях:
«Под горой ручей - таскаю воду. Треть дня уходит на топку
огромной кафельной печи... Месяцами никого не вижу».
Пастернак не всегда отвечает на ее письма.
В 1924 году появляется новый цикл стихов, обращенный к Пастернаку
Марина мечтает встретиться с своим другом Борисом Пастернаком
В марте 1925 года она, по-прежнему болея Пастернаком, обращается к нему в знаменитом стихотворении «Рас-стояние: версты, мили...» Поэт из России посылает ей свою книгу рассказов с надписью: «Марине, удивительному, чудесному, Богом одаренному другу. Б.П.»
Встретились они 1935 году. Пастернаку приказали (под давлением западных писателей) поехать на конгресс в Париж. Там произошла встреча. Но... Никакого «заоблачного» брата она не увидела. Перед ней был издерганный, уставший человек, находящийся в состоянии, близком к нервному истощению. Она спрашивала его совета: ехать ли ей в Москву или оставаться. Он настороженно молчал. Понять его состояние Марина не смогла и не захотела. Недаром она жаждала этой встречи, но и боялась ее: «Я не люблю встреч в жизни: сшибаются лбом».
После этой встречи начинается период охлаждения
После этого они встретились только в 1939 году, когда Марина Ивановна возвратилась в Москву. Видится она только с людьми, которые не боятся встретиться с эмигранткой, не обходят ее как зачумленную. Среди таких людей и Пастернак. Он помогал ей найти работу, устраивал ей возможность заняться переводами. Но виделись они очень мало. Однако именно Б. Пастернак вызвался проводить ее в Чистополь. Они попрощались на речном вокзале, чтобы уже никогда не встретиться.
Так закончился «роман» двух великих поэтов.
Презентация для 2 группы
По жанру стихотворение - своеобразное послание издалека близкому человеку. Но можно определить характер стихотворения как обращение, признание, исповедь, плач.
Однако строки эти написаны не слабым, а измученным, страдающим человеком. Вокруг Марины - вакуум. Душа ее тянется к родственной душе. Но свидание невозможно.
Читая словарные статьи глаголов-синонимов, испытываешь шок от того, как сухое разъяснение слов точно передает то, что сотворила судьба и люди с двумя близкими душами.
Примечательно то, что многие из перечисленных глаголов применимы только по отношению к неживым, неодушевленным предметам. Но ведь говорится о людях! Их нельзя разбивать, расклеивать, распаивать, рассовывать!
Презентация для 3 группы
Синонимы-глаголы в стихотворении
Они синонимичны только в этом стихотворении. Они обозначают действия, противоположные соединению.
Заглянем в словарь:
расставить - раздвинуть, увеличив расстояние между чем-нибудь;
рассадить - посадить порознь друг от друга;
расклеить - разъять, разъединить склеенное;
распаять - расплавить в месте спайки;
развести - разъединить;
рассорить - роняя, рассыпать в разных местах, раскидать;
расслоить - разделить на слои;
расселить - поселить порознь (живших вместе);
растерять - потерять постепенно (многих, многое);
рассовать - разместить, засовывая в разные места (о неодушевленных предметах);
разбить - разделить, расчленить, повредить, разрушить.
Литературные приемы
В стихотворении практически нет эпитетов, нет прилагательных-определений. Есть 15 глаголов
Цветаева использует Синтаксический параллелизм
Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,….
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
Многочисленные цезуры (даже в одной строке поэтесса нуждается в нескольких цезурах) дают ей возможность перевести дыхание, перехваченное горем и одиночеством
Цезу́ра: ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей; граница смысловых частей картины, обозначенная композицией или контрастом цветов, светотеней.
Ритмика стихотворения
Стихотворение как бы разорвано на кусочки.
А сама поэтесса выскажется кратко и емко: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!»
На подготовку дается 7 минут
С\ Защита презентаций: группы выходят к интерактивной доске, демонстрируют свою презентацию, отвечают на заданный вопрос. Остальные записывают основные тезисы в тетрадях.
IV.Подведение итогов. Фронтальный опрос:
- кому посвящено стихотворение? /Б.Пастернаку/
- содержание стихотворения? /нельзя разрывать родственные души, нельзя разъединять близких людей/
- какие литературные приемы используются? /глаголы синонимы с приставкой рас-, раз-; синтаксический параллелизм, цезуры/
V.Рефлексия.
-чье выступление было наиболее интересным? /высказываются мнения и аргументы/
VI.Оценивание учащихся.
VII.Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.