9
Гуманизм Луки: правда или ложь?
( по пьесе А. Горького «На дне»)
Эпиграфы урока:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Сент-Экзюпери.
Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький
Поманил их куда-то… - а сам – дорогу не сказал…
Правды он… не любил, старик-то. Очень против правды восставал…
Предварительные задания к уроку:
Класс – выписать слова героев о Человеке, Правде. Определить свою позицию по вопросу:
Индивидуальные задания:
Рисунок – портрет Луки;
Чтение притчи о «праведной земле», комментарии по чтению.
Лука и Платон Каратаев. Сопоставление.
Горький о Луке. Статья Горького.
Трактовки образа Луки.
Словарная работа урока:
Иезуит –
Персонифицировать –
Циник -
Истина –
Гуманизм -
Начало урока.
Звучит песня «Солнце всходит и заходит» ( в исполнении Шаляпина)
Музыка делается тише. На фоне песни слово учителя.
Слово.
В кошмарный подвал – обиталище беспросветной нужды и кладбище надежд, в эту мрачную «пещеру» спустился странник, по виду –каких сотни и тысячи: сухонький, ладно скроенный, благообразный, с традиционным посохом в руке и медным чайником за поясом – и вместе с ним пришло озарение. Послушать, что о нем говорят, - ни дать ни взять посланец свыше, «светлый высокий дух над мрачным хаосом», «луч света»… Спустился для того, чтобы изречь истины светлые и простые и увлечь несчастных обитателей ночлежки в «миры иные», действительные или иллюзорно-вымышленные – какая разница? – иные!
«Правда глаза колет» – значит, боль человеку приносит. А если так, то что дороже: человек, его счастье или правда? Но возможно ли неправедное счастье? И останется ли человеком тот, кто правду попирает? А праведна ли бесчеловечная правда?
Вот тот круг вопросов, который обрушивается на каждого человека, лишь только он задумывается над смыслом жизни. Как соединить свое существование со смыслом, а высокий смысл – с жизнью?
Есть полосы в жизни человека, когда он буквально заболевает этими проблемами, т.е. не разрешив их, кажется, уж жить не сможет. Есть такие периоды и в истории общества, когда напряженно ищут истину, перетряхивают готовые решения и не успокаиваются, пока не найдут свой путь.
Такое происходило с русским обществом на перекрестке 19 и 20 веков и с писателем Горьким, когда он писал пьесу «На дне» – это прение о правде.
Горький вступил в литературу со страстным убеждением, что человек велик и прекрасен. Сразу же он почувствовал трудность: он мог это заявлять, кричать, но доказать не мог. Роль человека в жизни становилась мелка. «Созданное людьми поработило и обезличило их»
Пьеса «На дне» – это философский диспут, в котором различные взгляды весьма условно персонифицированы, представлены – лишь для удобства – в лицах. Герои – идеи. Ключевые слова пьесы – «правда» и «человек». В речах героев сходятся приземленный, бытовой и философский, глубокий взгляд на жизнь. В пьесе поставлено множество самых разных жизненно важных вопросов, мы коснемся лишь нескольких.
Отношение героев пьесы к таким понятиям, как Человек, Правда и Ложь.
( домашнее задание)
Значение слова «Правда», «Истина» в пьесе.
Действительность – сама суровая жизнь. Клещ: «работы нет. Вот правда!»
Идеал ( страдать за правду). Сатин. Человек – пот правда!
Истина – соответствие тех представлений и идеалов, которые живут в человеке.
Вывод. Чтобы идеал стал действительным, он должен быть истинным. (Соответствовать логике действительности.)
Все герои решают вопрос: что истинно, что ложно?
Главный спор усилил и разделенность, и единство персонажей ночлежки.
Сам того не желая, Лука обозначил реальное разделение всех на два стана: «мечтателей» и «скептиков».
7
Авторское отношение к герою.
Важное место занимают высказывания о Луке самого Горького. Существует мнение, что Г. отрицательно относился к интерпретации своей пьесы, особенно образа Луки в МХАТе. В то же время существуют свидетельства обратного порядка. Г. работал вместе с театром, работа эта протекала в атмосфере дружбы, взаимного понимания и энтузиазма. Спектакль произвел огромное впечатление, и, как известно, наибольший успех выпал на долю Москвина, исполнявшего Луку. Об этом спектакле и о Москвине Г. дал восторженный отзыв, опубликованный в «Правде».
Вскоре Г. охладел к своей пьесе, с каждым годом его охлаждение возрастало и дошло в конце концов до вражды, до полного разрыва с собственным произведением.
«Тем не менее – ни публика, ни рецензята – пьесу не раскусили. Хвалить – хвалят, а понимать не хотят. Я теперь соображаю – кто виноват? Талант Москвина –Луки или же неумение автора? И мне – не очень весело».
М.Горький. Письмо к К.П.Пятницкому. Декабрь 1902.
1903 г. газета «Петербургские ведомости». Интервью с Горьким.
«Горький… совершенно открыто признавал свое драматическое детище неудавшимся произведением… По основному замыслу автора, Лука, например, должен был явится отрицательным типом. В противовес ему предполагалось дать тип положительный – Сатина, истинного героя пьесы, «второго я» Горького. В действительности же вышло все наоборот. Лука, с его философствованием, превратился в тип положительный, а Сатин, неожиданно для себя, очутился в роли поющего подгудка Луки». Но недовольство Г. относилось к пьесе, а не к театру.
Статья Г. «О пьесах» ( 1933)
« Одна из моих пьес держится на сцене 30 лет, но – это недоразумение, ибо она устарела… Утешители с верхних этажей жизни имели огромное количество двойников в низах, в трудовой массе…
Сразу открывалось, что вот этот утешает искренно, он заговаривает свою «зубную боль» в сердце и знает, как она мучительна для людей. Но утешительность такого типа встречается очень редко.
Наиболее распространен среди бродяг и странников «по святым местам» утешитель-профессионал, ремесленник, - он утешает потому, что за это кормят.
Наиболее отвратительным типом утешителя является честолюбец, человечишка, который возвеличивает себя в своих глазах игрой на страданиях людей, ничтожество, которое хочет быть заметным и е только уважаемым, но и любимым. Таких не мало.
И, наконец, есть еще весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души.
Самое драгоценное для них именно этот покой, это устойчивое равновесие их чувствований и мыслей. Затем для них очень дорога своя котомка, свой собственный чайник и котелок для варки пищи. Котелок и чайник предпочитают медные. Утешители этого рода – самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен был быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким»
«Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… Кто еще не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи»
В более позднем произведении «По пути на дно» выведенный там Лука больше соответствует Луке, каким он должен был быть по мысли Горького, чем каким он выведен в пьесе.
Подобно тому как менялось толкование Гамлета и в разное время были разные Гамлеты, менялось и толкование Луки и, следовательно, другое время по-другому видит Луку. С другой стороны, надо сказать, что и толкование Гамлета имеет свои пределы. Если суть Гамлета есть сомнение, колебание, нерешительность, то перетолковать Гамлета в противоположную сторону, показывать его решительным, целеустремленным, избавлять от гамлетизма самого Гамлета – значит перечеркнуть Гамлета. Можно и Луку толковать более или менее «всерьез», но превращать его в нечто противоположное, в «отвратительный тип… честолюбца, который возвеличивает себя игрой на страданиях людей», в ничтожество, в «комическую» фигуру – значит перечеркнуть Луку.
По воспоминаниям И.М.Москвина, в постановке 18 декабря 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
ВЫВОД. Лука пьесы – это один образ, а Лука статьи Горького – другой. Нужно играть такого Луку, какой дан в пьесе.
Судя по всему, Горький предполагал переписать свое произведение, создать новую пьесу «На дне». Подобно «Вассе Железновой» он намеревался пересмотреть другие свои пьесы.
Режиссер Каверин пытался в своей работе ориентироваться на критерий статьи Горького. Однако сразу стал испытывать затруднения, чем дальше – тем больше и вынужден был вернуться к исходному положению.
С тех пор как Лука появляется на пороге ночлежки, он сразу вступает в мир жизни, и то, как он будет вести себя здесь, сразу же определяет отношение к нему зрителя. А он появляется как живая личность, а не как отвлеченный тезис. Кто он, этот герой, на много лет вперед приковавший внимание критиков, вокруг которого даже до сих пор не прекращаются горячие споры, дискуссии и дебаты?
Были ли в классической литературе предшественники?
Образы утешителей в литературе 19 века. Традиции и новаторство.
Лука и Платон Каратаев. Отличие – строй мысли и чувств! Не призывает к смирению, страданию. Отсутствие пассивности и веры в закон.
ВЫВОД: Происхождение Луки следует искать не в предшествующей литературе, а объяснять эволюцией, которую проделал ее создатель с начала творческого пути. В литературе появился новый тип героя.
(«мякиш для беззубых» Сатин,
- С чем приходит Лука в ночлежку и чего он здесь добивается? ( Призыв верить! Во что? В Бога? В собственную мечту) На Украину – пополнить «набор» вер.
Каков характер «лжи», с которой Лука подходит к людям? Выработанная ли это система воззрений или нечто, претерпевающее внутренние изменения в зависимости от того, к кому или к чему прилагается?
Верит ли сам Лука в то, что он говорит?
«Сам Лука не верит в свою ложь, вселяя в людей надежду, он сам знает о ее неосуществимости, проповедуя веру, - остается неверующим» Г.М.Гиголов.
В глубине – неверие. Иезуитские черты.
- Портрет Луки. Рисунок.
Трактовки образа Луки в критической литературе.
Лука – Данко. Противопоставление!. Пассивность – деяние, борьба. Указал светлый выход. «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?..» Критик, современник Горького.
С. Яблоновский. Лука – Горький.
«Ложью живет мир… Спасибо Луке – Горькому за его лирическую поэму!»
Лука – «представитель царства добра»
В.Ф. Ходасевич «Главный герой – странник Лука, «старец лукавый». Он является, чтобы обольстить обитателей «дна» утешительной ложью о существующем где-то царстве добра. При нем легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и страшной.»
«Образ Сатина, по сравнению с образом Луки, написан бледно и – главное – нелюбовно. Положительный герой менее удался Горькому, нежели отрицательный, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям.»
Лука – врач. Бялик Б.А.
«Положение людей кажется Луке безнадежным, и, жалея их, он старается хотя бы смягчить их страдания с помощью духовных наркотиков – утешений. Что мы сказали бы о враче, который считает все болезни неизлечимыми и сидит свою главную задачу в том, чтобы скрыть это от больных? Луки именно такой врач, и его «подход» к пациентам имеет какое-то оправдание лишь в тех случаях, когда их действительно уже нельзя спасти. Во всех остальных случаях он может принести только вред».
Лука – созерцатель. И.Анненский
Лука – «лживый скептик и созецатель, равнодушный к людям, но любящий загадки жизни, причудливые комбинации существования»
Трактовки постановок.
Д.С.Мережковский. « Лука – самое светлое начало в пьесе, ее положительный герой»
Лука – циник К.Чуковский
«
«Неторопливо, с холодным любопытством, всем чужой, всему посторонний – делает он свое страшное дело, весь промозглый от того цинизма, который подсказала ему некогда жизнь и который он понес, как заповедь – в толпу, к людям, страдающим, мятущимся, обалдевшим от горя и водки людям»
«Убийственный цинизм навязала ему жизнь: нет абсолютной, идеальной, самоценной истины – истина ценна постольку, поскольку она нужна человеку для жизни, для благосостояния, для удовольствия человеческого».
Лука – медиум ???
Г.Гачев «Он раскупоривает человека, открывает его самому себе – и, следовательно, миру; вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся от каждого человека»
«Ложь» Луки более истинна, чем многие безличные правды»
«Помочь людям встать на ноги, пробудив в них веру в себя, есть великая и сложная задача, и ложь для этого … может явиться стократ более правдоносной, чем та абстрактная правда, на устойчивость к которой Сатин и Бубнов предлагают сразу выверять человека»
«Однако и Луку в пьесе нельзя принимать за полногорьковского пророка Истины. Лука – лукав; значит, тоже крив, а не совсем прав. Но ведь и Жизнь сама не права, не пряма, но – извилиста».
Лука – правдоборец.
«Лука – суровый и гневный правдоборец, несущий людям добро и надежду, заставляющий их уверовать в свои силы… Плоть от плоти великого народа, он – романтический герой спектакля» Н.Романович «Обыкновенное несчастье» журнал «Театр» 1968 № 9
Лука – гуманист. С.А. Адреинов «На дне» Максима Горького.
«Лука крепок верою в «лучшего человека», в идеал, к осуществлению которого движется человечество среди бестолковщины, зла, смрада и страданий повседневной жизни. И, что главное для Луки, - осуществление этого идеала может быть достигнуто не иначе, как усилием человеческой же воли»
«Для Луки одно только ценно – человек и человечность, а все остальное, в том числе и правда, важно лишь постольку, поскольку помогает нарождению лучшего»
Лука – лукавый. Долженков.
«В этом аду есть и свой бес, лукавый – Лука.Появляется он в ночлежке, как ему и положено, после слов о том, что Клещ хочет продать свою совесть. Когда Лука исчезает, говорится: «Тако исчезают грешники от лица праведных!»
13. «…Лука возбудил в «сожителях» все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего – чувство человеческого достоинства»
Литературовед И.И.Вайнберг.
В.А. Ханов Лука – апостол Лука.
« Является апостол Христа, который несет христианское миропонимание. Причем свои взгляды, убеждения Лука выражает с помощью ярких афоризмов, притч, что, бесспорно, подчеркивает распространенность, популярность данных убеждений, их близость к учению Христа.
Важно и то, что имя Лука образовано от латинского lux – светоносный, свет ( в физике есть единица освещенности – люкс). В переводе на русский язык имя Лука означает – «при восходе солнца родившийся»
ЛЕГЕНДА о «праведной земле»
Прочитаем рассказ о «праведной земле». Почему земля названа «праведной»? Что именно, по мнению Луки, является высшей ценностью в этой земле?
Как в притче переплетаются два плана жизни человека: духовный и материальный?
Как вы думаете, где же человек ( по теории Луки) должен искать опору, «праведную землю»: внутри или вне себя? В чем трагическая ошибка того человека, который, чтобы найти «праведную землю», обратился к ученому?
В крестьянской массе старой России распространился слух, что где-то на Севере или на Востоке есть праведное Опоньское государство ( по другим источникам – Беловодье), на его поиски стали посылать ходоков, которые проходили сотни верст пешком. Найти не смогли. Группа ходоков явилась в Москву к академику Ольденбургу С.Ф. Тот огорчил их, что такой земли нет. ( по книге Б.Михайловского «Творчество Горького и мировая литература, 1965)
Лука уходит из ночлежки Костылева, чтобы поглядеть на «новую веру», которую «Нашли хохлы». Означает ли это, что он тоже отправляется искать «праведную землю»?
Найдите слова Луки, в которых звучит вера в неисчерпаемые возможности человека.
Смысл притчи состоит в утверждении губительного смысла правды. Вера в идеал добра помогает жить, дает «радость».
Лука и Горький. Отношение Горького к состраданию.
«Хотя не люблю людей, но – жалею их» – Горький Чехову.
Надежда – родная сестра Лжи, она примиряет Человека, усыпляет его и обманывает «красивыми словами» ( поэма «Человек»)
Выводы.
- Какой взгляд на человека лежит в основе философии Луки? Силен человек или слаб? ( человек слаб. Он нуждается в жалости, в иллюзиях, самообмане )
Человеколюбие может быть разным!
Какую новую проблему для русской литературы ставит это произведение? ( проблему истинного и ложного гуманизма)
Какой основной вопрос ставил Горький в этой пьесе? Есть ли в пьесе ответ ( или варианты ответа) на поставленный автором вопрос? Если да, то каков этот ответ?
Если на самом дне жизни в человеке могут вспыхивать искры веры в возможность счастья на земле – значит, эта вера неугасима.
Уважение не исключает жалости. Жалеть в русском языке имеет и значение любить.
Даниил Гранин в «Литературной газете» рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений. Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель. Подозвала его к себе старая женщина. «Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.
Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит..? Но послушаем дальше Гранина: « На фронте навидался я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое. Должно быть. Чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке. Бесплатную медицину, гуманизм – как это все соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? У верующих существует таинство соборования, отпущзения грехов. Человек причащается… Человек чувствует прилижение конца. Ему легче, когда рядом – исполненный сочувствия и внимания, пусть даже чужой, не говоря уж о своих. Чью-то руку держать в этот прощальный миг, последнее слово сказать кому-то. В такие минуты проверяется милосердие как уровень общественной гуманности.»
Статья Д.Гранина так и называлась «О милосердии». Слово это устаревшим быть перестало, но употребляться, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния. Именно Лука, склонившийся над умирающей Анной, услышавший ее последние, обращенные к людям слова и ответивший на них добром и лаской, Лука, жалеющий и утешающий, и является здесь пример истинного милосердия. И в этом урок пьесы.
Итоги урока.
- Какие еще уроки жизни открылись вам со страниц пьесы?
Что я узнал о произведении, о героях…
Что я понял о людях…
Что я осмыслил для себя…
Домашнее задание.
В чем человек нуждается больше всего: в жалости или в правде?
Убедительно ли вам представление Горького, что «как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи».
Литература по пьесе А.М.Горького «На дне»:
Бялик Б.А. М.Горький – драматург. М.,1977
Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей 1890-1910 г.г. Антология. СПб., 1977
Удодов А.Б. Пьеса М.Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989
Гачев Г.Д. Логика вещей и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне». М.,1992
Гиголов Г.М. Драматургия М.Горького 1902 – 06 г.г. в современной ей критике и публицистике. Тбилиси,1975
Кузьмичев И.К. «На дне» М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький, 1981
В.Ф.Ходасевич. Некрополь. Воспоминания. М.,1991
П.Н.Долженков. Существует только человек. О пьесе А.М.Горького «На дне»//Литература в школе.- 1990. - № 5.
9. В.А.Ханов. Драма М.Горького «На дне»: идейные истоки, проблема пути.//Литература в школе. – 1996. - №4.