Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснологская средняя общеобразовательная школа»
Каширского муниципального района
Воронежской области
Конкурс «Литературный лабиринт»
Жизнь и творчество В.А.Кораблинова
Реферат
«Летописец Воронежского края»
Выполнил: Яньшин Алексей
ученик 8 класса
МКОУ «Краснологская СОШ»
Руководитель: Тюрина Г.П.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Краснологская СОШ»
Красный Лог
2016 г.
2
При жизни его иногда называли «воронежским Нестором», тем самым признавая его особую заслугу в создании художественной летописи Воронежа. Почти все написанное им: романы, повести, рассказы, стихи – обращено к событиям, произошедшим на воронежской земле. Однако это не узко краеведческая литература. События, описываемые в его произведениях, характерны для всей России, нашей великой Родины.
Владимир Александрович Кораблинов известен читателям как ревностный патриот своего Воронежского края, как его знаток, ценитель и вдохновенный певец. С легкой руки писателя неказистая речушка Усманка, с ее плесами и заповедными пущами, с ее «лесов таинственною сенью», превратилась в своеобразный поэтический мир, прикоснуться к которому может каждый. Кораблиновский «Олень – Золотые рога», обитатель этого чудесного мира, вошел в нашу душу как мечта о лучшем, с которой мы никогда не расстаемся.
Тот, кто влюблен в несказанную прелесть знакомых с детства пейзажей, в дивную красоту родных мест, не может не дорожить их былой славой. Оставаясь наедине с величественной природой – свидетельницей столетий, поневоле обращаешься внутренним взором к своим истокам, корням. В этом – один из неписаных законов человеческой психологии.
В. Кораблинов завоевал репутацию «воронежского Нестора». Завидная репутация! Под его пером далекая и недавняя старина стала вовсе близкой, осязаемой, хоть притронься к ней ладонью. Точно заправский летописец, он листает страницы минувшего, и мы с радостью и порой не без удивления открываем для себя землю, на которой живем.
И выходит, что это не просто земля, а кладовая истории, и каждый шаг вперед не только приближает нас к будущему, но и возвращает памятью к героическому прошлому.
Родился Владимир Кораблинов в селе Углянец, что в семи верстах от Орлова, на самой границе знаменитого Усманского бора. Там же прошли его ранние детские годы. Впоследствии будущий писатель не раз повторял, что русскому языку с детства его учили простые углянские мужики и бабы, а любви к родной природе – окрест лежащие сады и леса.
Как-то в детстве будущий писатель, художник и поэт В.Кораблинов заблудился в соборе. Дело было в Воронеже. Сельский мальчонка приехал с родителями на праздник.Володя в поисках родных выбрался на паперть и … вдруг увидел целый мир пестрой ,шумной улицы. Город зачаровал его. Ему показалось все удивительным! Со временем этот детский восторг превратился
в любовь всей жизни, а Кораблинов обрел славу летписца вороежского края.
Родительский дом много дал будущему автору исторической прозы. Примечательно, что в числе книг, имевшихся в домашней библиотеке отца, особо почитаемой была карамзинская «История государства Российского». Правда, маленькому мальчику в ту пору куда интереснее было слушать старинные песни в исполнении односельчан да рассматривать в семейном альбоме фотографии, сделанные еще в 80-х годах ХIХ века в известном фотографическом заведении Селиверстова.
Большая история – и всей страны, и родного края – постепенно входила в сознание мальчика через судьбы родных и близких.На каждом шагу жизнь то и дело убеждала Владимира Кораблинова в том, насколько порой глубоко уходит своими корнями в
прошлое история его земляков и родного края. Пример тому – упоминание о хорошо знакомой еще с детства часовне, встреченное им однажды в грамоте петровских времен, где прямо предписывалось: «…а лес возить на воронежскую верфь по углянческой дороге,
мимо старой часовни». Более всего поразило тогда Владимира Александровича то, что в конце ХVII века часовня, оказывается, была уже старая. В тот-то момент, по признанию самого писателя, и родился у него замысел будущей повести «Воронежские корабли».
Навсегда сохранился в памяти и тот день, когда отец привел его за руку, девятилетнего
3
мальчика, на тихую улицу с пыльными тополями, указал на небольшой дом в три окна и благоговейно сказал: «Тут жил Никитин…»
Кораблинову довелось прожить долгую жизнь и волею судьбы стать свидетелем многих событий, происходивших в Воронеже и крае в ХХ веке. О некоторых вехах собственной судьбы он – уже в поздние годы жизни – поведал в своей повести «Азорские острова». Он помнил еще дореволюционный Воронеж и видел город весной семнадцатого, когда бронзового Никитина разукрасили красными бантами. Он слышал ночную стрельбу на улицах в октябрьские дни семнадцатого, видел эскадроны Мамонтова и Шкуро, конармейцев Буденного. Ему памятен Воронеж 20-х годов, когда на улицах появился первый трамвай, а стены домов украсились плакатами и транспарантами, выполненными молодыми художниками.
В своей жизни Кораблинову посчастливилось непосредственно встретиться со многими замечательными земляками. В том числе – со старейшей воронежской писательницей Е.Милицыной и тогда еще молодыми А.Платоновым и А.Шубиным, профессором П.Загоровским, художником А.Бучкури, который руководил воронежскими «Художественными мастерскими», где Кораблинов какое-то время овладевал искусством живописи.
Еще с довоенной поры воронежцы знали Владимира Кораблинова как интересного книжного графика. В его оформлении вышли в свет произведения многих воронежских писателей. Особенно любил Владимир Александрович иллюстрировать русские народные сказки.Вот где находила выход его неуемная фантазия! Не исключением стал и сборник сказок нашей воронежской сказительницы Анны Куприяновны Барышниковой (Куприянихи). Цветные рисунки здесь перемежаются с черно-белыми. Читатель может тем самым убедиться, насколько Кораблинов был точен в графике и раскован в цвете.
Он долгие годы жил на станции Графская, работая художником в областном книгоиздательстве и редакциях газет «Коммуна» и «Молодой коммунар». Свой талант художника он плодотворно совмещал с писательством. Дебютировав как прозаик в альманахе «Литературный Воронеж», он вскоре создал книгу, посвященную Воронежскому заповеднику. А через несколько лет она вышла в переработанном варианте под заглавием «Олень – Золотые рога».
Примечательно, что как первое, так и второе издание иллюстрировал и оформлял сам автор. В результате книга «Олень – Золотые рога» получила тогда почетный диплом на Всероссийском смотре полиграфического оформления книжных изданий.
Начинавший как поэт и навсегда сохранивший серьезный интерес к поэзии, Кораблинов, конечно же, не мог обойти вниманием самого известного из воронежских поэтов – Алексея Кольцова. Личность поэта-прасола глубоко его волновала, росло желание написать о нем. Замысел, как видно, вынашивался долгие годы, а вот написана книга была удивительно быстро. «Жизнь Кольцова», первоначально выпущенная Воронежским книжным издательством, в 1956 году вышла в издательстве «Молодая гвардия». И именно этот год Владимир Кораблинов считал началом своей писательской биографии.
«С отрочества любил я Кольцова, – говорит сам писатель, – за его изумительные стихи. С юношеских лет наивно гордился тем, что родился с ним на одном и том же месте русской земли, что то же небо, те же заречные дали виделись ему и мне». Но всегда над
этой любовью, над этой наивной гордостью жило еще и чувство близкой родственности к поэту.
Это свойственно всякому русскому. Где-то, за тридевять земель от Воронежа, спрашивают вас: «Откуда пожаловали?» Вы отвечаете. «А-а, кольцовская родина!» И в глазах, в улыбке нового знакомца, может, сроду и не бывавшего в наших краях, но, как все русские, знающего и любящего Кольцова, – теплота родственной близости…»
Такой теплотою согреты и страницы романа. Перед нами возникает обаятельный образ поэта-степняка, слагавшего свои песни в бесконечных поездках верхом, не
4
расстававшегося с заветной тетрадочкой даже в седле. Мы проникаемся нежными симпатиями к человеку, на долю которого выпало столько испытаний, но который не позволил нравственно себя растоптать.
Ценность книги состоит в том, что автор не просто рассказывает эпизоды из жизни выдающегося литератора. Он их осмысливает, строит на них собственную концепцию. Перед нами не иллюстративный роман-биография, а, так сказать, роман-судьба.
Иным видится Кольцов писателю. Не забитым, приниженным, не смеющим поднять голову выше незримого, но твердо означенного уровня. Не малограмотным купчиком, погрязшим в тине житейской прозы. Трудно поверить, чтоб подобный недочеловек мог стать задушевным другом таких рыцарей духа, как Николай Станкевич и Виссарион Белинский. Конечно, Кольцов был другим.
Противоречия, которые мучают героя, не придуманы автором. Кольцов был земным существом – по-детски бесхитростным и одновременно лукавым, столь же восторженным, сколь и деловитым. В нем удивительным образом сочетались практическая сметливость и романтика, покорность и удальство. Этими же чертами наградил поэт и многих своих персонажей. Но главное свойство кольцовской натуры – это желание вдохнуть жизнь полной грудью, чтоб, как говорится, по жилушкам растеклось. В одном из писем поэта находим строки: «Я русский человек. Шапку снимем пред грозой, а в сердце кровь не остановим; холод по телу пустим, но в теле не удержим…» В этих словах – весь Кольцов .
Алексей Кольцов однажды замечательно выразился: «Великое дело – пахать большую ниву для пользы человека!»Сам он как раз и распахивал ее.
Заслуженно получивший высокую оценку читателей и критики, роман «Жизнь Кольцова» через пятнадцать лет был продолжен книгой о другом знаменитом воронежском поэте – Иване Саввиче Никитине. Так возникла замечательная «дилогия о двух народных поэтах», без которой ныне просто немыслимо представить себе литературу воронежского края. При создании дилогии Кораблинов опирался на свидетельства биографов и современников, однако не склонен был жестко ограничивать себя только лишь хорошо известными фактами. В конце концов «Жизнь Кольцова» и «Жизнь Никитина» – это не научные биографии и не литературоведческие исследования. И автор реализовал здесь свое право на художественный домысел. Так, к примеру, история с продажей Дуняши барину Бахтееву была целиком выдумана самим Кораблиновым, но она очень органично вписалась в художественную ткань произведения и ни в чем не погрешила против истины.
Писателя почти всегда привлекали люди в чём-то ему близкие. Чаще всего это натуры творческие, талантливые, хотя и не всегда счастливые и удачливые. Подобное вполне можно сказать и о знаменитых поэтах-воронежцах, и о Васятке Ельшине, и о Гурии Рябинине, и о многих других кораблиновских героях. Возникает вопрос, чем привлекла Кораблинова личность Евфимия Болховитинова, автора первого научного сочинения о воронежском крае. Наконец, вряд ли имеет смысл сомневаться, что и об
Анатолии Дурове он написал отнюдь не потому, что дом «веселого чародея» просто стоял на той же улице, где проживал крестный отец писателя, а потому, что в личности первого русского «соло-клоуна» он явно почувствовал родственную душу: человека творческого и разносторонне одаренного.
Натура ищущая, писатель Владимир Кораблинов за долгие годы творчества испробовал свои силы в самых разных жанрах: в очерке, в пейзажной лирике и лиро-эпической поэме, в лирической повести и в поэтической драме, в киносценарии и даже в детективном жанре. Но все-таки главной для его творчества всегда оставалась историческая проза.
5
Гордые, смелые, сильные духом люди живут в книгах В. Кораблинова. Их стихия – борьба, действие. Бунтарь-казак Герасим Кривуша, мастеровитые строители петровских кораблей, знаменитый историк Болховитинов, председатель губчека Алексеевский, участники боев за Чижовку – всем им довелось оказаться на крутых поворотах своего века, в гуще событий, определявших лицо эпохи. И каждый из этих воронежцев в решительную минуту не сробел, выстоял, нравственно окреп. Лучшие герои писателя становятся нашими современниками, как бы сотоварищами в кипенье сегодняшних дней.
Владимир Кораблинов – не просто историк. Он художник, и для него важен не столько сам факт, сколько заложенная в нем идея
В.А Кораблинов — автор большого количества исторических повестей,рассказов,поэм,автобиографической повести «Азорские острова» и др.
Вся его творческая жизнь была посвящена воспеванию родного края.Увлечение живописью и графикой обогатило литературное творчество писателя.В своем цикле «Воронежские повести»(1960-1970-е гг В.Кораблинов показал, как в каком -либо местном явлении могут преломиться судьбы всей страны.
Так, в «Казаке Герасиме Кривуше» показан бунт служилых и посадских людей против воеводы , насильника и мздоимца (17 век). «Воронежские корабли» запечатлели одну из ярких страниц петровского царствования — строительство русского флота.
Герой повести «Падре Ефимиус»-местный просветитель Е.А. Болховитинов, более известный под именем ученого монаха Евгения. Повести «Дом веселого чародея» и «Браво, Дуров» посвящены замечательному артисту цирка, клоуну, сатирику Анатолию Дурову. Повесть «Алые всадники»-о годах Гражданской войны на воронежской земле. «Горы Чижовские » переносят в пору военного лихолетья, когда через Воронеж проходила линия фронта. В сборнике повестей и рассказов «Житие преосвященного Смарагда» Кораблинов в рассказе «Маяковский в Воронеже»описал Воронеж в 1926 году и встречу с В.Маяковским.
В изображении исторического прошлого- разнообразие интонаций, ритмик, стилей, изобразительных приемов. Сказовая , народно-поэтическая мелодика «Герасима Кривуши» с фольклорной концовкой — прилетом ворона ,приносящего воду живую и мертвую.Стилизованное под церковно-славянскую вязь письмо «Падре Ефимиуса».Публицистически- сдержанное повествование в «Горах Чижовских»,насыщенное эмоциональными раздумьями автора. Ироничный, легкий,под стать «цирковому» содержанию слог в «Доме веселого чародея» - книге о прославленном артисте русского цирка Анатолии Дурове.
Прошлое в повествованиях Кораблинова перемежается с настоящим, невольно заставляет задуматься о повторяемости и злых и добрых начал в судьбах «града и мира».
Основа повести «Воронежские корабли» - Петровское кораблестроение на степной реке.Тяжелейшим было то кораблестроение, в повести об этом немало гнетущих строк.Простой люд, согнанный царевой властью из разных мест Руси, гнулся под
тяжестью непосильных работ, а то и пластом лежали люди, сморенные болезнью,голодом, холодом.Подобно древесным стволам, всбду разбросанным по верфи,ибо в дело годились разве два-три из дюжины деревьев.
В «Воронежских кораблях» один из героев повести положение тогдашних дел оценивает примерно так же, как если бы его потомок- в начале или конце 20 века : «Вся беда наша от пустого начальства...»
В недалеком детстве помню читал сборник сказок Корольковй и Барышниковой.
6
В нем любимые мною сказки и замечательные иллюстрации. Рисовал Кораблинов, но тогда эта фамилия мне ни о чем не говорила. На форзаце полыхал сказочный мир : летели гуси-лебеди, через долы, реки Лиса несет Петушка, Сивка-Бурка вздымался выше темного леса.А на переплете — былинный богатырь перед камнем.Какой путь избрать …. «Направо поедешь- будешь богат, налево поедешь-будешь женат,прямо поедешь- будешь убит» Направо хорошо, налево- еще лучше, а он- прямо.
«...Взяв в поучение и прдостережение наше прошлое и слово тех, кто это прошлое художественно отобразил, мы сполна поймем настоящее и удержимся в будущем»*
Академик Д.С. Лихачев как-то сказал: « Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - значит, он равнодушен к своей стране».
Мы чувствуем ответственность не только за настоящее и будущее, но и за прошлое земли, по которой мы ходим. Мы стараемся понять ту живую душу, что трепещет в стихах Кольцова и Никитина, Кораблинова и Жигулина.
Работая над рефератом, знакомясь с творчеством В.Кораблинова, я узнал много нового о столице Черноземья, о Воронежском крае, обогатился нравственно. Воронежский край стал мне ещё дороже и ближе. Я понял, что поэтов, писателей, писавших о своей родине, объединяет великая любовь к родному краю.
Воронеж!.. Родина. Любовь.
Все это здесь соединилось.
………………………………………….
Я принимаю, словно милость,
Твоей листвы звенящий кров.**
……………………………………….
_____________________________________________________________________________
*В.Будаков «Обращая в минувшее взгляд».- Воронеж,2006,стр.20
** Жигулин А. Есть город в России… Стихи о Воронеже. – Воронеж: ОАО Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004. – 320 с.
7
Список использованных источников и литературы.
Будаков В.В. Обращая взгляд в минувшее.-Воронеж,2006г.
Жигулин А. Есть город в России… стихи о Воронеже.- Воронеж : ОАО Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004г.
Кораблинов В.А. Кто есть кто.-Воронеж,2003 г.
Кораблинов В.А.Воронежские повести.-Воронеж,2006 г.
Интернет-ресурсы: www.kommuna.ru