УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС
ПРЕДАНИЯ — ПОЭТИЧЕСКАЯ
АВТОБИОГРАФИЯ ВОСТОЧНЫХ
СЛАВЯН
(1 час / 1—2 часа)
УРОК 3
Тот, кто духом не проникнет
В толщу трех тысячелетий,
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете.
И.В.Гёте
Цели урока:
— познакомить учащихся с понятиями миф, легенда, предание, быличка и бывальщина;
— раскрыть перед семиклассниками специфику мифотворчества, идейно-художественные особенности древних мифов и легенд, показать их роль в жизни и культуре человека;
— вспомнить древние мифы и легенды, известные ученикам с раннего детства и из курса «Введение в историю» (3—4 классы)1 и уроков по истории и литературе в 5—6 классах;
— закрепить знания учащихся об этнографических и художественных отличиях мифов народов мира, а также об общности восприятия картины Вселенной народами различных континентов;
— углубить представления семиклассников о национальном своеобразии и общечеловеческом значении мифов и легенд славянских народов.
Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также слово учителя, беседа, сообщения учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Слово учителя с элементами беседы.
Знать историю и культуру государствообразующего этноса2 — обязанность в первую очередь представителей данного этноса и народов, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили:
«Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Вы уже седьмой год учитесь в школе и, надеюсь, давно поняли, что каждый народ самобытен, неповторим. Самобытно и оригинально устное народное творчество разных народов, иначе говоря, фольклор. Через столетия, а иногда и через многие тысячелетия дошли до нас благодаря фольклору сказания о Сотворении мира, ярко и образно отражающие взгляды древних народов на себя самих и окружающий мир. Начиная с ХVIII столетия эти сказания стали записывать, а затем переводить на другие языки, потому что знаний о прошлом не хватало, потому что всем людям интересно знать, что и как происходило в далеком прошлом.
Взгляды разных народов на Вселенную, прошлое и будущее порой удивительны и, безусловно, интересны, часто неповторимы. Неповторимы, так как они отражают психологию только одного конкретного народа, жившего в определенную эпоху и иногда жившего достаточно обособленно. (На доске можно написать трактовку термина психология3,в сильных классах записать ее в тетрадях по литературе.)
Сказания о Сотворении мира разных народов неповторимы, потому что каждый человек, а следовательно, и народ смотрит на окружающее по-своему, исходя из своего жизненного опыта и фантазии, хотя внешне содержание устной народной поэзии у разных народов во многом сходно. Сходны темы, повторяются сюжеты, довольно близки между собой персонажи. А вот обычаи, которые описываются, образ мыслей, речь героев, их поступки, окружающая природа будут сильно различаться. Точно так же различаются между собой и мифы разных народов, повествующие о Сотворении мира, о его Творце, о сложном и многообразном мире богов и о мире людей и др.
Именно поэтому люди до сих пор бережно хранят эти мифы и легенды, различные произведения фольклора и передают своим потомкам, как кладезь народной премудрости, как народную память. Следовательно, можно записать в наши тетради по литературе такой термин:
Мифоло́гия (от греч. mythos — повествование, сказание) — это своеобразное отражение действительности в сознании людей, сочетающее в себе реальные вещи, явления природы и события с фантастическими образами, выдумкой и домыслами тех, кто создает миф.
Тогда возникают вопросы: как, в какой форме дошли до нас различные мифологические представления народов, живших много веков и даже тысячелетий назад? Что такое миф и чем он отличается от легенды?
Как правило, представления различных народов и племен на происхождение Вселенной постепенно складывались в целостную мировоззренческую систему определенного народа, закрепленную в веках и выраженную в повествовательных формах, передающихся из поколения в поколение, «из уст в уста». Такая система представлений народа о мироздании в науке о литературе называется мифом.
Миф — это попытка народа или человека понять, обобщить и объяснить различные явления природы, а также окружающего человека общества, выраженная в форме художественного повествования, устного или письменного.
Часто в книгах можно встретить такое определение: «Мифы — это фантастические истории, в которых древний человек пытался объяснить окружающий мир». Доля истины в этом определении, конечно же, есть: очень часто попытка того или иного народа осознать происхождение и строение Космоса представляет собой фантастическое отражение действительности, с течением веков сложившееся в единый эпос народа. Сегодня фантастическое отражение действительности мы можем встретить не только в научной фантастике, которую многие любят читать, но и в неомифе, как правило, представленном в книжном и кинематографическом мире жанром фэнтези.
Итак, если миф — это система представлений об устройстве Вселенной, выраженная в поэтической форме, то пора разобраться в том, что же такое легенда и предание.
В древности реальное представление о мире, о том, каковы законы природы, какова история и география определенной местности, какова непридуманная история народа, рода и конкретной семьи, и мифологию, поэтическое осмысление этих законов, истории и географии, никто не разделял. Люди видели и понимали окружающий мир поэтически, не отделяли себя ни от живой природы, ни от мира богов, не просто верили в леших и домовых, а ощущали их постоянное присутствие. Такоемировосприятие находило свое воплощение не только в самой мифологии, но и в устном народном творчестве. Например, древние славяне считали, что все в мире едино: боги и природа, боги и люди, люди и природа — это разные стороны единого, называемого Вселенной.
Сегодня мы с вами познакомились с понятием миф, но мифы бывают разными. Как любое явление действительности, факт науки или истории, мифы требуют своей классификации. Ученые разных стран пришли к выводу, что все мифы можно подразделить на следующие виды:
ВИДЫ МИФОВ
Мифы о пантеоне4богов
Календарные мифы
Мифы о происхождении человека
Мифы о животных
— Как вы думаете, чем мифы отличаются от легенд?
— Может быть, кто-то вспомнит название какой-либо древней легенды (например, легенды о Геракле или об Икаре или предание о граде Китеже)?
— Существуёт ли разница между преданием и легендой?
Ученые считают, что преда́ние — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предания сообщают сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой предание бытует.
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Основание Киева», «Дань мечами» (о противостоянии русичей и хазар), «Призвавие варяжских князей», «Смерть Олега» и т. д. Однако грань между преданием и легендой весьма тонкая, например, многие восточные и европейские хроники, так же как и русские летописи, повествуют о путешествиях апостола Андрея от Черного и Азовского морей до Балтики, о его проповедях христианства на побережье Черного моря и в диких лесах будущей Руси, о посещении острова Валаам. Но никто уже нам не скажет, что является правдой в этих повествованиях, что вымыслом, а что — фантастикой. Существовал реальный человек — последователь учения Иисуса из Назарета, один из его учеников, принявший учение Богочеловека, а затем отправившийся с миссионерской5 деятельностью по Европе и в страны Причерноморья. Считается, что апостол Андрей Первозва́нный первым принес на Русь учение Христа и обратил ее жителей в новую веру. Возможно, так оно и было на самом деле, хотя православие было принято на Руси лишь в 988 году при князе Владимире. А может быть, это всего лишь легенда, так как:
легенда, как и предание, — созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, но в отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное. В легенде фантастика, чудесное лежит в центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств.
Вывод (записывается учителем на доске и учениками в тетрадях по литературе):
Миф — это повествование, включающее определенное видение мира тем или иным народом, его поэтическая картина Вселенной.
Предание и легенда — это устные рассказы о реальных исторических деятелях, героях и исторических событиях, о происхождении различных местностей или названий, переосмысленные и дофантазированные последующими поколениями рассказчиков.
2. Работа с учебником
Учащимся предлагается открыть учебник «Литература. 7 класс» на с. 7-86. Статья «Предания» должна быть прочитана вслух либо самим учителем, либо хорошо читающим учеником.
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
— Прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре.
— Кому или чему обычно посвящены циклы преданий? С чем это связано?
— Прочитайте после статьи вопрос 1 на с. 8 и подготовьте на него ответ (5 минут на подготовку).
— Вспомните, чем былички отличаются от преданий.
— Давайте заслушаем сообщения ваших одноклассников и часть информации запишем в тетради по литературе.
3. Сообщения учащихся (3—4 минуты).
Сообщение 1. Устное предание,
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Устное преда́ние — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Все предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий, они как бы обращены в прошлое, в них отражается особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен.
Сообщение 2. Легенда.
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Леге́нда — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность. Однако основным содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое.
4. Работа с текстом произведения.
— Давайте послушаем один небольшой рассказ под названием «Расселение славян» из «Повести временных лет» и попытаемся его проанализировать (читает учитель)7.
— Что это: миф или легенда? По каким признакам вы это определили? А может это повествование быть преданием?
— Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это предание?
— Можно ли на основе текста данного предания представить древнюю историю славян?
— Давайте заслушаем еще один отрывок из «Повести временных лет» — самой древней из сохранившихся русских летописей, он называется «Об убийстве Бориса а Глеба» — первых русских православных мучеников, канонизированных церковью (читает учитель)8.
— Как вы полагаете, для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение?
— Какова главная мысль этого повествования?
— Можно ли этот рассказ назвать легендой? Почему?
— Какие нормы морали мы можем сегодня почерпнуть из предания об убиении князей Бориса и Глеба?
— Почему Русская православная церковь причислила князей Бориса и Глеба к лику святых?
— Для чего, по-вашему, создатели древних мифов и легенд постоянно противопоставляют добро и зло, светлых богов и богов — носителей зла, положительных исторических деятелей — героев и отрицательных персонажей?
— Как вы думаете, это противостояние вечно? Для чего оно? Может ли мир быть иным?
— Давайте прочитаем небольшой рассказ «Воцарение Ивана Грозного», помещенный в учебнике на с. 8 (читает один ученик).
— К какому фольклорному жанру можно отнести это произведение: легенде или преданию? По каким признакам?
— Как вы думаете, почему возникла такая легенда? О чем люди хотели в ней рассказать своим потомкам?
— Можно ли по данной легенде восстановить реальный ход событий? Почему?
— Какова идея рассказа «Воцарение Ивана Грозного»?
5. Работа по карточкам.
Учитель к данному виду работы готовит карту: географическую или историческую — «Древняя Русь».
Класс разбивается на 6 групп, каждая группа получает задание на карточке, после выполнения которого представители группы озвучивают и само задание, и текст, предложенный для анализа, и сам анализ прочитанного.
КАРТОЧКА 19
1. Прочитайте текст из летописного свода «Повесть временных лет». Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим10, тут был путь из варяг в греки11 и из грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское12. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Поит-море13, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса14 и течет на юг. А Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское15. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине — в варяги, из варяг до Рима.
2. Подготовьте свободный пересказ текста.
3. Покажите на географической карте места расселения славян и путь «из варяг в греки».
КАРТОЧКА 2
1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни16 находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
— Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей.
Он взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и слез с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.
Пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каков их обычай и как моются и хлещутся в банях — и удивился им. И пошел в варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:
— Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, разожгут их докрасна, и разденутся донага, и обольются квасом кожевенным17, и возьмут прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною и только так оживут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье.
Те ж, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп.
2. Вспомните, кем был Андрей, о котором идет речь в данном повествовании, расскажите о нем.
3*18 Как вы полагаете, почему Андрея так удивил русский обычай париться в бане?
КАРТОЧКА 3
1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь19. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев20, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Выл кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
2. Подготовьте выразительное чтение данного текста.
3. Попытайтесь объяснить происхождение имен персонажей.
4*. Вспомните и расскажите, что такое язычество, как язычники дают своим детям имена.
КАРТОЧКА 4
1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и никогда на него не садился. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников21:
— От чего мне умереть?
И сказал ему один кудесник:
— Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе и умереть.
Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.
Когда вернулся Олег от Царьграда в Киев и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:
— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Тот же ответил:
— Умер!
Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
— Неправду говорят волхвы. Все их речи — ложь: конь умер, а я жив. И велел оседлать себе коня:
— Хочу видеть кости его.
И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал:
— От этого ли черепа смерть мне принять?
И ступил он ногою на череп, и выползла змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он.
И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три.
2. Подготовьте выразительное чтение данного повествования по ролям.
3*. Подумайте над тем, как проявился характер князя Олега в этом эпизоде из его жизни. Как вы полагаете, почему этот рассказ был любим и сказителями, и летописцами?
4. Подготовьте словесный портрет героя на основе ваших представлений.
КАРТОЧКА 5
1. Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Ходил казак по роще и выбирал вербовое дерево на бударку22. Выбрал дерево и стал рубить его под корень. А на дереве том было гнездо вороново с детенышками. Слушай, какая притча-то вышла. Только лишь принялся казак за работу, ворон и подлетел к казаку и так-то жалобно закаркал, индо23 казак остановился, перестал это дерево рубить. Смотрит на ворона, а тот так и вьется около него, словно ласточка; то к ногам казака бросится, то сядет близ него на веточку и замотает головой, словно кланяется, а сам стонет. Казак жалостливый был, догадался, в чем дело, оставил дерево и подошел к другому — дерево было тоже хорошее — и стал его рубить. Ворон успокоился и сел на гнездо. Через малое время прилетел другой ворон, пара, значит, первому, прилетел с кормом для детей. Второй ворон был гораздо больше первого, значит, самец, да такой сизый, лелесовый, почти седой, значит, старый-престарый ворон. Перекликнулись ворон с вороном, покаркали промеж себя, значит, перемолвились по-своему.
Вдруг самец спустился с дерева и прямо под ноги к казаку; остановился, посмотрел на казака и закивал в одну сторону головой, и пошагал от казака, туда пошагал, куда головой кивал. Шагает ворон, а сам беспрестанно оборачивается к казаку и дает головой знак, чтобы казак шел за ним. Но казак смотрит только на ворона и улыбается, думает: хитрит ворон, от гнезда отводит. Три раза ворочался ворон, три раза манил казака за собой. Напоследок вплоть подошел к казаку, схватил носом за шаровары и дергает, и тащит, словно ученая собака. Тут уж казак догадался. «Что-нибудь да не так», — думает казак и пошел за вороном. И привел ворон казака к одному старому вязу, и остановился под ним, и давай долдыкать носом в землю, под самым корнем. Казак, не будь дурень, тот же миг давай топором разрывать землю, где ворон носом колотил, и скоро, братец мой, докопался до дубовой шкатулки, железом окованной. Казак хвать по ней обухом, — она и рассыпалась: трухлява была — в земле, значит, долго лежала. И очутилась перед казаком порядочная кучка целковиков, старинных, царя Петра Первого Алексеевича!..
2. Как вы думаете, к какому историческому периоду относится это повествование? Аргументируйте свой ответ.
КАРТОЧКА 6
1. Выразительно прочитайте текст. Составьте связный рассказ о том, какое впечатление произвело на вас данное повествование.
2. Определите, к какому жанру устного народного творчества оно относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
В досюльные годы в Заонежье24 жил старик, и померли у него оба сына. Остался он один со старухой, кормился охотой, и была у него собака, ей цены нет. И раз попался ему встречу хорошо убранный человек: «Продай, — говорит, — собаку и приходи ко мне на Мянь-гору завтра вечером за расчетом». Старик собаку отдал, а на другой день пошел на Мянь-гору. Идет себе да думает: «Здесь и дороги никогда не было». Как поднялся на верх горы, видит большой город, и показали ему дом хорошо убранного человека. Самого хозяина еще не было дома, но старика напоили, накормили, послали попариться во баенку и дали ему парильщиком доброго молодца. Как выпарил старика молодец в парной баенке, пал ему в ноги и говорит: «Не бери, дедушка, за собаку жалованья, а проси меня». — «Хорошо, сказал, — дитятко!» Воротились они тут в палаты; хозяин уже дома и спрашивает старика: «Что тебе за собаку?» — «А не надо мне ни золота, ни серебра. Дай мне этого дородня добра молодца; детей у меня нетути; будет он мне на место сына». — «Много ты просишь, старичок, да делать нечего: надо дать».
И велели молодцу надеть одежду самолучшую; отпустили его со стариком и на прощеньице дали пятьсот рублей на его житье. Как пришли они на фатеру, молодец и говорит ему: «Отдай, дедушка, деньги старухе, а у нас денег будет. Ступай ты в Новгород и отыщи на улице Рогатице такого-то купца». Старик пришел в Новгород, разыскал на Рогатице дом купца и после ужина стал старик купца спрашивать: «Было ли у тебя детей?» — «Был, — говорит, — сын, любимое детище, да мать в сердцах выговаривала ему: ,,Лембо́й те возьми”; лембо́й его и унес». — «А что дадите, я вам его ворочу?» — «Где тебе-ка-ва вернуть?» — «Так послушайте же: есть у вас в кладовой зеленый сундук, в сундуке с левой руки лежит на самом дне перстень, с ним и найдете сына».
Взяли перстень и поехали в Заонежье. Признал купец дородня добра молодца за сына и хотел наградить старика несчетной казной. А сын ему говорит: «Старика нам отпустить не мочно: ты меня породил, а он мне второй отец, из лютой неволи высвободил». И тут они стали все вместе жить да быть.
3*. Как вы думаете, когда было создано это повествование?
(После правления царя Петра I, так как появляется искаженное иностранное слово «фате́ра».)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
КАРТОЧКА 1
1. Историческое предание. В повествовании рассказывается о местоположении государства; оно явно предназначалось для передачи из уст в уста последующим поколениям, соседям как достоверное свидетельство.
Название текста — «Географическое описание Руси».
КАРТОЧКА 2
1. Христианская легенда. Повествование посвящено миссионерской деятельности апостола Андрея.
2. Апостол Андрей был одним из двенадцати апостолов Христа (апо́стол — в пер. с греч. посланник, ученик, посланный в мирМесси́ей). Считается, что легенда о приходе апостола Андрея к Киевским горам не была придумана летописцем, а существовала много раньше написания «Повести временных лет». Благодаря этой легенде в ХI—ХII веках в Киевской Руси распространился культ апостола Андрея, прозванного Первозванным.
Название текста — «Легенда об апостоле Андрее».
3. В древнем Риме, а затем в Византии в банях не парились, а мылись под струями воды — горячей и холодной, мылись в бассейнах, а затем делали массаж. Часто в банях и врачевали. Русичи такие бани называли мы́льнями.
КАРТОЧКА З
1. Легенда о происхождении города Киева — столицы Киевской Руси. Это попытка объяснить как само появление города в данной местности, так и специфические географические названия, не свойственные языку восточных славян, населявших земли вдоль реки Днепр.
Название текста — «Основание Киева».
3-4*. Язы́чество — комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий25.
Большинство народов языческой веры давало детям имена либо по сходству с каким-либо животным (предметом, явлением), либо с желанием, чтобы у ребенка возникло такое сходство: девочка, отроковица, девушка — Лыбедь, Журавушка, Пеночка; Ива, Круши́на, а также Ельца (у славян) и Э́гле (у литовских племен) — Ель; Надёжа, Любава, Людмила (славянское — людям милая), А́гния (греческое — непорочная) и т. п.; мальчик, отрок, юноша — Олень (Елень), Волкодав, Лис, Ворон, Ку́кша (Белка), Быстрая Стрела, Вольный Ветер, Арте́мий (греческое — здоровый), Валерий (латинское — бодрый, крепкий) и т. п. детям давались имена и по родовому или территориальному признаку: Юлия — женщина из рода Юлиев, родоначальник — Юлий; Антония — из рода Антониев, родоначальник — Антоний; Лидия — женщина из рода, проживавшего в греческой колонии Лидия в Малой Азии; Ксения (греческое — странница, иностранка); Максим Грек, Марк Римлянин, Киевлянин, Варяг и т. п. Часто имена менялись с течением времени — одни в силу каких-либо перемен во внешности, характере или жизни человека: Крушина от Кручина (трагическая судьба); Лис от Страшко или Некрас (изменилась внешность); Кукша стал Русом, потом Георгием (переезд в другую местность, затем — крещение); Кассандра Лариса на Кассандра Аврелия (Кассандра из греческой области Лариса вышла замуж за Аврелия) и т. п.; другие для того, чтобы обмануть злых духов: враждебные духи «придут» за человеком под определенным именем, но он уже «умер» в силу совершенного над ним языческого обряда — возродился в ином качестве и под другим именем.
В христианстве имя нарекают ребенку (или взрослому человеку) при крещении в честь святого или святых мучеников, кого церковь чествует в этот день или ближайшие три дня после рождения, а также взрослому человеку дают новое имя при пострижении в монашество, затем — в схиму26.
КАРТОЧКА 4
1. Легенда о смерти князя Олега — любимый сюжет отечественного фольклора и русской литературы, например «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Название текста — «Смерть Олега».
КАРТОЧКА 5
1. Суеве́рный рассказ, более точно быва́льщина. О встрече с «нечистой силой» рассказывает повествователь, уже где-то от кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший.
Название текста — «Ворон указал клад».
2. Скорее всего, данная бывальщина появилась в конце ХVIII — начале ХIХ века, так как о царствовании Петра I говорится как о «давних временах», а целковики «старинные».
КАРТОЧКА 6
2. Суеверный рассказ, больше похожий на легенду. О встрече с «нечистой силой» — Лембоем — рассказывает повествователь, а не сам старик — главный герой рассказа. Перед нами типичная бывальщина.
Название текста — «Возвращенный сын».
3. Это поздняя бывальщина — ХIХ века, так как появляется заимствованное слово фате́ра. В другом варианте бывальщины —шляпа пухо́вая. Язык произведения приближен к современному, хотя налицо просторечия и диалектизмы.
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Предания и легенды — это поэтическая автобиография восточных славян.
6. Домашнее задание.
Для всего класса:
— прочитать в учебнике фольклорные произведения «Сороки-ведьмы» и «Петр и плотник»; определить жанр каждого из них, записать в тетрадях;
— подготовить устный пересказ одного из произведений (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания (для 3—4 учеников):
— подготовить связный рассказ с иллюстративным материалом по книге Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди»27— главы «Авдотья Рязаночка», «Садко», «Микула Селянинович», «Илья Муромец».
Персональное задание для хорошо подготовленного ученика: прочитать легенду «Авдотья Рязаночка» (адаптированный вариант — в пересказе для детей) и подготовить ее краткий пересказ.
1 См.: Саплина Е. В.. Саплин А. И. Введение в историю: 3 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа,
1996, 2001 (и другие издания); Саплина Е. В.. Саплин А. И. Введение в историю: 4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2001 (и другие издания).
2 Э́тнос (от греч. έθνος — народ, племя) — этническая общность, или народ; исторически возникшая устойчивая человеческая группа, представленная племенем, народностью, нацией (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: Изд-во АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 967).
3 Психоло́гия (от греч. psyche — душа + logos — учение) — наука, изучающая психическую деятельность человека. Психическая деятельность представляет собой процесс познания внутреннего мира человека или самонаблюдения, т. е. познания ощущений, восприятий, мыслей, представлений, чувств.
4 Пантео́н (от греч. pantheon: pan — все + theos — бог) — 1) в Древней Греции: храм, посвященный всем богам; 2) современное значение: монументальное здание с полусферическим куполом, в котором захоронены выдающиеся полководцы и государственные деятели.
5 Миссионе́рство (от фр. missionnare, от лат. missio — посылка, поручение) — деятельность, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих; наибольшее развитие получило в христианстве.
6 Здесь и далее ссылаемся на издание: Литература. 7 кл.: Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. В. Я. Коровина. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2009. С. 7—8 (с указанием страниц в тексте).
7 См. в кн.: Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: для семейного чтения. — М., 2001. — С. 9—10.
8 См. в кн.: Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: для семейного чтения. — М., 2001. — С. 72—73.
9 Ответы на вопросы карточек см. на с. 29—31.
10 Летописец находился в одном из монастырей Киева и киевские возвышенности, холмы и крутые берега называл «горами этими».
11 Варя́ги — жители Скандинавии; под гре́ками и в устных преданиях, и в летописях подразумевались византийцы.
12 Озеро Не́во — Ла́дожское озеро; устье того озера — река Нева́; Варя́жское море — Балтийское море.
13 Царьгра́д — Константинополь, столица Византии (ныне Стамбул); Понт-море — Черное море.
14 Око́вский лес находился на водоразделе Днепра и Волги, в районе Валдайской возвышенности.
15 Хвали́сское, или Хвалынское, море — Каспийское море.
16 Синоп — один из крупнейших политических центров Византийской империи; Ко́рсунь — древнерусское названиеХерсоне́са, греческого города в Крыму, находившегося на западной окраине теперешнего Севастополя.
17 Коже́венный квас — квас, употреблявшийся в кожевенном деле. Его применяли для дубления кожи.
18 Значком * здесь и далее по всей книге отмечены вопросы повышенной сложности.
19 Лы́бедь — название речки, впадающей в Днепр недалеко от Киева.
20 Бори́чев подъем соединял главную часть города Киева, расположенную на горе, с его торговой частью — Подо́лом.
21 Волхвы́ — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства; куде́сники — колдуны.
22 Буда́рка — трубка.
23 И́ндо — очень, даже.
24 Заоне́жье — обширные области за озером Оне́га, край обитания русских и угро-финских племен. Заонежье славится суровым климатом и не менее суровым бытом людей, сохранивших до сих пор многие мифы, легенды, предания и сказания своих далеких предков.
25 См.: Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М., 1994. — С. 545.
26 Схи́ма — высшая ступень монашества, соединенная со строгими обетами самоотвержения (усиление поста, бдения, оставление внешних занятий и служений ради пребывания в непрестанной молитве о своей душе и обо всем мире). Схимническое облачение — ку́коль — также называется схимой (Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. СПб.: САТИСЪ, 2000. — с. 182).
27 См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. — СПб., 1999. — с. 176—178; 169—173; 164—166; 145—151.