Рабочая программа по курсу Русская словесность, 8 класс.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» города Оренбурга





«Утверждаю» Директор МОБУ «СОШ №9»

О.Л.Кострюкова

_______________

Приказ №____от «___»______________2016г.





Рабочая программа по элективному курсу «Уроки словесности. От слова к словесности для 8-х классов

Оглавление



















I. Пояснительная записка

1.1 Назначение программы

Программа курса составлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст.12,

  2. Федеральным компонентом государственного стандарта от 5 марта 2004 г. N 1089, (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69),

  3. Авторской программой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» под редакцией Р.И. Альбетковой. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Уставом МОБУ «СОШ № 9».

1.2. Место предмета в учебном плане

Элективный курс «Уроки словесности. От слова к словесности» относится к предметной области «Филология».

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

1.3 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основные знания, умения, навыки

Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.

Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.

Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолог










II. Содержание учебного предмета.

2.1. Дидактические единицы


Средства языка художественной словесности


Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.




Словесные средства выражения комического


Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.



Качество текста и художественность произведения


Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.



Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении


Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.

/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.



Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении


Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.



Взаимосвязи произведений словесности


Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.


2.2. Тематическое планирование



Приложение. Календарно-тематическое планирование.


Дата


Название разделов и тем

Реализуемое содержание


Повторение

план

факт

Средства языка художественной словесности.

1








1



Многообразие языковых средств. Лексическое значение слова и семантика. Изобразительные и выразительные возможности языка

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Фразеологические обороты. Лексическое значение слова.

2













1


Семантика фонетических средств языка. Интонация. Элементы интонации: ударение, пауза, мелодика. Аллитерация и ассонанс.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Фонетику, орфоэпию.

3








1






Семантика словообразования. Семантика приставок и суффиксов. Семантика сложных слов.



Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов

Словообразование.

4


1



Значение средств лексики. Роль синонимов, паронимов, омонимов.


Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Употребление переносного значения слов – тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.


Лексика. Антонимы, синонимы, паронимы, омонимы.

5



1

Архаизмы и историзмы. Славянизмы. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.

Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.

Архаизмы, неологизмы, взоимствованные слова.

6


1

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия и синекдоха.

Употребление переносного значения слов – тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.


Метафора, сравнение, олицетворение.

7

8




2





Семантика средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.


Типы предложений.

Словесные средства выражения комического.

9.




1

Комическое как средство выражения оценки явления. Значение комического. Несоответствие как основа комического. Юмор и сатира.

Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.


Юмор, сатира.

10-11


2

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев, использование «говорящих» фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» фамилий и имён, парадокса, каламбура, остроумия.

Каламбур, парадокс.

12




1



Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

Малые жанры комических произведений.

Качество текста и художественность произведения

13


1

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту.

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания.

Тема, идея текста.

14


1


Высказывание как выражение мысли.

Высказывание как выражение мысли.


Цитата, крылатые выражения.

15

16


2

Художественность произведения. Главное свойство художественного произведения.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.



17


1


Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.


Богатство лексики и ёмкость слова в художественном произведении.

Прямые и переносные слова, однозначные и многозначные слова.

18



1



Композиция словесного выражения. Великие художественные произведения.


Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового. Великие художественные произведения.


Композицция, сюжет.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

19



1

Своеобразие языка эпического произведения. Описание и повествование в эпическом произведении.

Прямая речь в диалоге.

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включённом в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Прямая речь, диолог.

20



1


Литературный герой, характер, образ, типический герой.


Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображённый средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Литературный герой.

21


1

Сюжет и композиция как средство выражения идеи автора.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Сюжт, композиция.

22


1



Рассказчик и автор в эпическом произведении. Повествование от лица рассказчика – свидетеля событий, участника событий. Сказ.


Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика – участника или свидетеля событий. Сказ.

Виды эпических произведений.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении


23



1

Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слов в лирике.

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Лирика.

24


1

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Роль стиха.

Перенос.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мыслей и чувств автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса.

Перенос как выразительное средство в стихах.


Рифма, ритм.

25




1



Звуковая организация стихотворной речи. Роль рифмы в стихах. Звукопись.


Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мыслей автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.



Ритм, рифма, звукопись.

26


1




Стихотворные забавы. Монорим. Акростих. Фигурные стихи. Палиндром.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, моноритм.


Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

27


1

Слово в драматическом произведении. Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения.

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

Драматические произведения.

28


1

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.



29




1


Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении.

Характеры героев, изображённые посредством языка, как способ выражения авторской позиции.



30


1

Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

Сюжет, конфликт, композиция.

Взаимосвязи произведений словесности

31


1

Взаимовлияние произведений словесности - закон её развития. Сокровищница художественных достижений словесности.

Взаимовлияние произведений словесности – закон её развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.


32


1

Воздействие Библии на русскую литературу. Библия и летопись.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях Древней русской литературы, словесности нового времени.


Библия, летопись.

33


1

Мифологические образы в русской литературе. Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Мифы, фольклор.

34


1

Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии XX века.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.


Мифы, фольклор.

35


1

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности.

Влияние народной словесности на литературу. Значение использования жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.





















1