Имманентный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе относится к одним из самых сложных экзаменов. Готовить учащихся к его сдаче – непростая задача для учителя-словесника. На мой взгляд, наиболее сложным процессом при подготовке к этому экзамену является анализ лирического текста. В этом мне помогает имманентный анализ. Изучив его теорию, апробировав ее на практике, я разработала свою версию и составила схему имманентного анализа стихотворения.
Само понятие имманентного анализа достаточно противоречиво, поскольку собственно анализ предполагает рассмотрение текста отдельными его частями, а имманентность, напротив, осознается как некая целостность.
Понятие «имманентный» в Словаре иностранных слов трактуется как «внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы» /6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка Д.Н.Ушакова имманентный – «присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» /7, Т.1, 1194/. В литературоведении подчеркивается, что имманентность прежде всего определяется независимостью от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
Имманентный анализ, как правило, противопоставляется контекстуальному: первый имеет направленность на сам текст, второй - на выявление внешних контекстов.
По мнению М.Л.Гаспарова, имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному. Имманентный анализ - не выходящий за пределы текста конкретного стихотворения, интертекстуальный же учитывает сторонний материал: подтекстные отсылки к другим стихам, оригиналы для переводов и объекты для пародий, черновые варианты, автокомментарии, биографический фон, отклики современников.
Школьная программа трактует имманентный анализ прежде всего как анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.
В работе по подготовке анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, к примеру:
1. Укажите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Определите роль звуковых повторов в стихотворении.
2. Определите в тексте ключевые слова. Объясните их роль в раскрытии смысла стихотворения.
3. Выясните, какая лексика преобладает в произведении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?
4. Найдите в тексте противопоставление. Проследите, как оно организуется.
5. Определите в произведении языковые средства выразительности. Поясните их роль в раскрытии темы стихотворения.
6. Дайте характеристику рифме, размеру, ритму стихотворения, выясните роль рифмы в смысловой организации текста.
7. Отметьте особенности синтаксической организации текста, определите ее роль в раскрытии авторского замысла.
Имманентный анализ стихотворения схематически можно изобразить в виде следующих этапов:
1. Восприятие.
Это стихотворение посвящено…
Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)…
Можно сказать, что лирический герой…
Стихотворение представляет собой…
2. Идейно-образный уровень.
- Идея (что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о том…
Этим стихотворением автор подчеркивает, что…
Здесь высказано мнение автора о том…
- Эмоция (восторг, радость, уныние, надежда)
В стихотворении четко прослеживается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
- Мотив (грусти, печали, одиночества)
В … звучит мотив…
3. Художественный мир произведения.
Предметный состав (все существительные, т.е. образы):
В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор ведет речь о…
4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения (анализ прилагательных, т.е. эпитетов, а также использование художественно-выразительных средств).
Характеризуя образы, автор использует эпитеты…
Сквозь строфы тянется цепь тропов…
Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…
Здесь автору помогает использование…
Немаловажную роль играют…
5. Действия и состояния в художественном мире стихотворения (анализ глаголов, т.е. проблем).
Автор использует глаголы, смысл которых отражает затронутые в тексте проблемы.
6. Выражение пространства и времени.
- Пространство представлено интересно
( описание помещения и всего, что в нем,
от общего к частному,
от частного к общему,
описание смещается сверху вниз,
пространство описано в ширину,
выход на уровень неба, космоса…)
- Автор в произведении касается временных рамок (прошлое ,настоящее, будущее)
7.Стилистический уровень.
Лексика
Автором использована (высокая, низкая) лексика
Рифма
В произведении используется (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение построено при помощи…рифмовки…
Строфы имеют…рифмовку…
Синтаксис
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
8.Фонический уровень.
- стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …
В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…
Размер стихотворения - ...
- аллитерация (преобладание согласных звуков)
- ассонанс (преобладание гласных звуков)
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Речевые клише помогают сориентироваться в анализе:
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример ... лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
Тема - вопрос, которого касается автор
Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…
Идейный уровень (идея, эмоция)
Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
Истолкование названия
Стихотворение названо так потому, что…
Характеристика образов (существительные-образы)
В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
Художественно-выразительные средства
Сквозь строфы тянется цепь тропов… Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
Действия и состояния (глаголы-проблемы)
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы.
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает
(о чем?)
Пространство, время
Пространство представлено весьма интересно…
( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки
( прошлое, настоящее, будущее)
Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику.
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как… (повторы, анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Приведу пример имманентного анализа стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, [link] ,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Использование вопросительной интонации позволяет создать видимость диалога, дает иллюзию живой речи. Те же цели преследует еще один синтаксический прием – обращение (моя старушка, добрая подружка), который имеет место во второй и третьей частях.
Ритмическая организация произведения четкая, рифмы музыкальные, точные. Написано стихотворение четырехстопным хореем с пиррихиями.
Это замечательное стихотворение заставляет нас почувствовать тоску и уныние лирического героя в маленьком домике под звуки разыгравшейся бури и вместе с автором вспомнить об оставшихся в прошлом радостных мгновениях жизни.