Министерство образования РФ
Коченевский район Новосибирской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Крутологовская средняя общеобразовательная школа
Два героя – две идеологии
«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова
в 7 классе
Выполнила учитель русского
языка и литературы
МКОУ Крутологовская СОШ
Купорева Тамара Петровна
Октябрь 2016
ТЕМА: Два героя – две идеологии «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
Цель: показать своеобразие произведения автора, истоки которого уходят к истокам народной поэзии.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного; взаимоотношение опричников и простого народа, воспитание;
Познакомить учащихся с иллюстрациями русских художников к поэме «Песня про … купца Калашникова»;
Учить учащихся работать в группах постоянного и сменного состава;
Развивающие:
Продолжить работу над развитием навыка анализа художественного текста; в процессе анализа и сопоставления образов Кирибеевича и Калашникова подвести детей к пониманию их идейной значимости в поэме;
Развивать речь и образное мышление обучающихся;
Воспитательные:
Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова (обсуждение проблемы долга и чести; защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца);
Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки на примере литературных героев;
Форма урока – эвристическая беседа, работа в группах (первая группа работает над образом Кирибеевича, вторая – Калашниковым).
Прогнозируемый результат урока: Ученики смогут:
- Рассказать об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи):
- Объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры и идею произведения; - Точно охарактеризовать каждого героя «Песни…»;
- Объяснить, в чём состоит конфликт между личностью и властью, назвать его причины; - - Подготовить ответ-рассуждение на тему:«В.Г.Белинский о главных героях поэмы»;
- Обосновать свои выводы по теме, подтвердить их текстами поэмы.
Словарь: Тема и идея произведения, автор, образ героя, традиция, быт, обычаи.
Эпиграф: Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и сто столько художественное, сколько и народное
В.Г.Белинский
Честь – внутренне нравственное достоинство
человека, доблесть, честность, благородство
души и чистая совесть.
Словарь живого великорусского языка В.И.Даля языка В.И.Даля
Учебная задача: Как картины быта XVI века помогают понять характеры героев и идею поэмы?
- Для работы выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта XVI века и раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным:
(Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём искать её решение, которое поможет им разобраться в конфликте).
Анализ эпизода «Пир в царском Дворце»
- Уточним значение слов «традиция», «быт», «обычай», для этого посмотрим на страницы «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.
ТРАДИЦИЯ –
БЫТ –
ОБЫЧАЙ -
- Значение данных слов поможет вам при анализе характеров героев и выявлении главной идеи поэмы.
- Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного. Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы:
– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных?
– Какие законы нарушает Кирибеевич?
– Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?
– Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой дополнительный смысл изображаемым событиям придаёт это сравнение? (Образ неба (тучи и солнце) символизирует могущество, величие и вечность царской власти.)
- Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а в поведении людей – традиционно сложившиеся правила.
(Обращаем внимание учащихся на обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Отведённые места за столом занимают гости, «позади стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Это картина устоявшегося придворного быта, общественного поведения людей, которую оттеняет неторопливая сказовая манера повествования: каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль в общем действии).
- Проследите по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. (Удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Он нарушает нормы поведения, вызвав тем самым гнев царя.)
– Расскажите, что поведал Кирибеевич царю?
– Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? Чем руководствуется царь в своём поступке? (Иван Грозный предлагает посватать девушку, предложив дорогие подарки. Советует положиться Кирибеевичу на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».)
– Какие нравственные законы и как преступает Кирибеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не сказал царю «правды истинной».)
Анализ эпизодов второй части поэмы.
- Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его столкновения с Кирибевичем и Иваном Грозным.
- Но сначала давайте расскажем о быте купцов XVI века (проверка домашнего задания).
- Купцы – христиане, глубоко верующие люди. Посещают службу. Купцы – торговые люди. Калашников – процветающий купец. Дверь в лавке дубовая, замок немецкий с пружиною.
Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой скатертью. В домах - иконы, горят свечи.
По закону христианскому супруги венчаются в церкви. Муж – глава семейства. Если умер отец, то он старший в семье. В беде советуется с братьями.
Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго соблюдает традиции: на улицу не выходит с непокрытой головой.
– Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.)
– Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.)
ВЫВОД: Опозорена честь семьи. Обычаи XVI века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства, постоял за правду до конца.
Анализ эпизодов третьей части поэмы.
Бой на Москва-реке.
- Рассмотрим ещё одну картину быта XVI века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.
– Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме?
- Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он по правилам.)
- Сравним характеры героев поэмы – Кирибеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке.
Работа в группах:
Как раскрывается характер Кирибеевича в любви к Алёне Дмитриевне? (Кирибеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое», сложить там буйную головушку. Боится «умереть смертью грешною».
– Как раскрывается характер Калашникова в любви к Алёне Дмитриевне? (Калашников любит свою жену, они венчаны «в церкви Божией» по закону христианскому.)
- В центре поэмы романтические характеры. Каждый герой – носитель романтической страсти. Какой? Поразмышляйте, используя высказывание критика В.Г.Белинского о герое: «Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна; это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови смерти ищет своего утоления!»
- В центре поэмы романтические характеры. Каждый герой – носитель романтической страсти. Какой? Поразмышляйте, используя высказывание критика В.Г.Белинского о герое: «Первое появление его на сцену располагает вас в его пользу: почему-то вы чувствуете, что это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их».
– Проследите за поведением Кирибеевича перед боем. (Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими).
– Проследите за поведением Калашникова перед боем. (Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. Он знает, что противник силён, но не боится Кирибеевича. Готов стоять до конца. Это человек сильный, мужественный и решительный.)
(Предлагается ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева.
Цель: уточнить зрительные образы Калашникова и Кирибеевича, созданные в воображении учеников на основе словесных деталей. «Рассматривание репродукций – это созерцательные виды деятельности, они требуют внутренней сосредоточенности, а значит, и времени. Такое переключение с одного вида деятельности на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. В беседе образуется пауза, завершающаяся обменом впечатлений и мнений).
- Рассмотрим иллюстрации к сцене боя художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Чем они отличаются? Какая из них кажется вам более выразительной?
- Иллюстрации художников выполнены мастерски, живые и выразительные.
Иллюстрация И.Билибина:
[pic]
Калашников свалил ударом Кирибеевича. На переднем плане за пределами очерченного круга на льду лежит поверженный опричник. Около него хлопочут двое. Один из них, старик, неприязненно оглядывается на стоящего в круге победителя, рядом с которым валяется шапка Кирибеевича. Слева гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, его товарищи поднимают чарку за победу купца, но справа, от высокого царского места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё».
[pic]
Иллюстрация В.Васнецова: момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке.
[pic]
Иллюстрация Б.Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью; схематично нарисованы башни Кремля.
Художник сосредотачивает внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка.
(После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, ворачиваемся к анализу образов героев поэмы, подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к Ивану Грозному).
– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)
– Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. - Какие черты характера царя хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов?
ВЫВОД: В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя.
- Давайте проанализируем диалог Калашникова и царя. Разговора Калашникова и Кирибеевича царь не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Иван Грозный спрашивает:
Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?
– Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому?
(О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю. Глава обесчещенной семьи убил обидчика «вольной волею», это должно быть известно всем, именно это смоет пятно позора с семьи. Но если царь не знает, то Калашников ему и не скажет).
– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.
(«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:
Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную!).
Разрешите ситуацию:
По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: “Я топор велю наточить-навострить…”
Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?
– Подведём итоги. Как картины быта XVI века помогают понять характеры героев и идею поэмы?
(В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни XVI века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной. В поэме Лермонтов поднимает такие проблемы, как: проблемы чести, свободы, протеста против несправедливости, проблему правды, семейных взаимоотношений).
Домашнее задание:
Подготовьте выразительное чтение поэмы, учитывая связь с фольклорными традициями, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки.
Написать сочинение миниатюру на тему: «Над чем меня заставила задуматься “Песня про купца Калашникова…”.?”