Рабочая программа. Календарное планирование

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением немецкого языка

имени Героя Советского Союза Г.А. Абызова»

Согласовано

Педагогическим советом

Протокол №___



«_____»_августа_2016г.


Согласовано

Руководитель МО

гуманитарно-эстетического цикла


/_____С.К. Климина______/

«____»_августа_2016г.

Согласовано

Замдиректора по УВР



/_____________________/

«____»_августа_2016г.

Утверждено

Директор школы №35


/__О.С. Холодова__/

«____»_августа_2016г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

5-А,Б классы

Базовый уровень

Авторы-составители учителя русского языка: Скоробогатова-Бродецкая Наталья Евгеньевна, Кока Елена Юрьевна

Количество учебных часов в неделю – 3 часа

Срок реализации рабочей программы – 34 недели = 102 часа

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе «Программы курса «Литература» 5 – 11 классы» авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А, 8-е издание. Соответствует ФГОС, М.: «Русское слово», 2012г.

УМК – учебник Меркин Г.С. «Литература. 5 класс» в двух частях. М.: «Русское слово», 2015.

Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс. М.: «Русское слово», 2016.

Соловьёва Ф.Е Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 5 класс в двух частях. М.: «Русское слово», 2016.

Корниенко Н.Г., Межуева Л.А., Филиппова Е.Н. Текущий и итоговый контроль по курсу «Литература» в двух частях. М.: «Русское слово», 2016.



г.Севастополь, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Понятие «компетентность» изучали Д.Равен, Р.Кениг, И.Д.Фрумин, И.А.Зимняя, Л.И.Берестова, В.И.Байденко, А.В.Хуторской, Н.А.Гришанова и другие.

В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, отражает идеологию интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.): учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при этом понимается, что:

учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;

целеполагание – постановка и осознание целей;

учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.

Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;

действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;

действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.

Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.

В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соот­ветствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы в преподавании ли­тературы. Для ступени основного общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-9-х классов.

Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Задачи программы:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

  • развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

  • повысить индивидуальную активность;

  • повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

  • расширить кругозор школьников.

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

  • контрольно-измерительных материалов;

  • диагностики уровня сформированности компонентов учебной деятельност;

  • диагностики читательских навыков;

  • диагностики проектной деятельности;

  • листов самоконтроля и самооценки как инструмента формирования у учащихся навыка самоконтроля в учебной деятельности


Рабочая программа составлена на основе:

  • Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

  • Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч./авт.-сост. Г.С. Меркин. - 3-е изд. -М.:ООО «Русское слово-учебник», 2014

  • Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово –учебник», 2013 – 208 с.

  • Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А Чалмаев – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово –учебник», 2012 – 200 с.

  • Рабочей программы по литературе для 5-го класса / авт.: Ермолаева К.А., Цветкова О.В., Новгородский институт развития образования. – Великий Новгород, 2012.

Программа предусматривает возможность интеграции с русским языком и ИКТ.

Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (произведения) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.

Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.


Общая характеристика учебного предмета

В результате обучения по данной программе учащиеся повышают информационную, коммуникативную, деятельностную, культуроведческую, социальную компетентности.

Реализовать личностно-ориентированный подход к обучению помогут учителю Рабочие тетради с дифференцированными, творческими заданиями (издательство «Русское слово»); рубрика учебника «Вопросы и задания», в том числе по краеведению; рубрика «Для вас, любознательные!» может быть использована для индивидуальных заданий. Более подготовленным учащимся можно предложить составлять (подбирая материал) такие рубрики к другим статьям и разделам учебника и затем предоставлять этим ученикам слово на уроке. Обучению творческой литературно-критической деятельности способствуют в учебнике статьи «В мире художественного слова...», сопровождающиеся заданиями разного уровня сложности, которые учитель должен предлагать учащимся с учетом дифференцированного подхода к обучению.

Компетентностный подходрубрика «Вопросы и задания» (межпредметные и внутрипредметные связи: литература, музыка, ИЗО, история, русский язык); рубрика «В мире художественного слова» (ИВС, интеграция с русским языком, работа с источниками, культура речи).

Системно-деятельностный подход – рубрика «Вопросы и задания» – развитие речи: урок-диалог, урок-экскурсия и т.д.; рубрика «После уроков» – внеурочная деятельность: Игра «Умники и умницы», КВН, литературные гостиные, исследовательские и творческие проекты, конкурсы, коллективные дела (типы и модели) и т.д.

Рекомендуется использовать различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. К организации внеурочной деятельности учитель должен подходить профессионально, учитывая уровень подготовленности класса и отдельных учащихся и не допуская перегрузки.

Практико-ориентированный подходрубрика «Вопросы и задания» урок-практикум; рубрика «Краткий словарь»; рубрика «Живое слово»; рубрика «Пофантазируем!»; рубрика «Советуем прочитать!». В 5 классе рекомендуется организовывать сотрудничество с выходом на собственные открытия.

В реализации современных подходов к преподаванию литературы представляет интерес и работа с тестовыми заданиями, которые автор-составитель учебника Г.С. Меркин предлагает к темам и разделам. Эти тесты могут использоваться как форма текущего и итогового контроля знаний. Пятиклассникам можно предложить составить свои тесты (по образцу) и провести в классе познавательные пятиминутки, предложив отдельным учащимся выступить в роли учителя.

Виды учебной деятельности по формированию навыков связной речи должны реализовываться в пределах монографических тем. Для этого учитель, работающий в 5 классе, может выделить часть урока или при необходимости целый урок, включающий обязательную подготовительную работу по обучению способам деятельности. Так, в курсе 5-го класса целого урока требуют такие виды работ, как «изложение с творческим заданием», «письменный отзыв на эпизод», «изложение с элементами сочинения», «письменная характеристика героя». Некоторые задания предполагают сочетание классной (подготовительной) и домашней (самостоятельной) работы учащихся. К ним относятся такие виды работ, как сочинение собственной сказки, рассказ о герое, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, письменный отзыв о герое.

При работе с учебником-хрестоматией для 5-го класса учителю следует в первую очередь обращаться к тем вопросам и за­даниям, которые побуждают ученика актуализировать личный читательский опыт (Какие книги вы любите читать больше всего, почему именно их?); развивают самостоятельность мышления пятиклассников (Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя героев в ней много?); формируют навыки анализа текста (Выпишите из текста эпитеты и опре­делите, с какой целью использует их автор). В пространстве урока рекомендуется практиковать не только устные, но и небольшие письменные ответы на вопросы развивающего характера с последующим их обсуждением и элементами устно­го рецензирования учащимися лучших ответов своих одноклассников. Для организации работы с текстом учащимся следует в первую очередь предлагать вопросы, которые актуализируют опыт личностного восприятия и развивают аналитические умения (Какие поэтические образы произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему? Какой эпизод показался вам самым занимательным? Почему?). Необходимо при этом ориентировать учащихся на то, чтобы они давали развернутые, доказательные (с опорой на текст) ответы, избегая излишнего пересказа.

Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа по литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика.

Особая роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать ре­чевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем!», «После уроков» и т.д.

Разговор о творчестве любого писателя сопровождается размышлениями об особенностях языка его произведений и системой упражнений под рубриками «В мире пушкинского слова», «В мире тургеневского слова» и т.д. Эти упражнения обращают внимание ученика на значение слов, их этимологию, особенности контекста, органично интегрируя курс литературы с курсом русского языка и ориентируя школьников на самостоятельное обращение к другим источникам для поиска материала. Интерес к художественным изобразительным средствам, формирующийся у учащихся в процессе работы с этой рубрикой, также способствует повышению общей культуры речи.

Ряд заданий учебника подразумевает включение воображения. Как правило, ученикам предлагается нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ и т.д. Актуальность подобных заданий в образовательном про­цессе очевидна, ведь именно недостатки в развитии воображения часто являются причиной непонимания художественного текста.

Работа над адекватным восприятием художественного текста организуется при помощи таких традиционных приемов, как составление плана, пересказ текста.

Особое место в учебнике и в предполагаемых уроках отводится освоению теоретико-литературных понятий, дающих возможность эстететического восприятия и эстетической характеристики изученного произведения. Наиболее важным здесь представляется не акт выучивания (зазубривания) определения понятия, а накопление определенного эстетического опыта, который естественным образом приведет учащихся к пониманию значения термина и роли понятия в художественной структуре произведения и в художественном мире автора.

В учебнике использованы основные способы обеспечения преемственности ступеней образования. Содержание первой части учебника ориентировано на адаптацию пятиклассников к обучению в основной школе. Многие произведения знакомы учащимся по курсу начальной школы, однако подходы к их анализу существенно отличаются, что дает возможность школьникам по-другому взглянуть на знакомый текст.

Система предложенных в учебнике заданий может дать эффект лишь при условии отсутствия прямой назидательности. Преподаватель и ученик должны чувствовать себя свободными. При этом сохраняются невидимые, но жесткие рамки интерпретации, установленные текстом и автором.

Педагогическая ситуация, при которой ученики воспринимают учебный процесс как равноправное сотрудничество с учителем, создается, когда педагог через систему вопросов и заданий позволяет им прийти к собственным «открытиям». При этом важнейшую роль играет постижение ими эстетической ценности произведения и его нравственных аспектов.

Учебник-хрестоматия включает также справочный материал, как распределяемый по всему учебнику в виде пристраничных сносок, комментариев и т.д., так и концентрируемый в конце второй части в особом «Справочном разделе», состоящем из трех подразделов: «Советуем прочитать», «Места рождения и детских лет писателей», «Краткий словарь литературоведческих терминов». Причем из-за возрастных особенностей (пятиклассники очень медленно работают с книгой) информация справок дублируется. Первый раз термин или понятие вводится в текст учебника в соответствующей теме, а потом закрепляется в справочном разделе.

При работе с биографическим материалом прежде всего следует стремиться воссоздать образ писателя и образ его малой родины.

Поскольку доминантной идеей учебника 5 класса является приобщение к книге, формирование устойчивого интереса к систематическому инициативному чтению, нельзя упускать случая коснуться роли книги в жизни писателя. Важным воспитательным и образовательным моментом является использование воспоминаний современников, приведенных в биографических сведениях. Отражающие детали быта и исторические особенности определенной эпохи, они не только в дальнейшем помогут ученику лучше понять содержание произведений XIX века, но и дают возможность учителю наметить межпредметные взаимосвязи, формирующие у детей целостную картину мира. Например, использование воспоминаний П.В. Анненкова об Арине Родионовне, няне А.С. Пушкина, и особенно рассказ о ее нежелании воспользоваться «вольною». Эта информация может стать своеобразным контекстом или материалом для создания проблемной ситуации при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму», поможет ученику избежать прямолинейности и однозначности в оценке поступков героев, подойти к пониманию такого сложного явления, каким было в истории России крепостное право.

При изучении конкретного произведения важно сначала «отделить», а затем «соединить» понятия темы и художественной идеи. Какой бы анализ текста ни производил учитель, какую бы характеристику текста ни выполняли дети (комплексную, целостную и проч.), следует всегда помнить мысль Г.А. Гуковского о том, что художественная идея произведения может быть понята только тогда, когда читатель поймет место и роль наибольшего числа компонентов текста. Иными словами, идея художественного произведения — это всегда сумма составляющих: темы, системы образов, композиции, сюжета, фабулы и художественно-выразительных средств.

Исходя из этого в содержание самого учебника включены задания и упражнения, позволяющие характеризовать образ героя в единстве с развитием сюжета, своеобразием композиции и языковой художественной системой. Эта возможность моделируется в различных рубриках: «Вопросы и задания», «Живое слово», «В художественном мире произведения».

Так, при работе над сказом П.П. Бажова «Каменный цветок» в рубрике «Вопросы и задания» в центре внимания задания, позволяющие пятиклассникам еще раз проанализировать образ-персонаж: предлагается подумать над особенностями личности героя, отношением Данилушки к природе, к близким ему людям (бабушка, мастер и т.д.), к труду. Эти задания можно выполнить разнообразными путями, в том числе и посредством различных видов пересказа, чтения по ролям и т.д. Подобные возможности заложены также в рубрике «Живое слово».

Выделенный в отдельную рубрику материал «В мире художественного слова П.П. Бажова» составляет органическое единство с предыдущими разделами учебника. Он ориентирует учителя и ученика на размышления о том, какими художественными средствами создается образ. Здесь присутствует упоминание об отношении к просторечной лексике А.И. Куприна: оно поможет понять специфику творчества П.П. Бажова. Здесь же рассматривается лексическая характеристика Данилушки и Прокопьича. Учащимся достаточно только найти в тексте и перечитать эти слова, чтобы прийти к микровыводам.

Самое же главное это помочь понять, что, приближаясь к фольклорным, прежде всего сказочным, жанрам, сказ представляет собой совершенно особый вид художественного творчества. Над этим микроразделом статьи учебника следует работать особо. Это может быть и рассказ учителя, после которого совместно делается вывод, и самостоятельное чтение страницы учениками с фиксированием ключевых слов, и составление плана этой части статьи. Возможны, конечно, и другие формы работы. Существенно лишь то, что данный разговор на уроке обязательно должен иметь место. В дальнейшем, когда сказовые элементы встретятся в различных художественных произведениях, школьники будут углублять свои представления о сказе.

При изучении произведения Е.И. Носова, помимо использования заданий и вопросов учебника, особое внимание можно уделить различным видам чтения: выразительному чтению, чтению по ролям; проведению конкурсов выразительного чтения прозы и поэзии.

При определенных условиях возможно проведение конкурса рисунков по данным (или выбранным самими детьми) эпизодам или составление рассказа по эпизоду: берется небольшой фрагмент, а ученик продолжает его, не повторяя авторский сюжет.

Как показывает практика, изучение таких произведений, как «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Как патефон петуха от смерти спас» Е. Носова, не вызывает у детей особенного затруднения: эти произведения им близки и понятны, так как повествуют о том, что их интересует, об их сверстниках.

Сказанное, однако, совершенно не предполагает только знакомства с сюжетно-образной линией предлагаемых текстов. При работе над ними важно обращать внимание пятиклассников на художественную деталь и ее роль для понимания образа, эпизода, художественной идеи.

Важнейшим фактором формирования читателя является развитие возможностей ученика, направленных на понимание и характеристику текста.

Приемы понимания текста в учебнике представлены в системе дифференцированных заданий к художественным произведениям, позволяющих каждому ребенку осваивать знания в соответствии с индивидуальными возможностями. Для того чтобы реализовать идею личностно-ориентированного образования, необходимо знать уровень развития каждого учащегося, его интересы. Так, один учащийся тяготеет к логическому уровню, другой к репродуктивному, третий к образному и т.д. Между данными уровнями развития лежит целая гамма пограничных состояний. Наличие их позволяет понять, как вести школьника от одного уровня восприятия к другому и возможно ли это движение. Для этой цели в учебнике представлен целый ряд тестов, роль которых многообразна: они выполняют и контрольно-обучающие функции, и развивающие и часто могут являться основой для исследований целого ряда явлений. Возможно и использование других тестовых заданий, разработанных психологами и представленных в многочисленных изданиях. Однако при этом не следует забывать, что учащиеся не всегда лояльно относятся к «открытому» тестированию. Срабатывает естественная система защиты. Поэтому мы предлагаем так называемые «скрытые» тесты: ученик выполняет определенное задание, не подозревая при этом, что он дает учителю основательный материал для изучения личности.


Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание тем учебного предмета

5 класс


Введение

Книга твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель книга читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т.д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

И.З.Суриков. «В ночном».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево Карабиха»).

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».


Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

В.П.АСТАФЬЕВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.


Родная природа в произведениях писателей XX века


Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.


Итоговый урок.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).



Для заучивания наизусть

  1. И.А. Крылов. Басня – на выбор.

  2. А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

  3. М.Ю. Лермонтов. «Бородино» - отрывок.

  4. Н.А. Некрасов. 1) Одно из стихотворений – по выбору.

2) Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

  1. А.А. Блок. «Летний вечер».

  2. И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору.

  3. С.А. Есенин. 1) Одно из стихотворений – по выбору.

2) Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.


Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Сочинение – литературное

  2. Устное монологическое высказывание, пересказ, доклад, сообщение

  3. Наизусть, выразительное чтение

  4. Конспект

  5. Развернутый, короткий ответ на поставленный вопрос (письменно)

  6. Доклады, проекты с использованием ИКТ

  7. Анализ стихотворений

  8. Творческие работы (письменного и художественного характеров)



загадка

Структура загадки; сравнение, противопоставление, отрицание и т.д.



Пословицы, поговорки, афоризмы

Структурные различия пословиц и поговорок; отличие афоризмов от пословиц



Сказка, виды сказок

Сказочный сюжет; присказка, зачин, концовка

Типы сказочных персонажей

Иносказание, постоянные эпитеты, повторы, обращения и др.

Древнерусская летопись

Летописный свод



Басня

Нравоучительный сюжет, мораль

Басенный персонаж

Эзопов язык, аллегория, олицетворение

Авторская сказка

Композиция


Риторическое обращение; повтор

Стихотворение, ритм

Рифма, строфа, стих; художественный мотив

Образ лирического героя

Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, антитеза; риторическое восклицание; цветообозначение; звукообраз (ассонанс, аллитерация), деталь

Повесть, эпизод

Сюжет в повести; фантастика


Афоризм, афористическая речь; комизм, юмор, портрет героя

Рассказ

Сюжет и фабула (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); фантастика, конфликт

Образ рассказчика; герой и персонаж; комический (юмористический) персонаж

Диалог, диалогическая речь; ирония, юмор, деталь; контраст, сравнение

Стихотворение в прозе

Лирическое произведение; строфа



Сказ


Образ рассказчика

Сказовая речь; просторечная лексика

Критерии оценивания

Рекомендуемые нормы чтения вслух и про себя:


Проверка тетрадей

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения по русскому языку, планы статей учебников, сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы и т.д.

Периодичность проверки тетрадей для классных и домашних письменных работ по русскому языку и литературе должна быть следующей:


Все виды контрольных и самостоятельных работ, изложения и сочинения по русскому языку и литературе проверяются у всех учащихся в установленные сроки:


Оценка за ведение тетради по русскому языку и литературе выставляется один раз в месяц всем учащимся.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

  • при проверке контрольных и обучающих изложений, сочинений в 5–9 классах отмечаются (при необходимости исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические;

  • на полях тетради учитель обозначает недочёты в содержании знаком С (фактические ошибки – Ф, логические – Л), речевые – Р, грамматические – Г.

  • подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

  • после проверки диктанта, изложения или сочинения учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам: в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок; в изложениях и сочинениях– количество орфографических и пунктуационных ошибок, а также количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

  • после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка за работу.

За сочинение и изложение первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов. Вторая – за грамотность, перед ней указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

В целом запись выглядит так:

0–2 4

3–3–1 3

Все оценки за контрольные работы должны быть выставлены учителем в классный журнал.

За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляться в журнал по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.


Критерии устного ответа по литературе:


2

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

1

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


Оценка письменных работ


Тест


Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:

  • Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%–100% от общего количества вопросов.

  • Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

  • Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%–70% правильных ответов.

  • Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%–50% правильных ответов.

  • Оценка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.


Изложение и сочинение

Изложение и сочинение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5–9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».


Примерный объём текстов изложений и сочинений:


класс

Объём текста

подробное изложение

классное сочинение

5

100–150 слов

0,5–1,0 страницы


К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.


Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.


Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочётов.

Так, оценка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а «4» можно поставить при наличии двух недочётов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, её правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объём активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придаёт высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, неумение пользоваться стилистическими синонимами и т.д.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

За изложение и сочинение ставится две оценки: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.

При выставлении первой оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.




Критерии оценки изложения и сочинения


Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1–2 речевых недочёта.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибка


4

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3–4 речевых недочётов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

3

  1. В работе допущены существенные отклонения.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или

7 пунктуационных при отсутствии

орфографических (в 5 кл.– 5 орфографических и 4 пунктуационные, а также

4 грамматические ошибки


В целом в работе допущено 6 недочётов и до 7 речевых недочётов.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных, или

5 орфографических и 9 пунктуационных, или

9 пунктуационных, или 8 орфографических и 5 пунктуационных,

а также 7 грамматических

ошибок


Примечания


  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

  2. Если объём сочинения в полтора–два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для оценки «4» на одну единицу, для оценки «3» – на две. Например, «4» при оценке грамотности ставится при 3-х орфографических, 2-х пунктуационных и 2-х грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  • степень самостоятельности учащегося;

  • этап обучения;

  • объём работы;

  • чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Порядок выставления оценок за контрольные работы

Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отражённый в журнале учёта успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу, и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной оценкой. Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода, подлежащего аттестации. Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие.


Порядок выставления итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку:

  • усвоение теоретического материала,

  • овладение умениями,

  • речевое развитие,

  • уровень орфографической и пунктуационной грамотности.


Итоговая оценка не должна выводиться механически и являться средним арифметическим предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трёх отметок за четверть и пять за полугодие. Оценка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум, за исключением случаев длительной болезни. Ученик, не имеющий или имеющий одну оценку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету, считается неаттестованным.


Классификация ошибок

Условные графические обозначения:

С – недочёты в содержании (Л – логические, Ф – фактические).

Р – речевые недочёты.

I – орфографические ошибки.

V – пунктуационные ошибки.

Г – грамматические ошибки.


Выставление оценок:

С – Р 0 – 2 «4»

IV – Г 4 – 3 – 1 «3»