Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


\



Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной памяти М. Ю. Лермонтова.


Подготовил: Богданович Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ Школы №9 г.о.Самара


Комментарий.

Данная разработка может быть использована в качестве внеклассного мероприятия, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова для учащихся 7-9-х классов. В разработку включены не только стихи поэта, но и интересные биографические сведения, инсценировки произведений, что, несомненно, вызывает интерес учащихся.


Цель мероприятия: привлечь учащихся к чтению стихов М.Ю.Лермонтова, привить любовь к творчеству поэта, способствовать расширению кругозора учащихся. Развивать монологическую речь учащихся, сценическую культуру


Группа чтецов расположена в глубине сцены. Сцена затемнена. Звучит спокойная мелодия.


Входит ведущий, зажигает свечи.


Музыка стихает.


Ведущий (юноша): История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

(М. Ю. Лермонтова)

Ведущий (девушка): И толковала чернь тупая:

Зачем так звучно поет?

(А. С. Пущкин)


Продолжает звучать музыка.


Чтец: На буйном пиршестве задумчив он сидел

Один, покинутый безумными друзьями,

И в даль грядущую, закрытую пред нами,

Духовный взор его смотрел.


И помню я, исполнены печали,

Средь звона чаш, и криков, и речей,

И песен праздничных, и хохота гостей,

Его слова пророчески звучали.


Он говорил: «Ликуйте, о друзья!»

Что вам судьбы дряхлеющего мира?..

Над вашей головой колеблется секира,

Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.


Музыка стихает.


Ведущий (юноша): 15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет… Он был рожден для них, для тех надежд, поэзии и счастья…


Ведущий (девушка): В автобиографических набросках Лермонтов рассказывает, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать». Шести лет уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку.


Звучит спокойная музыка.


Поэт: Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала. Кто поверит мне, что я знал любовь, имея десять лет от роду? Я не знаю, кто была она, откуда, но эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум!.. Байрон говорит, что ранняя страсть означает любовь к высоким искусствам. Я думаю, что в такой душе много музыки.


Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Мне грустно…»


Чтец: По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.


Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О боге великом он пел и хвала

Его непритворна была.


Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.


Поэт: Люди друг к другу зависть питают.

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы желал.


Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»


Ведущий (юноша):Письмо М. А. Лопухиной от 23 декабря 1834 года:

«Милый друг! Что бы не случилось, я никогда не назову Вас иначе; это значило бы порвать последние нити, еще связывающие меня с прошлым, а этого я не хотел бы ни за что на свете, так как моя будущность, блистательная на первый взгляд, в сущности пуста и заурядна. Должен Вам признаться, с каждым днем я все больше убеждаюсь, что из меня вовек не получится ничего путного со всеми моими прекрасными мечтаниями на жизненном пути…

Сберегу ли я в себе хоть частицу молодой и пламенной души, которой столь некстати одарил меня Бог? Не разочаруюсь ли я во всем окончательно, что движет вперед нашу жизнь?»


Поэт: Мне всегда весело, когда я так высоко над миром. Чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она невольно делается какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

Я знаю, мне жить осталось немного. Неужели мы приходим в мир, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.


Звучит спокойная музыка.


Чтец: Лермонтов по натуре скиталец. На месте ему не по себе, он начинает бродить в мечтах. По-детски представляет себя то воином вольного Новгорода, то владельцем рыцарского замка в Шотландии.


Поэт: Вы знаете, я верю, что наш род ведет свое начало от знаменитого шотландского мага и чародея Томаса Лермонта из Эрсилдуна, воспетого Вальтером Скоттом. С его именем связана одна странная легенда. Она волновала поэта так, словно это был рассказ о его жизни.


Ведущий (юноша): В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он семь лет провел в королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите. Но вот настало время рыцарю Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. И жаль было прекрасной фее расставаться с юным рыцарем, и сказала она ему в час прощания…


Ведущий (девушка): Однажды, Томас Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей.


Ведущий (юноша): Как я узнаю его, прекрасная повелительница?


Ведущий (девушка): Ты узнаешь его сразу. И Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей. Вечерами ему слышались переливы серебристых голосов, и как живая вставала перед ним картина блаженной страны.

Шли годы. Таинственный вестник не появлялся. Но вот однажды в Эрсилдун вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители селения расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел вслед за ними, забыв обо всем на свете. Олени привели его к реке, вошли в воду, и все трое исчезли.


Звучит вальс Штрауса.

Танцуют юноша и девушка.


Поэт: Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?


Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Утес»


Чтец: Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым:

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.


Чтец: Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий…


Чтец: Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда втолкнула его судьба. На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки, одна маска сменялась другою; а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза.

Мне тогда не почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему в голову приходили те стихи…»


Поэт: Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей…


(Садиться в задумчивости)


Когда же, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную частью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!…


Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Парус»


Чтец: Его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он тоскует и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус?


Поэт: И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасной вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…


Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Горные вершины»


Чтец: Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес звучит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;


Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста не ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…


Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…


Чтец: В. Г. Белинский о Лермонтове:

«Вот оно, то бурное одушевление, та трепещущая, изнемогающая от полноты своей страсть. Вечная и никогда неудовлетворимая жажда все обнять, со всем слиться. Великий поэт, говоря о себе самом, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству.

Стихи Лермонтова о своем поколении писаны кровью. Они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти.

Наш век гнушается лицемерством. Он громко говорит о своих грехах. Он понял, что осознание своей греховности есть первый шаг к спасению.


Поэт: Печально я гляжу на наше поколение!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властью – презренные рабы.


Чтец: Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым. Пушкин, часто недовольный и печальный, оскорбленный и полный негодования, все же готов заключить мир. Он желает его, он не теряет на него надежды; в его сердце не переставала звучать струна воспоминаний о временах императора Александра.

Лермонтов же так свыкся с отчаянием и враждебностью, что не только не искал выхода, но и не видел возможности борьбы или согласия. Лермонтов никогда не знал надежды, он не жертвовал собой, ибо ничто не требовало этого самопожертвования. Он не шел, гордо неся голову навстречу палачу, как Пестель или Рылеев, он не мог верить в действенность жертвы; он метнулся в сторону и погиб ни за что.

(А. И. Герцен)


Звучит спокойная мелодия.


Поэт: Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто б не спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был,

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.


Чтец: В апреле 1840 года Лермонтов был сослан в действующую армию на Кавказ, где его ждала роковая встреча с майором Мартыновым. За три года до этого он был сослан сюда за стихи на смерть Пушкина. Он писал о судьбе любимого им поэта – строки стихов вырисовывали и его судьбу. Он грозил возмездием палачам – палачи слали его под пули. Странными, неведомыми путями сплетались судьбы поэтов и их убийц.


Поэт: В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь сочилася мою.

Лежал я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня – но спал я мертвым сном.


Звучит песня в исполнении Ж. Бечевской «Черный ворон»


Ведущий (юноша): Он лежал не в долине Дагестана, а у подножия горы Машук.


Ведущий (девушка): Полдневный жар отпылал. Над Кавказом грохотала гроза.



Цель мероприятия: привлечь учащихся к чтению лермонтовских стихов, привить любовь к творчеству поэта-земляка. Развивать монологическую речь учащихся.