Творчество М.В.Ломоносова. Урок 7. класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока литературы в 7 классе

Тема урока:

«М.В. Ломоносов - ученый, поэт, общественный деятель».

Цели урока:

обучающие:

ознакомление с основными событиями жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова.

развивающие:

развитие навыков опережающего восприятия литературной и личной судьбы великого человека.

воспитательные: привитие интереса к подлинному искусству и воспитание народного и национального чувства при ознакомлении с произведениями классика.

Оборудование урока: портреты Петра I, Елизаветы, мозаичные картины Ломоносова, фотографии МГУ

Великий характер, явление, делающее честь

человеческой природе и русскому имени.

В.Г.Белинский.

ХОД УРОКА

I. Организация работы класса.

Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых великих и талантливых людей России М.В. Ломоносову.

Произведения, созданные Ломоносовым, живы и будут жить дальше, потому что их одушевляет огромная нравственная сила.

«С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (воспитатель); он был ее Петром Великим», - писал В.Г.Белинский.

II. Активизация познавательной деятельности учащихся

Знакомство с биографией М.В.Ломоносова (опережающее обучение)

Сообщение 1.

Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в деревне Денисовка близ города Холмогоры что недалеко от Архангельска. Отец Ломоносова - Василий Дорофеевич - был крестьянином-рыбаком. Детство Миши было нелегким. Он рано потерял мать, а после того как в доме появилась мачеха, и совсем стало худо. Десятилетним мальчиком Ломоносов уходит с отцом в долгие плавания по Белому морю на небольшом парусном судне. В этих плаваниях закалились мужество и энергия мальчика, познавалась жизнь в ее заманчивой красоте и трудностях.

Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка.

Зимой 1730 года девятнадцатилетний Ломоносов отправляется в Москву, с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг – грамматики и арифметики, составлявших тогда всю его библиотеку.

Рыбный обоз, к которому пристал Ломоносов, прибыл в Москву в начале января. Стояли морозы. Ломоносову негде было даже переночевать. Большая Москва не ждала пришельца с Севера, и первую ночь ему пришлось провести под открытым небом в санях-розвальнях.

Вскоре Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.

Разносторонне образованный юноша с необычайной тягой к знаниям не мог не обратить на себя внимание преподавателей академии. Поэтому, когда из сената пришло распоряжение послать в Петербургскую Академию наук двадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов.

В сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург для изучения химии и горнорудного дела.

Сообщение 2.

Ломоносов мечтал о процветании родины и своими научными трудами как только мог способствовал этому.

Выдающийся ученый, человек гениального ума, он страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира, был неутомимым экспериментатором.

Достаточно сказать, что при изготовлении цветных стекол для мозаичных работ он провел 2184 опыта в стеклянной печи. Им было создано несколько мозаичных портретов, а также уникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина «Полтавская баталия».

«Полтавская баталия».

Мастерство ее отделки остается непревзойденным.

Ломоносов демонстрирует Екатерине II свои мозаичные произведения.

Столь же настойчив был и в других изысканиях. В работе он забывал о еде, отдыхе и, можно сказать, не щадил жизни своей ради науки.

Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;

Отрада вся, когда о лете я пишу;

О лете я пишу, а им не наслаждаюсь

И радости в одном мечтании ищу.

Такое признание сделал Ломоносов о себе в одном частном послании 1750 года.

Сообщение 3.

Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития отечественного просвещения. 26 апреля 1755 года был открыт Московский университет, сразу же став признанным флагманом русской науки.

Ломоносов, желая помочь соотечественникам овладеть искусством слова, создает в 1755 году первую «Российскую грамматику», в которой систематически и глубоко разрабатывает важнейшие грамматические категории родного языка.

Значение «Грамматики» Ломоносова трудно переоценить. Ее появление способствовало развитию литературного языка, открывало доступ к грамоте самым широким слоям общества. Написана она ярким и четким языком.

Одновременно с грамматикой Ломоносов разрабатывает и теорию «трех штилей», которая явилась опорным моментом всех его начинаний в области преобразования русского литературного языка.

Для каждого стиля Ломоносов предложил свой ряд «речений». Так, в произведениях, написанных высоким «штилем» (героические поэмы, оды, ораторские речи), можно было использовать, помимо русских слов, и церковнославянизмы, но только такие, которые понятны всем грамотным людям.

В среднем «штиле» (трагедии, сатиры, научные произведения) следовало использовать главным образом русские слова и лишь иногда употреблять церковнославянизмы, но так, чтобы «слог не казался надутым».

Низкий «штиль» (комедии, эпиграммы, песни, дружеские послания) определялся подбором слов чисто русского происхождения.

«Теория трех штилей»

                НИЗКИЙ

Героические  поэмы, оды

Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзьям

Комедии, песни, басни, эпиграммы


Таким образом, Ломоносов взял курс на ограничение церковнославянизмов, на сближение литературного языка с разговорной речью.

Преобразование Ломоносова способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.

III. Чтение и анализ отрывка из оды Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

(Демонстрируется портрет Елизаветы.)

В словаре ученики находят определение оды, записывают его.

Ода (от греч «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события.

Жанр оды возник в античности, т.е. в древние времена. Содержание оды всегда торжественное, возвышенное.

- Ода – наиболее важный жанр в литературе 18 в. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов.

Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

Ломоносов написал 20 больших торжественных од. В оде воспевали монархов, потому что они олицетворяли государство, героев – потому, что они служили государству, географические просторы – потому, что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому, что он способствовал процветанию государства.. Ода в XVIII веке была высоко пафосной; в ней воспевали победы русского оружия, дни рождения, восшествия на престол, коронацию. Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стала образцом для одописцев второй половины XVIII века и даже начала XIX века.

В 1747 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Ода окрашена настроением патриотического восторга, призыва. Произведение написано четырёхстопным ямбом, который, по мнению Ломоносова, усиливает Благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.Ломоносов пропагандировал ямб как наиболее благородный стихотворный метр.

СПРАВКА. За оду, написанную к первому юбилею восшествия на престол императрицы, Елизавета Петровна наградила Ломоносов двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза. Давайте послушаем отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни императрицы Елизаветы Петровны».

IV. Беседа по вопросам:

- Что воспевает в оде Ломоносов?

- К кому обращается автор в первых строках отрывка? (К молодым соотечественникам)

- К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра)

- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю» (Отечество, благословенны, ободрены, отраду)

Ребята, как вы думаете, какова ведущая тема оды?

Предполагаемые ответы учеников: Главной темой оды является тема России, её процветание. Мир – это основное условие для успешного процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Пётр Первый для Ломоносова –национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

Учитель: Давайте послушаем обращение Ломоносова к юношам и гимн просвещению как залогу успешного развития России. ( Призыв к юношам читает ученик)

Беседа с учащимися по прослушанному отрывку. Совместные выводы:

Похвалы императрице Елизавете сочетаются с наказом быть просвещённой монархиней, расширять науки, заботиться о благе общества.

Ода написана высоким, торжественным стилем, который создаётся использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, классы)

В оде широко используются приёмы, характерные для стиля русской классической оды:

  • Метафоры, сравнения;

  • Употребление образов античной мифологии

  • Олицетворения;

  • Гиперболы

  • Риторические вопросы и восклицания.

Итак, сделаем вывод: ода написана высоким, торжественным стилем и её отличает величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.

Главный призыв – призыв к просвещению.

С именем Петра Ломоносов связывал свои представления о России. В лице Петра он воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации.

V .Рефлексия.

- В какое время жил М.В.Ломоносов, как развивался образовательный процесс ?

- Каковы открытия М.В.Ломоносова в области языка и литературы ?

- Ведущий литературный жанр в творчестве поэта?

(Примерные ответы обучающихся)

Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Круг научных открытий ученого необычайно широк. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.

По глубокому и верному замечанию А.С.Пушкина, Ломоносов был «первым нашим университетом».

Ломоносов – ученый, поэт, философ – один из тех великих деятелей, которым благодарные потомки ставят памятники, но главным памятником для него стал памятник нерукотворный – это его дела, свершения на благо отечества и человека. Потому что Ломоносов сыграл важную роль в жизни каждого из нас, дав нам во владения свои великие открытия.

Верность своему делу, трудолюбие, стремление постичь новое – вот те нравственные ориентиры, к которым должен стремиться каждый из нас.

Ломоносов М.В., прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности - таков итог его кропотливых трудов. Мы смело можем сказать, что жизнь и деятельность Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.

VI. Домашнее задание.

Выучить отрывок из оды наизусть (стр. 86-87)