Пояснительная записка к рабочей программе по литературе под ред.В.Я.Коровиной. 6 класс.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


I. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской про­граммы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Про­свещение, 2014) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и реализуется в течение одного года обучения.

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления исто­рико-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оцени­вать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, об­ладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссий­ским гражданским сознанием, чувством патрио­тизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведе­ний отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании об­разной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, исто­ризма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постиже­ния смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказы­вании), и создание собственного текста, пред­ставление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными действи­ями (формулировать цели деятельности, пла­нировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, вклю­чая Интернет и др.):

  • использование опыта обобщения с произве­дениями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с огра­ниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образова­тельной программы и соответствующему уси­лению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психо­лого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образователь­ного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, взаимодействия всех его участ­ников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающих­ся, в том числе одаренных детей, детей с ограни­ченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систе­му клубов, секций, студий и кружков, организа­цию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений до­полнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для при обретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отве­чающих требованиям информационного обще­ства, инновационной экономики, задачам по­строения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конcтруирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (ре­зультата) личностного и познавательного раз­вития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигну­ты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с клас­сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоин­ствами, выражающими жизненную правду, общегу­манистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание деятельности по предмету

В возрастной группе (5-6 классы) формируются представ­ления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений раз­ных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связа­ны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять вни­мание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной дея­тельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся

п/п

Форма контроля уровня

достижений обучающихся

Критерии оценки

1

Сочинение

(примерный объем

классных

сочинений

0,5 – 1 страница)



Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

(1 пунктуац.)

или

(1 грамматич.)


«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.) или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

2

Диктант

(основные литературные

понятия и термины)

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

3

Тестовые задания

В тестовых заданиях предусматривается 20 вопросов.

20- 18 верных ответа – «5»

17-14 верных ответов – «4»

13-10 верных ответов – «3»

9 и менее верных ответов - «2»

4

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

5

Устный ответ

Отметка «5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

Отметка «4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

Отметка «3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

Отметка «2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

Отметкой «1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


II. Общая характеристика предмета

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе ХVIII, XIX, ХХ вв. Рус­ская литература является одним из основных источ­ников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изуче­ние языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» опре­деляется тем, что он представляет собой единство сло­весного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологиче­ского и проблемно-тематического принципов. Содер­жание курса включает произведения русской и зару­бежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 клас­се - художественное произведение и автор. В програм­ме соблюдена системная направленность - курс 6 клас­са представлен разделами: Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века.

Русская литература XIX века.

Русская литература ХХ века.

Зарубежная литература.

Сведения по теории и истории литературы.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Мето­дическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального ком­понента государственного стандарта общего образова­ния», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную дея­тельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, от­зывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки про­изведений для самостоятельного чтения.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности и формы обучения с целью освоения содержания художествен­ных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и по­нимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о про­изведениях;

  • написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.


Преподавание литературы в 6 классе неразрывно связано с другими школьными предметами: русским языком, историей, изобразительным искусством и музыкой, что способствует формированию метапредметных универсальных учебных действий.

III. Описание предмета в учебном плане

Учебный предмет «Литература» относится к предметной области филологии.

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Введение. Литература как художественное отражение жизни – 1 час

Устное народное творчество – 4 часа

Древнерусская литература – 2 часа

Русская литература XVIII века – 1 час

Русская литература XIX века – 42 часа

Русская литература ХХ века – 24 часов

Зарубежная литература – 25 часов

Резерв – 6 часов


Учебно-тематическое планирование по литературе в 6 классе

п/п

Название раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение.

1

1

2.

Устное народное творчество.

4

4

3.

Из древнерусской литературы.

2

2

4.

Из русской литературы ХVIII века

1

1

5.

Из русской литературы XIX века.

42

42

6.

Из русской литературы XX века.

24

24

7.

Зарубежная литература

25

25

8.

Резерв

6

6

Итого:

105

105


IV. Описание ценностных ориентиров

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления исто­рико-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оцени­вать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.



V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литература» является формирование следующих УУД и качеств:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование следующих УУД:


Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.



Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих УУД:

осознанно воспринимать и понимать художественный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

выделять нравственную проблематику художественных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выразительно читать художественные произведения;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; – сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



VI. Содержание тем учебного курса


Раздел учебного

курса, кол-во ча­сов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы кон­троля

Введение, 1ч

Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «литера­тура», «книга», «структура учебника»)


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре

Тест

Устное народное творчество,

Малые жанры фольклора.

Научиться осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные дейст­вия в громко речевой и умственной фор­мах, использовать речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Выразительное чтение, краткий пересказ, творческие задания.

Из древнерусской литературы, 2ч

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа; уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Выразительное чтение, краткий пересказ, творческие задания.

Из литературы 18 века, 1ч

И. И. Дмитриев. «Муха».



Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Пересказ фрагментов публицистического и научно – популярного текстов. Выразительное чтение басни. Определение значения незнакомых слов. Устные ответы на вопросы.

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихо­творный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Выставка домашних иллюстраций, творческое задание.

Из литературы 19 века, 42ч


И. А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей»;

А.С. Пуш­кин. «И.И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Барышня-крестьянка», «Дубровский»;

М.Ю.Лермонтов «Тучи», «Листок», «На севере диком ...», «Утес», «Три паль­мы»;

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»;

Ф. И. Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело ...», «С поляны коршун поднялся...»

Л.Н.Толстой «Детство»;

И.С.Тургенев «Бежин луг»;

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила ... », «Еще май­ская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»;

Н.А. Некра­сов «Железная дорога», «Дедушка»;

Н. С. Лесков «Левша»;

А. П. Чехов «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др.

Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ...», «По­смотри, какая мгла... »;

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ...», «Чудный град ... »;

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы ...».

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, умений по­строения и реализации новых знаний, понятий, способов действий. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Познавательные: уметь проводить исследо­вание и давать личностные характеристики изучаемых объектов.

Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста.

Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяс­нения) содержания совершенных действий в форме речевых значений).

Выразительное чтение художественного текста, беседа, пересказ, составление таблиц, сочинение.

Из литературы 20 века, 24ч

А.И. Ку­прин «Чудесный доктор», «Тапёр»;

А. П. Пла­тонов «Неизвестный цветок»;

А.С. Грин «Алые паруса»;

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

Д.С.Самойлов  «Сороковые»; 

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»;

В.Г.Распутин «Уроки француз­ского»;

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

С.А. Есенин «Мелколе­сье. Степь и дали...», «Поро­ша»;

А.А. Ах­матова «Перед вес­ной бывают дни такие...»;

Н.М.Руб­цов "Звезда полей", "Ли­стья осенние", "В горнице";

В.М. Шукшин «Срезал», «Кpuтики»;

Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»;

В.Железников «Чучело».


Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, умений по­строения и реализации новых знаний, понятий, способов действий. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Выразительное чтение художественного текста, беседа, пересказ, составление таблиц, сочинение.

Из зарубежной литературы, 25 ч

Мифы Древ­ней Греции;

Геродот «Легенда об Арионе»;

Гомер «Илиада», «Одиссея»;

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»;

Ф. Шиллер «Перчатка»;

П. Мериме «Маттео Фальконе»;

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

Д.Лондон «Любовь к жизни»;

Э.Сетон – Томпсон «Снап».


Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, умений по­строения и реализации новых знаний, понятий, способов действий. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Познавательные: овладеть навыком смыс­лового чтения, формировать навыки вы­разительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосно­вывать.

Регулятивные: выполнять учебные дейст­вия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ.

Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формули­ровать свою точку зрения и позицию.

Выразительное чтение художественного текста, беседа, пересказ, составление таблиц, сочинение.

Резерв, 6 ч.







ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Литература как художественное отражение жизни.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленич­ные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразитель­ность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.

Развитие речи (далее - Р.Р.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование вы­разительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических со­бытий и вымысел, отражение народных идеалов (па­триотизма, ума, находчивости),

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1 ч)

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев.

Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастов­ством,

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, ино­сказание (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензи­рование выразительного чтения. Характеристика геро­ев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (42 ч)

Иван Андреевич Крылов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя­-баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Басня «Листы и корни» - размышление о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример крити­ки мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна,

Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение не­вежественного судьи, глухого к произведениям истин­ного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензи­рование выразительного чтения. Характеристика геро­ев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин (11 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ли­цейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. На­родно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты чело­века и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вы­мышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дуб­ровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история люб­ви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы..

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Уче­нические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ­та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием срав­нения как основа построения стихотворения. Особен­ности интонации.

«Листок», «На севере диком ... », «Утес», «Три паль­мы». Тема красоты, гармония человека с миром. Осо­бенности выражения темы одиночества в лирике Лер­монтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Николай Васильевич Гоголь (2ч) (для внеклассного чтения)

«Старосветские помещики».

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их ду­ховный мир. Пытливость, любознательность, впечат­лительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характе­ристика персонажей (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устная и письменная характери­стика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело ...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлеваю­щих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изо­бражении природы. «Листья» - символ краткой, но яр­кой жизни.

«С поляны коршун поднялся ...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р.Р. Устный и письменный анализ текста, чтение наизусть.

Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила ...», «Еще май­ская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы ... ». Жизне­утверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утончен­ный психологизм. Мимолетное и неуловимое как чер­ты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для ис­кусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Лев Николаевич Толстой (5ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Детство» - первая часть автобиографической трилогии. Радостные и грустные моменты в жизни главного героя – Николеньки Иртеньева.

Р.Р. Устный и письменный анализ текста. Письменный ответ на вопрос проблемного характера.

Николай Алексеевич Некрасов (3ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейза­жа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фанта­стических картин. Диалог-спор. Значение риториче­ских вопросов в стихотворении.

Историческая поэма «Дедушка». (для внеклассного чтения)

Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представ­ления).

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности язы­ка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представ­ления).

Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя,

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение ли­цемерия. Роль художественной детали.

«Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Р.Р. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (1 ч)

Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ...», «По­смотри, какая мгла...»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ...», «Чудный град ... »; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы ... ». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные со­стояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы.

Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана письменного высказывания

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч)

Александр Иванович Куприн (3 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (на­чальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

«Тапёр» (для внеклассного чтения)

Андрей Платонович Платонов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пей­зажных образов (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Устная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

РР Письменный ответ на проблемный вопрос.

Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины ...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотво­рения, рассказывающие о солдатских буднях, пробу­ждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, от­ветственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие дол­га. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), осо­бенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (на­чальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свой­ственные юному герою. Душевная щедрость учитель­ницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная про­блематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nо­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. письменный ответ на вопрос.

Родная природа в русской поэзии XX века (для самостоятельного чтения).

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном ...»; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали ...», «Поро­ша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ...»

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь рит­мики и мелодики стиха с эмоциональным состояни­ем, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличитель­ные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге.

Василий Макарович Шукшин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Кpuтики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, правед­ников. Человеческая открытость миру как синоним не­защищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nо­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Устная характеристика героев.

Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (1 ч) (для самостоятельного чтения)

Габдулла Тукай

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звез­да», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев

Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда ...», «Каким бы ма­лым ни был мой народ ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Ос­новные поэтические образы, символизирующие Ро­дину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (25 ч)

Мифы Древней Греции (3 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Опи­сание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хит­роумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, лю­бящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем, «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужест­венных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приоб­щение к истинно народному пониманию правды жиз­ни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над циви­лизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Э.Сетон – Томпсон (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Снап» (история бультерьера). Героическое поведение собаки.

Р.Р. Устная характеристика героев.

Д.Лондон (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Любовь к жизни» - гимн человеческому мужеству и отваге.

Р.Р. Устная характеристика героев.


Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.



VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

2

Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 6 кл. — М.: Просвещение, 2014.

3

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 6 кл.: Методические советы. — М.: Просвещение, 2014.

Печатные пособия

1

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

2

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

3

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

4

Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе к учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 6 класс"- М.: Экзамен 2014

5

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

6

Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе 6 класс к учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 6 класс". - М.: Экзамен 2014

7

Трунцева Т.Н. Рабочая программа по литературе к УМК В.Я. Коровиной 6 класс, - М.: ВАКО 2014

Экранно – звуковые пособия

1

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

2

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

3

Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 6 класс. Электронное приложение.



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

[link] Мифологическая энциклопедия.







VIII. Приложения к программе


Тест по роману А.С.Пушкина «Дубровский».


1.Как звали Троекурова?

а) Антон Пафнутьич;

б) Кирила Петрович;

в) Андрей Гаврилович.

2.Троекуров в романе:

а) высокообразованный дворянин;

б) человек необразованный и грубый;

в) получил блестящее образование в Петербурге.

3.Троекуров:

а) имел много крепостных;

б) был бедный, жил со слугой и няней;

в) отпустил всех крепостных на волю.

4. Поместье Троекурова называлось:

а) Кистенёвка;

б) Покровское;

в) Арбатово.

5. Как звали старого Дубровского, отца Владимира?

а) Антон Пафнутьич;

б) Кирилла Петрович;

в) Андрей Гаврилович.

6. Старый Дубровский в романе:

а) был очень богат;

б) владел 70 крестьянами;

в) служил в армии и получал там жалованье.

7. Поместье Дубровских называлось:

а) Кистенёвка;

б) Покровское;

в) Арбатово.

8. Троекуров по чину и званию:

а) был выше старого Дубровского;

б) равный с ним;

в) был ниже старого Дубровского.

9. Причина ссоры между героями:

а) наглая шутка псаря Парамошки и реакция Троекурова ;

б) право владения Кистенёвкой;

в) зависть Дубровского.

10. Владимир Дубровский:

а) жил с отцом;

б) воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге;

в) скрывался за границей.

11. Владимир приехал домой по вызову няни и:
а) застал отца живым и здоровым;

б) нашёл отца больным и впавшим в детство;

в) не застал отца в живых.

12. Владимир Дубровский:

а) любил Троекурова как родного отца;

б) боялся Троекурова;

в) ненавидел Троекурова и хотел отомстить за смерть отца.

13. Кистенёвку сожгли:

а) случайно;

б) крепостные Дубровских по собственной инициативе;

в) крестьяне по сговору с Владимиром.

14. Архип-кузнец:

а) жестокий злодей;

б) добрый и миролюбивый;

в) справедливый.

15. Дефорж, появившийся в доме Троекурова,- это:

а) Владимир Дубровский;

б) настоящий француз-учитель;

в) переодетый крепостной Дубровского.

16. Самый первый, кто узнаёт правду об учителе :

а) Антон Пафнутьич Спицын;

б) Троекуров;

в) Маша Троекурова.

17.Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем, потому что:

а) Дефорж затащил его к себе силой;

б) Антон Пафнутьич сам захотел с ним ночевать;

в) Троекуров приказал Антону Пафнутьичу не спускать глаз с учителя.

18. Саша в романе – это:

а) крепостной Дубровского;

б) брат Маши Троекуровой;

в) младший брат Дубровского.

19. Владимир Дубровский:

а) ровесник Маши;

б) намного старше её;

в) старше Маши на 5 лет.

20. Маша Троекурова пошла на свидание:

а) потому что сразу влюбилась в Дефоржа;

б) потому что знала, что это Дубровский;

в) из любопытства.

21. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:

а) очень любила князя Верейского;

б) считала брак, освященный венчанием, нерасторжимым;

в) считала, что Дубровский не любит её, и боялась его.

22. Дубровский в конце романа:

а) возвращается к своим разбойникам;

б) погибает от выстрела князя Верейского;

в) навсегда оставляет шайку разбойников и уезжает за границу.



Итоговый тест

1 вариант Часть А


  1. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

а) повесть

б) житие

в) летопись


2. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым

б) уважение к богатому соседу

в) любовь к Марье Кириловне


3. Из какой басни И.А.Крылова мораль: «Избави Бог и нас от этих судий».

а) «Осёл и Соловей»

б) «Ларчик»

в) «Листы и корни»


  1. Что объединяет стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс», «На севере диком»,

«Тучи»?

а) тема одиночества

б) лирический герой

в) пейзаж


5. Метафора – это

а) слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на

сходстве;

б) художественное определение;

в) изображение одного предмета путём сравнения его с другим.


6. Определите, какое средство выразительности использует А.С. Пушкин в

следующих строчках: Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег, снег лежит

А) олицетворение

б) эпитет

в) метафора


7. Какой истории не было в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

а) о бабе-яге

б) о русалке

в) о лешем


  1. Укажите, как называется жанр литературы, повествующий об одном или нескольких событиях в жизни героя?

а) повесть

б) басня

в) рассказ


9. Какую работу должен был выполнить левша и что он сделал?

а) делал подковы

б) выбивал на подковах имена

в) ковал гвоздики, на которых держались подковы

10. Действия рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый» происходят на:

а) в гимназии

б) на вокзале

в) в поезде


11. Что стало причиной ссоры Насти и Митраши?

а) упрямство Митраши

б) желание Насти взять верх над братом

в) желание идти по разным тропам


12. Мальчик в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул

бабушку, потому что:

а) не любил бабушку

б) не хотел собирать землянику

в) поддался на уговоры деревенских детей

13. Рассказчик из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского» стал

играть на деньги, чтобы:

а) послать их матери

б) покупать молоко

в) купать конфеты


14. Какое мероприятие сорвало урок математики в рассказе Ф.А. Искандера

«Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) уколы против тифа

б) поход в краеведческий музей

в) профилактические прививки


15. Маленький принц оставил на своей планете:

а) лилию

б) розу

в) одуванчик


Часть В


  1. Назовите произведение и героя, чей портрет приведён ниже: «Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный».


  1. Назовите произведение и его автора по начальным строчкам: « Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр».

  1. Из какого произведения данный пейзаж? (Назовите автора и произведение): «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно встаёт под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман».

  1. О ком идёт речь в следующих строчках?(Назовите произведение и героя):

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; дом его всегда полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения».


  1. Из какого произведения данный интерьер? (Назовите автора и произведение): «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприёмник с проигрывателем – редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо



2 вариант Часть А


1. Кто автор «Повести временных лет»?

а) Никон

б) Нестор

в) Пимен


2. Почему отказалась от помощи Дубровского Марья Кириловна?

а) разлюбила его

б) обиделась на него за опоздание

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность


3. Из какой басни И.А.Крылова мораль: Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

а) «Осёл и Соловей»

б) «Ларчик»

в) «Листы и корни»


4. Кому посвящены начальные строки А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг

бесценный!..»?

а) Дельвигу

б) Кюхельбекеру

в) Пущину


5. Эпитет – это

а) слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на

сходстве;

б) художественное определение;

в) изображение одного предмета путём сравнения его с другим.


6. Определите, какое средство выразительности использует А.С.Пушкин в

следующих строчках: Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.

а) эпитет

б) метафора

в) олицетворение


7. Как погиб Павлуша?

а) утонул в реке

б) разбился, упав с лошади

в) сгорел во время пожара


8. Укажите, как называется жанр литературы, в котором изображается ряд

событий из жизни человека и в котором несколько действующих лиц?

а) повесть

б) рассказ

в) басня


9. Дорога, о которой идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова, была построена

между:

а) Москвой и Ярославлем

б) Москвой и Петербургом

в) Москвой и Петрозаводском


10. Какой рассказ не принадлежит перу А.П.Чехова?»

а) «Толстый и тонкий»

б) «Хирургия»

в) «Метель»


11. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь?

а) Настя

б) собака Травка

в) охотники


12. Учительница в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» играла со своим

учеником в азартную игру:

а) чтобы завоевать доверие ученика

б) потому что ей было интересно играть в азартные игры

в) чтобы мальчик мог покупать себе молоко


13. Где происходят действия в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг

Геракла»?

а) в школе

б) в деревне

в) на стадионе


14. В древнегреческой мифологии Геракл – это сын:

а) бога Зевса и Алкмены

б) бога Аполлона

в) царя Элиды


15. Одиссей и его спутники сумели сбежать от Циклопа:

а) найдя потайной ход

б) спрятавшись под брюхом у овец

в) убив Циклопа


Часть В


1. Назовите произведение и героя, чей портрет приведён ниже: « …волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее».


  1. Назовите произведение и его автора по начальным строчкам: «Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе, были людьми

неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Так что утверждение насчёт того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, вряд ли абсолютно точно».


  1. Из какого произведения данный пейзаж? (Назовите автора и произведение): «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком, Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано».


  1. О ком идёт речь в следующих строчках? (Назовите произведение и героя): «Он

стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели парусников, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что в силу характера работы отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний»,


  1. Из какого произведение данный интерьер? (Назовите автора и произведение): «Подъезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и. наконец, в самом главном зале разные огромные бюстры, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский».





26