Мои родственники – участники Великой Отечественной войны
Работу выполнила:
КНЯЗЕВА Александра Евгеньевна,
17 лет,
ученица 11 класса
Учитель:
Князева Вера Александровна
г.Чистополь
2015 г.
Мой земляк – молодой скромный парень,
Ты тогда уходил на войну,
И не важно, кто: русский, татарин,
Ты погиб, защищая страну.
…Льдом свинца перерезало горло,
Страшный враг погубил все мечты…
Четверть века спустя в ту же школу
Я пришел, где учился и ты…
… Для тебя сочинил эту песню,
Грусть и боль душу рвут, как струну.
В мире не было парня чудесней,
Но ты погиб, защищая страну…
А.В.Шабаев
Скоро наша страна будет отмечать великий праздник. Семьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны. Мы, молодое поколение, знаем о той страшной войне только по фильмам, книгам, да из рассказов старших. Эта война стала серьезным испытанием для всего советского народа, раскрыла возможности человеческого духа. 1418 дней и ночей наша страна истекала кровью…Боролась с врагом, вероломно напавшем на нашу страну. С лица земли были стерты целые города, поселки, деревни. Брест, Сталинрад, Ленинград, Смоленск, жителям этих городов пришлось очень тяжело. А разве в тылу в то время было легче, чем на передовой? А концентрационные лагеря? Везде шла борьба не на жизнь, а на смерть. Поэтому мы никогда не должны забывать о том, какой ценой далась нам победа.
Стихотворение, которое я использовала в качестве эпиграфа, написал мой учитель Шабаев Алексей Васильевич. Оно посвящено Герою Советского Союза Маринину Виктору Ивановичу, который также, как А.В.Шабаев и я, учился в первой школе. Сейчас на здании моей школы висит мемориальная доска с надписью: «В этой школе учились Герои Советского Союза В.И.Маринин, А.С.Калашников, Б.С.Чекин». В школе есть музей боевой славы, в котором собран уникальный материал о героях-выпускниках, об учителях-участниках ВОВ, о детях писателей, которые учились в моей школе во время эвакуации в Чистополь. Именно в моей школе учениками-краеведами под руководством учителей Р.Н.Пормана и Н.С.Харитоновой был собран материал, который позднее вошел в книгу выпускника нашей школы Г.С.Муханова «Чистопольские страницы».
Войну приближали все, не только герои. Обычные люди, которые делали невозможное в поле, у станка, у боевого орудия, в окопе, блиндаже, госпитале, концлагере... «Фронт + Тыл = Победа!» - эта формула была выстрадана чистопольцами также, как жителями блокадного Ленинграда, огненного Сталинграда, города-героя Бреста, деревень Прохоровка, Крюково…
Да, много лет прошло с той страшной войны, но мы о ней никогда не забудем, в нашей памяти навсегда останутся имена тех, кто погиб для того, чтобы жили мы… В нашей семье свято чтут имена родственников, погибших на войне: моя мама по крупицам собирала и до сих пор собирает материалы по военным архивам, военкоматам, сейчас готовит к изданию книгу, в которую войдет материал о наших героях. Пусть никто из наших родных не удостоен звания Героя Советского Союза, но это нисколько не преуменьшает их вклада в общую Победу.
С той войны не вернулись пять наших родственников… Все, что от них осталось, – это треугольные письма-похоронки, блиц-карта узника концлагеря, извещения о пропавших без вести, фотографии, на которых они навсегда остались молодыми…Материал об одном из них, Смирнове В.Е., вошел в книгу «Солдаты Победы», составленную чистопольскими краеведами, сведения о других очень скупы и не всегда достоверны. Хочу рассказать вам о моих родственниках-участниках Великой Отечественной войны.
СМИРНОВ Анатолий Егорович (отец моей бабушки по материнской линии) погиб в октябре 1941 года под Смоленском. А двумя месяцами раньше, как пришло это страшное послание в деревню Хилиновка Чистопольского района, у него родилась вторя дочь Мария, которая никогда не видела своего отца живым. Да и моя бабушка его не помнит, ведь ей, когда он погиб, было всего 2 года.
Ночью под небом мирным,
Нет этим снам конца:
Снова взывает мина –
Та, что убьет отца.
…Время швгает мерно,
И через тридцать лет
Я соберусь, наверно,
Вьявь под славный Смоленск.
Где не бывала мама,
Встречу вдруг близнеца:
В жилах кранного мака –
Кровь моего отца.
С.Григорьева
Его старший брат, СМИРНОВ Григорий Егорович, действующий офицер Красной Армии, погиб 22 июня 1941 года под Брестом. Он служил у границы с Польшей. В субботу, 21 июня, он с офицерами был на рыбалке, а вечером его срочно вызвали в часть. Где-то около 10 часов вечера он прислал с солдатом жене записку, наспех написанную карандашом, в которой сообщалось, чтобы жена Лиза с маленькой дочкой Томочкой срочно бежала к вокзалу и ехала к матери в Саратов. С собой нужно было взять только самое необходимое: документы и одежду. Больше Григория никто не видел. Он погиб в первый день войны. Его единственная дочь живет сейчас в С.Петербурге.
ЗАХАРОВ Василий Захарович, младший брат моей прабабушки, погиб в марте 1945 года от ран в госпитале. Никаких сведений о нем родные не получили. Только в 2014 году моей маме удалось выяснить, почему его след затерялся. Он был военным разведчиком. Все данные в военном архиве г.Подольска были засекречены. Теперь мы знаем, что он погиб за месяц до окончания войны…У него не было жены, он не успел обзавестись семьей…
КНЯЗЕВ Николай Иванович, дедушка моего отца, погиб в мае 1945 года, тоже в госпитале, тоже от ран. В 1961 году следопыты из Прибалтики написали письмо его жене Князевой Клавдии Ивановне, в котором сообщалось, где он захоронен . До войны он был водителем. Его семья тогда жила в Новошешминске. В тот день, когда новобранцев отправляли в Чистпольский военкомат, Николай, как обычно, сел за баранку своего грузовика. Только «груз» был необычный. В кузове машины было тесно. Машина тронулась, Клавдия Ивановна долго бежала за машиной и что-то кричала, пока не упала… Больше своего мужа она не видела .Только она, молодая вдова, знала, как тяжело без отца растить четверых сыновей. Иван, Александр, в честь которого и меня так назвали, Валентин, Николай выросли настоящими людьми. Старший Иван заменил младшим братьям отца.
ДЕМИДОВ Иван Данилович, двоюродный брат моей прабабушки, погиб в концлагере. Примечательно то, что до августа 2010 года о нем не было никаких известий. У родных не было никакой информации. Пропал без вести – это все, чем располагали дочь и сын. Благодаря сотрудникам музея уездного города, которые попросили мою маму опубликовать в газете «Без проблем» списки узников немецких концлагерей из Чистополя и Чистопольского района, более ста человек узнали, как погибли их отцы, мужья, братья. В этом списке был и наш родственник. В музее маме выдали ксерокопию блиц-карты узника концлагеря, и мы отвезли ее дочери в Чистопольский район. Вот что в ней записано:
«Номер записи: 300715621
Фамилия: Демидов Имя: Иван
Отчество: Даниилович. Дата рождения 09.05.1903. Место рождения: Татарская АССР, Хилиновка Воинское звание: солдат (рядовой)
Лагерный номер: 42842 Дата пленения: 10.08.1942 . Место пленения: Сталинград. Лагерь шталаг VIIIF (318). Судьба: Погиб в плену. Дата смерти: 09.03.1943. Место захоронения: Лам- сдорф».
В селе Четырчи живёт старшая дочь Демидова Ивана Даниловича - Лысова Анна Ивановна. Теперь и она, и её дети (три дочери и сын, проживающие в Нижнекамске), и внуки смогут узнать то, что почти 70 лет было неизвестным.
Живым из наших родственников с войны пришел только СМИРНОВ Владимир Егорович. У него много орденов и медалей, раненым он переплыл Днепр. Родина оценила заслуги солдата Орденом Отечественной Войны I Степени, Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды, многочисленными медалями. До конца своей жизни носил в своём теле солдат более 50 осколков. Он один из трёх братьев Смирновых вернулся домой. После войны работал в Четырчинской школе учителем, председателем Сельского Совета, статистом Управления по бюджету в Чистопольском районе. С женой Анной Николаевной вырастили трех дочерей. Старшая дочь Смирнова Вера Владимировна (Чиклова) пошла по стопам матери и отца, проработав в школе 17 учителем начальных классов. Средняя дочь Смирнова Мария Владимировна (Русских) тоже имеет педагогическое образование, живет в Пермской области. Младшая дочь Смирнова Любовь Владимировна — заслуженный работник Культуры РТ. Владимир Егорович часто приходил к дочери Вере Владимировне на Уроки Мужества и говорил детям: «Вы не верьте, когда говорят, что на войне не страшно. На войне очень страшно».
Неправда, что не страшно на войне,
Неправда, что разрывы не пугают,
Когда летит снаряд, когда броня в огне,
Боец, сжимая ствол, молитву повторяет.
Припав к земле, на миг закрыв глаза,
Припомнить не успев родных, знакомых,
Боец седел в секунды, а в глазах слеза,
Сознание вины, и в горле горечь комом.
Неправда, что не страшно на войне,
Но страх не труса, нет, а страх младенца.
Порой от ужаса мурашки по спине,
Но страх презрев, солдат в бою сражает немца.
Неправда, что солдаты не грустят,
В горниле пекла письма вновь читают,
Когда родное слово и со снимка взгляд,
То легче бить врага, и вера помогает.
Неправда, что не страшно на войне,
Но ненависть к врагу рождает силы.
Когда твой город пал, то ты сильней вдвойне,
Чтоб защищать его, в нем жить и быть счастливым.
Нет! Очень страшно было на войне…
Д.И.Максимова
Все, о чем я написала в сочинении, подтверждено документально. На сбор этой информации ушли годы кропотливого труда. Эти скупые документы, справки, письма, извещения, блиц-карты – свидетельство того, какой ценой была завоевана Победа. Это вклад моих родственников в ее приближение, и наш долг перед ними – хранить все это в своей памяти, передавать из поколения в поколение о героях Великой Отечественной войны. Я еще раз повторю их имена: СМИРНОВ Анатолий Егорович, СМИРНОВ Григорий Егорович, СМИРНОВ Владимир Егорович, ЗАХАРОВ Василий Захарович, ДЕМИДОВ Иван Данилович, КНЯЗЕВ Николай Иванович.
[pic] Карта узника концлагеря Демидова Ивана Даниловича.
[pic]
Смирнов Анатолий Егорович
[pic]
Смирнов Владимир Егорович
[pic]
Князева Клавдия Ивановна со своими сыновьями, фотографии погибшего на ВОВ мужа нет
[pic]
Смирнов Григорий Егорович, офицер, погиб в первый день войны
[pic]
Смирнов Владимир Егорович