Методическая разработка по литературе Природа, мир, тайник вселенной... (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок литературы в 11 классе.

«Природа, мир, тайник вселенной…»

(Образ природы как способ постижения мира в лирике поэтов 60-х гг. XX в.)

Идея: «Природа, мир, тайник вселенной…»

Концепция: Можно ли исследовать "поэтические воззрения... на природу" целого народа, если они выражены не в фольклоре, а в поэзии нового времени? Сложность задачи в том, что у каждого поэта - свой, особенный образ природы, между индивидуальными стилями существуют огромные различия. Значит ли это, что поэзия нового времени не представляет никакой целостности? Нет, конечно, такая целостность существует, только она проявляется уже не в рамках отдельных поэтических текстов, а на более высоком уровне всей национальной поэзии как единого произведения. В чём же заключается эта целостность?

Отбор содержания: Б.Окуджава «Осень ранняя» (1964г.)

Б.Ахмадулина «Пейзаж»(1960г.)

Н.Рубцов «Зимняя песня» (1965г.)

Способы деятельности на уроке:

Учитель:Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И божие дела открыло…

Так начинается стихотворение М.В.Ломоносова «Утреннее размышление о божием величестве» (1743г.) Природа божественна!

В лирике XVIII века (М.Ломоносов, Г.Державин, Н.Карамзин) она представала как проявление высших законов божественного разума, как свидетельство благой воли Творца. Этот первый этап в развитии пейзажной лирики условно назовём "теологический" .

Второй этап - XIX век - ярче всего представлен лирикой Е.Баратынского и Ф.Тютчева:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что, море,

И ропщет мыслящий тростник?…(1865г.)_

Раскрылась глубокая трещина между человеком и природой - что и привело к постановке мучительных вопросов о причине разлада и путях его преодоления. Второй этап определим как "трагический"

Третий этап - первая половина XX века; вопрос о разладе был решен в пользу человека: природу необходимо воспитывать, воссоздавать в ее глубине человеческий, разумный облик; наиболее значительное воплощение такое представление о природе получило у Н.Заболоцкого:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

(«Вечер на Оке», 1957г.)

Условно назовём третий этап "утопический".

Наконец, четвертый этап - вторая половина XX века. Можно утверждать, что он ещё продолжается. В творчестве таких разных поэтов, как А.Тарковский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов звучит мысль о том… О чём же? На этот вопрос и предстоит нам ответить сегодня, как вывод предложив собственное определение данного этапа.

Класс: Работа в группах. Класс разделён на три группы в зависимости от желания учащихся. Раздаются тексы произведений, вопросы к ним, отводится время на работу.

Работа с первой группой.

Б.Ш.Окуджава «Осень ранняя» (1964г.)

Осень ранняя. Падают листья.

Осторожно ступайте в траву.

Каждый лист — это мордочка лисья...

Вот земля, на которой живу.


Лисы ссорятся, лисы тоскуют,

лисы празднуют, плачут, поют,

а когда они трубки раскурят,

значит — дождички скоро польют.


По стволам пробегает горенье,

и стволы пропадают во рву.

Каждый ствол — это тело оленье...

Вот земля, на которой живу.


Красный дуб с голубыми рогами

ждет соперника из тишины...

Осторожней: топор под ногами!

А дороги назад сожжены!


...Но в лесу, у соснового входа,

кто-то верит в него наяву...

Ничего не попишешь: природа!

Вот земля, на которой живу.

  1. Какие определения вы подобрали бы к музыке, под которую можно исполнить данный текст?

  2. Какова система образов стихотворения? Как сочетаются конкретные и абстрактные понятия в произведении?

  3. К каким изобразительно-выразительным средствам прибегает автор, создавая образ природы? Обратите внимание на цветопись.

  4. Попробуйте объяснить постановку многоточий и восклицательных знаков в стихотворении.

  5. В чём, по вашему мнению, смысл повтора, использованного в тексте?

  6. Каково авторское восприятие природы?

Учитель: В стихах Б.Окуджавы образ природы отличается романтической условностью и красочностью. Выделяются конкретные образы, лирически одухотворенные, выражающие чуткость, причудливость художнической натуры. Природа у Окуджавы добра и беззащитна, взывает к участию и учит великодушию. Внимательный, чуткий взор поэта способен, всматриваясь в мелочи, детали, находить поэзию в самых прозаических, обиходных предметах. Бытовая реальность нередко трансформируется в фантастику, в сказку.

Класс: Работа со второй группой.

Б.А.Ахмадулина «Пейзаж» (1960г.)

Еще ноябрь, а благодать

уж сыплется, уж смотрит с неба.

Иду и хоронюсь от света,

чтоб тенью снег не утруждать.


О стеклодув, что смысл дутья

так выразил в сосульках этих!

И, запрокинув свой беретик,

на вкус их пробует дитя.


И я, такая молодая,

со сладкой льдинкою во рту,

оскальзываясь, приседая,

по снегу белому иду.

  1. Какое настроение возникает после прочтения стихотворения? Меняется ли оно в процессе чтения? Можно ли говорить о присутствии иронии в стихотворении?

  2. В чём заключается своеобразие пейзажа? Проанализируйте средства его создания.

  3. Почему стихотворение названо «Пейзаж», а почти половина его посвящена созданию образов людей?

  4. В чём заключается идейный замысел стихотворения?

Учитель: Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире. Б.Ахмадулина наполняет реальность ценностью и значимостью, но подчёркивает хрупкость утопии красоты и счастья.

Класс: Работа с третьей группой


Н.М.Рубцов «Зимняя песня» (1965г.)

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

Светятся, тихие, светятся, чудные,

Слышится шум полыньи...

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?


Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное - все забывается,

Светлые звезды горят!


Кто мне сказал, что во мгле заметеленной

Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?


В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь...

1. Какое отношение к Руси вызвал у вас автор?

2. Какие несходные картины возникли в процессе чтения стихотворения?

3. С кем спорит автор?

4. Почему первые и последние строфы стихотворения похожи?

5. Как вы объясните метафору «светлые звезды горят»?

6. Почему стихотворение названо «Зимняя песня»?

7. В чем сходство «Зимней песни» Н. М. Рубцова и «Зимнего утра» А. С. Пушкина?

Учитель: Поэт как бы пытается убедить себя или кого-либо другого в том, что не все потеряно: «Ты мне тоску не пророчь...». Однако оптимизм поэта несет на себе печать трагичности, он пронизан страданиями и душевной болью.

Вглядываясь в звездное небо, невольно думаешь о смысле бытия, о том, кто ты в этом мире, что ты оставишь после себя. На фоне звездного великолепия уходят мрачные мысли, душевные страдания. Стоит ли грустить, когда так прекрасен мир! Ключевые слова в этом стихотворении: звезды, огни, светлые, светятся. Это слова-символы, на остриях которых и держится стихотворение. Образ светлых звезд вызывает в нашей памяти другие литературные ассоциации со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, поскольку звезды — это символ спасения заблудившейся во мраке жизни души, символ веры, надежды, любви.

Так какая же мысль о природе звучит в лирике поэтов второй половины XX века? Соединив ключевые фразы ваших размышлений, мы получим предположение, что человек до конца не раскрыл еще природу в себе и себя как порождение природы, что на этом пути предстоят великие открытия. Цивилизация не превзошла природу, а еще только находится на подступах к ней, только начинает осознавать нерасторжимость своего союза с ней. Поистине «тайник вселенной». Как же можно условно определить название данного развития пейзажной лирики? (Экологический, эстетический, психологический…?)

Домашнее задание: Размышляя об образе природы в поэзии второй половины XX века, напишите сочинение в жанре лирического размышления «Тайник вселенной».