Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.14г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Авторская программа Г.И. Беленького // Литература. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Мнемозина, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Являясь частью общественно-гуманитарного цикла, литература взаимодействует с другими дисциплинами: во взаимодействии с МХК, ИЗО и музыкой формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как обществознание и история, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся..

Литература как искусство слова опирается на все богатство национального языка: в единстве с русским языком развивает речевую культуру учащихся. Изучение русской литературы требует внимания к художественной речи.

Перечисленные особенности литературы как учебного предмета определяют цели его изучения в школе.

Цель литературного образования – приобщение учащихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение, изучение, обретение опыта эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие умения учащихся осмысливать художественное своеобразие произведения, его языка в свете авторского замысла;

  • формирование теоретико-литературных и историко-литературных знаний, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения учащихся, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с ее гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью.

Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.

В каждом классе в качестве организующего начала выдвигается общественная проблема, не подавляющая специфики изучаемых произведений, а помогающая полнее и глубже освоить их содержание и особенности формы. Так, в 8 классе – образность художественной литературы.

Основное внимание, как и в предыдущих классах, уделяется чтению и осмыслению текстов художественных произведений – чтению медленному, выразительному, комментированному, по ролям. Учащиеся, разбирая выдающиеся произведения отечественной классики, размышляют над сложными нравственными, социальными, психологическими проблемами, обобщают свои наблюдения над спецификой литературы как вида искусства, ее образностью, соотношением с другими видами искусства. С этой точки зрения рассматриваются характеры героев, конфликты произведений, сюжеты, композиция, особенности языка, жанров. Пониманию своеобразия произведения способствует сопоставление фактов действительности с их отражением в литературе («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др.) В центре внимания учащихся – проблемные вопросы, касающиеся нравственности, поступков и поведения литературных героев.

Программа составлена на 68 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы;

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию учащихся,

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни;

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики;

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащихся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Формы организации учебного процесса:

  • Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

  • Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

  • Виды деятельности учащихся на уроке:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Формы и средства контроля:

1. Конспекты.

2. Составление тезисного плана.

3. Тестирования.

4. Чтение наизусть.

5. Сочинения (устные и письменные).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации и учебным планом образовательного учреждения для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности;

  • формирование уважительного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и стремиться в нем к взаимопониманию;

  • развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • развитие эстетического сознания, формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;

  • формирование ответственного, основанного на осознанной мотивации, отношения к учению, обучению и познанию, к самообразованию.

Метапредметные результаты:

  • целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;

  • планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;

  • прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;

  • самоконтроль: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • самооценка: оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;

  • владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;

  • умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; строить рассуждения и формулировать выводы;

  • работа индивидуально и в группе; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: умение находить общее решение на основе согласования позиций;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной монологической речью;

  • работа с разными источниками информации, использование современных информационно-коммуникационных технологий; умение находить необходимый материал.

Предметные результаты:

  • понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;

  • воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;

  • осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нем для личного развития;

  • осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

  • выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;

  • пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;

  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • писать изложения, сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;

  • понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII, XIX, XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателя, раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения;

  • характеризовать литературных героев (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика);

  • определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;

  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе художественного текста;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • сопоставлять тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • анализировать и истолковывать произведения с учетом их жанровой природы, аргументировать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Искусство слова. Отличие художественной литературы от научной и от других видов искусства. Художественный образ. Условность искусства.

I. Устное народное творчество. Народные песни

Для чтения и бесед

Исторические песни

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».

Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море — священный Байкал...» Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей», «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

Народные песни в литературе: И. С. Тургенев «Певцы», К. Г. Паустовский. «Колотый сахар».

Современная авторская песня: В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге», «Берегите нас, поэтов, берегите нас» и другие.

II. Русская старина. Жития

Для чтения и бесед

А. Н. ТОЛСТОЙ.

«Земля оттич и дедич».

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский — подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание элементов мифологии и правдивого изображения действительности в житии.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Личность протопопа Аввакума, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума — первое автобиографическое произведение в русской литературе. Русские писатели об Аввакуме.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык).

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин».

«Повесть о Петре и Февронии».

III. Литература XIX века

А. С. ПУШКИН. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Изображение исторических деятелей на страницах повести (Пугачев, Екатерина II). Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Значение образа Савельича. Образ антигероя Швабрина. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед

«Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина» (общая характеристика). Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Сложные отношения героев повести. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Образ «маленького человека» (Вырина), его положение в обществе. Отношение рассказчика к героям повести.

Для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике. Особенности поэтической речи в «Завещании».

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы. Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. Смысл жизни для Мцыри и для монаха. Монастырь и окружающая природа, их противопоставление. Значение эпиграфа. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский).

Тема и идея художественного произведения.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н. В. ГОГОЛЬ. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Образ города как символа николаевской России. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Смех как «положительный герой» комедии. Гоголь о комедии.

«Ревизор» в театре и кино.

Для самостоятельного чтения

«Женитьба».

И. С. ТУРГЕНЕВ. Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Ася». Сложность характера Аси: скромность, обаяние, решительность. Образ «тургеневской девушки». Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

«Хаджи-Мурат».

IV. Литература конца XIX — начала XX века

В. Г. КОРОЛЕНКО. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки». Поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. Традиция тургеневских стихотворений в прозе.

Для самостоятельного чтения

«Мгновение».

И. А. БУНИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

Лирика: «Лес, точно терем расписной…», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека» в рассказе. Особенности композиции рассказа, ее роль в раскрытии характера, внутренней красоты главного героя. Значение деталей в изображении внешности, поведении Сверчка и авторских ремарок, сопровождающих рассказ о главном герое.

«Косцы». Поэзия родной земли, чувство любви к оставленной родине, грусть о безвозвратно ушедшем.

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Подснежник» и другие рассказы.

V. Литература XX века

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни и творчестве писателя (с повторением изученного).

Для чтения и изучения

«Челкаш». Противопоставление двух героев, их отношения к жизни, их характеров. Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Светлые и темные стороны натуры Челкаша: дух свободолюбия, презрение к окружающим, четыре хищника в натуре героя. Его моральное превосходство над Гаврилой. Картины природы (морские пейзажи) в рассказе, их роль.

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. Роль пейзажного обрамления песни Рагима.

Для самостоятельного чтения

Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Ma-аленькая!», «Дед Архип и Ленька».

А.ГРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Победитель». Духовная красота, сила переживаний и благородство героя А.Грина. Исключительные, необыкновенные положения, в которых раскрываются характеры персонажей.

Условность как неотъемлемое свойство искусства. Условность в произведениях А.Грина.

Для самостоятельного чтения

А.Грин «Алые паруса», «Голос и глаз»; В.В.Вересаев «Состязание».

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой...», «Гроза идет», «Журавли», «Одинокий дуб», «Не позволяй душе лениться...».

Одухотворенность природы, единство с ней человека, утверждение его творческих сил. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта. Роль метафор.

Для самостоятельного чтения

«Весна в лесу», «Некрасивая девочка», «Оттепель» и другие стихотворения.

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие произведения.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли»; Мустай Карим «Бессмертие», В.В.Быков «Обелиск».

М.А.ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. Судьба человека как отражение судьбы народа-победителя в Великой Отечественной войне. Особенности композиции рассказа. Обрамление как композиционный прием. Роль пейзажа и портретных зарисовок. «Судьба человека» на киноэкране.

В. М. ШУКШИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Чудик». Рассказы Шукшина как сценки, выхваченные из жизни. Роль диалогов, выразительных деталей. Меткость народного языка, сочетание юмора и серьезности повествования. Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, наивность, честность, прямота героя рассказа «Чудик». Его столкновение с миром грубости и приземленности.

«Микроскоп». Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения

«Космос, нервная система и шмат сала», «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка», «Волки», «Стенька Разин», «Срезал».

Н. М. РУБЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Картины природы и русского быта в его стихотворениях. Выражение больших, масштабных тем и идей через личное, частное. Образ родины в поэзии Рубцова.

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Посвящение другу», «В горнице» и другие стихотворения.

VI. Из зарубежной литературы

М. ДЕ СЕРВАНТЕС. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» (главы в сокращении). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса – образы благородного рыцаря и его верного слуги. Дон Кихот — неумирающий («вечный») образ мировой литературы. Философская и нравственная проблематика романа. Способы выражения в нем авторской позиции.

П. МЕРИМЕ. Роль переводов в мировой литературе. Мериме как переводчик произведений русских писателей на французский язык. Пушкин как переводчик.

Для чтения и бесед

Легенда «Черногорцы» П.Мериме в сравнении с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А. С. Пушкина «Конь».

* * *

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

И. И. Лажечников. «Ледяной дом»;

A. И. Герцен. «Сорока-воровка»;
Н. А. Некрасов. «Саша», стихи;

B. Г. Короленко. «История моего современника» (в издании для детей), «Без языка», «Слепой музыкант»;

В. М. Гаршин. «Красный цветок»;

Б. Л. Васильев. «В списках не значился», «Завтра была война»;

А. Грин. «Бегущая по волнам»;

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Снег идет» и другие стихотворения;

Е. А. Евтушенко. «Идут белые снеги...», «Речка тихая, Солнце сильное» и другие стихотворения;

Е. М. Винокуров. «Оркестр», «Огонь» и другие стихотворения;

И. А. Бродский. «Сонет», «Под вечер он видит, застывши в дверях...» и другие стихотворения.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта», сонеты;

Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в издании для детей);

К. Гоцци. «Любовь к трем апельсинам»;

А. Доде. «Тартарен из Тараскона»;

Т. Манн. «Маленький господин Фридеман»;

Ж. Сименон. «Трубка Мегрэ», «Мегрэ и бродяга», «Мегрэ колеблется».





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планируемые результаты



(предметные, личностные, метапредметные)

Диагностический инструментарий

Введение.

1-2

Искусство слова. Отличие художественной литературы от научной и от других видов искусства. Художественный образ. Условность искусства.

Знать: характеристику видов искусства.

Уметь: характеризовать, сопоставлять произведения разных видов искусства.

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

П: устанавливать причин но-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром


I. Устное народное творчество. Народные песни


3-4

Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Художественное своеобразие.

Лирические песни. «Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Знать/понимать: отличительные особенности народных песен, выявлять их характерные особенности, характеризовать героев песен как воплощение национального характера.

Уметь: выразительно читать народные песни, передавать и сравнивать их содержание. Находить в песнях средства выразительности, определять их роль в передаче содержания, идеи, музыкального строя. Сопоставлять звучание художественного и музыкального текстов.

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре







Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: осуществлять анализ и синтез

К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



5-6

РР

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море — священный Байкал...» Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей», «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

Народные песни в литературе: И. С. Тургенев «Певцы», К. Г. Паустовский. «Колотый сахар».

Современная авторская песня: В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге», «Берегите нас, поэтов, берегите нас» и другие.

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

П: устанавливать причин но-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром


II. Русская старина. Жития


7-8

А. Н. ТОЛСТОЙ «Земля оттич и дедич». Определение связи произведения с историческими обстоятельствами.

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский — подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Знать: содержание изучаемых произведений.

Уметь: соотносить содержание жития с требованиями житийного канона, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту, давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: осуществлять анализ и синтез

К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


III. Литература XIX века


9-10

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Житие Аввакума — первое автобиографическое произведение в русской литературе. Русские писатели об Аввакуме.

А. С. ПУШКИН. Пушкин-прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

Знать: содержание изучаемых произведений.

Уметь: соотносить содержание жития с требованиями житийного канона, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту, давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

К: оформлять свои мысли в с учётом речевой ситуации



11-12

Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини.

Знать: основные факты творческой биографии писателя, содержание произведения.

Уметь: выразительно читать фрагменты произведений характеризовать героя; анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

ориентация в системе моральных норм и ценностей

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

П: устанавливать причин но-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества



13-14 РР

Изображение исторических деятелей на страницах повести (Пугачев, Екатерина II). Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Образ антигероя Швабрина.

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

П: осуществлять анализ и синтез

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации



15-16 РР

Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести.

ориентация в системе моральных норм и ценностей



Р: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; илл-ция)

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации



17-18

Роль и характер эпиграфов.

«Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина» (общая характеристика). Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Образ «маленького человека» (Вырина).

Знать: содержание произведений, их особенности.

Уметь: подбирать материал о истории создания пр - ия, прототипах с использованием справочной лит - ры и ресурсов Интернета; сопоставлять сюжеты, персонажей лит - ых произведений; делать выводы об особенностях худ-ого мира, сюжетов произведений

потребность в самовыражении через слово

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром



19-20

РР

Сочинение «Утверждение идеалов гуманности, чести и долга в произведениях А.С.Пушкина»

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Певец Родины и свободы. «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы.

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание поэмы. Уметь: выразительно читать наизусть тексты; харак - ать героя, анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; иллюстрация, таблица, схема)

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Сочинение


21-22

РР

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Мцыри». «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Смысл жизни для Мцыри и для монаха.

Тема и идея художественного произведения. Эссе «…что делал я на воле? Жил…»

Знать: содержание поэмы.

Уметь: анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, формулировать тему, идею, проблематику произведения; формулировать вопросы по тексту произведения; давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту, в том числе с использованием цитирования; характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно- эмоциональное содержание; делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; иллюстрация)

К: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человекаР: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

П: устанавливать причин но-следственные связи

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

Эссе


23-24

РР

Н. В. ГОГОЛЬ. Сатира в творчестве Гоголя.

«Ревизор». Жизненная основа комедии.

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание поэмы. Уметь: выразительно читать тексты; характеризовать героя, анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения, соотносить содержание произведения с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;

ориентация в системе моральных норм и ценностей

Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации



25-26

Образ города как символа николаевской России.

Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина.




27-28

РР

Высказывания героев, ставшие афоризмами. Смех как «положительный герой» комедии. Гоголь о комедии. «Ревизор» в театре и кино.

Знать: содержание произведения

Уметь: проводить исследовательскую работу, давать ответ на вопрос по тексту, в том числе с использованием цитирования; характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику,

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план)

К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощьР: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром



29-30

Сочинение «Актуальные образы и характеры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

И. С. ТУРГЕНЕВ. Особенности прозы писателя. «Ася». Сложность характера Аси.

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание поэмы. Уметь: выразительно читать тексты; характеризовать героя, анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения, соотносить содержание произведения с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

ориентация в системе моральных норм и ценностей

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека

Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; иллюстрация)

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

Сочинение


31-32

РР

Образ «тургеневской девушки».

Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.



33-34

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание поэмы. Уметь: выразительно читать тексты; характеризовать героя, анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; иллюстрация, таблица)

К: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека

Р: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; илл-ция)

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации






IV. Литература конца XIX — начала XX века

35-36

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения.

В. Г. КОРОЛЕНКО. Гуманизм писателя. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе.

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание поэмы. Уметь: выразительно читать тексты; характеризовать героя, анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения, создавать связный текст – ответ на проблемный вопрос.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

П: устанавливать причин но-следственные связи

К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения



37-38

РР

В.Г.КОРОЛЕНКО «Огоньки». Поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Традиция тургеневских стихотворений в прозе.


Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; илл-ция)

К: слушать и слышать других, пытаться прини мать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения



39-40

И. А. БУНИН. Сведения о жизни писателя. Лирика: «Лес, точно терем расписной…», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека» в рассказе.

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание изучаемых произведений.

Уметь: выразительно читать наизусть лирические стих-ия, анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику пр-ия

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром





V. Литература XX века

41-42

И.А.Бунин «Косцы». Поэзия родной земли, чувство любви к оставленной родине, грусть о безвозвратно ушедшем.


МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни и творчестве писателя (с повторением изученного). «Челкаш». Противопоставление двух героев.




43-44

РР

Максим Горький «Челкаш». Светлые и темные стороны натуры Челкаша.

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

Знать: основные факты творческой биографии писателя, содержание изучаемых произведений.

Уметь: анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения, формулировать вопросы по тексту произведения; давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту.

ориентация в системе моральных норм и ценностей,

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

П: осуществлять анализ и синтез

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации



45-46

А.ГРИН. Сведения о жизни писателя.

«Победитель». Духовная красота, сила переживаний и благородство героя А.Грина.

Условность как неотъемлемое свойство искусства.

Знать: содержание произведений.

Уметь: характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно- эмоциональное содержание.

потребность в самовыражении через слово

Р: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; илл-ция)

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра



47-48

РР

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан природой суровой...», «Гроза идет», «Журавли», «Одинокий дуб», «Не позволяй душе лениться...».

Одухотворенность природы, единство с ней человека, утверждение его творческих сил.


Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание изучаемых произведений.

Уметь: анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения; формулировать вопросы по тексту произведения; давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста,

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу)

К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения



49-50

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Лиризм прозы писателя. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя.

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, формулировать тему, идею, проблематику произведения; формулировать вопросы по тексту произведения; давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту, в том числе с использованием цитирования; характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.

потребность в самовыражении через слово,

ориентация в системе моральных норм и ценностей

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: осуществлять анализ и синтез

К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



51-52


РР

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Сведения о жизни поэта.

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). История создания и композиция поэмы.

Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины.

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание поэмы.

Уметь: анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять тезисы и план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения; соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека;

формулировать вопросы по тексту произведения; давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту.

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром



53-54

РР

Юмор в поэме.Образ автора в художественном произведении.

Эссе «Традиции устного народного творчества в литературе».

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: осуществлять анализ и синтез

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

Эссе


55-56

М.А.ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

«Судьба человека». Душевная стойкость и героизм русского человека.

Особенности композиции рассказа. Обрамление как композиционный прием. «Судьба человека» на киноэкране.

Рецензия на самостоятельно просмотренный фильм С. Бондарчука «Судьба человека» («Мосфильм», 1957г.)


57-58

В. М. ШУКШИН. Сведения о жизни писателя.

«Чудик». Рассказы Шукшина как сценки, выхваченные из жизни.

Своеобразие шукшинских героев-«чудиков».

Знать: основные факты творческой биографии поэта, содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, формулировать тему, идею, проблематику произведения; формулировать вопросы по тексту произведения; давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.

ориентация в системе моральных норм и ценностей

Р: формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества



59-60


РР

В.М.Шукшин «Микроскоп». Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе.

Сочинение «Особенности рассказов Шукшина».

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста




VI. Из зарубежной литературы


61-62

Н. М. РУБЦОВ. «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «До конца». Патриотический характер лирики.

М. ДЕ СЕРВАНТЕС.«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Душевное величие и наивная простота героя.

Знать: основные факты биографии поэтов 20 века, содержание изучаемых произведений.

Уметь: выразительно читать и читать наизусть лирические стихотворения, выявлять характерные для литературы этого периода темы, образы, приёмы изображения человека, его чувств, характеризовать тематику произведения, его, проблематику, идейно- эмоциональное содержание; выявлять признаки лирического произведения, подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, давать устные или письменные ответы на вопросы по тексту с использованием цитирования.

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию.

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром



63-64

Дон Кихот и Санчо Панса – образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа.

Знать: основные факты биографии писателя, содержание произведения, характеристику эпохи Возрождения.

Уметь: характеризовать героя зарубежной литературы; выявлять характерные для зарубежной литературы темы, образы, приёмы изображения человека;

делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики.

ориентация в системе моральных норм и ценностей

Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром



65-66

П. МЕРИМЕ. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А. С. Пушкина «Конь».

потребность в самовыражении через слово

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; П: осуществлять анализ и синтез

К: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека



67-68

РР

Произведения литературы как художественное единство.

Роды и виды литературы. Художественная речь.

Уметь: обобщать информацию по изученным произведениям, образам, проблемам, поставленным в произведениях.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

П: устанавливать причинно-следственные связи

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя:

  1. Литература. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Мнемозина, 2013

  2. Литература. 8 класс: учебник для общеобразоват.учреждений: в 2 ч./ под ред. Г.И.Беленького. – М.:Мнемозина, 2013

  3. Скрипкина, В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1997

  4. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно-метод.пособие/ Авт.-сост.Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – М.:Дрофа, 2001

Литература для учащихся:

    1. Литература. 6 класс: учебник для общеобразоват.учреждений: в 2 ч./ [авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова]; под ред. Г.И.Беленького. – М.:Мнемозина, 2012

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006

  2. Есин А.Б., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 1997

  3. Ильина В.А. Литературные викторины. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

  4. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей – словесников. – М.: ООО»ТИД «Русское слово – РС», 2006

  5. Литература: Справ. Материалы: Кн.для учащихся/С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.:Просвещение, 1997

  6. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я Коровина. – М.: РОСТ. 1999

  7. Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999

Справочные пособия

  1. Афонина Г.Н. Школьный толково-этимологический словарь. – М.:Айрис-пресс, 2006

  2. Мокиенко В.М. Почему мы так говорим? – М.: ЗАО «Олма медиа групп», 2011

  3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1983

  4. Словарь иностранных слов для школьников. – М.: ООО «Дом славянской книги», 2004

  5. Толковый словарь для школьников/ Под ред. М.П.Стерлигова. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005

  6. Универсальный словарь по русскому языку. – Спб.: ИГ «Весь», 2009

Ресурсы ИКТ

  1. Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».

  2. Диск «Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка».

  3. Диск 1,2 «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

  • некоторые особенности выражения авторского сознания (лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;

  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;

  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому;

  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;

  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).