Реферат.Тема: «Игровые технологии обучения на уроках русского языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (5-6 класс)»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Тема: «Игровые технологии обучения на уроках русского языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (5-6 класс)»
















Выполнена: Дьяконовой Ириной Николаевной ,

учителем русского языка и литературы

МБОУ гимназии 4г.Пятигорска














г.Пятигорск , 2015

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ………………………………………………


.СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

1.1 Суть технологий


1.2.Характеристика игровой технологии……………………………………….


1.2.1.Основные направления игровых технологий

1.2.2.Условия использования игровых технологий

1.2.3.Место и роль игровых технологий в учебном процессе

1.2.4. Функции игры как педагогического феномена культуры.



II. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССЕ

………………………………………………….


2.1. Компоненты игровой технологии на уроках русского языка……………………………………………………………………………….


2.2.Структурные элементы игры………………………………


2.3. Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках


III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС …………………………



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………..


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………..


ПРИЛОЖЕНИЯ. АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ………… ……………..



На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые , по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

В связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом  .

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока;

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели.

Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний.

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:   

мотивационный;
•ориентационно-целевой;
•содержательно-операционный;
•ценностно-волевой;
•оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре.

Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания. Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры. Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.

Начало любой игры — это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников.
     Какие игровые правила следует выработать в процессе подготовки к игре? Правила должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса русского языка.
     Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без этого игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать.
     Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.

    Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил  удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).
    Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).
Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
    Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
     Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях; являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВИ, уроки-викторины.


Игровые технологии, я уверена, позволяют формировать интерес к изучаемому предмету.

Увлекают ли учеников уроки русского языка? Пожалуй, не всегда.

Вызвать интерес к предмету, закрепить его - труд не одного дня. И здесь огромную роль играет правильный подход учителя, его умение спланировать урок так, чтобы удовлетворенность ребенка процессом обучения постепенно переходила в стремление службе познать сам предмет.

Почему я считаю, что в уроки русского языка учащихся 5-6 классов необходимо обязательно вводить элемент игры?

Во-первых, если говорить о пятиклассниках, то важно понимать, что для них коренным образом меняются условия обучения. Во-вторых, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями – достаточно сложное испытание для психики детей. Все это приводит к тому, что ребенок насторожен, у него могут возникнуть трудности при выполнении учебных заданий, снижается степень самостоятельности. Поэтому, исходя из личностных и возрастных особенностей пятиклассников (да и шестиклассников), я стараюсь по возможности включить элемент игры в каждый урок.

В этом учебном году я впервые работала по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучевой, Н.Л. Исаевой (Образовательная система «Школа 2100.» Русский язык 5 класс). В процессе работы отметила, что на уроках литературы дети с удовольствием следят за взрослением и личностным становлением их сверстника Олега-персонажа учебника, вместе с которым они постигают программу по литературе. И тогда я подумала, что полюбившийся герой может помочь и в изучении русского языка. Дети с удовольствием включились в эту игру. Теперь от имени Олега они стали готовить задания классу по пройденному материалу, что сделало уроки не только более интересными, но и непринужденными.

Конечно, следует понимать, что игровые технологии надо вводить обдуманно, исходя из их целесообразности на определенном этапе обучения.

Если это урок обобщения пройденного, то возможно его провести в форме игры. А в урок открытия новых знаний ввести игру как один из этапов. Но и это зависит от многих факторов: особенностей класса, уровня подготовленности учащихся, степени их самостоятельности.

Готовясь к уроку, я внимательно изучаю предлагаемый материал учебника. Он часто подсказывает, где уместно будет провести игру, так что бы ее присутствие в процессе урока отвечало его целям, а не было просто веселой разрядкой.

Приведу несколько примеров.

По моему мнению, игра уместна на этапе решения проблемы, открытия новых знаний. Например, изучаем тему «Лексическое значение имени существительного». Упражнение 339 (учебник, книга 2) предлагает учащимся найти и подчеркнуть имена существительные, а затем выписать их по группам в соответствии с общим лексическим значением. Думаю, уместно разделить класс на пять групп, предложив каждой выписать слова только с определенным общим лексическим значением, проведя игру «Кто быстрее». А после, проанализировав полученные результаты и сравнив их с текстом определения учебника, сделать необходимый вывод о разнообразии лексических значений имен существительных.

Использую элементы игры, закрепляя изученный материал. Например, «Кто найдет в тексте больше слов с изученной орфограммой (пунктограммой)?», «Укажи лишнее слово» (такой вид игры можно провести и при изучении новой орфограммы, и при ее закреплении, а также при повторении ключевых слов темы).

Учебник содержит большое количество выдержек из художественных произведений. Думаю, что выполнив необходимое задание, уместно провести игру. Откуда эти строки?» Времени займет немного, а вот для межпредметных связей это достаточно ценно, да и переключение внимания на другие темы позволит внести небольшую разрядку в учебный процесс, особенно при изучении тем, требующих особого внимания и сосредоточенности.

Иногда игра может помочь спросить ребенка, страдающего особой застенчивостью, того, кто чувствует себя у доски крайне неуютно. Играя, он забывает, что отвечает перед всем классом и раскрепощается, что, конечно, сказывается на результатах.

К примеру, при изучении темы «Имена существительные общего рода» на этапе развития умений, думаю, уместно, выполняя упражнение 389, провести игру, привлекая, возможно, самых стеснительных детей.

Таким образом, интересный и познавательный материал учебника может подсказать учителю возможность и целесообразность включения небольшой игры в любой этап урока.

Особо хочется выделить игры, включающую в себя рубрику «Ключевые слова». Понятно, что, если ребенок разбирается в них, понимает их значение, то он уяснил и тему урока. Но, на мой взгляд, эти понятия следует закреплять и повторять из урока в урок. Дети не очень любят теорию, поэтому введение элемента игры позволить облегчить процесс понимания и усвоения нелегких терминов.

Также хочется сказать несколько слов о «графических» играх: «Узнай орфограмму по ее алгоритму», «Узнай тип предложения по его схеме» и т.п. Такие игры не занимают много времени, их можно проводить на каждом уроке, тем самым формируя и закрепляя необходимые навыки и умения.

Конечно, ребята очень любят проводить уроки-игры (это может быть КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия и т.п.) Все они требуют большой подготовки, но не стоит забывать, что в этот процесс необходимо включать и самих учащихся. Это может быть подготовленная игра-задание для команды соперников, презентация, викторина и др.

Становясь старше, дети с удовольствием готовят целые уроки на различные лингвистические темы, тем самым подтверждая, что интерес к уроку предопределяет интерес к изучаемому предмету.

Результат, конечно, проявляется не сразу. И все дети, как бы мы не хотели того, не будут знать наш предмет на «отлично». Но на данном этапе для меня важно то, что ребята позитивно относятся к самому уроку, что они активны, самостоятельны в своих суждениях и мотивированы на процесс обучения.

Уроки русского языка и литературы для них не просто скучное, но необходимое усвоение знаний, а творческий поиск, в котором у них с учителем одна задача.

Использование игровых технологий повышает мотивацию к обучению, следовательно , влияет на качество знаний учащихся . Позитивное отношение к предмету проявляется у моих учащихся и в активном участии в школьных и всероссийских предметных олимпиадах, городских конкурсах.

В этом учебном году мои дети заняли призовые места в городском конкурсе «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками», посвященном 245- летию со дня рождения И. А. Крылова. (Номинация «Выразительное чтение басни» - 3 место, номинация «Знание творчества И.А. Крылова» - 3 место). В городском этапе всероссийского конкурса «Дети и книги» (номинация «Иллюстрация к любимому произведению» - 1 место), в городском конкурсе чтения стихов А. С. Пушкина о Кавказе, организованном музеем краеведения (1 место в средней группе), во всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок – языкознание для всех» (1 место в школе). В школьном туре городской олимпиады по русскому языку и литературе 1 место в школе, ученица восьмого класса стала призером городской олимпиады по литературе.

Радует, что мои дети – активные участники предметных недель и с ними связанных мероприятий: конкурсов, предметных презентаций, творческих проектов, газет, плакатов.

МБОУ гимназия 4 г. Пятигорска, где я работаю, стремится к формированию разносторонней личности, развитию творческих способностей, интуиции, воображения, мышления учащихся.

Каждый преподаватель нашего учебного заведения прикладывает немалый труд, чтобы этого достичь. И не случайно наша школа по итогам 2013 года вошла в перечень ста лучших гимназий России.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.

Дети – неугомонные фантазеры. Но, облекая отвлеченные грамматические понятия в яркие образы, намного интереснее идти по тернистому пути знаний.

Как доходчиво объяснить ребятам структуру сложных союзных предложений? На помощь пришла мама – обезьянка с кучей шаловливых детей. Помните небезызвестный мультфильм?

Каких трудов стоит родительнице выстроить детишек одного за другим? То один, то другой норовит нарушить порядок и встать не на свое место. Чем не образ для объяснения построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?

Так, понимая детскую фантазию и опираясь на законы игры , можно трудное превратить в интересное.

Сами дети, уяснив этот принцип, придумывают незабываемые, необычные игры, чем облегчают учителю трудный процесс познания.

Процесс творческого подхода к каждому уроку увлекает. Хочется построить урок как можно продуктивнее. Анализируешь сделанное, отмечаешь положительное и отрицательное. Но главное не останавливаешься в своем поиске.

Я убедилась, что на уроках, включающих игровые технологии, ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, начинают работать с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.





Литература.

1.Даулетова С.С. Дидактические основы развития обученности учащихся в условиях применения педагогических технологий // Образование. – 2007. - 2. – С.71-73.

2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов / ЗагрековаЛ.В., НиколинаВ.В. М.: Высш. школа, 2004. 
3. Караев Ж.А. Педагогические технологии как средство повышения качества обучения // Творческая педагогика. – 2007. -
1. – С. 29-3

4.Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2006. – 590 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998. – 358 с.

6. Тестов В.А. Стратегия обучения в современных условиях // Педагогика. – 2005. - 7. – С. 14-16.

7. Школа XXI века // Столичное образование. – 2004. - 4. – С. 31-32





.



Приложение 1

Урок – игра

«Путешествие Незнайки»

(5 класс. Повторение изученного в начальной школе)

Тип урока.Урок повторения и обобщения изученного.

Цели как деятельность учителя:

Повторить и обобщить полученные знания .

Задачи:

Образовательные: 1. Повторить и обобщить знания . полученные в начальной школе.

2. Развить речевые . орфографические умения .

Развивающие: 1.Раскрыть творческий потенциал учащихся.

2.Научить применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.

3.Развить творческое мышление, устную речь.

Воспитательные: 1.Формировать чувства товарищества, дружбы.

2.Формировать умение работать в коллективе.

Цели как деятельность учеников: 1.Метапредметные:перерабатывать и преобразовывать информацию, ,создавать собственные высказывания.

2.Коммуникативные: работать в группах. формулировать свое мнение , делать совместные выводы, приходить к решению . выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.

3.Предметные: уметь находить по опознавательным признакам орфограммы ,изученные в начальной школе , анализировать их . подбирать проверочные слова; уметь анализировать состав слова , подбирать однокоренные слова ; уметь определять изученные части речи.



I Оргмомент

II Введение в проблему. Актуализация изученного .

Перед вами ключевые слова: орфограмма, части речи, части слова.

Известны ли они вам из курса начальной школы? Что подразумевается под этими словами?



ІІІ. Формулирование целей и задач урока

Сегодня мы проводим урок-игру «Путешествие Незнайки». - Как вы думаете, что мы будем повторять?

Итак, начинаем.

ІV. Повторение и обобщение изученного в начальной школе.

Незнайка очень сердился, что его не считают самым умным. И, конечно, завидовал Знайке. Как-то раз по городу прошёл слух, что самые достойные ученики кукольного города отправляются в далёкую страну под названием Грамматика. Незнайка не был лучшим учеником и всё же ночью он потихоньку пробрался на корабли и поплыл вместе с другими.

Когда путешественники прибыли в таинственную страну, на берегу их никто не встречал. Все жители: буквы и слоги, слова и частицы, предложения и словосочетания – были заняты своей работой. А попасть в страну оказалось не так-то просто: надо было обязательно знать грамматические правила, уметь правильно применять изученные орфограммы и ещё многое-многое другое.

Но не забывайте, что на корабле были лучшие ученики. Только вот Незнайка! Вряд ли он справится. И поэтому мы постараемся ему помочь.

У входа в главный город стоят стражники и охраняют ворота. Чтобы открыть их, надо правильно вставить в окошки недостающие буквы.

- Кто поможет Незнайке?

(Дети вставляют буквы. Записать слова в тетрадь.)

Работа со слайдом 1.

Ы

Н

Ь

Л

Е

Т

А

К

Л

В

У

Ы

Й

Й

Ы

Н

ч

Е

Д

Р

С

Й

Л

М

Ё

Ж

Т

С

О

Н

О

Н

Ч

Р

Й

Й

О

Н

ч

Н

Й

Й

О

Н

М

З

Й

О

Н

С

Л

[pic]

Незнайка благополучно вошёл в город. Но в начале улицы стоял полицейский. Он сообщил Незнайке, что пропустит его только после того, как он отгадает загадки и правильно напишет отгадки.

Работа в группах.

  • Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

  • Кто всех рыб зубастей?

Ну ка;

Отвечай скорее!

(Щука)

  • Стали звёздочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а …

(Снежинки)

  • Вопросы:

- Какая орфограмма здесь используется?

- В каких словах после Ж, Ш пишется не У, а Ю?

Запишите их.



Незнайка благополучно миновал полицейского и отправился дальше. Но тут улица стала подниматься в гору, и Незнайка увидел большую лестницу. Подняться по ней может тот, кто правильно вставит буквы, подобрав проверочные слова.

М_ роз , лес_ница. ненас_ный.опас?ный.м_рской, з_мляной.

(Помогите Незнайке! Записываем в тетрадь слова.)

Работа со слайдом 2.







ЕОЕЯЕЫЕ

БЗДРН

ЕУАЫЕ

АЫЕ

ГЛСН

НПРВРМ

















Поднялся Незнайка по лестнице, а там опять ворота, и откроются они только тогда, когда он соединит гласные и согласные с обеих сторон и узнает, кто живёт за воротами.

Работа со слайдом 2.

(Дети выполняют задание)



Гласные дали Незнайке задание правильно написать слова и составить с ними предложение, подчеркнув подлежащее и сказуемое.

  • Помидор, топор, картина, яблоко, единица, бинокль, везде, гардероб, гигант, окрестный, счастье, терраса, костюм

Незнайка отправился дальше и попал в ту часть города, где жили части речи.

Просмотр презентаций «Части речи», подготовленных учащимися дома.

После просмотра презентации учащиеся отвечают на вопросы:

  • Какие части речи ты знаешь?

  • На какие вопросы они отвечают?

  • Объясните падежи слова дело в разных пословицах

(Записываем в тетрадь, определяем падеж)

И. п. Дело мастера боится.

Р. п. Меньше слов – больше дела.

В. п. Взялся за дело - сделай умело.

П. п. О деле не спорят.

  • У каких существительных на конце пишется Ь?

  • Как изменяются прилагательные?

  • Составь предложение с наречием.

Незнайка с нашей помощью отправляется дальше и попадает в гости к частям слова.

Они задают ему следующее задание.

Шарады:

  • Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс в «тетрадке» все встречали,

Вся в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

  • В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

(Расписка)

  • Мой корень родственник сражению

Приставка – в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землёй.

(Забойщик)



Игра:

Учитель читает слова. Услышав слово, родственное слову осина, поднимите руку.

  • Осинка, оса, осёл , осиновый, осиный, ослиный, осинник, ослик

А вот Незнайка в гостях у Ъ и Ь знаков.

Они дают ему следующее задание.

Как превратить…

мел – в мелкое место?

угол – в топливо?

шест – в число?

В каком слове семь букв Я и один разделительный Ь?

Объясни написание Ь и Ъ.

  • Обезьяна, отъезд, мышью, лень, въезд, колья, осенью, подъезд, бельё

Скороговорка: Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.



Когда Незнайка справился и с этим заданием, его проводили во дворец к повелителю страны Русскому Языку. Король этой страны был очень умён. Он знал, что Незнайка дошёл до его дворца несамостоятельно, что он не знает должным образом русского языка. Но великий король не стал ругать Незнайку, а только дал ему несколько советов.

Как вы думаете каких?

V.Подведение итогов:

  • Какие орфограммы мы сегодня повторили? Что является их опознавательным признаком?

  • По какому признаку слова делятся на части речи?

  • Какие части слов вам известны?

  • Что такое однокоренные слова? Приведите примеры таких слов.

VІ.Подведение итогов игры. Выставление оценок.

VІІ.Домашнее задание: Какие советы дал король Незнайке? Запишите их дома в тетрадь.

(Или сделайте презентацию)













Приложение 2



Урок-игра «Съедобные фразеологизмы»

(6 класс. Итоговое повторение)

Учитель: Дьяконова И.Н.

Тип урока.Урок повторения и обобщения изученного

Цели как деятельность учителя:

Обобщить полученные знания .

Задачи:

Образовательные: 1. Углубить знания по изученному материалу

2. Развить речевые . орфографические и пунктуационные умения

Развивающие: 1.Раскрыть творческий потенциал учащихся.

2.Научить применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.

3.Развить творческое мышление, устную речь.

Воспитательные: 1.Формировать чувства товарищества, дружбы.

2.Формировать умение работать в коллективе.

Цели как деятельность учеников: 1.Метапредметные:перерабатыватьи преобразовывать информацию, пользоваться разными видами чтения . анализировать содержание текста, создавать собственные высказывания.

2.Коммуникативные: работать в группах. формулировать свое мнение , делать совместные выводы, приходить к решению . выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.

3.Предметные: находить орфограммы по опознавательным признакам, правильно писать слова с орфограммой»Чередующиеся корни» . Анализировать и правильно оформлять следующие пунктограммы: «Тире между подлежащим и сказуемым», «Обособление вводных слов» , «Оформление предложений с прямой речью», «Постановка запятой в сложном предложении».

I.Оргмомент.


II Мотивирующее введение в тему урока.

На орехи.

  • Орехи- любимое лакомство многих ребят. 2) Конечно, заросли лещины и в давние времена встречались не везде, но зато орехи собирались во множестве и стоили недорого. Поэтому обычным подарком отца семейства, вернувшегося с заработков, была пара копеек детишкам на орехи. Если же дети вели себя не очень хорошо, мать обычно говорила: «Вот вернётся отец, так будет вам на орехи». Немудрено, что выражение «на орехи» стало обещанием грядущей расправы, наказания не то чтобы очень сурового, но ощутимого.

.

-О чём данный текст?

Что нового вы узнали?

-Как называется выражение «на орехи» в русской грамматике?

-В чём особенность фразеологизмов?

Охарактеризуйте это языковое явление.

-Как вы думаете, почему некоторые слова подчёркнуты? Трудны ли они с точки зрения правописания?

-Что называется орфограммой и каковы опознавательные признаки орфограмм?(Обоснуйте свой ответ на примере двух-трёх слов)

-Какие пунктограммы вы увидели в этом тексте?

(Объясните постанову знаков препинания во втором и четвёртом предложении) III . Введение в проблему

-Мы закончили изучение программного материала и теперь будем повторять изученное. Как вы думаете, что будет предметом повторения на нашем сегодняшнем уроке?

А чтобы вам было интереснее, мы проведём урок-игру «Съедобные фразеологизмы». Игра состоит из нескольких заданий, которые вы будете выполнять индивидуально, коллективно и в группах. В конце урока каждый получит оценку за проделанную работу.

ІV. Обобщение и углубление изученного.Развитие речевых, орфографических и пунктуационных.

Задание 1.

Игра «Кто быстрее?»(Задание в группах)

Кто быстрее определит лексическое значение фразеологизмов.







Задание 2

Игра «Знаешь ли ты?»

  • Попробуйте определить происхождение фразеологизма «Груши околачивать». Выскажите свои предположения

  • Сравните свои рассуждения с текстом подсказкой.

Груши околачивать.

Созревшая груша-товар скоропортящийся. В древности он почти не шёл на продажу, почти не использовался для варений и компотов, а был лишь сезонным лакомством детишек. Груши росли, после созревали, сами падали с веток и собирали их лишь по надобности. Вот почему выражение «груши околачивать» (т.е. сбивать палкой) стало синонимом не просто безделья, а безделья особо злостного.

Индивидуальные задания.

  • Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Объясните правописание слов.

  • Найдите предложения, соответствующее схеме [сущ. в и. п.-сущ. в и. п.]

Придумайте свои примеры, характеризующие данную пунктограмму.

(Проверка ответов учащихся, выполнявших индивидуальные задания.)

Задание 3

Игра «Маковая росинка»

(На экран выводиться текст)

Маковая росинка.

Когда слышишь, что у кого-то во рту маковой росинки не было, понимать это следует так, что человек давно ... Русская пословица говорит Ни мачинки ни росинки во рту не бывало.

Наверное стремление языка к лаконизму объединило самую маленькую крошку съестного и самую маленькую каплю воды в небывалую маковую росинку которую и поминает страдающий от голода и жажды.

(Каждой группе даётся фиксированное время, чтобы вставить в текст нужные слова и знаки препинания.)

Индивидуальные задания для нескольких игроков.

  • Употребите использованное в тексте вводное слово в своих предложениях так, чтобы оно занимало разное место.

  • Вспомните русские пословицы о хлебе и запишите их в виде предложений с прямой речью. Прямая речь должна находиться как перед словами автора, так и после них.

  • Найдите в тексте сложноподчинённое предложение. Приведите свои примеры таких сложных предложений, используя разные подчинительные союзы.



Задание 4.

Игра «Хочешь щей?»

На карточках написаны слова и словосочетания, из которых надо составить предложение.

Кто справится с задачей?(Работа в группах)

В оранжереях русских вельмож ; кислые щи; из которых готовили; ананасы; росли.

- Имеете ли смысл данное предложение?

Оказывается, да. Дело в том, что во времена Екатерины II кислыми щами называли вовсе не суп, а напиток наподобие кваса. Тепличные ананасы, предназначенные для щей, мариновали в бочонках, а потом готовили из них шипучий напиток, что-то вроде сидра.

А в наше время существует выражение «профессор кислых щей». Так называют малограмотного человека, вздумавшего рассуждать о вещах, в которых сам ничего не понимает.

Вернёмся к нашему предложению.

-К какому типу сложных предложений оно относится?

-Можно ли в него включить вводные слова? Докажите на примерах.

-Есть ли в этом предложении слово с орфограммой, которую мы сегодня повторяем?

V. Подведение итогов.

-Какое языковое явление было предметом повторения сегодняшнего урока?

-Какими путями приходили в наш язык?

-В чём их особенность?

-Какие орфограммы и пунктограммы мы повторили?

-Что является их опознавательным признаком?

VІ. Подведение итогов игры. Выставление оценок.



VІІ. Домашнее задание(по выбору учащихся)

  • Подготовьте презентацию на тему «О происхождении фразеологизмов»

  • Придумайте задания, включающиеся в себя те орфограммы и пунктограммы, которые мы повторяли на сегодняшнем уроке.