Программа спецкурса Изобразительно-выразительные средства языка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе и русскому языку практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории, и поэтому изобразительно-выразительные средства языка изучаются вскользь (по ходу изучения художественного произведения), в результате чего учащиеся выпускных классов допускают ошибки в экзаменационных письменных работах, что становится причиной низких отметок.

Актуальность данного спецкурса очевидна: чтобы избежать подобных ошибок, необходимо введение курса «Изобразительно-выразительные средства языка»» уже в классах среднего звена.

В связи с тем, что итоговая аттестация в 9 и 11 классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.

Спецкурс «Изобразительно-выразительные средства языка» разработан для учащихся 7класса. Он рассчитан на 34 часа, один час в неделю. Планирование составлено на основе программы элективного курса «Изобразительные возможности художественного текста»/ Автор Григорьева Н.В. «Текст. Теория и практика», «Элективные курсы по русскому языку».- Москва: «Чистые пруды», 2009


Основная цель данной программы состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.

Задачи изучения данного спецкурса:

  • ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов;

  • показать учащимся, что различные средства художественной изобразительности представляют определенную систему,что каждая из сфер языка обладает своими ресурсами усиления выразительности, позволяющими автору передать художественную мысль;

  • помочь школьникам увидеть, что все языковые средства в художественном произведении приобретают семантику, становятся значимыми, служат выражению идеи;

  • научить школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, умению самостоятельно войти в художественный мир литературного произведения;

  • научить учащихся применять полученные знания при создании собственных творческих работ;

  • способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса.

Данный курс имеет теоретико-практическую направленность, т.е. предназначается и для формирования круга знаний обучающихся, и для развития их умений и навыков.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:

  • примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;

  • высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;

  • лингвистические справки о происхождении терминов;

  • определение новых понятий.

Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;

  • выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;

  • выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.

Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).


Занятия построены в форме уроков-лекций, практических занятий, самостоятельных и проверочных работ.

Формы контроля знаний учащихся:

  • устные развернутые ответы по проблеме, поднятой в представленном учителем тексте,

  • самостоятельные письменные работы по заданию учителя (написание сочинений, выполнение письменных работ по анализу языковых средств в тексте),

  • работа с тестами.

Предполагаемые этапы работы на каждом занятии:

Подготовительный этап:

-найти и выписать из различных словарей и энциклопедий определения какого-либо понятия.

Первый этап:

-сравнительный анализ найденных определений, вычленение его структурообразующих составляющих,

- совместное с учащимися формулирование оптимального ( с точки зрения учащихся ) определения.

Второй этап:

Работа с данным художественным средством по принципу усложняющихся заданий .

Третий этап:

-комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения ).

Четвёртый этап:

домашнее задание :

найти примеры употребления данного средства в изучаемом (или любимом ) художественном тексте.


В результате изучения материалов спецкурса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • знать общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;

  • правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  • самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;

  • выразительно читать художественное произведение; работать с различными видами словарей.

Ожидаемые результаты: решение поставленных выше задач, интегральная оценка грамотности по всем изученным темам курса, желание продолжить изучение курса в старших классах.



















Учебно-тематический план










II

Семантика фонетических

средств языка.

Значение звуковых повторов,

аллитерации, ассонанса.

2
















III

Семантика словообразования

3



Значение сопоставления морфем, создание новых сложных слов.


Лингвистический, анализ

текста, выразительное чтение













IV

Семантика лексических и

13



фразеологических средств языка


Лекция учителя


Значение средств лексики. Роль


Комплексный анализ текста,


синонимов, антонимов,


выразительное чтение


омонимов.
















Тропы и их виды




Художественное значение




метафоры, метонимии, иронии,




гиперболы, олицетворения,




синекдохи, перифразы.



V

Семантика морфологических

3

Лекция учителя, анализ текста


средств выразительности




Роль частей речи и их форм.
















Служебные части речи.



VI

Семантика синтаксиса

9



Значение изобразительных средств


Комплексный языковый


синтаксиса. Роль типов


анализ и выразительное


предложений, порядка слов.


чтение художественного


Употребление поэтических фигур


текста


(риторический вопрос,




риторическое обращение,




риторическое восклицание и др.)



VII

Практикум по определению средств выразительности.Творческая мастерская «Школа

3



юного лингвиста»




Создание и анализ текста. Защита


Творческая работа


проекта.























Содержание спецкурса

(34чача)

Тема 1 (1 ч.)

Многообразие средств художественной изобразительности.

Понятие средств художественной изобразительности. Писатели, поэты, ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Лекция с элементами беседы, составление таблицы.

Тема 2 (2 ч.)

Семантика фонетических средств языка.

Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности звуковой

организации художественного текста. Звукопись, аллитерация, ассонанс,

звуковые повторы. ударение.

Практическая работа: фонетика-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений, чтение скороговорок, построенных на звуковых повторах.

Тема 3 (3 ч.)

Семантика словообразования.

Свойства русского словообразования. Синонимика значимых частей слова.

Суффиксы оценки, повтор морфем, сложение основ. Паронимы.

Практическая работа: наблюдение за использованием различных

словообразовательных средств; фонетический, интонационный,

словообразовательный анализ и выразительное чтение.

Тема 4 (13 ч.)

Семантика лексических и фразеологических средств языка.

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного языка. Лексический повтор и его виды .

Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза.

Роль синонимов, антонимов, омонимов. Фразеологизмы.

Комплексный языковый анализ и выразительное чтение художественного текста. Наблюдение за экспрессивным использованием пословиц, поговорок, крылатых слов в художественном тексте.



Тема 5 (3 ч.)

Семантика морфологических средств выразительности.

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях различных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени

существительного в речи. Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений, (эпитет и его виды). Экспрессивная роль глагола в художественном тексте, (олицетворение). Экспрессивная роль числительных и местоимений в художественном тексте. Специфические свойства наречия. Роль служебных частей речи.

Урок-исследование «В творческой лаборатории писателя» (наблюдение за использованием писателями средств художественной изобразительности). Комплексный лингвистический анализ текста.

Тема 6 (9 ч.)

Семантика синтаксиса.

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие. Роль типов предложений и порядка слов. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессивной выразительностью. (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, и др.)

Комплексный языковый анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы с целью наблюдения за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Тема 7 (3 ч.)

Повторение.Практикум по определению средств выразительности.

Творческая мастерская «Школа юного лингвиста».

Создание и защита творческого проекта по одной из тем курса.



















Календарно-тематическое планирование спецкурса в 7классе


Вводное занятие. Средства художественной выразительности




Выразительные средства фонетики



1

2

Звукопись. Аллитерация. Ассонанс



1

3

Особенности звуковой организации текста. Практическая работа

Анализ текста

Выразительные средства словообразования



1

4

Свойства русского словообразования. Синонимия значимых частей слова



1

5

Суффиксы оценки. Паронимы



1

6

Практическая работа

Анализ текста

Выразительные средства лексики. Тропы



1

7

Лексическое богатство русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы.

Тест


1

8

Фразеологизмы. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи



1

9

Сравнение



1

10

Эпитет



1

11

Олицетворение



1

12

Гипербола



1

13

Метафора



1

14

Метонимия



1

15

Синекдоха



1

16

Перифраз



1

17

Ирония



1

18

Аллегория

Тест


1

19

Практическая работа

Анализ стихотворного текста

Морфологические средства выразительности




1

20

Изобразительно-выразительное использование имени

существительного в речи. Образная функция имен прилагательных.



1

21

Экспрессивная роль глагола, местоимений, наречий, числительных



1

22

Служебные части речи. Практическая работа

Анализ текста

Синтаксические средства выразительности. Фигура

\


1

23

Свойства русского синтаксиса. Роль типов предложений



1

24

Порядок слов в предложении. Инверсия



1

25

Антитеза



1

26

Риторическое обращение, риторический вопрос



1

27

Многосоюзие, бессоюзие



1

28

Параллелизм



1

29

Эллипсис



1

30

Анафора, эпифора



1

31

Оксюморон

Тест

Повторение


1

32

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в тексте

Практическая работа


1

33

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в тексте



1

34

Защита проекта












Литература


1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.

2. Литература. Школьный справочник/ Сост.Т.Г.Кучина. -Ярославль: «Академия развития», 1998

3.Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Книга для учителя.- Брянск, М: Новая школа, 2001

4.Русское стихосложение в школьном изучении /Л.В.Тодорова. - М.: Просвещение, 2002

5.Шапошникова В.В. «И все души моей излучины..». Методическое пособие по литературному анализу. - М.: «Московский лицей», 2001



































ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1. Определите средства художественной выразительности. Определите, какие тропы употреблены в приведенных ниже фрагментах художественных текстов. В каких примерах можно отметить использование фигур?

1. Шутила зрелость, пела юность. (А.Твардовский) 2. Литейный залили блузы и кепки. (В.Маяковский) 3. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь) 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы. (В.Маяковский) 5. Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь) 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.Пушкин) 7. Весной, что внуки малые, / С румяным солнцем-дедушкой / Играют облака. (Н.Некрасов) 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета. (А.Пушкин) 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх. (Н.Гоголь) 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М.Шолохов) 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. / На печальные поляны льет печально свет она. (А.Пушкин) 12. Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде. (С.Есенин) 13. Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя, иль ты приснилась мне? / Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне. (С.Есенин) 14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А.Пушкин) 15. Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно. (А.Пушкин) 16. Мы открывали Маркса каждый том, / Как в доме собственном мы открываем ставни. (В.Маяковский) 17. Догорит золотистым пламенем / Из телесного воска свеча, / И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час. (С.Есенин) 18. Не ветер бушует над бором, / Не с гор побежали ручьи, / Мороз-воевода дозором / Обходит владенья свои. (Н.Некрасов) 19. «Это верно, что дорого», – вздыхают рыжие панталоны. (А.Чехов) 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас. (А.Чехов) 21. ...И жаль зимы-старухи, / И, проводив ее блинами и вином, / Поминки ей творим мороженым и льдом. (А.Пушкин) 22. Зеленая прическа, / Девическая грудь. / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд? (С.Есенин) 23. У Ивана Никифоровича <...> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н.Гоголь) 24. На восток, сквозь дым и копоть, / Из одной тюрьмы глухой / По домам идет Европа, / Пух перин над ней пургой. (А.Твардовский) 25. Телеграф охрип от траурного гуда. / Слезы снега с флажьих покрасневших век. (В.Маяковский) 26. Много за жизнь повымел Вилли – / одних пылинок целый лес. (В.Маяковский) 27. Меж тем как сельские циклопы / Перед медлительным огнем / Российским лечат молотком / Изделье легкое Европы, / Благословляя колеи и рвы отеческой земли. (А.Пушкин)

Ключи к заданию 1

1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) долетит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (метонимия). 5. Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. 6. Утешится безмолвная печаль (эпитет), и резвая (эпитет) задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, что внуки малые (сравнение), / С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет) / Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е. Шекспир) (перифраза). 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория (метафора). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна (олицетворение). / На печальные (эпитет) поляны льет печально свет (метафора) она. 12. Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна / Распласталась на тихой (эпитет) воде (олицетворение). 13. Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя, иль ты приснилась мне? / Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью / Проскакал на розовом (эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, льдом одета (олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно (метафора). 16. Мы открывали Маркса каждый том, / Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет) пламенем / Из телесного (эпитет) воска свеча, / И луны часы деревянные (эпитет) / Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (все предложение – развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, / Не с гор побежали ручьи, (отрицательное сравнение) / Мороз-воевода (эпитет) дозором / Обходит владенья свои (олицетворение). 19. «Это верно, что дорого», – вздыхают рыжие панталоны (метонимия). 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (гипербола). 21. ...И жаль зимы-старухи, (эпитет) / И, проводив ее блинами и вином, / Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора). 22. Зеленая прическа, / Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение). 23. У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (гипербола). 24. На восток, сквозь дым и копоть, / Из одной тюрьмы глухой (метафора, эпитет) / По домам идет Европа (синекдоха), / Пух перин над ней пургой (сравнение). 25. Телеграф охрип (олицетворение) от траурного (эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (метафора). 26. Много за жизнь повымел Вилли – одних пылинок целый лес (гипербола). 27. Меж тем как сельские циклопы (перифраза = кузнецы) / Перед медлительным (эпитет) огнем / Российским лечат молотком (метафора) / Изделье легкое Европы (перифраза = коляска), / Благословляя колеи и рвы отеческой земли (вся фраза – ирония).