[pic]
(Николай Степанович Гумилев и Анна Андреевна Ахматова)
[pic]
Учитель Намгалаури Э.Н.
ДВЕ ЗВЕЗДЫ - ДВЕ СУДЬБЫ
(Николай Степанович Гумилев и Анна Андреевна Ахматова)
Сценарий литературного вечера
ЦЕЛИ:
пробудить интерес к поэзии Серебряного; века, к книге;
показать красоту человеческих отношений на примере любви Гумилева и Ахматовой.
ОФОРМЛЕНИЕ:
выставка книг «Две звезды — две судьбы», на которой представлены сборники стихов Гумилева и Ахматовой, а также воспоминание современников;
фотовыставка, на которой размещены фотографии А. Ахматовой и Н. Гумилева;
грамзапись классической музыки, стихов в исполнении А. Ахматовой;
подсвечники со свечами.
Ведущий 1: Муза приглашает нас совершить путешествие в Серебряный век русской поэзии. Этот век не имеет своего поэтического «солнца», подобно пушкинскому. В это время творили ярчайшие индивидуальности, которых объединяло сознание своей эпохи как совершенно не исключительной. Поэты не жили обособленно, они встречались, спорили, читали и комментировали стихи. Значительным явлением в русской культуре начала века была «Башня» Вячеслава Иванова, в центре Петербурга, на 'последнем этаже углового дома на Таврической,
ведущий 2: Часы бьют два раза. Два часа ночи. В гостиной появляются двое: мужи жена, уже признанный поэт и. начинающая поэтесса, которой, однако, суждена необыкновенная слава: Николай Степанович Гумилев и Анна Андреевна. Ахматова.
Ведущий 3: Вот как описывает Гумилев его ученица - поэтесса Ирина Одоевцева: «Все в нем особенное и особенно некрасивое. Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно высоким плоским лбом. Волосы, стриженные под, машинку, неопределенного цвета Жидкие, словно молью траченные брови. Под тяжелыми веками совершенно плоские глаза. Пепельно-серый цвет лица. Узкие бледные губы. В улыбке его что-то жалкое и. в то же время лукавое... Сидит чересчур прямо, высоко подняв голову. Узкие руки длинрьезным стихам настоящих поэтов он выносит уничтожающие приговоры... Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку.— Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение — событие в русской поэзии.
Ведущий 3: В 1906 году он совершает свое первое путешествие, но тем временам? довольно обыкновенное, — в Париж, где учится и Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотер-Дам... Затем — Италия, древние, гордые города-государства, самые названия которых звучат как музыка: Болонья, Падуя, Флоренция, наконец, легендарный Рим...
Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, любимая Африка. Он ловил акул, углублялся в джунгли и пустыни охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Однажды в пути его караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гусейну, чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Николай Степанович заинтересовался и повел караван к жилищу пророка... Гусейн; принял европейцев с почетом, остался доволен поднесенными подарками, позволил им все осмотреть... Произошел такой эпизод.
Для испытания греховности человека устраивалось испытание: надо было раздеться донага и пролезть в узкий проход между двумя большими камнями-скалами. Если кто застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте валялось немало черепов гостей. Как ни отговаривал Гумилева племянник, он все-таки решил сделать
опыт — пролезть между камнями... всё кончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал что-нибудь еще...
Ведущий 2: Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всем — от мелочей (например, он любил ездить верхом на необъезженных лошадях), до вещей более серьезных: известна, например, история о том, как он вызвал на дуэль поэта Волошина... Правда, классической дуэли не получилось...|Да, он любил искушать судьбу и играть в прятки со смертью. Одна нога закинута на другую. Он сохраняет полную неподвижность. Только бледные губы шевелятся на его застывшем лице».
Поэзия Серебряного века немыслима без имени С. Гумилева. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель - стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным. Пришлось ломать свой характер и отправляться в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии. В Первую мировую войну добровольцем он уходит на фронт: за храбрость удостоен двух Георгиевских крестов.
Необычной, романтичной, экзотической была и поэзия Гумилев
Капитаны
На полярных морях и на южных.
По изгибам зеленых зыбей
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы.
Кто изведал, мал стрёмы и мель,
Чья не пылью затерянных хартий
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
И, взойдя па трепещущий мостик.
Вспоминает покинутый, порт
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт, Или бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так, что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет. Пусть безумствует море и хлещет.
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд, Что умеет вражьи фелуки Неожиданно бросить фрегат. Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи много звездной
Охранительный свет маяков?
ведущий 1: Стихи читаются по кругу.
Очередь доходит до молодой дамы, тонкой смуглой. Это жена Гумилева Анна Ахматова. Она тоже пишет. Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэте. Он смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не нравится. Когда их хвалят, насмешливо улыбается: - Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает.
- Анна Андреевна, вы прочтете? Лица присутствующих «настоящих поэтов» расплываются в снисходительную 'улыбку. Гумилев с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар.
- Я прочту
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступенек,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой».
Я о т ее т.н. л а: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...».
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом, Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
После прочтения на лицах — любезные улыбки. Конечно, не серьезно, но мило, чае правда ли?
Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Промолчит, отметит какую-нибудь техническую особенность. Ведь серозные стихам настоящих поэтов он выносит, уничтожающи приговоры... Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку
- Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение
событие в русской поэзии.
Ведущий 3: В 1906 году он совершает свое первое путешествие, но тем временам довольно обыкновенное, — в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре зачарован готикой собора Нотр-Дам... Затем — Италия, древние, гордые города-государства, самые названия которых звучат как музыка: Болонья, Падуя, Флоренция, наконец, легендарный Рим...
Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка. Он ловил акул, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Однажды в пути его караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гусину, чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Николай Степанович заинтересовался и повел караван к жилищу пророка... Гусей принял европейцев с почетом, остался доволен поднесенными подарками, позволил им все осмотреть... Произошел такой эпизод. Для испытания греховности человека устраивалось испытание: надо было раздеться донага и пролезть в узкий проход между двумя большими камнями-скалами. Если кто застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте валялось немало черепов и костей. Как не отговаривал Гумилев племянник, он все-таки решил сделать опыт — пролезть между камнями... Все кончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал что-нибудь еще...
Ведущий 2: Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всем — от мелочей (например, он любил ездить верхом на необъезженных лошадях), до вещей более серьезных: известна, например, история о том, как он вызвал на дуэль поэта Волошина... Правда, классической дуэли не получилось... Да, он любил искушать судьбу и играть в прятки со смертью.
СТАРЫЙ КОНКВИСТАДОР
У губясь в неведомые дали, Заблудился старый конквистадор.
В дымном небе плавали кондоры, Нависали снежные громады.
Восемь дней, скитался он без пищи, Конь издох, но под большим уступом Он нашел уютное жилище,
Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Там он жил в тени густых смоковниц, Песни пел о солнечной Кастилье, Вспоминал сраженья, и любовниц, Видел то пищали, то мантильи.
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости. Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости.
Ведущий 1: В детстве он устраивал баталии разных родов войск, имея изрядную коллекцию оловянных солдатиков. В 1905 году, когда ему было 19 лет, он решил, что «гражданин и патриот» России должен непременно ехать добровольцем на фронт. Родным и друзьям с трудом удалось его отговорить. На его долю выпадет другая война — Первая мировая.
О храбрости его ходили легенды. 24 декабря 1914 года он был награжден Георгиевским крестом 4 степени, 15 января 1915 за отличие в делах против германцев произведен в унтер-офицеры. За бой 6 июня 1915 года — представлен ко второму Георгиевскому кресту и производству в прапорщики. В чем секрет его необыкновенной отваги? Может быть, он мечтал о смерти в бою? Или был уверен, что его не убьют? И действительно, пули не тронули его.
Ведущий 2: С детства он хотел быть оригинальным, ни на кого не похожим. В гимназии в альбоме одной из подруг, где писавшие отвечали на вопросы: «Какой ваш любимый цветок и дерево, любимое блюдо, любимый писатель?» (гимназистки писали обычно: цветок — роза или фиалка, дерево - береза или липа, блюдо — мороженое, писатель — Чарская; гимназисты предпочитали дуб или ель, из блюд — гуся или борщ, писателей — Майна Рида или Жюля Верна, цветок же игнорировали), он писал, не задумываясь: «Дерево — баобаб, цветок - орхидея, блюдо — канандер, писатель - Оскар Уайльд». Ни баобабов, ни орхидей он тогда еще не видел, канандером называл блюдо, на самом деле именующееся «камамбером» (сорт сыра). А вот Оскар Уайльд, книги которого были столь же изысканны, утончены и необычны, как и их автор, Действительно был его любимым писателем...
Ведущий 3: Любимый писатель — Оскар Уайльд, любимый герой литературы — Дон Жуан.
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.
А в старости принять завет Христа» Потупить взор, посыпать пеплом темя И взять на грудь спасающее бремя " Тяжелого железного креста!
И лишь когда средь оргии победной
Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный, Испуганный в тиши своих путей, Я вспоминаю, что, ненужный атом, Я не имел от женщины детей И никогда не звал мужчину братом.
И, подобно Дон Жуану, он был галантным рыцарем.