Рабочая программа по литературе (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. сопоставлять литературные произведения;

  6. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  7. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  8. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  9. владеть различными видами пересказа;

  10. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  11. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  12. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

в школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученики должны уметь:

  1. сопоставлять тематически близкие произведения родной и русской литератур, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

  2. самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

  3. создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литератур;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  2. находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  3. ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.





Содержание тем учебного курса

Введение


Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова.


Из древнерусской литературы


Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение "Слова о полку Игореве" для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Из литературы 18 века. Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.


Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов


Жизнь и творчество. (обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям», Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий" слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация, Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.


Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. "Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).


Из русской литературы XIX века


Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.


Василий Андреевич Жуковский


Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


Александр Сергеевич Грибоедов


Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористическйй язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний"). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин


Жизнь и творчество (обзор.) Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар","На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил любовь еще, быть может...», «Бесы), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма "Цыганы". Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир "естественный"- противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства», Трагедийное начало «Моцарта и Сальери". Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).


Михаил Юрьевич Лермонтов


Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера, Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа: 'Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус", «И скучно и грустно", "Дума», «Поэт», "Родина», «Пророк», "Нет не тебя так пылко я люблю...»,"Нет, я не Байрон, я другой...","Расстались мы, но твой портрет...", "Есть речи- значенье..." (1824), "Предсказание", "Молитва", "Нищий", "Я жить хочу! Хочу печали...". Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор.) "Мертвые души"история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский


Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный, мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьёсы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).


Федор Михайлович Достоевский


Слово о писателе. "Белые ночи". Тип "петербургского мечтателя" — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия)

Лев Николаевич Толстой


Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм ("диалектика души"), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л, Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)


Антон Павлович Чехов

Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве. А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


Из русской литературы XX века


Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин


Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.


Михаил Афанасьевич Булгаков


Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость- основа живучести "шариковщины", "швондерства". Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия)

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы: Трагизм судьбы героини, Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия) Из русской поэзии ХХ века.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века, Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте. "Вот уж вечер...","письма к женщине", «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина, Тема России — главная в есенинской поэзии.


Владимир Владимирович Маяковский


Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие
стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по
эта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «3авещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI», Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть ,знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте. "Урожай", "Весенние строчки","Я убит подо Ржевом".Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков


А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. "Отчего" В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский, «Разуверение»\ Ф. И. Тютчев. «К. Б.» (.«Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой„ «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...» А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь..."; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь..." Н. Заболоцкий. "Признание" и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.




Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл


Слово о поэте. "Нет, ни одна средь женщин...", «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций

Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя. например; монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет»—"Пьеса на все века" (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета. гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром "расшатавшегося века". Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии "Гамлет". Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).


Иоганн Вольфганг Гете

Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

































Тематическое планирование


Перечень разделов/

перечень тем


Планируемые

результаты освоения учебного предмета


Количество часов




Дата проведения


1 четверть

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Знать о роли литературы в духовной жизни человека

1


2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская История в «Слове…»

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

1


3

Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Подготовка к домашнему сочинению

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века

Знать особенности русского классицизма

1


5

М.В. Ломоносов Слово о поэте и ученом. Реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление…»

Уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать

1


6

М.В. Ломоносов «Ода на день…»

Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. Ломоносова

Выразительно читать наизусть

1


7

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям»

Обосновывать своё мнение о произведении

1


8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка собственного творчества в стихотворении

Выразительно читать наизусть

1


9

А.Н. Радищев. Слово о писателе «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности.

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


10

Особенности повествования «Путешествия…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

Знать основные понятия: жанр путешествия и его особенности

1


11

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


13

Р/р Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

Писать сочинение на литературную тему.


1


14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме

Знать общую характеристику русской и мировой литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

1


15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (Обзор) Отношение романтика к слову

Основные понятия: литературный характер,

литературный тип

1


16

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады Нравственный мир героини баллады

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

1


17

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


18

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


19

Фамусовская Москва в комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


20

Фамусовская Москва в комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


21

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Выразительно читать наизусть

1


22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


23

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


24

Р/р И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

Составлять план и конспект литературно-критической статьи.

Писать сочинение на литературную или тему.

1


25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

Уметь высказывать свои суждения и аргументировать их

1


26

Лирика петербургского периода. Проблеме свободы, служения Родине

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


27

Любовь как гармония души в

интимной лирике А.С. Пушкина.

Адресаты любовной лирики Пушкина

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Обучение анализу одного стихотворения

Выразительно читать наизусть, знать изобразительно-выразительные средства языка

1


29

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина

Контроль знаний учащихся

1


2 четверть

30

Вн.чт. А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях

1


31

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел, композиция романа, сюжет. Система образов

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка

1


32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции


1


33

Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина. Татьяна и Ольга

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.


1


35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа


Обосновывать своё мнение о произведениях и героях

1


37

Пушкинский роман в зеркале критики: Р/р Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина

Составлять план и конспект литературно-критической статьи

Писать сочинение на литературную тему.

1


38

Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей в трагедии

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях

1


39

М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


40

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


41

Адресаты любовной лирики

М.Ю. Лермонтова и послания к ним

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях

1


42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема России и её своеобразие. «Родина»

Выразительно читать наизусть

1


43

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка

1


44

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч»

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения

1


49

Споры о реализме и романтизме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

Составлять план и конспект литературно-критической статьи

1


50

Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Контроль знаний учащихся

1


3 четверть

51

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души», особенности жанра и композиции

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка

1


52

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


54

Образ города в поэме «Мертвые души»

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

1


55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в ходе замысла поэмы

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


56

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


57

Р/р Соединение лирического и комического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


58

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

1


60

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


61

Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


63

Вн.чт. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической повести «Юность»

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


64

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


65

А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

1


66

Р/р Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»

Писать сочинение на литературную или публицистическую тему. На примере произведений

А.Н. Островского,

Ф.М. Достоевского,

Л.Н. Толстого и

А.П. Чехова). (По выбору учащихся)

1


67

Вн.чт. Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Их стихотворения разных жанров

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать своё мнение

1


68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

Знать основные этапы развития русской литературы 20 века

1


60

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


70

Мастерство И.А. Бунина в рассказах «Тёмные аллеи». Лиризм повествования

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


71

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции, историю создания и судьбу повести.

1


72

Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


73

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родина.

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. Роль пейзажа, особенности жанра

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


75

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия

1


77

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века


Контроль знаний учащихся

1


4 четверть

78

Русская поэзия Серебряного века

Выразительно читать наизусть

1


79

А.А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях


1


80

С.А. Есенин. Слово о писателе. Тема Родины в лирике Есенина

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике. Народно-песенная основа лирики Есенина

Выразительно читать наизусть

Знать элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

1


82

В.В. Маяковский. Слово о поэте Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество

Знать элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

1


83

В.В. Маяковский. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество

Знать элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

1


84

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни, о смерти. Особенности поэтики Цветаевой

Знать элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

1


85

«Родина» Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве»

Выразительно читать наизусть

1


86

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


87

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Уметь выявлять трагические интонации

1


88

Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Знать особенности поэтики А. Ахматовой

1


89

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте Вечность и современность в стихах о природе и любви

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


90

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений

Выразительно читать наизусть

1


91

А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

1


92

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 вв.

Выразительно читать песни и романсы на стихи русских поэтов

1


93

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 вв.

Выразительно читать песни и романсы на стихи русских поэтов

1


94

Зачет по русской лирике 20 века

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.


1


95

Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций Слово о поэте

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях

1


96

Данте Алигьери. Слово о поэте. Множественность смыслов «Божественной комедии» Данте Алигьери

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях

1


97

У. Шекспир. Слово о поэте. Гуманизм эпохи Возрождения. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции

1


98

Вн. чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии

Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

1


99

И. Гете. Слово о поэте «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Эпоха Просвещения

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях

1


100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра

Типическое значение характеров главных героев произведений

1


101

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года, летнее задание

Выявить уровень литературного развития учащихся

1


102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года, летнее задание

Выявить уровень литературного развития учащихся

1


103

Повторение по теме «Зарубежная литература»


1


104

Повторение по теме «Зарубежная литература»


1


105

Повторение по теме «Зарубежная литература»


1



Всего уроков: 102 часа

Из них

уроков контрольных работ: 4 часа

уроков по развитию речи: 5 часов

уроков внеклассного чтения: 10 часов









Перечень учебно-методических средств обучения:


Учебник

  1. Литература. 9 класс Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /под ред. В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010


Дополнительная литература для учителя

  1. Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной, И.С.Збарского, В.И.Коровина. Волгоград: Учитель, 2008


  1. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2005


  1. Уроки литературы в 9 классе: кн. для учителя / Н. В. Беляева, О. А. Еремина. –М.: Просвещение, 2009.-384 с.


  1. Литература: Справ. шк./Научн. Разработка и сост. Н. Г. Быковой.- М.: Филолог. Об-во «Слово», ТКО «АСТ», Центр гуманитар. Наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.-576 с.