Планирование литература 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 8 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, . «Просвещение» 2014г..

На изучение курса литературы в 8 классе отводится 102часа (3 часа в неделю).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Изучение литературы в 8 классе способствует решению следующих задач:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению




мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

  • базовые теоретико-литературные понятия;

  • содержание программных произведений;

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

  • закономерности происхождения литературы;

  • жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;




-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов, тем.

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы 18 века

4

5.

Из русской литературы 19 века

48

6.

Из русской литературы 20 века

35

7

Из зарубежной литературы

10


Итого:

102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8 КЛАСС

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.





Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера



(«Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.



«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники)

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов


Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).



Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание


Введение -1 ч.

Введение. Литература и исто­рия. Интерес русских писателей к историческому прошлому

1



Устное народное творчество – 2 часа

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1



Предания «0 Пугачеве», «0 покорении Сибири Ермаком».

1



Из древнерусской литературы. –2часа.

4.

Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской лите­ратуры. «Житие Александра Невского»

1



5.

Вн. ч. «Шемякин суд» как сатириче­ское произведение XVII века. Действительные и вымышлен­ные события

1



Из русской литературы XVIII века. – 4 часа

6.

Д. И. Ф о н в и з и н. «Недо­росль». Сатирическая направ­ленность комедии.

1



7.

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Основ­ные правила классицизма в произведении

1



8.

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1



9.

Подготовка к домашнему со­чинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской ли­тературе и в литературе XVIII века»

1



Из русской литературы XIX века. – 48 часов

10.

И. А. К р ы л о в. Слово о бас­нописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

1



11.

Вн. ч. И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности бас­нописца.

1



12.


К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1



13.

Образ Ермока Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири».

1



14.

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «Я помню чудное мгновенье».

1



15.

А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина

1



16.

А. С. Пушкин. «История Пуга­чева». История пуга­чевского восстания в художе­ственном произведении.

1




17.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания про­изведения.

1



18.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его лич­ности.

1



19.

Гринев и Швабрин.

1



20.

Гринев и Савельич




21.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравствен­ный идеал Пушкина

1



22.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина

1



23.

Р. р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1




24.

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

1



25.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.

1



26.

М. Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1



27.

Р. р. Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1



28.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.

1



29.

Н.В.Гоголь. Его отношение к исто­рии, исторической теме в ху­дожественном творчестве.

1



30.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как со­циальная комедия «со злостью и солью».

1



31.

Разоблачение пороков чинов­ничества в пьесе.

1



32.

Н. В. Гоголь. Приёмы сатирического изображения.




33.

Хлестаков и Хлестаковщина как нравственное явление

1



34.

Р. р. Подготовка к домашне­му сочинению по комедии Н.В Гоголя «Ревизор»

1



35.

Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в лите­ратуре

1



36.

Образ Петербурга. Мечта и реальность в повести «Шинель».

1



37.

Особенности историзма. И. С. Тургенев «Ася».

1



38.

Чтение и анализ глав повести.

1



39.

Характеристика героев повести И. С. Тургенева. «Ася»

1



40.

Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И. С. Тургенева. «Ася»

1



41.

Образ тургеневской девушки в повести «Ася»

1



42.

Вн. ч. Повести И.С.Тургенева о первой любви.

1



43.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

1




44.

М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе.


1



45.

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного го­рода»

1



46.

Р. р. Анализ эпизода из романа «История одного горо­да»

1



47.

Сатирическая направленность «Истории одного города»

1



48.

Н.С.Лесков. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1



49.

Н.С.Лесков «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа.

1



50.

Л. Н. Толстой. Слово о пи­сателе. Социально-нравствен­ные проблемы в рассказе «По­сле бала»

1



51.

Образ рассказчика в рассказе «После бала»

1



52.

Идея разделённости двух Россий.. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

1



53.

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Осо­бенности композиции. Антите­за.

1



54.

Вн. ч. Нравственные проблемы пове­сти Л. Н. Толстого «Отрочест­во»

1



55.

Вн. ч. Поэзия родной природы в творчестве А. С. П у ш к и н а, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

1



56.

А. П. Ч е х о в. Рассказ «О любви» (из три­логии) как история об упущен­ном счастье.

1



57.

Психологизм рассказа «О любви».

1



Из русской литературы XX века. – 35 часов

58.

И. А. Бунин. Слово о писате­ле. Проблема рассказа «Кав­каз»

1



59.

Мастерство Бунина – прозаика.

1



60.

А. И. Куприн. Слово о писа­теле. Рассказ «Куст сирени».

1



61.

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1



62.

Представление о любви и счастье в семье.

1



63.

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

1



64.

Р. р. Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени».

1



65.

А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве «Россия». Образ России и её истории.

1



66.

С.А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

1



67.

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

1



68-69.

Р. р. Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

2



70-71.

И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

2




72.

В. ч. Журнал «Сатирикон». Тэффи «Жизнь и воротник». М. Зощенко «История болезни»

1



73.

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1



74.

Контрольная работа по творчеству Л. Н.Толстого, А. П. Чехова,

И. А. Бунина.

1



75.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тер­кин».

1



76.

Картины фронтовой жиз­ни в поэме.

1



77.

Василий Теркин — защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

1



78.

Новаторский характер образа Василия Теркина

1



79.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

1



80.

Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления в поэме.

1



81.

В. ч. А. П. П л а т о н о в. Слово о пи­сателе. Картины войны и мир­ной жизни в рассказе «Воз­вращение»

1



82.

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1



83.

Урок – концерт. Стихи и песни о ВОв . М.Иса­ковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату...».

1



84.

Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не по­ют...».

1



85.

А. Фатьянов («Со­ловьи»), Л. Ошанин («До­роги»)

1



86.

В. П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1



87.

Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

1



88.

В. П.Астафьев. Развитие представлений о герое-повествователе.

1



89- 90.

Р. р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в лите­ратуре XX века»

2



91.

Уроки внеклассного чтения. Русские поэты о Родине, о родной природе.

1



92.

Уроки внеклассного чтения. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

1



Тема 6. Из зарубежной литературы. – 10 часов

93-94.

У. Шекспир. Слово о писа­теле. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви.

2



95.

Сонеты У. Шекспира. «Кто хва­лится родством своим и зна­тью...»

1



96.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).

1



97.

Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1



98.

Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии

1



99

Вн. ч. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1



100.

Вн. ч. В. С к о т т «Айвенго» как исторический роман

1



101.

Литература и история в произ­ведениях, изученных в 8 классе

1



102.

Итоги года и задание на лето.

1



Литература для учителя и обучающихся.

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.:Просвещение,2011.

- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2006.

Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:

- В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература. 8 класс. Методические советы. –

М.: Просвещение, 2006.



- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. –

М.: Вако, 2007.

- О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2004.

- Литература 8 класс. Поурочные планы. Автор-составитель С.Б.Шадрина. –

Волгоград.:Учитель, 2008.

Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. –

М.: Дрофа, 2007.

По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8.–М.: Айрис-пресс, 2011г

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2012г

  2. Золотарева И. В. , Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2012г.

  3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009г.

4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2010г

5. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 2010г

6. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008г

  1. А также:

- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;

- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;

- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;

- тестовый материал для контроля знаний;