Сабирова Л.Р..
(гимназия №37 г. Казани)
Интерпретационная деятельность учащихся
на уроках литературы
по творчеству Пушкина в 9 классе.
Два мира есть у человека.
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
В этих словах Заболотского - цель литературы как урока, урока, на котором мы обращаемся к душе ученика, учим его трудиться, творить себя.
Одними из важнейших целей литературного образования в Государственном стандарте основного общего образования по литературе названы:
воспитание духовно развитой личности,
развитие эмоционального восприятия художественного текста
развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Если исходить из такого понимания целей литературы, то необходимо делать акцент на вдумчивом чтении учащимися художественного произведения, на восприятии его образной природы.
Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес — задача любого учителя-предметника. Все знают, как любят малыши, чтобы им читали, как радуются они уловленному ритму стиха, как ярко воспринимают иносказательный смысл и образность лучших образцов русского и мирового фольклора и детской литературы. Когда же в школе мы начинаем всё это “изучать”, препарировать, объяснять — интерес быстро иссякает, чтение из удовольствия превращается в “трудовую повинность”.
Почему, прочитав стихотворение, иногда ученики говорят, что ничего не поняли? Потому что ничего не представили. Зачастую у них задействована просто механическая память, даже не логическая, и уж тем более не образная. А ведь именно образная память самая длительная, самая надежная.
Конечно, можно посетовать на СМИ, с развитием которых современный ребенок приучается пассивно принимать готовые образы, но это реальность. Проще и приятнее посмотреть экранизацию какого-то произведения, чем совершить работу, прочитав произведение. Чтение - процесс творческий, создание своего мира из букв и воображения. Научить ему ученика - наша задача.
Преобладание изучения над наслаждением от чтения — вот, наверное, главная причина и исток того, что на первый план выдвигается проблема “как заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения”.
По словам Л. Выготского, «эффект эстетической реакции заложен в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства» " [Выготский, С. 27.] и применительно к литературе более эффективно подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления — всего того, что в большей степени относится к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения.
Сформировать многостороннее и целостное отношение к художественному произведению позволяют разнообразные интерпретации. Поэтому интерпретация литературного произведения, в которой личностное отношение к тексту соотнесено с его объективным смыслом, сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в изобразительном искусстве, музыке, театре, кино становится существенным направлением школьной работы по литературе.
Именно интерпретационная деятельность учащихся лежит в основе заключительных уроков по творчеству Пушкина в 9 классе.
По программе Коровина предлагается для разбора классический набор тем:
А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья. Любовь. Тема поэта и поэзии. Поэты 20 века о Пушкине. Заметим, что ученик должен быть вовлечен в активные формы деятельности на уроке (семинар, практикум). Это и неудивительно, т.к. в предыдущих классах они получили уже достаточный объем информации, которую теперь должны суметь применить на практике.
Результатом творческого осмысления программных произведений поэта должна стать работа учащегося на тему: «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка».
Использование такой формы как урок-мастерская помогает учащемуся справиться с этим заданием самостоятельно, не прибегая к переписыванию страниц из монографий и учебных пособий. На таких уроках, используя известный материал, ученики делают выводы, приходят к заключению, можно сказать «мастерят» результат.
На вводном занятии необходимо вспомнить материал о жизни и творчестве Пушкина, изученный в 5-8 классе, рассмотрев программные стихотворения сделать вывод об основных темах лирики Пушкина, записать их краткие характеристики. Это основа, на которой теперь ученику нужно будет строить свою работу. К следующему уроку ребята читают все данные стихотворения внимательнее и выбирают понравившееся для интерпретации.
Следующий урок посвящен видам интерпретаций. Целесообразно в начале дать представление о понятии «интерпретация» как творческое прочтение произведения и познакомить учащихся с четырьмя видами интерпретаций:
музыкальная. Музыку к стихотворениям предлагаем ребятам подобрать самостоятельно и ответить на вопросы:
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Какие образы возникают при его чтении?
С какими чувствами и образами в музыке они совпадают?
Вот, например, работа ученицы по музыкальной интерпретации стихотворения Пушкина «Пророк».
Когда слушаешь «Полонез» из оперы Мусоргского «Борис Годунов», представляется торжественный бал. Мне кажется, что звуки духовых инструментов – символ «суетного света», о котором говорится в первых строчках стихотворения «Пророк», а тревожные звуки смычковых – скрипок и виолончелей – похожи на «божественный глагол», который звучит внутри поэта, призывая его «к священной жертве». И в музыке, и в стихотворении эти две силы постоянно соревнуются друг с другом: какая возьмет верх, что выберет поэт.
живописная или художественная. Здесь возможны два варианта: подобрать иллюстрацию к стихотворению, выполненную художником, или выполнить ее самому. Обычно ребята выбирают второй вариант - рисуют. Необходимо также подготовить письменную защиту своей работы, ответив на следующие вопросы:
Вот, например, некоторые иллюстрации и их объяснение:
художественное чтение. Необходимо напомнить о том, как подготовить стихотворение к чтению. Ключевая фраза в этой инструкции: прочитай так, как будто это твои слова. Помогут в этом вопросы:
Выделите ключевые слова?
Какой должна быть интонация, темп и ритм речи, где необходимы смысловые паузы?
Какова композиция стихотворения, как это связано со смыслом?
На уроке в одном из классов ребята подобрали к стихотворению «Признание» еще и музыку Клода Дебюсси «Лунная терраса», под которую мальчик читал стихотворение. Ребята объяснили свой выбор совпадением настроения, а звуки арфы и смычковых инструментов помог им услышать голоса двух героев стихотворения.
комментирование. Необходимость комментирования текста проистекает из очевидности дистанции, отделяющей современного читателя-школьника от произведения, рассматриваемого на уроке. Это своеобразное оживление текста, когда читатель становится «своим», по выражению Лотмана [Лотман, С. 414.]
Для этого вида интерпретации было выбрано стихотворение Пушкина «Кипренскому», где необходимо было пояснить особенности творчества художника, его взаимоотношения с Пушкиным, вспомнить сам портрет.
При объяснении каждый вид иллюстрируем интерпретациями известных мастеров. Поможет в этом прекрасная мультимедийная энциклопедия «Пушкин в зеркале двух столетий», в котором собрано огромное количество материалов, текстов, иллюстраций, в том числе видео- и аудиоматериалов.
Учащиеся работают над интерпретацией выбранного стихотворения в группе. Это не только обогащает знаниями всех ее участников, т.к. каждый работает только над одним стихотворением, но и дает возможность учиться друг у друга, отрепетировать свое выступление. Учитель отслеживает работу, помогает в том, что не получается.
На заключительном уроке после представления и обсуждения работ вместе с ребятами анализируем отрывок эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» о памятнике Пушкину в Москве. Это произведение - интерпретация образа самого поэта. Понять ценность каждого взгляда помогут вопросы:
Как вы думаете, в каком возрасте сложилось у Марины Цветаевой такое восприятие образа Пушкина.
Чем был Памятник Пушкина для Цветаевой. Найдите в тексте.
Какой самый главный урок извлекла поэтесса? Зачитайте.
Какое влияние оказала «встреча» с Пушкиным на формирование взглядов поэтессы.
Домашнее задание - эссе «Моя первая встреча с Пушкиным», еще одна ступенька к пониманию поэта.
Проделанная работа подготовит ученика не только к написанию сочинения, но и обязательно оставит след в его душе.
Таким образом, интерпретационная деятельность учащихся на заключительных уроках литературы по творчеству Пушкина:
- позволяет активизировать восприятие ученика, произведение перестает быть предметом изучения, становится предметом чувств, эмоций, переживаний;
- помогает почувствовать радость творения своего, собственного образа, который надолго останется в памяти;
- интегрирует литературу, музыку, живопись, историю, что способствует созданию целостной картины мира;
- побуждает к чтению активному, творческому;
- способствует развитию креативного мышления учащихся;
- развивает самостоятельную деятельность;
Все эти качества являются важными и неотъемлемыми для формирования личности выпускника современной средней школы в свете государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Литература.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.
Лотман Ю. М. Пушкин.- Спб.,1995.
Погасий Е.Ю.
(гимназия №37 г. Казани)
Интерпретационная деятельность учащихся
на уроках литературы
по творчеству Пушкина в 9 классе.
Одними из важнейших целей литературного образования в Государственном стандарте названы:
воспитание духовно развитой личности,
развитие эмоционального восприятия художественного текста
развитие потребности в самостоятельном чтении произведений.
Если исходить из такого понимания целей литературы, то необходимо делать акцент на вдумчивом чтении учащимися художественного произведения, на восприятии его образной природы.
Чтение - процесс творческий, создание своего мира из букв и воображения. Научить ему ученика - наша задача. По словам Л. Выготского, «эффект эстетической реакции заложен в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства» " [Выготский, С. 27.], и применительно к литературе эффективно подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления.
Сформировать многостороннее и целостное отношение к художественному произведению позволяют разнообразные интерпретации. Именно интерпретационная деятельность учащихся лежит в основе заключительных уроков по творчеству Пушкина в 9 классе.
По программе Коровина предлагается для разбора классический набор тем: жизнь и судьба, дружба и друзья, любовь, тема поэта и поэзии, поэты 20 века о Пушкине. Используются активные формы деятельности на уроке (семинар, практикум). Результатом творческого осмысления программных произведений поэта должна стать работа учащегося на тему: «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка».
Использование такой формы как урок-мастерская помогает учащемуся справиться с этим заданием самостоятельно, не прибегая к переписыванию страниц из монографий и учебных пособий.
На вводном занятии необходимо вспомнить материал о жизни и творчестве Пушкина, рассмотрев программные стихотворения, сделать вывод об основных темах лирики Пушкина, записать их краткие характеристики. К следующему уроку ребята читают все данные стихотворения внимательнее и выбирают понравившееся для интерпретации.
Следующий урок посвящен видам интерпретаций. Целесообразно в начале дать представление о понятии «интерпретация» как творческое прочтение произведения и познакомить учащихся с четырьмя видами интерпретаций:
музыкальная. Музыку к стихотворениям предлагаем ребятам подобрать самостоятельно и ответить на вопросы:
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Какие образы возникают при его чтении?
С какими чувствами и образами в музыке они совпадают?
живописная или художественная. Подобрать иллюстрацию к стихотворению, выполненную художником, или выполнить ее самому, подготовить письменную защиту работы, ответив на следующие вопросы:
Какими образами можно проиллюстрировать данное стихотворение?
Какие цвета передадут его настроение?
Почему именно эта художественная техника выбрана для иллюстрации?
художественное чтение. Необходимо напомнить о том, как подготовить стихотворение к чтению. Ключевая фраза в этой инструкции: прочитай так, как будто это твои слова. Помогут в этом вопросы:
Выделите ключевые слова?
Какой должна быть интонация, темп и ритм речи, где необходимы паузы?
Какова композиция стихотворения, как это связано со смыслом?
комментирование. Необходимость комментирования текста проистекает из очевидности дистанции, отделяющей современного школьника от произведения. Это своеобразное оживление текста, когда читатель становится «своим», по выражению Лотмана [Лотман, С. 414.]
При объяснении каждый вид иллюстрируем интерпретациями известных мастеров. Учащиеся работают над интерпретацией выбранного стихотворения в группе. Учитель отслеживает работу, помогает в том, что не получается.
На заключительном уроке после представления и обсуждения работ вместе с ребятами анализируем отрывок эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» о памятнике Пушкину в Москве. Это произведение - интерпретация образа самого поэта. Понять ценность каждого взгляда помогут вопросы:
В каком возрасте сложилось у поэтессы такое восприятие образа поэта.
Чем был Памятник Пушкина для Цветаевой. Найдите в тексте.
Какой самый главный урок извлекла поэтесса? Зачитайте.
Какое влияние оказала «встреча» с Пушкиным на формирование взглядов поэтессы.
Домашнее задание - эссе «Моя первая встреча с Пушкиным», еще одна ступенька к пониманию поэта. Проделанная работа подготовит ученика не только к написанию сочинения, но и обязательно оставит след в его душе.
Таким образом, интерпретационная деятельность учащихся на заключительных уроках литературы по творчеству Пушкина:
- позволяет активизировать восприятие ученика, произведение перестает быть предметом изучения, становится предметом чувств, переживаний;
- помогает почувствовать радость творения своего, собственного образа, который надолго останется в памяти; побуждает к чтению активному, творческому, способствует развитию креативного мышления учащихся
- интегрирует литературу, музыку, живопись, историю, что способствует созданию целостной картины мира;
- развивает самостоятельную деятельность;
Все эти качества являются важными и неотъемлемыми для формирования личности выпускника современной средней школы в свете государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Литература.
1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.
2. Лотман Ю. М. Пушкин.- Спб.,1995.