Урок - размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: «Зарубки на сердце» (Урок - размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)


Форма проведения: урок – размышление

Методы: сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цели урока:

  • Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;


  • Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);


  • Определить авторскую позицию и средства ее выражения;


  • Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

Обучающие цели:

продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».

Развивающие цели:

создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

3. Воспитательные цели:

формировать гуманное отношение к близким людям;

содействовать развитию умения общаться между собой;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Паустовский


Чти отца твоего и мать твою,


Да благо ти будет, и долголетен


Будеши на земле.

Пятая заповедь Божия

ХОД УРОКА


I. Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1.

Фаза вызова.

- Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.


Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме.

- Послушайте отрывок из песни.

Звучит 1-ый куплет песни М. Шуфутинского «Мама ушла»

В доме пахнет сосной и еловыми ветками,

И уже наготове лежит молоток.

И шуршат незнакомые женщины платьями,

Что случилось со мной? Мне еще невдомек.

Мне еще невдомек, что обломанной веткою

Я остался с судьбою один на один,

И что сыном меня называть больше некому,

И что пусто и холодно стало в груди.

Это мамы не стало,

Это мама ушла,

Улыбнувшись устало,

Как Христос из угла.

И планета людская из – под ног уплыла, …

Это мамы не стало, это мама ушла …

1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

- ответы-

2. Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?

(На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)

- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

-ответы-

- Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.


1. - Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь

2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?

- отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.

Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

- Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?

- одинокой старости

- материнской любви

- милосердия

- взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы

СЛАЙД 3

Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

- Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,

она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

- ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

- Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.

Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».


III. Осмысление содержания рассказа.

- Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.

СЛАЙД 4. Остановка 1.

( Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

- У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?

- Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.

-Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?

- спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) - эпитеты

- тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения.

- Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?

- маленький подсолнечник у забора.

- это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то.


- Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?

- грустные, тревожные –

- Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?

- ответы –

- Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь.

СЛАЙД 5. Остановка 2.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского).

- Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково?

-«доцветал» и «доживала»

- На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.

- на продолжительность.

- В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.

СЛАЙД 6.

Тесовые крыши почернели

Спутанная трава полегла

Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья

Валил водянистый снег

Хмурое небо все ниже опускалось

- Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение?

- градация-

-Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель?

- усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-

-Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом?

СЛАЙД 7.

- Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна.

- На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?

- указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны.

Остановка 3.

-Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».

- А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?

- Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.

СЛАЙД 8.

- Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)

- В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя. Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине?

-Олицетворение и метафора - Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.

-олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.

- психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель.

- Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный

Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и связывается у Паустовского с определением «одинокий».

- Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини.

Остановка 4.

-Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем.

СЛАЙД 9.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)

- О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»?

- о силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.

- Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Когда это слово повторяется в тексте еще несколько раз?

- Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.

- Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?

- Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

- Большой город, отсутствие уголков природы.

- Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.

- Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?

- Настойчива, требовательна.

- Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?

СЛАЙД 10.

- Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?

- На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?

- Холодные глаза.

- Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

- У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?

- одинокий – холодный

- Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?

- на одиночество.

СЛАЙД 11.

- И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»…

Что подчеркивает автор в этой фразе?

- Самолюбование

- Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.

СЛАЙД 12.

- И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?

- Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.

- Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту (стр. 72).

Выборочное чтение.

Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?

- Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.

- Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.

СЛАЙД 13.

Почему Настя боялась поднять голову?

- Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.

На каком фоне все это делает Настя?

- На фоне похвалы в ее адрес.

- Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

СЛАЙД 14.

- Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.

- Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?

- Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.

- А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

- Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.

- Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?

- Сам написал телеграмму от имени Насти.

- «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?

- ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)

-Такой пустельгой оказалась Настя.

СЛАЙД 15.

- Перечитаем сцену похорон.

Каким стал пейзаж? Почему?

-Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.

- С чем осталась Настя?

- Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

- Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

СЛАЙД 16

«Будь человеком!» - напоминает Паустовский.

«За добро плати добром. Не будь пустельгой».

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА…

IV. Итог урока

- Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

Домашнее задание:

1. Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К.Паустовского «Телеграмма»?

Запишите несколько из них для себя.

Например:

А) Надо быть благодарным тому, кто дал тебе жизнь.













7