Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
«Рассмотрено» На заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № ___ от «___»____________2014г.
Руководитель ШМО
____/ О.И. Гайворонская/____
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________/Е.М.Гринченко/
«__»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор
_________ /В.Г. Минаков/
Приказ № ____ от «___»______2014г.
Рабочая программа объединения
дополнительного образования
«Творческая мастерская»
для учащихся 5 - 9 классов
(художественно – эстетическое направление)
Составитель: О.И.Гайворонская,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Терновская ООШ
2014/2015 уч. год
Введение
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В составленной программе объединения «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Объединение «Творческая мастерская» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.
Пояснительная записка
Рабочая программа объединения «Творческая мастерская» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: средних и старших классов (9 – 15 лет)
Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.
«Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Содержание
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Расписание занятий объединения строится из расчета 4 занятия в неделю:
1 год – 140 часов за год;
2 год – 140 часов за год.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
- обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
- формирование общей культуры;
- приобретение знаний и практики в области театрального искусства.
В результате освоения программы театрального объединения «Творческая мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:
- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценки.
Учебно – тематическое планирование 2014 – 2015 уч.год
140
Учебно – тематическое планирование 2015 – 2016 уч.год
140
Календарно – тематическое планирование 2014 – 2015 уч. год
Наименование раздела №
Тема занятия
Дата по плану
Дата фактическая
Введение
1
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка
03.09
Культура и техника речи
2
Игры по развитию внимания «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы»
03.09
4
Игры по развитию внимания «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые»
05.09
5
Игры по развитию внимания «Эхо», «Чепуха, или нелепица»
05.09
Театральная игра
6
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
10.09
7
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.
10.09
8
Подготовка ко Дню учителя. Выбор репертуара
12.09
9
Знакомство со сценариями миниатюр «На приёме у школьного врача», «На уроке литературы»
12.09
10
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение миниатюр по ролям.
17.09
11
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение миниатюр по ролям.
17.09
12
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
19.09
13
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
19.09
14
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
24.09
15
Подбор музыкального сопровождения к миниатюрам. Репетиция.
24.09
16
Подбор музыкального сопровождения к миниатюрам. Репетиция.
26.09
17
Выступление на празднике, посвящённом Дню учителя.
26.09
18
Анализ дела организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего дела
28.09
19
Анализ дела организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего дела
28.09
Ритмопластика
20
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
01.10
21
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
01.10
Этика и этикет
22
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).
08.10
23
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)
08.10
24
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).
10.10
25
Привычки дурного тона. (Этикет)
10.10
Театральная игра
26
Подготовка к Осеннему балу. Знакомство с сценарием «Суд над осенью»
15.10
27
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сценария «Суд над осенью» по ролям.
15.10
28
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
17.10
29
Репетиция. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
17.10
30
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
22.10
31
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю. Репетиция.
22.10
32
Выступление на вечере «Осенний бал»
24.10
33
Анализ спектакля организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего выступления
29.10
Культура и техника речи
34
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
29.10
35
Игры по развитию языковой догадки «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину»
31.10
36
Игры по развитию языковой догадки «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»
31.10
Ритмопластика
37
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
12.11
38
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
12.11
Театральная игра
39
Подготовка ко Дню матери. Выбор репертуара
14.11
40
Знакомство со сценариями миниатюр «Забыл», «Семейные уроки»
14.11
41
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение миниатюр по ролям.
19.11
42
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение миниатюр по ролям.
19.11
43
Репетиция. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.
21.11
44
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
21.11
45
Выступление на празднике «Добрая, милая мама»
26.11
46
Выступление на празднике «Добрая, милая мама»
26.11
47
Анализ выступления организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего выступления
28.11
Ритмопластика
48
Развитие наблюдательности. На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру.
28.11
49
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
03.12
50
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
03.12
51
Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.
05.12
52
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
05.12
53
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.
10.12
Театральная игра
54
Знакомство со сценарием новогодней сказки «Жар – птица»
10.12
55
Знакомство со сценарием новогодней сказки «Жар – птица»
12.12
56
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
12.12
57
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
17.12
58
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
17.12
59
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
19.12
60
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
19.12
61
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
24.12
62
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю. Репетиция.
24.12
63
Генеральная репетиция
26.12
64
Выступление на Новогоднем карнавале
28.12
65
Выступление на Новогоднем карнавале
28.12
66
Знакомство со сценарием фольклорной пьесы «Раз в крещенский вечерок…». Выразительное чтение текста
14.01
Театральная игра
67
Знакомство со сценарием фольклорной пьесы «Раз в крещенский вечерок…». Выразительное чтение текста
14.01
68
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
16.01
69
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
16.01
70
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
21.01
71
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
21.01
72
Выступление на фольклорном празднике
23.01
73
Выступление на фольклорном празднике
23.01
74
Анализ выступления организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего выступления
28.01
Этика и этикет
75
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)
28.01
76
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)
30.01
77
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)
30.01
78
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)
04.02
Театральная игра
79
Знакомство со сценарием пьесы «Белоснежка и её любимый король»
04.02
80
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
06.02
81
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
06.02
82
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
11.02
83
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
11.02
84
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю. Репетиция.
13.02
85
Генеральная репетиция
13.02
86
Выступление на вечере «Валентинов день»
18.02
87
Выступление на вечере «Валентинов день»
18.02
Культура и техника речи
88
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.
20.02
89
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.
20.02
90
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
25.02
91
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
25.02
Театральная игра
92
Знакомство со сценарием пьесы «Легенда о матери»
27.02
27.02
93
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
04.03
04.03
94
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
06.03
95
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
06.03
96
Выступление на празднике, посвящённом 8 Марта
11.03
97
Выступление на празднике, посвящённом 8 Марта
11.03
Театральная игра
98
Знакомство со сценарием пьесы «Царевна Несмеяна»
13.03
99
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
13.03
100
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
18.03
101
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
18.03
102
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
20.03
103
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
20.03
104
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю.
01.04
105
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю.
01.04
106
Генеральная репетиция
01.04
107
Выступление на вечере «1апреля – никому не верю»
03.04
108
Выступление на вечере «1апреля – никому не верю»
03.04
109
Анализ выступления организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего выступления
08.04
Ритмопластика
110
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
08.04
111
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
10.04
Культура и техника речи
112
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
10.04
113
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
15.04
114
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
15.04
Ритмопластика
115
Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных.
17.04
116
Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных.
17.04
117
Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.
22.04
118
Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.
22.04
Театральная игра
119
Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».
24.04
120
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.
24.04
121
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
29.04
122
Репетиция пантомимных движений.
29.04
Ритмопластика
123
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
30.04
30.04
124
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
06.05
06.05
Этика и этикет
125
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». ( «В ресторане», «В кафе». Приглашение. «Дом, семья»)
08.05
126
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». («В ресторане», «В кафе». Приглашение. «Дом, семья»)
08.05
Театральная игра
127
Знакомство со сценарием пьесы «Сказ про молодца, ходившего ум искать»
13.05
128
Знакомство со сценарием пьесы «Сказ про молодца, ходившего ум искать»
13.05
129
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.
15.05
130
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.
15.05
131
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
20.05
132
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
20.05
133
Генеральная репетиция
22.05
134
Генеральная репетиция
22.05
135
Выступление на празднике Последнего звонка
27.05
136
Выступление на празднике Последнего звонка
27.05
137
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).
28.05
138
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).
28.05
139
Анализ работы за год.
29.05
140
Анализ работы за год.
29.05
Календарно – тематическое планирование 2015 – 2016 уч. год
Наименование раздела
№
Тема занятий
Дата
по плану
фактическая
Введение
1
Вводная беседа. Знакомство с планом работы. Выборы актива. Изготовление уголка театрального объединения «Творческая мастерская»
2
Вводная беседа. Знакомство с планом работы. Выборы актива. Изготовление уголка театрального объединения «Творческая мастерская»
Культура и техника речи
3
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
4
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.
5
Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
6
Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».
7
Выпуск газеты «Игры ведут знатоки» (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).
Театральная игра
8
Знакомство со сценариями миниатюр «Спор», «Опять двойка», «Домашнее задание всей семьёй»
9
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение миниатюр по ролям.
10
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение миниатюр по ролям.
11
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
12
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
13
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
14
Подбор музыкального сопровождения к миниатюрам. Репетиция.
15
Подбор музыкального сопровождения к миниатюрам. Репетиция.
16
Выступление на празднике, посвящённом Дню Учителя
17
Анализ дела организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего дела
Ритмопластика
18
Испытание пантомимой.
19
Испытание пантомимой.
20
Тренировка ритмичности движений.
21
Тренировка ритмичности движений.
22
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
23
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
24
Совершенствование осанки и походки.
25
Совершенствование осанки и походки.
26
Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».
Театральная игра
27
Подготовка к Осеннему балу. Знакомство со сценарием пьесы «Осенний киномарафон»
28
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сценария « Осенний киномарафон» по ролям.
29
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
30
Репетиция. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
31
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
32
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю. Репетиция.
33
Выступление на вечере «Осенний бал»
34
Анализ спектакля организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего выступления
Культура и техника речи
35
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
36
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
37
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).
38
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).
Театральная игра
39
Подготовка ко Дню матери. Выбор репертуара
40
Знакомство со сценарием пьесы «Сказка для мамочки»
41
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение пьесы по ролям.
42
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение пьесы по ролям.
43
Репетиция. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.
44
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
45
Выступление на празднике «Моя мама лучшая на свете»
46
Выступление на празднике «Моя мама лучшая на свете»
47
Анализ выступления организаторами и участниками. Коллективное планирование следующего выступления
Ритмопластика
48
Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).
49
Основа актерского творчества – действие.
50
Сценические этюды на воображение.
51
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
52
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
53
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).
54
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).
Театральная игра
55
Знакомство со сценарием новогодней сказки «Что дороже всего»
56
Знакомство со сценарием новогодней сказки « Что дороже всего»
57
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
58
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
59
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
60
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
61
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
62
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
63
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю. Репетиция.
64
Генеральная репетиция
65
Выступление на Новогоднем карнавале
66
Выступление на Новогоднем карнавале
Ритмопластика
67
Техника грима. Светотень.
68
Техника грима. Светотень.
69
О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.
70
О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.
71
Анализ мимики своего лица.
Театральная игра
72
Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.
73
Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.
74
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.
75
Генеральная репетиция. Оформление сцены.
76
Премьера. (Перед учащимися начальных классов)
77
Анализ выступления.
78
Знакомство со сценарием пьесы «Ромео и Джульетта»
79
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
80
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
81
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
82
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
83
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю. Репетиция.
84
Генеральная репетиция
85
Выступление на вечере «Валентинов день»
Культура и техника речи
86
Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения.
87
Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения.
Ритмопластика
88
Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).21.02
89
Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).
Культура и техника речи
90
Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».
91
Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».
Этика и этикет
92
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.
93
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.
94
Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.
95
Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.
96
Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.
97
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).
Театральная игра
98
Знакомство со сценарием пьесы «Когда жили мамонты»
99
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.
100
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
101
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
102
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
103
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
104
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю.
105
Подбор музыкального сопровождения к спектаклю.
106
Генеральная репетиция
107
Выступление на вечере «И в шутку, и всерьёз»
108
Анализ выступления
Ритмопластика
109
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.
110
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.
Культура и техника речи
111
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).
112
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).
Культура и техника речи
113
Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.
114
Работа над образом. Сказочные гримы.
Театральная игра
115
Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)
116
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
117
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.
118
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.
119
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.
120
Подбор музыкального сопровождения к сценарию.
121
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).
122
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
123
Премьера спектакля.
124
Анализ выступления.
Культура и техника речи
125
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.
126
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.
127
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.
128
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.
129
Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).
130
Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.
131
Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.
132
Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).
133
Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).
Ритмопластика
134
Пантомимический этюд – тень
135
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.
136
Круглый стол «Азбука общения»
137
Создание сценических этюдов. «В такси». «На улице, в транспорте, в лифте». «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие».
138
Создание сценических этюдов: «В такси». «На улице, в транспорте, в лифте». «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»
139
Психологический автопортрет.
140
Анализ работы за год
Литература
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным /Л.И. Пирогова. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
Нестандартные формы внеклассной работы / Н.М. Скоркина. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя /Львова С.И. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
Материально- техническое обеспечение
Ноутбук
Мультимедийный проектор