Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 132
с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района города Казани РТ
Рабочая программа
на 2016/2017учебный год
по литературе
для 11 А , 11 Б классов
учителя высшей квалификационной категории
Ерохиной Галины Александровны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1 от
29 августа 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 № 413; с изменениями от 31.12.2015 № 1578
-Образовательной программы среднего общего образования МБОУ « Школа № 132»
- программы общеобразовательных учреждений «Литература для 5-11 классов общеобразовательной школы»
авторов-составителей Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева 2010 года.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Задачи учебного курса:1 сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
2) осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
3) освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
4) овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
5)воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
6) использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Учебным планом на 2016-2017учебный год предусмотрено изучение литературы в объеме 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Литература XIX-XX в в(102 часа)
Введение (2ч)
Проследить взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIXначала XX веков с историческими процессами в стране и в мире
Основные тенденции русской литературы порубежного периода.
Особенности литературных течений, их представители.
Литература рубежа XIX-XX вв (16ч)
И.А. Бунин -3 ч.
«Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки». Стихотворения «Вечер»,»Последний шмель», «Слово» и др.
Рассказы «Легкое дыхание»; «Чистый понедельник», «Последняя осень» из цикла «Темные аллеи».
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Философская символика произведения.
А.М.Горький-6 ч.
Сообщение о биографии писателя. Анализ и интерпретация ранних рассказов (сообщения учащихся).Страницы биографии М. Горького, связанные с Казанью.
Интерпретация обстановки «дна», сопоставление произведений разных авторов по поднятой проблеме. Ключевые сцены в драматическом произведении. Сообщения учащихся об обитателях ночлежки. «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе. Вопрос о правде в драме «На дне». Смысл финала пьесы.
Роль и место повести в творчестве Горького. Философия богоискательства А.М. Горького. Тест. Развернутый ответ на проблемный вопрос.
А.И.Куприн-4ч. Великая тайна любви в повести «Олеся», образ рассказчика. Нравственный смысл рассказа. Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок». Нравственное противостояние героя и среды. Изображение любви в рассказе «Гранатовый браслет». Мужские и женские образы в рассказе. Нравственные аспекты произведения. Анализ эпизода прозаического текста. Анализ эпизода прозаического текста.
Л.Н.Андреев-2 ч.
Тема социального неравенства в творчестве Л.Н. Андреева.
Рассказы «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче». Своеобразие андреевского стиля.
Проблематика повести «Иуда Искариот». Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказе Л. Андреева. Оригинальная трактовка «вечной» темы в повести.
Сбор материала, подборка цитат, составление плана. Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Бунина, Куприна, Андреева.-1 ч.
Серебряный век русской поэзии-18ч.
Общая характеристика поэзии «серебряного века». Символизм. «Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов» Работа со статьей учебника «Символ, как рождается многозначность символов». Работа со статьей учебника «Символ, как рождается многозначность символов. Поэзия В.Я. Брюсова. Творческий путь поэта.
Анализ стихотворений «Сонет к форме», «Юному поэту» и др. (по выбору). «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта. Анализ стихотворений «Камыши», «Безглагольность», «Вечер. Взморье…» и др. (по выбору). Личность и творчество А.А. Блока Тема любви в лирике А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Смысл трилогии «вочеловечения». Стихотворения «Вхожу я в темные храмы», «О доблестях, о подвигах…», «Ночь, улица, фонарь…» Работа над стихотворениями «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Фабрика». Анализ стихотворений «Россия», «Река раскинулась…» (Из цикла «На поле Куликовом») и др. стихотворения (по выбору). Поэма «Двенадцать» - книга бесстрашной искренности перед лицом бури. Старый и новый мир в поэме. Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать». Смысл символов Блока.
Образно-стилистический мир поэзии Н. Клюева. И. Анненский – необходимое звено м Смысл его манифестов акмеизма. Поэты-акмеисты Г. Иванов, С. Городецкий, М. Кузмин и др.
Кризис символизма в 1910-е годы Черты акмеизма, проявление их в стихотворениях Гумилева "Жираф", «Кенгуру». "Заблудившийся трамвай", «Капитаны». Мотивы экзотики...
Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой. Любовная лирика Психологизм Ахматовой. Работа с учебником. Чтение и анализ стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью» и др. "Тайны ремесла" А. Ахматовой. Тема назначения поэзии и поэта. Художественный анализ стихотворений "Мне ни к чему..." «Мне голос был…», «Родная земля» и др. Особенности гражданской лирики Ахматовой. Поэмы «Реквием» - скорбная летопись утрат. Уникальная композиция произведения. Трагически-траурное многоголосие поэмы. Комментированное чтение.
О. Мандельштам. Острое ощущение связи времен в лирике поэта. Основные мотивы и образы в стихотворениях «Notre Dame», «Бессонница», «За гремучую доблесть…», «Я вернулся в мой город…» и др.
Биография М.И. Цветаевой в контексте эпохи. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Работа со стихотворениями «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи Блоку», «Кто создан из камня», «Тоска по родине! Давно…» М. Цветаева в Елабуге.
Тест и развернутый ответ на проблемный вопрос.(1 ч)
Футуризм. Эстетика и философия течения. Кубофутуризм, творчество И. Северянина, В. Хлебникова. Новаторство в области стиха.
Литературный процесс 20-х годов-10 ч.
В. Маяковский.
Язык ранней лирики Маяковского. Толпа и лирическое «я» поэта: вынужденное единство или мучительное противостояние? Черты избранничества лирического героя в ранней лирике. ("Нате!", "Вам!"," А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и …")
Поэма "Облако в штанах". Смысл четырех криков "Долой!" Материализация метафоры. Роль гиперболы, гротеска. "Гимны" поэта. "Прозаседавшиеся". Обличение бюрократизма и мещанства. "О дряни". В. Маяковский "во весь голос" о назначении Поэта, поэзии и о любви.
Анализ стихотворений "Юбилейное", "Разговор с фининспектором", «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Биография С. Есенина, чтение и анализ стихотворений из сборника «Радуница»; стихотворения «В том краю, где желтая крапива», «Гой, ты Русь моя родная!», «Не бродить, не мять…» и др.
Народно-песенная основа лирики Есенина. "Песнь о собаке", «Выткался на озере алый свет зари», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др. С. Есенин и революция. "Русь уходящая" и "Русь советская". Сложность мировосприятия поэта в ст. «Мы теперь уходим понемногу», «Спит ковыль, равнина дорогая». Мотивы лирики 1924-1925 г. г. ("Персидские мотивы", "Москва кабацкая", "Не жалею, не зову...", "Отговорила роща...") Поэма "Анна Снегина"- поэма о судьбе человека и Родины.. Поэма о несостоявшейся любви. Есенинский взгляд на революционные события в России. Лирическое и эпическое в поэме.
Сочинение по творчеству В. Маяковского, С.Есенина.-1 ч.
Литературный процесс 30-40-х годов-26 ч.
Особенности лирической поэзии (М. Светлов, М. Исаковский) Разнообразие тематики советской прозы 30-х годов. (Н. Островский, А. Твардовский, М. Шолохов)
М.А. Шолохов. Жизненный путь. Вешенская в судьбе писателя. Отношение автора к гражданской войне, мастерство Шолохова в изображении человеческих судеб.
История создания и публикация романа «Тихий Дон», полемика вокруг авторства. Роль эпиграфов и смысл названия романа-эпопеи. Повторение понятия жанра романа-эпопеи. Изображение Шолоховым гражданской войны как «нелепом», противоестественном состоянии для человека. Показать развитие гуманистических традиций литературы в изображении войны и ее влияние на человека. Психологизм Шолохова. Неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества, внутренний раскол героя, его «метание», нравственный выбор. Утверждение Шолоховым вечных ценностей: «дом», «семья», «любовь». Природные образы, идея дома, семьи. Языковая стихия в «Тихом Доне» .
Различные критические оценки романа Шолохова. Проверить знания учащихся по творчеству Шолохова, обобщить изученное, подготовиться к сочинению.
Юмор и сатира 20х-30х годов. Рассказы М. Зощенко, романы Ильфа и Петрова в контексте эпохи. Дать представление о личности и судьбе писателя-сатирика М. Зощенко.
М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба произведений писателя. Мастерство и гражданское мужество писателя. Особенность изображения Булгаковым исторических современных ему событий, автобиографичность произведения. Время и место действия в романе, переклички сюжетных линий, замысел писателя.
Москва и москвичи в изображении Булгакова в контексте времени. Средства художественной выразительности булгаковской сатиры и ее традиции. Идея возмездия в романе.
Своеобразие интерпретации библейского сюжета в романе, символика библейских глав. «Двойники» в романе Булгакова. Нравственные уроки Булгакова, главные ценности, которые он утверждает. Роль произведения в русской литературе.
Мотивы лирики Б. Пастернака. Стихотворения «Февраль», "Зимняя ночь", "Снег идет», «Гамлет», "Сестра моя - жизнь". Духовные искания героев романа «Доктор Живаго». Образ Ю. Живаго в системе образов романа. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность Христа – их чередование в облике Ю. Живаго.
Очерк жизни и творчества А. Платонова.
Самобытность художественного мира писателя, героев и проблематика прозы А. Платонов Повесть «Котлован» -реквием по утопии.
Литература периода Великой Отечественной войны - 8 ч.
Сила патриотического чувства в лирике Симонова, Суркова, Самойлова, Исаковского М. Джалиля.
Публицистика. Истоки изображения войны в литературе военных лет. Обзор публицистики, роль лирики в формировании патриотического чувства.. Обзор прозы 1941-1945 годов о войне.
Реализм изображения военного быта. Разнообразие характеров героев. Тенденции послевоенной литературы. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Значение повести Некрасова. Повторить идейно-художественное содержание рассказа Шолохова «Судьба человека».
Обзор литературной ситуации периода «оттепели», произведений о войне; Повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» и В. Кондратьева «Сашка».
Проблема нравственного выбора в прозе о войне. В. Быков «Сотников» (1970г).
Обзор жизненного и творческого пути А. Твардовского. Работа над стихотворениями «Вся суть в одном единственном завете», «Я знаю, никакой моей вины» и др. Значение военной лирики и поэмы «Василий Теркин» (повторение) Редакторская и общественная деятельность Твардовского. Стихотворение «Памяти матери». Нравственно-философский смысл «возвращенной» поэмы «По праву памяти».
Литературный процесс 50-80-х годов – 19ч.
Литературный процесс 50-80-х годов ХХ века.
Поэзия эпохи «оттепели». Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Р. Рождественского, Ю. Кузнецова.
Страницы биографии А.И. Солженицына.
Лагерная тема в литературе А.И. Солженицына «Архипелаг - ГУЛАГ»,
В.Т. Шаламов «Колымские рассказы».
Жизненные ценности героя рассказа «Один день Ивана Денисовича». Авторское отношение к герою. Авторская концепция лагеря как пути к очищению страданием. Временное и вечное в рассказе.
В. Распутин. Страницы жизни. Повесть «Прощание с Матерой». Нравственные проблемы повести. Женские образы в произведении Повесть «Живи и помни» - лабиринт психологических сцеплений в душе главной героини. Нравственно-философская проблематика произведения..
Биография В.П. Астафьева – в его произведениях. Творящая сила памяти в романе «Последний поклон». «Царь-рыба» - горизонты «натурфилософской прозы». Поединок человека с природой. Сравнение повести В. Астафьева и повестью Э. Хемингуэя «Старик и море». Сходство и различие в решении нравственных проблем.
Авторская песня 60-80-х годов. А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Б. Окуджава.
Театр Вампилова. Новаторство в современной драматургии. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота». Нравственные проблемы в пьесах.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90гг.- 2ч.
Реалистическая проза Ю. Бондарева, Ю. Полякова,
В. Маканина, В. Аксенова. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы
Ф. Искандера. Неореализм Татьяны Толстой. Ироническая поэзия 80-90-х годов И. Губермана, В. Куприянова.
Литература последнего десятилетия. Обзор литературного процесса, его тенденции, проблематика и эстетические позиции авторов. Людмила Улицкая «Казус Кухоцкого». « Медея и ее дети», В. Маканин «Лаз», «Испуг». В. Аксенов «Остров Крым», Дина Рубина «Терновник», «Когда же пойдет снег», «Почерк Леонардо».
Из зарубежной литературы – 1 ч.
Сообщение о Б. Шоу. Особенности драматургии писателя. Этические и эстетические проблемы пьесы. Новаторство в драме.
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется национально-региональный компонент:
- при изучении темы Великой Отечественной войны обращение к творческому наследию татарского поэта-героя М. Джалиля.
- при изучении поэзии С.А. Есенина привлечение поэтических шедевров татарских поэтов Г. Тукая.
- при изучении поэзии М.И. Цветаевой – знакомство учащихся с краеведческим материалом, посвященным пребыванию М. Цветаевой в Елабуге.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Литература» выпускников среднего уровня общего образования
(Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс XI класса)
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведения.
Основные понятия по теории литературы.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), жанровую принадлежность произведения.
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Учебно-тематическое планирование по литературе
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год
ВСЕГО: 102 урока, из них : РР-11(№ урока : 11,15,18,35,46,67,78,92,93,98,99); вн.чт.-4 (60,77,101,102) ; к. р.(тест)-5 (11,15,35,67,78);С-4
УМК : Учебник: В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010г.
Литература для учащихся:
Учебник: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.
Литература для учителя:
Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. Русская литература XX века. 11 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А. Чалмаева и С.А. Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.
Н.В. Егорова, Н.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе в двух частях. 11 класс. М.: «Вако», 2005г.
В.Е. Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. С.-П.: «Паритет», 2006г.
Н.М. Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс. Волгоград, «Учитель – АСТ».
Календарно -тематическое планирование по литературе для 11 класса
XIX-XX веков .Историко-культурная ситуация. 1
2
Русская литература на рубеже веков .Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты.
1
Литература рубежа XIX-XX вв
16
3
Очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Лирика.
1
4
«Чистая влага любви ,печали, нежности». Рассказы И.А. Бунина о любви.
1
5
Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско».
1
6
Жизненный и творческий путь А.М. Горького Ранние романтические рассказы А.М. Горького.
1
7
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне».
1
8
Человек , его достоинство и смысл жизни.
1
9
Нравственно-философские мотивы драмы «На дне».
1
10
«Фома Гордеев». Бунт «выломившегося» человека в повести.
1
11
Р.Р. Творческий практикум по творчеству М. Горького. Тест.
1
12
Жизнь и творчество А.И. Куприна. Рассказ «Олеся». Испытание любовью.
1
13
Мир армейских отношений в повести «Поединок».
1
14
Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
1
15
Р.Р. Анализ письма Желткова Вере Николаевне.
1
16
Летопись жизни и творчества Л.Н. Андреева.
1
17
Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»-конфликт между одиночкой и толпой , героем и «другими».
1
18
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна , Л.Н. Андреева.
1
Серебряный век русской поэзии
18
19
Серебряный век русской поэзии.
1
20
Символизм и поэты-символисты.
1
21
Поэзия В.Я. Брюсова. Творческий путь поэта.
1
22
«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта.
1
23
Личность и творчество А.А .Блока. Тема любви в лирике А.А. Блока.
1
24
Тема «страшного мира» в поэзии А.А. Блока. Стихотворение «Незнакомка».
1
25
«Это все о России». Тема Родины в творчестве А.А. Блока.
1
2 четверть(7 недель ) 21 урок;РР-2;Т-1;С-1
26
Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Творческая история поэмы.
1
27
Новокрестьянские поэты 1910-х годов. Творчество Н. Клюева. Мир поэзии И. Анненского.
1
28
Акмеизм. Смысл его манифестов.
1
29
Мир образов Н. Гумилева. Путешествия в глубь души.
1
30
А. Ахматова. Личность и судьба. Мир человеческих переживаний в ранней лирике.
1
31
Многоликость образа Родины в творчестве А. Ахматовой.
1
32
Поэма «Реквием». Основные мотивы и образы. Особенности жанра и композиции.
1
33
О. Мандельштам. Острое ощущение связи времен в лирике поэта.
1
34
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой. Образ Родины-дома в поэтике М. Цветаевой.
1
35
Р.Р. Творческий практикум по поэзии Серебряного века. Тест.
1
36
Футуризм. Эстетика и философия течения.
1
Литературный процесс 20-х годов
10
37
В. Маяковский «Я сам». Толпа и лирическое «Я» поэта.
1
38
Поэма «Облако в штанах».
1
39
В. Маяковский и революция. Сатира В. Маяковского.
1
40
В. Маяковский «во весь голос» о назначении Поэта, поэзии и о любви.
1
41
С.А. Есенин. «О себе». «Радуница»-есенинская Россия. «Чувство Родины».
1
42
Любовь и сострадание ко всему живому.
1
43
С. Есенин и революция. «Русь уходящая» и «Русь советская».
1
44
Философичность поэзии С. Есенина.
1
45
Поэма «Анна Снегина»-поэма о судьбе человека и Родины.
1
46
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству В. В. Маяковского, С.А. Есенина.
1
3 четверть(10 недель) 30 уроков;ВЧ-1;С-1; РР-1
Литературный процесс 30-40 годов
26
47
Литературный процесс 30-40 годов. Обзор поэзии и прозы.
1
48
М.А. Шолохов. Жизненный путь. Вещенская в судьбе писателя.
1
49
М.А. Шолохов. «Брат на брата…»-авторская концепция гражданской войны в «Донских рассказах».
1
50
Мастерство М.А. Шолохова в изображении человеческих судеб.
1
51
«Тихий Дон». История создания. Изображение донского казачества.
1
52
Изображение войны в художественном мире романа-эпопеи.
1
53
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды.
1
54
Нравственный выбор Григория Мелехова.
1
55
Роль женских образов в романе-эпопее «Тихий Дон». Григорий и Аксинья.
1
56
Вечные темы в романе-эпопее.
1
57
Юмор и сатира 20-х-30-х годов. Рассказы М Зощенко, романы Ильфа и Петрова в контексте эпохи.
1
58
М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба произведений писателя.
1
59
Сатира М. Булгакова как опыт осмысления революции. Нравственная проблематика. Особенности сатиры М. Булгакова.
1
60
Роман «Мастер и Маргарита». Творческая история и судьба произведения.
1
61
Романное время и пространство. Взаимодействие 3-х миров в романе.
1
62
Сатирическое изображение Москвы 30-х годов. Воланд и его свита.
1
63
Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Левий и Матвей.
1
64
Понтий Пилат и проблема совести.
1
65
Образ Иуды и тема предательства (Алоизий и Магарыч). Мастер и Иешуа.
1
66
Мастер и его Маргарита. Тема творчества и судьбы художника. Нравственный выбор Ивана Бездомного.
1
67
Р.Р. Творческий практикум по роману «Мастер и Маргарита». Тест.
1
68
Б.Л. Пастернак. Восторг перед миром природы.
1
69
Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя.
1
70
Образ Ю. Живаго в системе образов романа.
1
71
«Без меня народ неполный». Проза А. Платонова. Повесть «Котлован»-реквием по утопии.
1
72
Проблематика прозы А. Платонова.
1
Литература периода Великой Отечеств. войны
8
73
Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия.
1
74
Мир в свете подвига. Обзор прозы 1941-1045 годов о войне.
1
75
Осмысление опыта войны в прозе 50-60 х годов.
1
76
«Окопный реализм» «лейтенантской « прозы».
1
4 четверть( 8,5недель) 26 уроков;РР-5;ВЧ-3;С-1
77
ВЧ Проблема нравственного выбора в прозе о войне. В. Быков «Сотников».(1970 г.)
1
78
Р.Р. Творческий практикум «Человек на войне». (По самостоятельно прочитанным произведениям).
1
79
А.Т. Твардовский. Личность и судьба. Основные мотивы лирики.
1
80
А.Т. Твардовский –редактор «Нового Мира». Поздняя лирика. «По праву памяти».
1
Литературный процесс 50-80-х годов
19
81
Появление «громких» и «тихих» лириков в период эпохи «оттепели».
1
82
Лагерная тема в литературе. А.И. Солженицын «Архипелаг-ГУЛАГ»
1
83
Лагерная тема в литературе. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы».
1
84
Конфликт временного и вечного в рассказе «Один день Ивана Денисовича».
1
85
Жизненные ценности героя рассказа «Один день Ивана Денисовича».
1
86
В. Распутин. Страницы жизни. Живое слово В. Распутина.
1
87
Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Живи и помни».
1
88
Нравственно-философская проблематика произведения.
1
89
«Сопричастный всему живому». Штрихи к портрету В.П. Астафьева.
1
90
Взаимоотношения человека и природы в книге «Царь-рыба».
1
91
Экологическая проблема произведения «Царь-рыба».
1
92
Р.Р. Развернутый ответ на вопрос. Отзыв. Рецензия.
1
93
Р.Р. Развернутый ответ на вопрос. Отзыв. Рецензия.
1
94
Авторская песня 60-80 годов. А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Б. Окуджава.
1
95
Авторская песня 60-80 годов. А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Б. Окуджава.
1
96
Театр Вампилова. Пьесы «старший сын», «Утиная охота».
1
97
Поэзия и судьба Иосифа Бродского.
1
98
Р.Р. Итоговое сочинение за курс 11 класса.
2
99
Р.Р. Итоговое сочинение за курс 11 класса.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов XX века.
100
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов XX века. Обзор.
1
101
ВЧ. Литература последнего десятилетия.
1
Из зарубежной литературы
1
102
ВЧ. Этические и эстетические проблемы в пьесе Б. Шоу «Пигмалион».
1
Приложение 1
Критерии оценивания сочинений по литературе
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Оценка "5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Оценка "4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Оценка "3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Оценка "2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Критерии оценивания устных ответов
Оценка «5»
Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
Оценка «4»
Раскрыто основное содержание материала.
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
Ответ самостоятельный.
Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
Оценка «3»
Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
Не дано определение понятий.
Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
Критерии оценивания диагностических работ в форме тестирования
65-80% - высокий уровень «4»
40-64% - базовый уровень «3»
Ниже 40% - пониженный уровень «2»
Приложение 2
Итоговое контрольное сочинение за курс 11 класса(2016-2017 уч. год)
1. Человек на войне (на примере 1-2 произведений по выбору).
2. Легенда о Ларре : свобода реальная и мнимая.
3. Добро и зло: вечная борьба(по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Нравственные уроки прозы В. Распутина (на примере 1-2 произведений писателя).
5. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь-это постоянный выбор?
6. Я хочу рассказать вам о книге.