Учебно-методическая карта занятия Власть социальных предрассудков над сознанием людей в произведении Дж. Б. Шоу «Пигмаллион»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Власть социальных предрассудков над сознанием людей в произведении Дж. Б. Шоу «Пигмаллион». Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.Вильям Шекспир сказал: «All the world’s a stage, And all the men a...


Учебно-методическая карта занятия

ОДБ 02 Литература

Шифр

Группа

Дата

__________

__________

__________

__________

Тема занятия

Власть социальных предрассудков над сознанием людей в произведении Дж. Б. Шоу «Пигмаллион». Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Вид занятия

комбинированное


Время

90 мин.

Цели занятия

Образовательная:

повторять и углублять понятие о драме, рассмотреть биографию Бернарда Шоу, анализировать произведение «Пигмалион».

Развивающая:

развивать внимание, память, образное мышление, умения и навыки восприятия информации на слух, интерпретации литературного произведения, анализа драмы.

Воспитательная:

воспитывать читательский вкус, чувства толерантности, гуманизма, стремление к духовному самосовершенствованию, создавать ситуацию успеха на занятии.



Межпредметные

связи

Что обеспечивают

Литература


Которые обеспечивают

Литература, английский язык


Обеспеченность занятия _________________________

Шифр карточки


Б. Раздаточный материал.


В. Технические средства обучения.


Г. Учебные места.

Учебная аудитория

Д. Литература:

Основная:

  1. Волощук Є. В. Світова література: хрестоматія-посібник для 11 кл. загальноосвіт. навч. закладів / Є. В. Волощук. – К.: Літера ЛТД, 2011. – С. 37 – 69.

  2. Звиняцьковський В. Світова література: підручн. для 11 кл. загальноосвіт. навч. закл.: академ. рівень, проф.. рівень / В. Звиняцьковський. – К.: Генеза, 2011. – С. 31 – 41.

  3. Ковбасенко Ю. І. Світова література: підручн. для 11 кл. загальноосвіт. навч. закл. (академічний рівень, професійний рівень). – К.: Грамота, 2012. – С. 37 – 46.


Содержание занятия

Структура и содержание занятия

Методы и приёмы обучения

1

3’

Вступительная часть


Приветствие.

Проверка наличия студентов, подготовленности аудитории к занятию.

Создание атмосферы, способствующей проведению занятия.

Беседа




2

80’

Основная часть.


2.1

2’

Мотивация учебной деятельности.

Ознакомление студентов с темой и целями занятия.

Тема: Власть социальных предрассудков над сознанием людей в произведении Дж. Б. Шоу «Пигмаллион». Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Вильям Шекспир сказал: «All the worlds a stage, And all the men and women merely players» («Весь мир театр, а люди в нём – актёры»). Сегодня мы поговрим об одном из выдающихся драматургов Великобритании – Бернарде Шоу и примерим на себя разные роли.

Жизнь Б. Шоу – блестящий пример того, как много значат в формировании личности книги. Писатель окончил только дублинскую школу. Никудышный ученик: «В школе я не выучил ничего и забыл многое», а стал великим драматургом. Все дело в том, что он очень много читал и знал английскую литературу от Шекспира до последнего издания Британской энциклопедии.

Парадоксальны и другие факты из жизни этого человека, например, он не верил в медицину, а прожил 94 года. Может, секрет в том, с 1881 г. он стал вегетарианцем, не пил чай, кофе и спиртное.

Кроме того, все творчество Шоу – это соперничество с Шекспиром, он даже создал своего «Короля Лира» - пьесу «Дом, где разбиваются сердца», у него же вы можете прочитать произведение под красноречивым названием «Шекс против ШО». И сегодня у лестницы Королевской Академии драматического искусства в Англии слева бюст Шекспира, а справа – Шоу как символы английского театра.


Убеждение

2.2

78’

Подача нового материала.

Студенты показывают мини-спектакль по выбранным фрагментам пьесы «Пигмалион», адаптируя её под современные реалии.

  • Спасибо, за проделанную работу. Ваша интерпретация произведения показывает глубокое осмысление и знание оригинального текста. Однако давайте сделаем несколько шагов назад и познакомимся с самим Пигмалионом, то бишь создателем. (Просмотр видео и составление логической цепочки событий жизни Шоу).

  • А теперь закрепим услышанное. Перед вами текст о Бернарде Шоу на английском языке. Давайте прочтём его и переведём.

BERNARD SHAW (1856-1950)

There was a time when the English theatre stood very high. The English people still like to call their country “the land of Shakespeare,” but this is a glory of the past. In later ages the English theatre, never reached the height it had known in Sha¬kespeare’s time. In the XIX century the English theatre was very poor.

The reasons for the poverty of the English theatre and drama lay, firstly, in the fact, that at that time the theatre in England had become a purely commercial enterprise. The chief aim of the ma¬nagers was to squeeze money out of the theatre. They tried to please the public — mostly rich people who could pay well to be amused — and avoided all political subjects.

To create a new theatre and a drama of social significance became the aim of Bernard Shaw and of a few other writers, theatrical managers and actors of his time. The attempt was very nearly hopeless under the existing conditions. In fact, the English theatre is still in the present day one of the poorest in the world. Nevertheless the attempt had some important results. First of all it brought onto the English stage plays by the best masters of the drama, the Russian realistic drama of Chekhov and Tolstoy, mid a little later the plays of Gorki. Next it brought into life 1 Bernard Shaw’s own dramatic talent. .His first play “Widowers’ Houses”2 was performed in 1892. Both he bourgeois public and the critics immediately attacked Bernard Shaw, calling him cynical, pessimistic and immoral.

This first play was followed by many other comedies:”Mrs. Warren’s Profession," “The Man of Destiny,” “Candida,” “Man and Superman,” etc.

Shaw’s way of writing is very peculiar: he says true things in such a way that at first one is not sure whether he is joking or serious. Sometimes Shaw even makes a sort of game out of his jokes and witty words. In these cases the jokes are often funny; but they have no purpose or depth in them. On the other hand, though Bernard Shaw read Marx in his youth, he never mastered his teaching and, limited by his bourgeois outlook, never really understood the Marxist point of view. So having but a very imperfect idea of the future development of society, Shaw was sometimes inclined to build very complicated and dim theories of his own. Unable to find his way out of them, he would then lose something of his acute hold on reality7 and his sharp criticism of it. This meant that at such times his work became less realistic, less lively and hopeful of the future8 and his views more coldly sceptical. In his old age Bernard Shaw visited the Soviet Union. When he came back to England he spoke of the USSR as of a country in which lie all the hopes of humanity, for it shows man his way into the future.

His best plays, such as “Widowers’ Houses,” “Pygmalion,” 9 and a few others are continually staged and enjoyed by the Soviet public for their fun, their wit and their exposure of capitalist reality.

  • Что нового вы узнали о писателе?

Пьеса написана в 1912г., издана в 1916 г., т. к. ремарки Шоу дописывал после игры Стеллы Патрик Кэмпбелл – величайшей трагической актрисы рубежа веков, равной которой не было (играла в пьесах Шекспира, Метерлинка, Ибсена, Шеридана, Уайльда, Шоу, конец жизни провела во Франции в страшной нищете, забытая всеми, кроме Шоу). Шоу заметил и выделил актрису среди других ещё с первых шагов на сцене. Когда Шоу, спустя почти четверть века после знакомства с искусством Стеллы Патрик Кэмпбелл, написал свою самую популярную пьесу «Пигмалион», он твёрдо решил на этот раз, что уличную цветочницу будет играть только она и никто больше. Он создал эту роль специально для неё. Интервал между замыслом и его осуществлением оказался солидным. К моменту завершения «Пигмалиона» Стелле уже исполнилось 47 лет! И она была далеко не так стройна и подвижна, как в 90-е годы. Но Шоу был категоричен в принятом им решении. Итак, Шоу предложил сыграть Патрик Кэмпбелл разбитную цветочницу, дочь мусорщика Элизу, которая, научившись правильной английской речи и приёмам светского этикета, запросто сходит за знатную леди из высшего общества. Но сначала это предложение шокировало актрису: играть девушку из предместья, простонародную героиню и к тому же на 20 лет моложе себя?! «Не умею играть мещанок из предместья». Но, согласившись играть, она с необычной легкостью преодолела эту разницу в возрасте. Пьеса обошла все ведущие театры мира и до сих пор пользуется сценическим успехом.

В чём же смысл заглавия? Оно восходит к античному мифу, согласно которому скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую Галатеи и оживил ее своими мольбами.

  • Кто же главные герои произведения Бернарда Шоу?

  • Расскажите о профессоре Хиггинсе. Кто он по профессии? Как относится к своему делу?

  • Можна ли назвать его Пигмалионом?

  • Как он относится к своему плану? Хочет ли он помочь девушке или его интересует лишь пари? Свой ответ аргументируйте примерами из пьесы.

  • Кто такая Элиза Дулиттл? Каково ее происхождение? Зачем она хочет учиться правильно говорить?

  • Какова мораль отца Элизы? Почему он не хочет быть богатым человеком?

  • Кем выступает в произведении доктор Пикеринг? Как он относится к Элизе?

  • Можно ли сказать, что главную героиню пытаются сделать куклой? Когда она решила воспротивиться этому?

  • Какое отношение к Хиггинсу и Элизе имеет миф о Пигмалионе? Можно ли назвать это заглавие ироничным?

  • Как вы относитесь к Элизе?

  • Почему, по вашему мнению, ни Хиггинс, ни Пикеринг не осознают аморальность своего поступка, пари?

  • Как вы думаете, что станет в последствие с Элизой: вернется ли она на улицу, выйдет замуж за Фредди или останется с Хиггинсом?

  • Какова же роль просвещения в наше время? Зачем нам постигать целый комплекс дисциплин?

  • Кем вы видите себя по окончании нашего учебного заведения?


Проверка д/з



Работа с видео










Перевод текста






















































Рассказ преподавателя

































Анализ драматургического произведения


























Постановка проблемных вопросов


3

7’

Заключительная часть.


3.1

4’

Комментарий деятельности студентов.

Итоги занятия.

Пояснение, советы относительно

3.2

3’

Постановка задания для самостоятельной работы, рекомендации по его выполнению: подготовить биографию Э. Хемингуэя, читать «Старик и море», подготовить доклады (индивидуально) о произведениях «Прощай, оружие!», «И восходит солнце».


выполнения