Урок литературы Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования. (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


УРОК № 6 -7 (4 база)

Тема. Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».

Своеобразие лирического повествования.

Психологизм и особенности внешней изобразительности

Цель:

-проследить с суворовцами , как в художественной канве рассказа «Чистый понедельник» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и человека в нем;

-совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умения делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию;

- активизировать самостоятельность исследовательской деятельности суворовцев

- развивать навыки творческого чтения;

-воспитывать духовно-нравственную культуру суворовцев.

Оборудование: учебник, справочная литература, текст рассказа «Чистый понедельник» иллюстративный материал по теме урока, эпиграф, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты.

предметные: выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

метапредметные:умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

личностные: воспитание духовно-нравственных качеств;


Благодарю Бога, что Он дал мне написать «Чистый понедельник»


И.А.Бунин

ХОД УРОКА


I.Организационный этап

II. Проверка самоподготовки. Ответы на вопросы:

- Как построен рассказ? В чем особенность композиции?

-Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

- Какой композиционный прием использует автор в рассказе?

Как используется пейзаж и как через него показываются характеры и состояния

- Почему убийство Оли происходит на вокзале, в толпе?

- Почему произведение называется «Легкое дыхание?


ВЫВОД: «Легкое дыхание» - рассказ о смысле жизни, о ценности «живой жизни» (термин В. Вересаева), то есть жизни естественной, пусть не всегда правильной, но прекрасной.


III. Актуализация опорных знаний

- По какому же принципу в книге «Темные аллеи» объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).


IV. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Рассказ «Чистый понедельник» написан Буниным 12 мая 1944г. Бунин очень гордился этим произведением, поэтому сказал так: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»

- Почему так любил его Бунин?




- О чём рассказ?

«Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, определили тему рассказа – любовь.

- Сформулируйте тему рассказа. Только ли о любви?

( о любви к России)

- Как раскрываются эти темы? При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

( выявление особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей).

Записывают в тетради тему урока, эпиграф и время написания рассказа.


1. Беседа : выявление первичных впечатлений после прочитанного рассказа

-Каково было ваше первое чувство после прочтения рассказа?

-Какое впечатление произвели на вас главные герои?

-Почему у героев нет имен?

- Какова атмосфера начала рассказа и с помощью каких средств автор ее создает?

2.Слово Учителя.

В творческом наследии Ивана Бунина есть и проза, и стихотворения. Сам он справедливо считал себя в первую очередь поэтом и обижался, когда его называли прозаиком. Лучшие свои прозаические произведения он писал, как истинный поэт.

В рассказе «Чистый понедельник» чувства выходят на первый план, что сближает его со стихами. Если немного поработать над рифмами, то начало рассказа вполне можно переделать в лирическое стихотворное произведение:

Темнел московский зимний день,

Неслись извозчичьи пролетки…

Это «перетекание» прозы в поэзию делает рассказ Бунина необыкновенно музыкальным.

Синтаксис писателя тоже имеет свои особенности. В «Чистом понедельнике» большие, на пол-листа, абзацы, которые состоят из двух-трех огромных предложений. Они не создают ощущения тяжеловесности, потому что в них присутствует какой-то своеобразный ритм, которому подчинены и изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи.

Невозможно пересказать сюжет, потому что без магии бунинских слов получится самая обыкновенная история. Просто Он и Она. Он рассказывает историю своей любви. Всего шесть страниц текста, достаточных, чтобы войти в историю литературы.


V. Работа с текстом.

1 Беседа

- Соотнесите время написания и время действия в рассказе. —

Рассказ написан в 1944г, а время действия 1914/16г. Т.е. автор переносит нас из современного ему мира в Москву начала ХХв, 30 лет назад

- В каких 2х временных пластах предстает Россия перед нами.

( Глубокой древности и современного мира)

- Мы сказали о том, что показано прошлое и настоящее, а говориться ли о будущем? Какое оно?

(Она навсегда отвергла разговоры о будущем», т.е. будущее неясно, она боится его)

Сопоставительная характеристика героев. Работа с текстом и таблицей.

«Корни»

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Литературные имена

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского


- Вы дочитали

"Огненного ангела"?

(роман В. Брюсова)








И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?


Л. Андреев, А. Белый

на диване, над которым

зачем-то висел портрет босого

Толстого






- Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.


Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.


Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…



Она задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?








Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении "полечки Транблан", когда партнер  выкрикивает "козлом" бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом "с сизой мордой утопленника" и цыганкой "с низким лбом под дегтярной челкой". 

- Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало "Лунной сонаты", -
только одно начало

Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их




Комментарии.

А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В.Я, Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, – о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Модные авторы европейского декаданса

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист. Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик


Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса (см. выше), «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

- Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).

3.Просмотр презентации.

- Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

- Отправимся вслед за героями в Москву.

Экскурсия по Москве от имени героев.

Экскурсия от имени героя «Современная Москва».

Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...

Экскурсия от имени героини «Древняя святая Москва»

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.


- Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

4.Индивид. Сообщения суворовцев.

- О каких религиозных праздниках и предметах идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Можно посмотреть фрагмент празднования Масленицы в/ф «Сибирский цирюльник»).

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Икона Божией Матери «Троеручницы».

5.Аналитическая беседа.

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Как описывает автор свою героиню? (Портрет, позы, жесты, манера держаться). Найти в тексте. Как подчёркивается мотив «восточной» красоты? («А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

И прелести её секрет

Разгадке жизни равносилен…

Б. Пастернак.



Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

- В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию»

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон? От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…).

Вот ещё один приём, характерный для Бунина. Описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.


Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».



VI. Итог урока. Рефлексия.

Выводы. Запись в тетрадь.

1. «Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной радостью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая земная,

Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.


2.«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, - автор пишет своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

3.«Чистый понедельник» - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности» (Горький).


VII. Самоподготовка.


1.Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2. Написать аргумент к поставленной проблеме