Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
Программа элективного курса
«Образ Петербурга в поэзии и прозе русского символизма».
11 класс
Учитель русского языка и литературы
Санникова Татьяна Николаевна
г. Березники, 2016г.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательных школы, которым интересна литература конца XIX – начала XX века и которые, возможно, свяжут свою жизнь с филологией. Курс направлен на прочтение и интерпретацию текстов, связанных с образом Петербурга в произведениях символистов, а также на историю и причины возникновения его в литературе. Писатели и поэты показывают, какое влияние оказывает город (порождение цивилизации) на судьбы людей. Этот образ неразрывно связан с судьбой страны в разные эпохи. Следовательно, необходимы параллели с русской историей. Таким образом, этот элективный курс носит междисциплинарный характер.
Предметом изучения являются произведения русских символистов.
Программа способствует решению важнейших целей и задач литературного образования:
- углубить и расширить знания учащихся о литературе «серебряного века»;
- совершенствовать и развивать умение творческого чтения;
- формировать умения и навыки по использованию литературоведческих терминов и культурологических категорий, в которых осмысляется литература конца XIX – начала XX века;
- прививать навыки работы с литературной критикой, словарями, интернет-ресурсами;
- способствовать формированию у учащихся гражданской позиции, морально-этических качеств.
Курс построен на сочетании проблемного и историко-литературного принципов.
Принципы построения курса:
- доступность в отборе дополнительного материала;
- ориентированность на единство знаний и умений;
- индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.
Актуальность и практическая значимость элективного курса.
Элективный курс «Образ Петербурга в поэзии и прозе русского символизма» (на примере произведений Д.С.Мережковского, А.А.Блока, А.Белого) является дополнением к основному курсу литературы XX века в 11 классе и рассчитан на 16 часов.
Данная программа может быть предназначена не только для классов с углубленным изучением русского языка и литературы, но и для школьников, интересующихся литературой конца XIX – начала XX века. Кроме того, этот курс поможет ученикам лучше понять взгляды поэтов-символистов на отдельные этапы истории России и будет способствовать формированию их мировоззрения, гражданской позиции и морально-этических норм поведения.
Методы и формы работы.
Методика критического мышления (приемы «Кластеры», «Инсерт», «Синквейн»), поисково-исследовательская деятельность, работа с литературоведческими статьями, исследовательская деятельность в парах, проблемная дискуссия.
Тематическое планирование элективного курса (16 часов).
Содержание элективного курса.
Тема 1. Пушкинские и гоголевские традиции в изображении Петербурга.
Из истории города (воплощение мечты Петра I о выходе в Балтийское море и строительстве крепости и порта, города на Неве). Формирование образа Петербурга в литературе XIX века (Петербург как фон, символ Петровской эпохи в поэмах А.С.Пушкина «Полтава», «Медный всадник»). Образ города в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя (повести Шинель», «Невский проспект»), связь образа Петербурга с темой «маленького человека». Пушкинские и гоголевские традиции в произведениях Ф.М.Достоевского (двойственность образа Петербурга в романах «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные, «Бедные люди»).
Тема 2. Концепция русской истории и образ Петербурга в произведении Д.С.Мережковского (главы из романа «Христос и Антихрист»).
Мережковский Д.С. «Антихрист. (Петр и Алексей)». Историческая справка: отношения Петра I и его сына, история смерти Алексея. Образ Петербурга в романе: анализ глав (книга первая «Петербургская Венера», книга седьмая «Петр Великий»). Отношение разных героев к деятельности Петра. Город как порождение зла, безбожия, блуда. Значение образа Петербурга в романе. Авторское видение исторических событий.
Тема 3. Образ Петербурга в стихотворении И. Анненского «Петербург».
Анализ стихотворения И.Анненского «Петербург» (1906г.) Авторское видение Петербурга, отношение к городу. Связь с историей Петербурга. Изобразительные средства, используемые автором для создания образа.
Тема 4. Художественная концепция петербургского периода русской истории в стихотворении В.Брюсова «Три кумира».
История создания стихотворения. Памятники трем императорам – три этапа истории правления. Анализ стихотворения. Концептуальный подход к отечественной истории предшествующих двухсот лет.
Тема 5. Гиппиус и Петербург.
Очерки жизни и творчества З.Гиппиус. Работа по анализу стихотворений З.Гиппиус «Петербург» (1909), «Петроград» (1914), «14 декабря 1917 года» (1917), «Лазарь» (1922). Столица – деспот. Петербург – трагический символ былого величия.
Тема 6. Петербург как олицетворение «страшного мира» в поэзии А.А.Блока.
Исторические события, обративши внимание А.Блока на создание сборников «Распутья», «Город». Образ Петербурга в стихотворениях А.Блока «Город спит, окутан мглою…», «По городу бегал черный человек…», «Пять изгибов сокровенных…», «Фабрика», «Город в красные пределы…», «В высь изверженные дымы…», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Обращение к городу как «попытка нащупать границы добра и зла». Двойственное отношение А.Блока к Петербургу.
Тема 7. Образ Петербурга в романе А.Белого «Петербург». Прием реминисценции в романе.
Анализ глав «Жители островов поражают нас», «Наша роль», «Провизжала бешеная собака», «Петербург ушел в ночь», «Я гублю без возврата», «Невский проспект». Понятие «реминисценция». Обсуждаемые проблемы: общее в изображении Петербурга в произведениях Ф.М.Достоевского и А.Белого; отличия в создании образа Петербурга Достоевским и Белым; роль реминисценции в романе А.Белого «Петербург».
Тема 8. Итоговое сочинение.
Темы сочинений: «Пушкинские и гоголевские традиции в изображении Петербурга символистами».
«Образ Петербурга в поэзии символистов».
«Петербург Достоевского и Петербург А.Белого».
Список литературы для учителя и учащихся.
И.Анненский. Стихотворение «Петербург» (1906г.)
А.Белый. Роман «Петербург».
А.Блок. Сборники стихотворений «Распутья», «Город».
В.Брюсов. Стихотворение «Три кумира».
З.Гиппиус. Петербургские дневники. Стихи «Петербург», «Петроград», «14 декабря 1917 года», «Лазарь»,
Мережковский Д.С. «Христос и Антихрист» II книга трилогии «Антихрист (Петр и Алексей)». Издательство «Правда», 1990г.
Дополнительная литература.
Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Москва, 1988г.
Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. Москва, 1989г.
История русской литературы: XX век. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива и др. Москва, 1995г.
Колобаева Л.А. Концепции личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. Москва, 1990г.
Крыщук Н. Открой мои книги (разговор о Блоке). Ленинград, 1979г.
Ломтев С.Я. Проза русских символистов. Москва, 1994г.
Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока. 2-е изд. Ленинград, 1981г.
Минц З.Г. Блок и русский символизм. Книга 3: Поэтика русского символизма. Искусство - СПб, 2004г. http//www.ruthenia.ru/mints/papers/russkij.html
Минц З.Г. О трилогии Д.С. Мережковского "Христос и Антихрист"
[link]
Михайлов О.Н. Пленники культуры (о Д.С.Мережковском и его романах). Издательство «Правда», 1990г.
Новиков Л.А.Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. Москва, 1990г.
Сугай Л. Серебряный век: термин, понятие, образ.//SLOVANSTVO NA KRIZOVATKE KULTUR A CIVILIZACII: Zbornik… - Banska Bystrica, 2009 //www.ff.umb/sk/app/cmsFile.php?disposition=a&ID=9283